Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Финансовый контроль
Финансовый контроль, как и планирование, является важнейшим показателем управления финансами. Он является проявлением контрольной функции финансов и представляет собой практическую деятельность специальных органов или специалистов по проверке законности совершения финансовых операций. Сфера деятельности финансового контроля – процесс формирования и использования финансовых ресурсов и денежных фондов на их основе. Объект финансового контроля – различные стороны деятельности участников распределительного процесса. Существуют различные виды финансового контроля в зависимости от органов, его осуществляющих: I. Государственный финансовый контроль: - вневедомственный (общегосударственный) - ведомственный (негосударственный) II. Негосударственный финансовый контроль: - внутрихозяйственный - общественный - аудиторский - страховой Общегосударственный (вневедомственный) контроль осуществляют высшие органы государственной власти, а также специальные органы. Важнейшей структурой, осуществляющей вневедомственный контроль является специально созданный орган – Счетная Палата РФ. Счетная палата имеет право дать предписание проверяемой организации, обязательное для исполнения. При неисполнении предписания коллегия Счетной палаты может приостановить все виды финансовых расчетов по счетам проверяемых предприятий. Решения принимаются с согласия органов исполнительной власти. Контрольную деятельность в Администрации Президента осуществляет Главное контрольное управление, занимающееся не только финансовым контролем, но и денежным, а также следит за исполнением Указов Президента. Контролем за своевременностью и полнотой поступления средств в бюджетную систему и внебюджетные фонды занимаются налоговые и таможенные органы. Им предоставлены широкие права, чтобы осуществлять эффективный финансовый контроль. До последнего времени вневедомственный финансовый контроль был наиболее эффективным, это объяснялось высоким профессионализмом сотрудников и независимостью интересов проверяющих структур от интересов проверяемой организации. Ведомственный финансовый контроль осуществлялся органами отдельных ведомств, министерств, отраслей в отношении подведомственных предприятий и организаций. Наиболее распространенные структуры – контрольно-ревизионные отделы Центрального аппарата отраслевых министерств и ведомств. В сфере материального производства существует мощный аппарат центральных ведомств, основная задача которых – контроль за целевым использованием средств из бюджетов разных уровней. Другая распространенная система финансового контроля – отраслевые отделы региональных и местных органов власти – Департаменты образования, здравоохранения – отраслевые управления, занимающиеся управлением организации этого ведомства, финансовым контролем средств организации из бюджета этого уровня. Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется на самих предприятиях и организациях финансовыми отделами. Преимущество внутрихозяйственного финансового контроля заключается в том, что он осуществляется работниками предприятия – теми, кто лучше всего знает состояние самого предприятия. Однако интересы проверяющих не всегда нацелены на выявление всех финансовых нарушений. Речь идет не только о вопросе уплаты налогов, а также и о контроле за деятельностью руководства предприятия, где владельцы не всегда участвуют в управлении. Поэтому параллельно с внутрихозяйственным существует и аудиторский (независимый) контроль. Исторически он появился как ответ на потребность корпораций обеспечить эффективный контроль за администрацией, для чего заключался договор с аудиторской фирмой для проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Аудиторский контроль осуществляется фирмами, имеющими на это специальную лицензию. Внутренний аудиторский контроль осуществляется на крупных предприятиях с филиалами, для чего создается на предприятии специальная аудиторская служба. Этот вид аудита находится на стадии формирования. Общественный контроль – когда-то самый массовый вид финансового контроля. Он включал партийные органы и комитет общественного контроля, работающий на общественных началах без отрыва от производства. Однако, ему были присущи непрофессиональный уровень, отсутствие заинтересованности. Хотя он не будет выполнять решающей роли, но является важным звеном, и в настоящее время его осуществляют профсоюзы (следят за выполнением условий трудового договора) и СМИ. Страховой контроль осуществляют страховые компании при заключении договора страхования, а также в ходе действия договора – за изменением условий страхования. Осуществляется контроль при наступлении страхового случая. В процессе осуществления финансового контроля независимо от органов и видов применяются следующие методы: 1) Проверка. Проверяются отдельные вопросы ФХД предприятия, организации на основе отчетных и других документов. 2) Обследование – охватывает более широкий круг показателей или вопросов. При этом может проводится опрос, анкетирование, может осуществляться наблюдение за ФХД предприятия. 3) Анализ – изучение отдельных вопросов для установления причинно-следственных связей с применением специальных экономико-математических методов. 4) Ревизия – наиболее полный и обстоятельный метод контроля за ФХД предприятия по первичным и бухгалтерским документам. В отличие от проверок ревизия – более комплексный метод. В процессе проверки, ревизии используются различные приемы финансового контроля – приемы документального и фактического контроля. Документальный контроль означает проверку документов. Сначала осуществляется формальная проверка – наличие реквизитов, подписей, печатей, отсутствие исправлений, подчисток. Затем проводится юридическая проверка – соответствие документа или совершенной операции действующего законодательству. Может проводиться арифметическая проверка, иногда – логическая (например, когда средняя зарплата работников банка составляет 650 рублей – нелогично). Встречная проверка – очень эффективный, но трудоемкий метод, при котором проводится сопоставление данных проверяемого предприятия с данными его контрагентов (проверка по счетам-фактурам). Фактический контроль связан с проверкой материальных ценностей, денежных средств. Наиболее распространенный способ – инвентаризация – сводится к сопоставлению фактических ценностей документальным данным бухгалтерского учета. Используются и другие способы – обследование, обмер, взвешивание материальных ценностей, экспертная оценка качества, лабораторный анализ(прием). В зависимости от периода проведения различат формы финансового контроля: 1) предварительный – осуществляется перед совершением финансовой операции или перед началом выполнения финансовых планов; 2) текущий – проводится в ходе реализации финансовых планов, программ; 3) последующий – по результатам выполнения планов и совершения финансовых операций. Вопросы для самоконтроля 1. Охарактеризуйте сущность финансовой политики на микро- и макроуровне. 2. Структура финансовой политики государства. 3. Финансовая стратегия и финансовая тактика. 4. Сущность финансового механизма, его роль в реализации финансовой политики государства. 5. В чем заключаются особенности финансовой политики хозяйствующего субъекта? 6. Охарактеризуйте сущность управления финансами. 7. Назовите и охарактеризуйте объекты и субъекты управления финансами. 8. Какие методы управления финансами Вам известны? 9. Дайте определение финансового аппарата государства, опишите его структуру и функции. 10. В чем заключаются особенности управления финансами на уровне хозяйствующего субъекта? 11. Опишите содержание, значение, задачи финансового планирования. 12. Какие методы используются в ходя финансового планирования? Кратко охарактеризуйте их. 13. Перечислите этапы финансового планирования. 14. Опишите содержание, цели и методы финансового прогнозирования. 15. В чем заключаются содержание, значение, задачи финансового контроля? 16. Назовите виды и особенности государственного финансового контроля. 17. Назовите виды и особенности негосударственного финансового контроля. 18. Типы финансового контроля. 19. Методы финансового контроля. Тема 7: Государственные и муниципальные финансы Содержание и функции государственных и муниципальных финансов Государственные и муниципальные финансы — это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов. Материальную основу финансов составляет денежный оборот. Реальный денежный оборот – это экономический процесс, вызывающий движение стоимости и сопровождающийся потоком денежных платежей и расчетов. Объектом реального денежного оборота выступают финансовые ресурсы, являющиеся источниками финансирования расширенного воспроизводства. Государственные и муниципальные финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением централизованными источниками финансирования государственного и муниципального секторов экономики, наиболее значимых программ развития производства и общественного сектора, организаций и учреждений бюджетной сферы и т.п. Их функционирование направлено на достижение общих целей развития социально ориентированной экономики. Государственные и муниципальные финансы функционируют в рамках финансовой системы государства и являются ее центральным звеном.
Рис. 2. Структура государственных и муниципальных финансов
Финансы макроуровня, и, прежде всего, государственный и муниципальный бюджеты, основываются на финансовом потенциале предприятий. Распределение и использование финансовых ресурсов в государстве осуществляются в рамках интегрированной системы управления финансовыми потоками. Государственные и муниципальные финансы опираются на информационные потоки. Эта информация содержится в оперативной и статистической отчетности, договорах и соглашениях, расчетных документах. Государственные и муниципальные финансы имеют четкую целевую ориентацию. Они затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных слоев общества. Однако во всех своих аспектах они ориентированы на решение государственных и муниципальных задач. Государственные и муниципальные финансы как экономическая категория проявляются в выполняемых ими функциях: 1) Распределительная функция государственных и муниципальных финансов заключается в том, что через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ. Особую роль играет процесс перераспределения доходов между различными уровнями бюджетов. 2) Контрольная функция государственных и муниципальных финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, формированием централизованных фондов денежных средств. Контрольная функция государственных и муниципальных финансов реализуется по следующим основным направлениям: - контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централизованные фонды; - контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития; - контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов. Целевое и эффективное использование финансовых ресурсов контролируется на основе составляемых плановых и отчетных смет образования и расходования денежных фондов. Государственные и муниципальные финансы ориентированы на следующие основные принципы: - единства законодательной и нормативной базы; - открытости и прозрачности; - разграничения полномочий и предметов ведения; - целевой ориентированности; - научного подхода к реализации намеченных целей; - экономичности и рациональности; - управляемости финансовыми потоками на централизованной основе. Достижение целей задается стратегией развития. Финансовая стратегия определяет возможность сбалансированного управления стоимостной оценкой материально-технических средств и денежными ресурсами, которыми располагают государственный и муниципальный секторы экономики.
Date: 2015-12-13; view: 719; Нарушение авторских прав |