Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Схема 2.2. Система франчайзинга
Товарный франчайзинг представляет собой распределительную систему сбыта товаров, произведенных франчайзером. Для такого типа франчайзинга в наибольшей степени подходит продукция, которая имеет известную товарную марку и требует комплекса предпродажных и послепродажных услуг. При производственном франчайзинге крупные компании в ряде случаев выдают лицензии другим компаниям или предприятиям на использование своего товарного знака или торговой марки при изготовлении продукции, которая запатентована или производится с помощью патентованного процесса и (или) «ноу-хау». Деловой франчайзинг имеет многие общие черты с товарным франчайзингом и является наиболее популярным. Он обычно представляет собой выдачу лицензии на товарный знак и способ ведения розничной торговли товарами и (или) услугами, а также использование соответствующего «ноу-хау». Дочерний франчайзинг является сравнительно новым и быстро развивающимся типом взаимоотношений франчайзинга и предполагает организацию независимого бизнеса под «патронажем» франчайзера. Конверсионный франчайзинг начал развиваться с появлением в начале 70-х годов франчайзинговых программ по брокерским операциям с недвижимостью, а затем его в определенной мере использовали в ряде других услуг (финансовых, оформлении интерьеров, торговле подержанными автомобилями, бухгалтерской отчетности). Происходило превращение (конверсия) так называемой неселективной системы сбыта (при которой изготовитель продает свою продукцию широкому кругу оптовых и розничных торговцев) в селективные системы сбыта. Последние характеризуются тем, что продукция продается только оптовым или розничным предприятиям, работающим по системе франчайзинга. Основными видами франчайзинга являются индивидуальный и региональный (территориальный). При индивидуальном франчайзинге, являющемся наиболее распространенным видом, лицензия (франшиза) продается на какой-либо один вид бизнеса. При региональном франчайзинге создаются двух-, трехуровневые франчайзинговые структуры, действующие в определенном регионе (территории) и имеющие единое головное предприятие (единого франчайзера). Региональный франчайзинг подразделяется на различные подвиды: .франчайзинг с владением многими предприятиями — развивается из индивидуального франчайзинга. В этом варианте франчайзер и франчайзи заключают контракт на региональное развитие бизнеса, в соответствии с которым франчайзи имеет право открыть свои предприятия в определенном районе; .субфранчайзинг — головное предприятие имеет контракт с франчайзи, который одновременно является субфранчайзером. Последний привлекает других франчайзи на основе контрактных отношений; .развивающийся франчайзинг — отличается от субфранчайзинга тем, что низовые франчайзи связаны контрактными отношениями как с субфранчайзером, так и с франчайзером. В соответствии с условиями контракта субфранчайзер обязуется подобрать и соответствующим образом обучить индивидуальных франчайзи, оказывать им практическую и методическую помощь и осуществлять контроль за их деятельностью. В то же время франчайзер выдает лицензию (франшизу) непосредственно индивидуальным франчайзи и имеет с ними прямые контрактные отношения. Система франчайзинга ориентирована на достижение успеха всеми ее участниками. Преимуществами для франчайзера являются: .выгоды от широкого и быстрого расширения бизнеса без больших финансовых затрат; .возможность осуществления эффективного контроля над условиями реализации своей продукции и услуг; .получение дохода в виде платежей роялти; .получение дополнительной прибыли за счет снижения издержек производства на единицу продукции или услуги в результате роста масштабов производства. Участие в системе франчайзинга дает преимущества и франчайзи, такие, как: .возможность стать и оставаться самостоятельным бизнесменом; .право вести свой бизнес под торговой маркой, имеющей хорошую репутацию на рынке; .использование апробированной концепции бизнеса и маркетинга; .возможность получения управленческих консультаций от экспертов в соответствующей области; .снижение затрат на рекламу за счет организации совместной деятельности; .получение услуг головной фирмы в организации начального и последующего обучения. Однако возможности реализации этих преимуществ зависят от многих условий — и в первую очередь от имиджа франчайзера на рынке, научно-технического уровня передаваемой франчайзи технологии, качества производимых товаров (работ, услуг), характера спроса на эти товары и состояния конкурентной среды. Во всех случаях для принятия решения об участии в системе франчайзинга или ее распространении на те или иные рынки и области предпринимательства необходима разработка бизнес-плана предполагаемой деятельности. Основные положения законодательства о коммерческой концессии. Правовые нормы коммерческой концессии установлены Гражданским кодексом РФ. В основу правоотношений ее участников положен договор коммерческой концессии. По такому договору одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, охраняемую коммерческую информацию, а также другие предусмотренные договором объекты исключительных прав — товарный знак, знак обслуживания и т. д. Пользователь (франчайзи) выступает в деловом обороте самостоятельно (юридически), но в отношениях со своими потребителями действует как бы от имени правообладателя (франчайзера). Последний, таким образом, расширяет границы своей деятельности без дополнительных затрат и с выгодой для себя. Более того, франчайзи в отношениях с потребителями фактически осуществляет рекламу фран-чайзера, так как подчеркивает аналогичность своих товаров (услуг) с товарами (услугами) головной фирмы. Заключая договор коммерческой концессии с известной, хорошо зарекомендовавшей себя фирмой, малое предприятие приобретает значительные преимущества вследствие того, что оно выходит на рынок в облике данной фирмы, использующей соответствующую технологию и обеспечивающей высокое качество результатов своей деятельности, и тем самым создает и себе стабильный высокий спрос на производимые товары (услуги). Договор коммерческой концессии принципиально отличается от лицензионного договора тем, что предприятие, приобретающее лицензию (лицензиат), не выступает на рынке в облике предприятия, предлагающего лицензию (лицензиара). Предприятие-лицензиат представляет товар от своего имени, хотя и производит его по лицензии. Договор коммерческой концессии предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя: .в определенном объеме (может быть установлен, в частности, минимальный и (или) максимальный объем); .на определенной территории или без ее указания; .применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем по технологии франчайзера, производству работ, оказанию услуг). Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть, коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Договор регистрируется в органе, осуществившем регистрацию правообладателя, а если последний зарегистрирован в иностранном государстве, — в органе, осуществившем регистрацию пользователя. Если в договоре предусматривается использование объекта, охраняемого патентным законодательством, то договор должен быть также зарегистрирован в соответствующем патентном органе. Закон допускает различные формы вознаграждения правообладателю, такие, как фиксированные разовые или периодические платежи, отчисления от выручки, наценка на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи. Коммерческая субконцессия. Договором коммерческой концессии может быть предусмотрено право пользователя разрешать другим лицам использование предоставленного ему комплекса исключительных прав или части этого комплекса на условиях субконцессии, согласованных им с правообладателем либо определенных в договоре коммерческой концессии. В договоре может быть предусмотрена обязанность пользователя предоставить в течение определенного срока определенному числу лиц право пользования указанными правами на условиях субконцессии. При досрочном прекращении договора коммерческой концессии, заключенного на срок, и при расторжении договора, заключенного без указания срока, права и обязанности вторичного правообладателя по договору субконцессии (субфранчайзинга) переходят к правообладателю (головному предприятию), если он не откажется от принятия на себя прав и обязанностей по этому договору и если иное не предусмотрено договором коммерческой концессии. Субфранчайзер несет субсидиарную ответственность за вред, причиненный франчайзеру действиями франчайзи (пользователя по договору субконцессии). Обязанности и ответственность правообладателя. Правообладатель имеет два вида обязанностей: он безусловно обязан и обязан, если договором не предусмотрено иное. Правообладатель обязан: .передать пользователю техническую и коммерческую документацию и предоставить иную информацию, необходимую пользователю для осуществления прав, предоставленных ему по договору коммерческой концессии, а также проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав; .выдать пользователю предусмотренные договором лицензии, обеспечив их оформление в установленном порядке. Если договором не предусмотрено иное, он обязан: .обеспечить регистрацию договора коммерческой концессии; .оказывать пользователю постоянное техническое и консультативное содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников; .контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем. Различна и ответственность правообладателя по предъявляемым к пользователю требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг): .он несет субсидиарную ответственность при несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) пользователем по договору коммерческой концессии; .по требованиям, предъявляемым к пользователю как изготовителю продукции (товаров) правообладателя, последний отвечает солидарно с пользователем. Обязанности пользователя. К числу непременных обязанностей пользователе по договору коммерческой концессии относится обязанность: .использовать фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение прЬвообладателя указанным в договоре образом; .обеспечивать соответствие качества производимых им товаров (работ, услуг) качеству аналогичных товаров (работ, услуг), производимых непосредственно правообладателем; .соблюдать инструкции и указания правообладателя, направленные на обеспечение соответствия характера, способов и условий использования комплекса исключительных прав тому, как он используется правообладателем; .оказывать покупателям (заказчикам) все дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, приобретая (заказывая) товар (работу, услугу) непосредственно у правообладателя;
Схема 2.3. Алгоритм реализации хозяйственных правоотношений в коммерческой концессии .не разглашать секреты производства правообладателя и другую полученную от него конфиденциальную коммерческую информацию; .предоставить оговоренное количество субконцессий, если такая обязанность предусмотрена договором; .информировать покупателей (заказчиков) о том, что он использует фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации в силу договора коммерческой концессии. Алгоритм реализации хозяйственных правоотношений в коммерческой концессии показан на схеме 2.3. Ограничения прав сторон. Договором коммерческой концессии могут быть предусмотрены ограничения прав сторон, не противоречащие антимонопольному законодательству, в том числе обязательства правообладателя: .не предоставлять другим лицам аналогичные комплексы исключительных прав для их использования на закрепленной за пользователем территории; .воздерживаться от собственной аналогичной деятельности на этой территории; обязательства пользователя: .не конкурировать с правообладателем на территории, на которую распространяется действие договора коммерческой концессии в отношении предпринимательской деятельности, осуществляемой пользователем с использованием принадлежащих правообладателю исключительных прав; .отказаться от получения по договорам коммерческой концессии аналогичных прав у конкурентов (потенциальных конкурентов) правообладателя; .согласовывать с правообладателем место расположения коммерческих помещений, используемых при осуществлении предоставленных по договору исключительных прав, а также их внешнее и внутреннее оформление. Правообладатель не вправе требовать от пользователя продажи товаров (выполнения работ или оказания услуг) только определенному кругу лиц либо исключительно покупателям, имеющим место нахождения (место жительства) на определенной территории. Условия договора, приводящие к таким ограничениям, являются ничтожными. Заключение договора на новый срок. Пользователь, надлежащим образом исполнявший свои обязательства, имеет право заключить договор коммерческой концессии на новый срок на тех же условиях. Правообладатель вправе отказать в заключении договора на новый срок только при условии, что в течение 3 лет он не будет заключать аналогичные договоры с другими лицами или соглашаться на заключение аналогичных договоров субконцессии на территории, где действовал прежний договор. Если правообладатель решит в этот срок заключить подобный договор, он обязан сделать предложение прежнему пользователю либо возместить ему все возможные убытки, в том числе и упущенную выгоду. Такая правовая норма ориентирует стороны по договору коммерческой концессии на длительное сотрудничество, что является одним из основных условий привлечения инвестиций в деятельность, обусловленную договором. Законодательством установлено, что при заключении нового договора с тем же пользователем его условия должны быть не менее благоприятны для пользователя, чем условия прекратившегося договора. Обоснованность такой нормы вызывает сомнение, так как условия договора должны зависеть не только от интересов пользователя, но и от интересов правообладателя, а также от состояния рынка. Более обосновано правило: условия нового договора должны быть в равной степени благоприятны как для пользователя, так и для правообладателя. Правила сохранения, изменения и прекращения договора коммерческой концессии в различных ситуациях приводятся в табл. 2.4. Следует заметить, что правило, приведенное в п. 2 этой таблицы, установлено в предположении неизбежного ухудшения условий договора для пользователя в результате изменения правообладателем своего фирменного наименования или коммерческого обозначения. Однако такое предположение нельзя признать обоснованным: эти изменения могут создать и более благоприятные условия для пользователя (например, правообладатель стал дочерним предприятием более известной фирмы и принял ее наименование). Очевидно, что в этом случае правообладатель обоснованно может потребовать от пользователя повышения вознаграждения по договору. Таблица 2.4. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. На чем основывается, что определяет и что регулирует гражданское законодательство, используемое в хозяйственном праве? 2. Какие источники права, помимо законодательных актов, используются для регулирования хозяйственных отношений? В чем преимущество такого применения? 3. Назовите основные источники возникновения гражданских прав. 4. Каким образом осуществляется защита гражданских прав? 5. Охарактеризуйте критерии предприятия предпринимательского типа. 6. Дайте характеристику предпринимательских реакций: их цели, мотивы, глубина изменений, основные факторы. 7. Что такое предпринимательский риск? Каковы мотивы и функции предпринимательского риска? 8. Дайте понятие юридического лица. Раскройте сущность основных правил создания, реорганизации и ликвидации юридического лица. 9. Дайте классификацию юридических лиц. 10. В чем особенности способов действия хозяйственных товариществ и хозяйственных обществ? 11. Дайте определение простого товарищества. 12. Что признается вкладом товарища в простое товарищество? 13. Каков порядок покрытия расходов и убытков, связанных с совместной деятельностью товарищей? 14. В каких случаях прекращается договор простого товарищества? 15. В чем сущность франчайзинга? 16. Назовите основные виды франчайзинга и дайте им характеристику. 17. Перечислите основные типы, франчайзинга. Дайте им характеристику. 18. В чем преимущества франчайзера как участника системы франчайзинга? 19. В чем преимущества франчайзи как участника системы франчайзинга? 20. S чем сущность коммерческой субконцессии? 21. Что относится к обязанностям правообладателя и обязанностям пользователя? Date: 2015-12-13; view: 1057; Нарушение авторских прав |