Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 10. Фальшивые исторические повествования и интерпретации





Обычно целью фальшивых исторических повествований являются самопрославление и самооправдание. Нам так хочется показать, что не только мы являемся особенными, но таковыми были и наши предки. Казалось бы, ничего нет аморального в том, чтобы рассказать ложную историю; никто от этого не пострадает. Фальшивые исторические повествования являются самообманом на групповом уровне, так как большое количество людей верит в какую-либо придуманную историю. Если можно взрастить несколько поколений на сказках об их предках, это станет мощной силой формирования единства в пределах определенной группы людей.

Лидеры групп легко эксплуатируют эту силу, объединяя иллюзии о прошлом своего народа с призывами к борьбе: немецкому народу так долго отказывали в законных территориях, а поэтому «Dass Deutsche Volk muss Lebensraum haben!» (Немецкому народу нужно пространство для жизни!), – берегитесь, соседи! Или другой пример: у еврейского народа есть божественное право на владение землями Палестины, так как их предки, жившие в этих местах три тысячи лет назад, написали о ней книгу, – соседи, берегитесь! Большинство людей не осознают обмана, заложенного в основу повествования, а поэтому принимают его за правду. Также они не осознают и эмоциональной силы этого повествования.

В исторической науке существует глубокое противоречие: с одной стороны, нужно выявить правду о прошлом, с другой – создать фальшивое историческое повествование событий. Как мы убедились раньше, люди постоянно придумывают фальшивые повествования о себе, своем поведении, отношениях и тому подобном. Когда дело касается целой нации, масштаб увеличивается. В любом обществе находится несколько храбрых историков, которые пытаются рассказать правду о прошлом. Например, что во время Второй мировой войны в японской армии существовала обширная система сексуального рабства; что во время корейской войны США провели массовое уничтожение корейцев, а во время вьетнамской войны – вьетнамцев, камбоджийцев и лаосцев; что турецкое правительство осуществило геноцид армян; что сионистские завоеватели Палестины совершали этнические зачистки против палестинцев (было убито около 700 000 человек); что США вели политику геноцида по отношению к индейцам (только в 1980-х годах было убито около полумиллиона человек) и так далее. Но большинство историков поведают нам общепринятую историю – историю, возвеличивающую нацию. Ведь большинство людей в вышеупомянутых странах не знают или не верят в те факты, которые я перечислил.

Стоит отметить: чем младше человек, воспринимающий порцию знаний, тем больший существует соблазн рассказать ему фальшивую историю. Мы склонны доносить до своих детей истории о нашем героизме в прошлом; в университете студентам же подаются более разносторонние трактовки. Это еще больше усиливает искажение информации, так как знания, полученные в раннем возрасте, оказывают большое влияние на самосознание, и ведь не все после школы идут в университет, и не все изучают историю. К счастью, у детей есть способность ментально противостоять той ерунде, которой иногда пичкают их взрослые. Точно так же и историки испытывают на себе давление общественного мнения и склонны подавать исторические факты в более позитивном, выгодном ключе.

Люди очень серьезно относятся к своей истории. Ведь в ней воплощено самосознание целой группы. А какое право ты имеешь трогать мое самосознание? Многие турки, наверное, почувствовали бы, что я оскорбил их страну, упомянув геноцид армянского народа. Я же уверен, что просто-напросто сказал правду. То же могут почувствовать и некоторые японцы, если упомянуть о сексуальном рабстве во время Второй мировой войны.

Однако американцев, похоже, не заботит правда. Ну уничтожили индейцев – и что? Ну да, мы вели агрессивную политику по отношению к Мексике и отобрали у нее почти половину земель. Наверное, мексиканцы этого заслуживали. Ну да, возможно, мы развязали кровавые войны в Центральной Америке, Вьетнаме, Камбодже и даже в Восточном Тиморе, практикуя там геноцид, а в Руанде, наоборот, не вмешались во внутренний конфликт, когда было нужно, – черт возьми, ну и что? Только придурки будут переживать по этому поводу. Разве мы не могущественная страна?!

Израиль ничем не отличается от других стран, и у него тоже есть своя фальшивая история. И она вносит свой вклад в ухудшение международных отношений. Эта история почти повсеместно принимается за правду в США, одной из наиболее могущественных военных наций в мире.


Как там в старой шутке? Почему бы не сделать Израиль пятьдесят первым штатом? Потому что тогда в нем было бы только два сенатора.

Здесь эмоции бурлят нешуточно. Некоторые расценивают любую критику политики Израиля (или его истории) как антисемитские нападки. Лично я думаю, что это чушь, и предпочитаю получать информацию у лучших израильских (и арабских) историков и их американских коллег (в основном евреев). Они утверждают, что фальшивая историческая подоплека оправдывает постоянное развязывание Израилем войн с ближайшими соседями с целью захвата территории и водных ресурсов (с почти постоянной поддержкой со стороны США). Делается это во имя борьбы с терроризмом, причем терроризм на уровне государства используется как главное оружие. Фальшивая история оказывает влияние на реальность. Израиль всегда хотел мира с арабскими соседями (еще с самого 1928 года), соседи же отказывают ему в этом и делают все, чтобы разрушить еврейское государство и истребить его население!

Что же нам делать? Да, эмоции бурлят, но если существует фальшивая история, значит, есть и самообман на уровне группы людей. Чтобы адекватно обсуждать этот вопрос, нужны примеры. Неужели нам придется оставить эту тему, потому что любой приведенный пример неизбежно вызывает эмоциональную бурю и противостояние?

Я не вижу в этом смысла. Теория самообмана бесполезна, если ее нельзя применить к вопросам исключительной важности. Конечно, я тоже предубежден в какой-то мере, но скорее предпочту занять какую-то позицию и показаться глупым, чем трусливо отказаться от своего мнения.

Цель данной главы – подробно обрисовать несколько особо ярких примеров фальшивых исторических повествований, выявить случаи исторической лжи, понять, как создается ложное повествование и как оно распространяется, каким целям оно может служить. Рассмотрим также возможные потери от такого обмана. Говорят, что те, кто не знает своей истории, обречены на ее повторение. Как сказал Гарри Трумэн: «В этом мире нова только та история, которую вы не знаете».







Date: 2015-12-13; view: 380; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию