Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и основные положения корпоративного права





А кционерное общество, как и предприятия других орга­низационно-правовых форм, представляет собой произ­водственно-хозяйственную, социальную и экологическую систему, деятельность которой определяется ее внутренней организацией и отношениями с внешней средой (другими субъектами хозяйствования). Правовые институты и нор­мы хозяйственного права, устанавливаемые законодатель­ством и иными правовыми актами государственных орга­нов, нацелены, в первую очередь, на регулирование типич­ных хозяйственных отношений, складывающихся между субъектами хозяйствования. Многообразие реальных хо­зяйственных отношений (их нетипичность), присущее предпринимательству, стремление к непрерывному обнов­лению и гибкости, готовность идти на обоснованный риск вызвали к жизни разнообразные методы правового воздей­ствия (ориентация на обычаи делового оборота и договор­ные отношения).

Однако способ действия производственной системы, ее эффективность при заданном состоянии внешней среды за­висят от внутренней организации системы, которая только укрупненно может быть регламентирована законодатель­ными нормами (как, например, гражданский кодекс уста­навливает основные параметры внутренней организации предприятий различных организационно-правовых форм). Более детально параметры внутренней организации произ­водственной системы и правовые нормы, регулирующие отношения внутри организации, устанавливаются корпора­тивными (внутрифирменными) документами. В связи с этим корпоративное право стало неотъемлемой частью пра­вовой системы.

Корпоративное правоэто система правил органи­зации деятельности и правил поведения, разработанных на предприятии (в организации) и выражающих согласо­ванную волю собственника имущества и коллектива, ру­ководствующихся этими правилами.

Широкий опыт разработки и внедрения корпоративных норм на российских предприятиях показывает, что они мо­гут быть эффективным инструментом организации дея­тельности только в том случае, когда эти нормы разра­батываются теми, кто в дальнейшем ими руководству­ется, то есть когда рациональность той или иной нормы ясна и понятна. Даже в случае, когда организационный проект, зарекомендовавший себя на одном предприятии, передается другому предприятию, он подвергается сущест­венной переработке применительно к особенностям орга­низации и стилю поведения коллектива. Так было с про­ектами комплексной системы управления качеством про­дукции: несмотря на наличие типового проекта и проектов ряда передовых предприятий, каждое предприятие разра­батывало свой проект. Это явление хорошо известно и в теории нововведений получило название «переизобретение». Без переизобретения нововведение (новая правовая норма) может не получить признания и его использованию будет оказываться сопротивление.

В хозяйственном праве предметом корпоративного пра­вового регулирования являются:

1. Организация деятельности компании (предприятия, организации) в целом, в том числе:

.общие основы организации деятельности (нормы ус­танавливаются уставом);

.управление деятельностью (нормы устанавливаются системой нормативных документов на основе разра­ботки оргпроекта системы управления);

.ответственность за деятельность (нормы устанавли­ваются на основании разработки оргпроекта системы ответственности).

2. Организация внутрифирменного предпринимательст­ва, в том числе организация и деятельность:

.автономных предпринимательских подразделений;

.интрапренерских подразделений (интрапредприятий), осуществляющих инновационную деятельность;

.подрядных подразделений;

.подразделений, работающих на условиях аренды и лизинга.

3. Ассортимент и качество выпускаемой продукции (нормы устанавливаются стандартами предприятий, тех­ническими условиями, договорами с потребителями).

4. Механизмы деятельности и управления, в том числе:

.внутренние цены предприятия;

.внутренние финансовые отношения;

.ценные бумаги корпораций.

В настоящей главе мы рассмотрим методологические и методические основы корпоративного правового регулиро­вания организации деятельности акционерного общества.

В хозяйственной деятельности предприятий корпоратив­ное правовое регулирование осуществляет ряд функций:

1.Первичное правовое регулирование — правовое регу­лирование организации и деятельности предприятия в тех областях, где не осуществляется государственное регули­рование.

2.Детализация, конкретизация и адаптация законода­тельных норм применительно к особенностям предприятия.


3. Реализация законодательных предписаний: отбор из законов и государственных правовых актов тех предписа­ний, которые распространяются на предприятие; их толко­вание и выявление новых возможностей совершенствова­ния хозяйственных правоотношений с другими субъекта­ми хозяйственной деятельности; распределение задач по их исполнению между подразделениями и службами пред­приятия; организация контроля исполнения.

4. Ускоренное распространение механизма правового ре­гулирования на новые области и методы деятельности в це­лях поддержки и внедрения прогрессивных нововведений.

5. Адаптация прошлого опыта к новым условиям и пе­редового опыта других предприятий и организаций к осо­бенностям своего предприятия.

В хозяйственном корпоративном праве используются различные виды норм:

.производственные нормы, не влияющие на отноше­ния предприятия с внешней средой (нормы выработки, нормы эксплуатации оборудования, нормы охраны труда и т. д.);

.производственно-хозяйственные нормы, непосредст­венно влияющие на отношения предприятия с внешней средой — с поставщиками сырья и оборудования, подряд­чиками, потребителями продукции (нормы запасов сырья и материалов, нормы запасов готовой продукции, техниче­ские условия на поставку продукции и т. д.);

.организационно-административные нормы (нормы организации производства и труда, управления деятельно­стью и ответственности за деятельность);

.экономические нормы (внутренние цены, нормы фор­мирования фондов предприятия: заработной платы, разви­тия производства, выплаты дивидендов и т. д.);

.социальные нормы — неписаные нормы, создаваемые в процессах коллективного труда (корпоративные обычаи и традиции, деловые обыкновения, этические и эстетичес­кие нормы).

Методы нормотворчества при разработке корпоратив­ных норм разнообразны, но имеют общую методологичес­кую базу. Этой базой является системный анализ проблем (принятия решения), дополняемый алгоритмом согласо­вания и утверждения решения (разработанной нормы).

Особенности метода нормотворчества определяются прежде всего природой конкретного метода установления нормы регулируемого параметра при разработке вариантов нормы. Так, при стандартизации параметров качества в тех­нических условиях на продукцию используются методы:

.унификации изделий;

.нормирования показателей качества;

.формирования параметрических рядов однородных изделий;

.систематизации видов продукции.

При разработке системы ответственности руководите­лей и специалистов предприятия используется метод сис­тематизации показателей деятельности и расчленения сис­темы по зонам ответственности.







Date: 2015-12-13; view: 383; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию