Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 7. Логопедические технологии, используемые в работе с детьми с дизартрией






Логопедические технологии, используемые в работе с детьми с дизартрией


 


и соотнесение предложенных сюжетов стихотворной фор­мой. Например:

Наш сластена очень рад, Семь пирожных съел подряд.
или

Это каждому понятно

На цветы смотреть приятно.

Способствует созданию веселого, радостного выражения лица.

7.12. Сенсорное воспитание детей с дизартрией

Сенсорное воспитание включает развитие зрительного, слухового, тактильного и кинестетического восприятия (вос­приятия движений). Оно имеет большое значение для станов­ления познавательной деятельности ребенка, для формирова­ния у него высших психических функций, что является необ­ходимой предпосылкой для обучения в школе.

Зрительное восприятие у ребенка с дизартрией при цереб­ральном параличе может быть нарушено за счет ограничен­ного движения глаз, нарушений фиксации взора, снижения остроты зрения и т. п. Поэтому ребенку с дизартрией трудно отыскивать взглядом предмет, рассматривать и прослежи­вать его перемещение.

Развивая зрительное восприятие у ребенка, надо пом­нить о тренировке движений глаз в поиске предмета, в про­слеживании и зрительной фиксации его. Для этого перед ребенком в поле его зрения располагают яркую игрушку, которую затем медленно перемещают по горизонтали, вер­тикали и диагонали, добиваясь от него плавного движения глаз. Затем начинают быстро перемещать игрушку, пере­двигать ее перед ребенком в разных направлениях, предъ­являть ему яркие предметы и следить, чтобы игрушки ребенок зафиксировал глазами. Позже эти же движения можно выполнять по словесной инструкции, например, попросить ребенка найти глазами в комнате окно, дверь, машину, куклу.

Для развития движений глаз при прослеживании исполь­зуется игра «Трудные виражи», в которой ребенок должен провести свою машину к дому по заданной (нарисованной) линии.


I


Затем задания усложняются. Предлагаются различные игры типа «Лабиринт», где нужно проследить извилистый путь персонажа.

У детей более старшего возраста с этой целью используют­ся игры с фишками, с попаданием в цель различных пред­метов, игра в настольный теннис. При трудностях обучения письму очень эффективна методика О.Б. Иншаковой (1995) «тесты для исследования выбора направления зрительно­го слежения», которую можно использовать не только для диагностики, но и развития слежения взором ряда предме­тов для детей дошкольного и младшего школьного возраста с постепенным переходом к слежению взором букв, слогов и слов с помощью аббака.

Поэтому с раннего возраста необходимо проводить упраж­нения по развитию плавных движений глазных яблок (плав­ное прослеживание предметов).

Исследования показали, что уже с первого года жизни ре­бенок способен отличать один цвет от другого. Однако уста­новление связи между зрительным восприятием цвета и его словесным обозначением происходит значительно позже. По «Программе воспитания в детском саду» в начале треть­его года жизни ребенок различает и называет четыре цвета: красный, синий, желтый и зеленый. К моменту поступления в школу ребенок должен различать и называть все основные цвета.

Упражнения в различении и назывании цветов надо про­водить систематически и в разнообразной форме. Особенно важными для ребенка с дизартрией являются упражнения в быту, в жизненной ситуации. В процессе одевания взрос­лый называет цвет одежды, обуви, окружающих предметов.


Глава 7

Ребенка учат на основе восприятия цвета производить ум­ственные операции — подобрать предметы, одинаковые по цвету, распределить их по этому признаку.

Кроме постоянных упражнений в быту, проводятся спе­циальные дидактические игры. Если ребенок совсем не знает цветов, то занятия начинаются с игр с цветными шариками. Цель занятий — научить различать цвета и понимать их на­звание.

Действия с предметами выполняются на первом занятии. Вначале дается лоток с 3—4 красными шариками. Взрослый просит ребенка покатать красный шарик, и он несколько раз его катает. Затем даются одни синие шарики.

На следующих занятиях даются и красные, и синие шари­ки. После этого задания усложняются, ребенок должен вы­брать и покатать красный или синий шарик. Игра повторяет­ся несколько раз, пока ребенок не научится выбирать из двух цветов нужный по просьбе взрослого.

На следующем этапе формируют несложные операции на основе знаний цветов.

Для этого можно провести игры по подбору шариков (или других предметов) по цвету. Ребенку дается коробка с 8-10 шариками двух цветов и две коробки такого же цвета, как и шарики, и он должен разложить шарики в коробки соответствующего цвета. Затем даются коробки неодинако­вого цвета, ребенку предлагают разложить в них шарики од­ного цвета.


Постепенно на различном игровом материале, в том числе картинках, можно научить ребенка группировать предметы по цвету. Проводят такие упражнения, как «Выбери желтые листочки», «Отправь в гараж все синие машины», «Сложи синие кубики в одну машину, а желтые в другую», «Разложи цветы по вазам» и т.п.

Знакомство с формой и величиной начинается с упраж­нений сравнивания предметов: Игры с предметами «Кто си­дит на самом большом стуле?», «Кто сидит на самом малень­ком стульчике?», «Какого цвета большие чашки?», «Какого цвета маленькие чашки?» и т.п. Далее задания усложняют­ся «Сбор урожая»: собрать большие яблоки в одну коробку, средние — в другую, а маленькие — в третью коробку; «Что такой длины? Ширины? Высоты?» — загадки о мебели.

Затем переходят к знакомству с геометрическими фигу­рами: круг и многоугольник, треугольник-квадрат, прямо-


Логопедические технологии, используемые в работе с детьми с дизартрией

угольник. Упражнения: «Покажи все круги», «Почини теле­жку», «Покажи разные многоугольники в строительном ма­териале» и т.п. Затем усложняются упражнения: «Построим дом», «Выложи сам» из геометрических фигур собаку, слона, попугая, человека, паровозик и т.д. «Сделай узор», «Коврик для куклы», украшенный геометрическим орнаментом. Да­лее — «Нарисуй и построй».

Постепенно ребенок приходит к объективному выраже­нию собственного опыта. На основании конкретных действий и складывающихся все более обобщенных представлений формируются три фактора мышления: классификация, сери-ация и понятие о сохранении.

В 4-5 лет ребенок классифицирует по таким объективным данным, как цвет и форма, все больше используя общие при­знаки группировок. Это составляет основу логико-понятийно­го мышления. От элементарных форм классификации по цве­ту переходят к классификации видов и подвидов «животных» и далее при знакомстве с числами при обучении математике.

В сериях различий ребенок устанавливает такие связи, как: большой — больше — самый большой; маленький — меньше — самый маленький; длинный — длиннее — самый длинный и т.п. Используют упражнения: «Построим баш­ню», «Купим пуговицы», «Сверни ленту», «Спортсмены строятся» — разложи ленточки в соответствии с их длиной, «Обед для матрешек» — большая тарелка для большой мат­решки, для маленькой матрешки — маленькая тарелочка и т.д., «Кукольная одежда» — разложи по оттенкам: красный, синий, желтый и т.д. С усложнением: светлый, темный, яр­кий, бледный.

Если у ребенка совсем отсутствуют представления о фор­ме предмета, то упражнения начинают с различения формы шара, круга и их размеров (большой — маленький). Берет­ся ящик, в стенках которого имеются вырезы большого не­маленького размера; с одной стороны ящик открыт. Ребенку дают ящик и шарики двух размеров с таким расчетом, что­бы большие шарики не могли пройти через меньшие отвер­стия. При этом взрослый поясняет: «Вот большой шарик (шар вкладывается в руку ребенка, тот ощупывает его), а это маленький шар (маленький шар ребенок тоже ощупывает). «Большой шар положи в большое окошко, маленький — в маленькое». (Ребенок должен опустить в отверстие сначала большой, потом маленький шар и назвать каждый.)



Глава 7


Логопедические технологии, используемые в работе с детьми с дизартрией


 


На следующих занятиях можно начать работу по различе­нию форм шара и куба, круга и квадрата. Берется коробка, открытая с одной стороны, на стенках которой имеются от­верстия круглой и квадратной формы большого и маленького размера, шары и кубики тоже двух размеров. На первом заня­тии ребенок знакомится с различными формами и размерами шара и куба, а затем с отверстиями на коробке. На данном занятии у ребенка воспитываются элементарные навыки пе­реноса: шар — отверстие круглой формы — окошко, кубик — квадрат. Взрослый предлагает вначале ребенку опустить в ко­робку большой шарик и большой кубик. Спрашивает: «Куда ты будешь опускать шарик? В какое окошко? Правильно, вот в это окошко опустим шарик. А теперь опусти кубик. Куда же его опустить? Вот сюда!» Затем ребенок сам, обстоятель­но, без помощи взрослого, опускает шар и кубик. Когда он это усвоит, можно предложить следующую игру. Даются два шарика и два кубика: большие и маленькие. Вначале ребенку предлагают поочередно подержать и пощупать их. Затем да­ется инструкция: «В большое окошко брось большой шарик, в маленькое — маленький шарик».

Число геометрических фигур, которые дети должны раз­личать, постепенно увеличивается. Игра «Почтовый ящик» дается для закрепления. Предъявляется доска с прорезями различной формы и величины в соответствующие фигурки к ней (доска Сегена). Ребенок должен положить в каждую прорезь соответствующую фигурку.

Различение и закрепление понятий «большой» и «малень­кий» проводится в различных играх — упражнениях на конс­труктивную деятельность: постройки башен из кубиков, игра со сборными игрушками.

Игры с разборными игрушками особенно важны для детей с церебральным параличом. В этих играх не только формирует­ся представление о величине предмета, но развивается манипу-лятивная деятельность рук, воспитывается последовательность действия, развиваются пространственные ориентировки.

Ребенку дается игрушка — большая раскрывающаяся ко­робка и в ней маленькая, предлагается ощупывать коробку, вынимать из нее маленькую, вкладывать обратно и закры­вать, а также показывать, где маленькая и где большая ко­робка. Затем даются большие и маленькие коробки с крыш­ками. Ребенок должен правильно подобрать для каждой ко­робки крышку. Постепенно его учат собирать трех- и четы-


рехместные коробки. Проводятся также игры с матрешками, пирамидками и т. д. При сборе матрешек ребенок должен уметь различать низ и верх игрушки. На следующих этапах предлагаются кубики и разрезные картинки сначала из двух, л.чтем из четырех и более частей.

Ребенка учат различать также высоту предметов (высокий, низкий), длину (длинный, короткий), объем. Эти понятия ус­иливаются им в быту, «игровой и конструктивной деятель­ности. Для формирования этих понятий проводятся специ­альные игры-упражнения со строительным материалом. При помощи этих игр дети практически получают конкретные представления о различной форме, величине предметов, при­обретают навыки пространственной ориентировки. Во время игр они приучаются целенаправленно действовать и подра­жать взрослым, у них развиваются элементы произвольного восприятия и способность к подражанию.


Для игры со строительным материалом, кроме кубиков, кирпичиков различных размеров, даются дополнительно на­боры небольших игрушек: куколки, посуда, звери, машинки и т.д. Важно, чтобы эти игрушки были устойчивы, по раз­мерам соответствовали постройка» и не имели отвлекающих детей деталей. Игрушки ребенку даются тогда, когда он уже сделал постройку, это стимулирует его, заставляет довести игру до конца.

При проведении занятий со строительным материалом важно соблюдать определенную последовательность. Если ребенок плохо справляется с какой-либо постройкой, необхо­димо ее несколько раз повторить. В начале занятия показать, что и как надо строить, рассказать, как можно играть с тем, что построил.

Ребенка учат устойчиво и ровно ставить кубик на кубик, дают понять, что так можно построить, например, машину и поиграть с ней.

На следующих занятиях можно научить детей строить до­рожки различной длины и возить по ним машину. Затем — строить стул, стол, диванчик, кроватку для куклы, скамей­ку, ворота, лесенки, домики. При этом постоянно отрабаты­ваются и закрепляются понятия «большой», «маленький», «длинный», «короткий», «высокий», «низкий».

Ни в коем случае нельзя допускать механической деятель­ности ребенка под диктовку взрослого, необходимо приучать его к самостоятельности, активности.


 




Глава 7

Дети с церебральным параличом испытывают особые за­труднения в конструктивной деятельности: они не уверены в своих силах, боятся, что ничего не получается, не решают­ся приступать к заданию, при неудачах огорчаются и теря­ют интерес к игре. Поэтому им часто необходимы спокойные, очень подробные объяснения, подсказывания, совместные со взрослым действия.

Упражнения на узнавание геометрических фигур и других предметов по отношению к их расположению тренируют зри­тельное внимание и способствуют развитию пространствен­ных представлений у ребенка. Пространственные представ­ления у детей с дизартрией воспитываются в тесной связи с тактильным, кинестетическим и зрительным восприятием.

У многих детей с дизартрией может быть нарушена так­тильная чувствительность. Ощущения от касания кон­чиками пальцев какого-либо предмета у таких детей нечет­кие, они сравнимы с впечатлениями, которые испытывает человек, когда берет предмет в плотных перчатках. Недо­статочность тактильного восприятия может значительно затруднять усвоение навыков письма. Поэтому необходимы специальные игры-упражнения на тренировку тактильных ощущений.

Восприятие предметов на ощупь называется стереогно-зом. Стереогноз имеет очень большое значение в развитии познавательной деятельности ребенка. У здорового ребенка эта функция формируется в процессе манипулятивной де­ятельности на основе сохранного тактильного восприятия. У детей с дизартрией ограничение предметно-практической деятельности, а также нарушения тактильного восприятия препятствуют развитию стереогноза.

Для развития этой функции используются игры по типу «волшебного мешка». В мешочек из плотной ткани помеща­ют различные предметы, и ребенок должен узнавать их на ощупь. Эта функция совершенствуется и закрепляется в про­цессе повседневной предметно-практической деятельности.

Сенсорное воспитание включает развитие вкусовых и обо­нятельных восприятий. Для этого используют упражнения в отгадывании пищевых продуктов с закрытыми глазами: «Отгадай по вкусу», «Отгадай по запаху» и т.п. Младшим школьникам можно предложить игру на развитие воображе­ния и памяти: «Понюхай слово и попробуй на вкус: лимон, апельсин, роза, соленый огурчик, печенье, лес».


I

I


Логопедические технологии, используемые в работе с детьми с дизартрией

Важное значение в развитии пространственных представ­лений имеют восприятие и воспроизведение формы предме­тов. Ребенок ощупывает кубики со всех сторон, пальцем об­водит их. Затем обводит пальцем квадраты, треугольники, нарисованные на доске, в тетради, копирует простые геомет­рические формы. После таких подготовительных упражне­ний у ребенка развиваются пространственные представления в рисовании, конструировании и игровой деятельности.

Для развития пространственных представлений в игровой деятельности используются специальные пособия: «Почто­вый ящик», различные разрезные картинки (чайник, кото­рый разбился и его необходимо склеить), рисование самоле­тов за облаками, игра в кубики.

«Почтовый ящик» представляет собой пластмассовую ко­робку с 5 прорезями — полукруглой, треугольной, прямо­угольной, квадратной и шестиугольной. К нему дается десять объемных геометрических фигур, у каждой из которых ос­нования соответствуют по форме одной из прорезей. Ребенку объясняют, как с помощью зрительного восприятия нужно пользоваться «почтовым ящиком».

Начиная с 3 лет ребенка можно научить конструировать из кубиков по подражанию, с 4 лет — учат из кубиков по образ­цу. Вначале ребенок использует образец, а затем он делает все самостоятельно, по памяти.

Для младших школьников можно предложить игру «Опре­дели и назови фигуры» — наложение геометрических фигур.

Для детей более старшего возраста используют изографы, например:

Одним из обязательных условий ориентации в пространс­тве является слуховое восприятие. Вместе с тем развитие дифференцированного слухового восприятия и фонематичес-


Глава 7

кого слуха является необходимым условием успешного обу­чения детей грамоте. Слушание песен, рассказов, сказок, музыки способствует развитию дифференцированного слу­хового восприятия. В упражнениях на слуховое внимание можно использовать различные звучащие игрушки, музы­кальные инструменты. Использование различных музы­кальных инструментов воспитывает у ребенка ощущение ритма и длительности звуков, тембра и контраста челове­ческих голосов.

На занятиях по развитию фонематического слуха дают­ся упражнения на различение звуков, слогов и слов на слух. Подбираются слова более контрастные но звучанию, затем менее контрастные и, наконец, отличающиеся одной сходной но звучанию фонемой. Можно предложить ребенку задание придумать слова на определенный звук в начале или в конце слова. Для развития фонематического слуха можно провести игры-упражнения с картинками. Взрослый называет слова, сходные по звучанию: коза — коса, мискамишка, бочкапочка, точкадочка, молмоль и другие, а ребенок пока­зывает соответствующие картинки.

На втором этапе занятий при произнесении слов взрос­лый закрывает рот экраном, чтобы ребенок ориентировался только на слуховое восприятие. С этой же целью используют подвижные игры, например «Угадай, чей голос?», «Угадай, откуда голос?».

Многие дети с дизартрией испытывают значительные за­труднения в обучении из-за несформированности у них про­странственных представлений. Особенно дети затрудняют­ся в определении правой и левой сторон своего тела и тела товарища, в показе его частей.

Необходимые для формирования пространственных пред­ставлений понятия о «левом» и «правом» развиваются на ос­нове сохранного восприятия схемы тела. У детей с дизартри­ей часто отмечаются нарушения схемы тела.

На начальных этапах обучения в школе выясняется, что и другие пространственные представления, такие, как «ввер­ху», «внизу», «слева», «справа», «сзади», детьми плохо ус­воены. Им трудно бывает сложить из частей целое при скла­дывании различных картинок, при сооружении построек из кубиков. У некоторых наблюдается проявление зеркальнос­ти при письме, рисовании. Дети затрудняются в пространс­твенном восприятии и воспроизведении букв, цифр, путают


I


Логопедические технологии, используемые в работе с детьми с дизартрией

написание букв б — д, т — ш, з — е, испытывают трудности в рисовании, лепке из пластилина, конструировании.

Нарушения пространственного анализа и синтеза вызыва­ют затруднения в овладении навыками письма, чтения, счета. Дети не соблюдают линеек в тетрадях, не различают правую и левую стороны, могут начинать писать справа налево, с се­редины тетради. При попытках читать они не держат строки, теряют ее, перескакивают. Нарушение пространственного анализа и синтеза нередко мешает обучению счетным опе­рациям.

Пространственные нарушения обычно наиболее выраже­ны у детей со спастической формой церебрального паралича, но могут отмечаться и при других формах ДЦП. Развитие пространственных представлений составляет важный раздел подготовки таких детей к школе. Все перечисленные выше игры-упражнения, а также развитие движения, речи, прак­тической деятельности создают необходимые предпосылки для развития пространственных представлений. Однако не­обходимы и специальные последовательные приемы и уп­ражнения.

На первом этапе работы у ребенка последовательно фор­мируют пространственную дифференциацию самого себя, представление о схеме тела. На втором этапе — формируют пространственные представления на листе бумаги, в игровой, предметно-практической и конструктивной деятельности. На третьем этапе — учат ориентации в пространстве, тренируют в перемещении ребенка в пространстве игровой или классной комнаты, в спортивном зале или на музыкальных занятиях.

Первый этап. Для развития у ребенка представлений о схе­ме тела могут быть использованы такие упражнения. Ребен­ка сажают лицом к зеркалу и говорят: «Посмотри, потрогай глаза, нос, лоб... потрогай стопу, колено...» Затем действие переносится на взрослого: «Покажи, где у меня глаза, нос, лоб, плечи, уши». Также формируется представление о пра­вой и левой руке. При тяжелой, двигательной патологии уп­ражнения проводятся с помощью взрослого (взрослый рукой ребенка дотрагивается до его носа, глаз, ног и т. д.). Затем все эти упражнения на себе проводятся с закрытыми глаза­ми (кинестетическое восприятие). При выполнении упраж­нений ребенок называет ту часть тела, которую трогает или показывает. Далее эти упражнения проводятся на кукле. Ре­бенок сидит лицом к зеркалу, обводит пальцем контур лица,


Глава 7

глаз, носа, затем пальцем обводит контур изображения лица на кукле.

На втором этапе учатся ориентироваться на листе бумаги, на картине, по рисунку. Педагог сначала обучает основным понятиям: правый верхний угол листа, левый нижний угол листа, нижний правый угол листа, середина листа и т.п. Пос­тепенно ребенка обучают ориентироваться на занятии рисова­ния на бумаге, рисованию изображения на доске и т. д.; при этом его всегда просят называть то, что он рисует.

Третий этап. Путем специальных упражнений ребенка обучают ориентироваться в пространстве. Эти упражнения также проводятся в несколько этапов.

Вначале взрослый выполняет упражнения с мячом, флажком или другими предметами перед зеркалом, каж­дый раз называя свои действия: «Мяч вправо, влево, вверх». Ребенок, следя за ним, копирует упражнения и тоже прого­варивает их. Затем взрослый выполняет упражнения перед зеркалом молча, ребенок копирует и проговаривает их. Пос­ле этого ребенок выполняет упражнения один по словесной инструкции.

Далее проводят специальные упражнения по перемещению в пространстве. На полу рисуют белые линии справа налево, спереди назад, и ребенок передвигается в указанных направ­лениях. Затем в той же последовательности эти линии рисуют на доске, и ребенок пальцем, затем мелом ведет по этим лини­ям. Переходят к схемам игровой площадки группы детского сада, кукольной комнаты, игровой комнаты или класса, далее схема пути из дома до детского сада или школы.

Развитие кинестетического восприятия требует кропот­ливого запоминания и выполнения новой схемы двигатель­ного действия, плавности переключения с одного действия на другие и целенаправленного увеличения или уменьшения амплитуды движений. С этой целью используются следую­щие упражнения для пальцев рук, предложенные в книге для родителей М.В. Ипполитовой, Р.Д. Бабенковой, Е.М. Мастю-ковой: «Зайка серенький сидит и ушами шевелит», «Репка», «Петушок», Уточка, лебедь и колобок» и т.д. При этом сна­чала они выполняются под контролем зрения, лучше всего перед зеркалом, а после такие упражнения ребенок выполня­ет за ширмой или экраном.

Большое значение в воспитании ребенка с дизартрией имеет руководство взрослого его самостоятельной игрой


Логопедические технологии, используемые в работе с детьми с дизартрией

и трудовой деятельностью. Учеными доказано, что игра ре­бенка является социальной по своему происхождению, раз­вивается под влиянием окружающих взрослых как форма усвоения общественного опыта и имеет чрезвычайно важное значение для развития познавательной деятельности и лич­ности ребенка.

Практический опыт игры детей с дизартрией крайне бе­ден и отличается стереотипизацией, проявлением ригиднос­ти. Ребенок может, например, изо дня в день катать машину, сидя за столом. Стоит предложить ему посадить пассажира в машину или нагрузить ее кубиками, как игра приобретает определенную целенаправленность, становится творческой. Важно обратить внимание на подбор игрушек. Наиболее под­ходят игрушки, которые пригодны для разнообразного ис­пользования. Необходимо помнить, что игры и деятельность должны подбираться в зависимости от реальных возможнос­тей ребенка.

Важно с дошкольного возраста уделять большое внимание развитию элементарных психических функций. В педаго­гической психологии и педагогике этот процесс называется сенсорным воспитанием ребенка. На первых этапах форми­рования высшая психическая функция представляет собой развернутую форму предметной деятельности, которая опи­рается на относительно простые сенсорные и моторные про­цессы. В дальнейшем действия свертываются и становятся автоматизированными умственными действиями. Формиро­вание устной речи у детей с дизартрией существенно опти­мизируется при адекватном сенсорном воспитании, так как сенсорные и речевые нейрофизиологические зоны находятся в одном (левом для правшей) полушарии мозга и оказывают положительное влияние друг на друга.

7.13. Развитие интонационной выразительности речи

Интонация играет большую роль в выразительности речи. Она усиливает значение слова, придает высказыванию задан­ный смысл. Выразительность речи зависит также от звуч­ности голоса, четкости дикции, темпа и ритма речи. У детей с дизартрией голос обычно недостаточно модулирован, инто­нации плохо развиваются.








Date: 2015-12-13; view: 481; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.022 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию