Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВОПРОС 21____ 153





взрослых). Это позитивное отношение рождает у него поло­жительный образ «Я», который дает ему возможность жить и развиваться дальше. «Меня любят, и у меня все получается» — такое самоощущение ребенка является совершенно необходи­мым для развития.

Это самоощущение рождается очень рано, еще в младен­ческом возрасте, и называется чувством базового доверия. Э. Эриксон утверждает, что возникающее на первом году жиз­ни ребенка доверие к себе и к миру лежит в основе всего его дальнейшего эмоционально-личностного и социального раз­вития и в очень сильной степени определяет направление и качество этого развития.

Если у ребенка не возникает доверия к окружающему миру, его развитие искажается и принимает неблагоприят­ные формы, которые потом бывает чрезвычайно трудно исправить.

Ответственность — качество личности, которое можно охарактеризовать как обратную сторону инициативности и независимости. Ребенок, который способен проявлять ини­циативу, отнюдь не всегда понимает, что она налагает на него определенные обязательства: довести дело до конца, постараться сделать его хорошо, сдержать данное слово. В развитых формах это чувство ответственности за себя как субъекта, разумеется, может присутствовать только у взрос­лого человека. Однако предпосылки такой ответственности закладываются уже к концу дошкольного детства и нуждают­ся в помощи педагога.

Частой педагогической ошибкой является отождествление чувства ответственности и дисциплинированности. Основное отличие этих качеств заключается в том, что ответствен­ность — результат личной инициативы ребенка и следствие принятого им самим решения, в то время как дисциплиниро­ванность вполне может быть присуща безынициативному, пассивному человеку, но очень добросовестному и исполни­тельному.

Однако именно ответственность, а не дисциплинирован­ность — основа осознания человеком себя как свободной лич­ности.

Произвольность — является качеством личности, дополня­ющим чувство ответственности в дошкольном возрасте и обес-


154 _______________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ

печивающим ребенку возможность осуществления основных видов деятельности.

Произвольность в отечественной психологии рассматрива­ется как следствие способности человека к соподчинению мо­тивов. В дошкольном возрасте такое соподчинение уже суще­ствует в виде фундаментальной способности ребенка к приня­тию правил.

К концу дошкольного возраста эта способность развита вполне достаточно, чтобы заниматься с ребенком как субъек­том учебной деятельности.


Как показывают современные исследования, целенаправ­ленное включение родителей в единый, совместный с педаго­гами процесс воспитания, развития и коррекции значительно повышает его эффективность. Создание единого пространства развития ребенка невозможно без объединения усилий педа­гогов и родителей. Для успешной работы воспитателям и ло­гопеду необходимо поддерживать тесный контакт с семьей ре­бенка. В коррекционной работе важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками.

Цель совместной работы — активизировать родителей, при­влечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье и в детском саду более последова­тельным и эффективным.

Участие родителей в воспитании, развитии ребенка не толь­ко дома, но и в детском саду поможет им:

• преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка;

• относиться к ребенку как к равному;

• понять, что недопустимо сравнивать его с другими деть­ми, если сегодня он что-то сделал хуже, чем вчера, всегда ра­доваться его успехам и поддерживать в случае неудачи;

• знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их;

• проявлять искреннюю заинтересованность в его действи­ях и быть готовым к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей;

• установить хорошие, доверительные отношения с ребенком.
Задаги, которые ставит логопед, работая с родителями в

течение учебного года:

• установить партнерские отношения с семьей каждого вос­
питанника, создать атмосферу общности интересов и эмоцио­
нальной взаимоподдержки;


156 «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПВДА ДОУ

• повысить грамотность родителей в области развивающей и коррекционной педагогики, пробудить в них интерес и же­лание участвовать в воспитании и развитии своего ребенка;

• формировать у родителей навыки наблюдения за ребен­ком и умения делать правильные выводы из этих наблюдений;


• помочь родителям выработать уверенный и спокойный стиль воспитания, чтобы для ребенка создать комфортность и | защищенность в семье;

• воспитать у родителей привычки интересоваться у педа­гогов процессом развития ребенка в разных видах деятельно­сти, обращаться за помощью в вопросах коррекции и воспита­ния.

Учитель-логопед в работе с семьей использует традицион­ные и нетрадиционные методы. Формы и методы:

• групповые собрания;

• индивидуальные беседы;

• консультации;

• анкетирование;

• наглядная информация;

• открытые занятия логопеда с детьми;

• День открытых дверей;

• приглашение родителей на праздники;

• совместные мероприятия.

 

  ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ЛОГОПЕДА С СЕМЬЕЙ
(составляется логопедом на календарный учебный год)
Месяца, Формы и Содержание работы Ответственный
п/п дата методы работы    
  конец Групповое • Приглашение родителей вновь Логопед
  мая собрание. поступивших детей. группы,
    Открытое • Просмотр выпускного занятия педагоги.
    занятие. логопеда с детьми. Логопед,
    Выступление логопеда, воспитателей. Рекоменда­ции • Ознакомление родителей с ос­ новными задачами воспитания, развития и коррекции. • Рекомендации родителям на лето воспитатели

 

Месяца, Формы и Содержание работы Ответственный
п/п дата иетоды работы    
? до Индивидуаль- Цель: Сбор анамнеза, заполнение Логопед
  20 сен- ные встречи речевых карт. Получение информа-  
  тября с мамами (в кабинете у учителя-логопеда) ции о развитии ребенка, его ин­тересах, способностях, положи­тельных и отрицательных чертах характера  
  25- Групповое Тема: «Результаты первичной Заведующий,
  30 сен- родительское диагностики детей». Выступления логопед,
  тября собрание. логопеда, психолога, педагогов. педагоги.
    Просмотр подфупповых Задачи I периода обучения (сентябрь - октябрь, ноябрь). Логопед.
    занятий Просмотр подгрупповых занятий логопеда с детьми Логопед
  25- Анкетирова- Цель: Получение информации о Логопед
  30 сен- ние развитии ребенка, о воспитании  
  тября родителей в семье, традиции семьи,.уклад семьи. Анкет № 1  
  2 раза Встреча Индивидуальные консультации Логопед
  в месяц (2, 4-я среда) с роди­телями для родителей  
  1 раз Шпаргалки Цель: Помочь родителям разобрать- Логопед,
  в месяц для родителей ся в природе некоторых поступков детей и найти не только педагоги­ческие, но и демократические (не подавляющие) способы воспитания воспитатели
  Декабрь Групповое Цель:  
  родительское • Познакомить родителей с резуль- Логопед,
    собрание. Основные татами работы с детьми за I пе­риод обучения. воспитатели.
    задачи • Основные задачи учебно-воспи- Логопед.
    обучения на II квартал. Открытое за­нятие (про­водит воспи­татель). Анкетирова­ние тательной и коррекционной работы с детьми на II период обучения (декабрь - январь - февраль). • Просмотр открытого занятия по развитию элементарных математи­ческих представлений у детей. Цель: информированность родите­лей о работе ДОУ. Анкета № 2 Воспитатели.

 


№ п/п Месяца, дата Формы и методы работы Содержание работы Ответственный
  25-28 Приглашение Цель: Результаты работы педагогов, Воспитатели,
  декабря родителей логопеда в речевом развитии ре- логопед,
    на праздник бенка (чтение стихов, участие в театрализованном действии) музыкальный руководитель
  26-28 Круглый стол Тема: Встреча с родителями и Заведующий,
  января   специалистами ГДОУ: «Вы спра­шиваете - мы отвечаем» психолог, педагоги, логопед, невропатолог, учитель школы
  Еже- Почта одного Получение письменной информации Логопед
  дневно (по мере получения дня о развитии ребенка (через тетрадь индивидуальной работы с каждым ребенком) (более подробно см.  
  информа-   на с. 164-167)  
  ции 0    
  развитии ребенка)     '
  12-13 Экран Цель: Получение информации о Логопед
  января звукопроиз-ношения том, какие звуки поставлены лого­педом каждому ребенку, на какой стадии идет автоматизация звуков в слогах, словах, фразах и т. п.  
  Январь Индивиду­альные консультации Цель: Познакомить родителей с проблемами по усвоению ребенком программы постановки и автома­тизации звуков Логопед щ
  1 раз Фотомонтаж Фото-газета «Звездочки месяца» - Логопед,
  в месяц с коммента­риями успехи каждого ребенка в разных видах деятельности. Цель: Информировать родителей об успехах, динамике в развитии каждого ребенка. Раскрытие спо­собностей, интересов и, возможно, талантов у ребенка воспитатели

 

Месяца, Формы и Содержание работы Ответственный
п/п дата методы работы    
  5-6 Праздник, Цель: Создание положительного Логопед,
  марта посвященный эмоционального настроя у детей воспитатели,
    Дню 8 Марта и их родителей. Итоги работы по коррекции речевых и неречевых нарушений (чтение стихотворений, участие детей в инсценировках) музыкальный руководитель
  25-26 Родитель- Цель: Итоги работы логопеда, Логопед,
  апреля ское собра- воспитателей с детьми. воспитатель.
    ние. Открытое занятие. Анкетирова­ние • Ознакомление родителей со списками детей, которые выпус­каются из ДОУ, и списком детей, которым продлевается срок пре­бывания на второй год. Логопед. /
    родителей • Просмотр открытого занятия по итогам работы логопеда (воспита­телей) за учебный год. Цель: Анализ работы ГДОУ гла­зами родителей. Анкета № 3 Логопед. Заведующий ГДОУ
  Май Индиви- Цель: Рекомендации родителям, Логопед.
  (2- дуальные дети которых выпускаются из  
  4 недели) консультации ГДОУ. Рекомендации родителям, детям которых продлен срок пребывания в логопедической группе Логопед
  24-25 Родитель- • Родительское собрание для Логопед.
  мая ское вновь поступивших детей.  
    собрание. • Просмотр открытого занятия ло- .Логопед,
  - Открытое занятие. гопеда с детьми, которые выпус­каются из ДОУ. воспитатель
    Выступление логопеда, воспитателей. Рекоменда- • Ознакомление родителей с основными задачами воспитания, обучения и коррекции детей с ТНР • Рекомендации: «Как организовать Логопед
    ции отдых ребенка летом»  
  Май - Встречи с родителями (по инициативе самих Логопед
  июнь (2- родителей)  
  4 недели)   .

160 «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ _______________ _








Date: 2015-12-13; view: 387; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию