Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Стадии развития организации
• увеличивается конкурентная сила поставщиков; • повышается роль цены и качества в конкурентной борьбе; • возрастает сложность управления приростом производственных мощностей; • усложняется процесс создания товарных инноваций; • снижается прибыльность. Стадии жизненного цикла организации можно представить более детально (табл. 4.3). Детство. Это опасный период, поскольку наибольшее количество неудач происходит в течение первых лет после возникновения организации. Из мировой статистики известно, что огромное число организаций небольшого масштаба терпят неудачу из-за некомпетентности и неопытности руководства. Каждое второе предприятие малого бизнеса терпит крах в течение двух лет, четыре из пяти предприятий — в течение пяти лет своего существования. Задачей этого периода является достижение быстрого успеха, а его целями — здоровое существование и развитие, а не простое выживание. Нередко вся работа выполняется на пределе возможностей, чтобы не потерять темп возрастающего успеха. Управление осуществляется деятельным и подготовленным руководителем и его первоначальной командой. Отрочество. Во время этого переходного периода рост организации осуществляется, как правило, несистематично, рывками. Организация все больше набирает силу, однако координация проводится ниже оптимального уровня. Более организованные процедуры постепенно заменяют рискованную страсть к успеху. Налаживается планирование, разработка бюджетов, прогнозов. Расширяется прием на работу специалистов, что вызывает трения с прежним кадровым составом. Основатели организации вынуждены больше выполнять роль непосредственных руководителей, а не предпринимателей, проводя систематическое планирование, координацию, управление и контроль. Ранняя зрелость. Отличительные признаки этого периода — экспансия, дифференциация и, возможно, диверсификация. Образуются структурные подразделения, результаты деятельности которых измеряются полученной прибылью. Используются многие общепринятые методы оценки эффективности, должностные инструкции, делегирование полномочий, нормы производительности, экспертиза, организация обучения и развития. Однако на-*инают проявляться тенденции к бюрократизму и борьбе за власть, местничеству и стремлению добиваться успеха любой ценой. Расцвет сил. Имея в правлении акционеров, организация ста-Ит на данном этапе цель сбалансированного роста. Структура, координация, стабильность и контроль должны иметь такое же значение, как и инновации, совершенствование всех частей организации и децентрализация. Принимается концепция структурных подразделений, результаты деятельности которых измеряются полученной прибылью. Новая продукция, рынок сбыта и технологии должны быть управляемы, а квалификационные навыки управленческого персонала — более отточены. С ускорением темпов роста по сравнению с предыдущими стадиями организация нередко переоценивает свои успехи и возможности. Полная зрелость. Имея компетентное, но не всегда ответственное руководство, организация действует практически сама по себе. Весьма часто устанавливается нежелательное состояние всеобщего благодушия. Несмотря на то что уровень доходов вполне приемлемый, темпы роста замедляются. Организация может отклоняться от своих первоначальных целей под влиянием общественного мнения. Вместе с тем слабости слишком очевидны. Эти симптомы нередко игнорируются руководством. Старение. Этот этап никогда бы не наступил, если бы руководство организации постоянно осознавало необходимость обновления. Конкуренты неизменно претендуют на долю организации на рынке. Бюрократическая волокита, не всегда обоснованная стратегия, неэффективная система мотивации, громоздкая система контроля, закрытость к новым идеям — все это, вместе взятое, создает условия для «закупорки артерий». Как показывает практика, очень трудно остановиться и прекратить выполнение непродуктивной работы. В результате организация постепенно начинает распадаться. Она вынуждена либо принять жесткую систему обновления, либо погибнуть как самостоятельная структура, влившись в приобретающую ее корпорацию. Организация откатывается назад, и вновь начинается борьба за ее выживание. Обновление. Организация в состоянии подняться из пепла, как Феникс. Это может сделать новая команда руководителей, уполномоченных на проведение реорганизации и осуществление плановой программы внутреннего организационного развития. Многочисленные исследования показывают, что организации в течение жизненного цикла уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы; перестраиваются, когда перестают отвечать избранным целям; погибают, когда оказываются неспособными выполнять свои задачи. На стадии создания организации руководитель должен принять следующие меры: • тщательно изучить потребительский спрос на данную продукцию или услуги на конкретных рынках; • собрать и оценить информацию о деятельности и намерениях конкурентов, сопоставить ее с возможностями, наличными ресурсами и стратегией компании; • взвесить необходимость и целесообразность увеличения потенциала компании и внесения соответствующих коррективов в ее стратегию; • изыскать возможности привлечения дополнительных ресурсов за счет внутренних и внешних источников; • рационально организовать управленческий процесс, включая расстановку кадров, создание системы ответственности, надежный' механизм принятия решений, систему мотивации и стимулов. На стадии роста организации на первый план в деятельности руководителя выступают: • решение социальных проблем коллектива, позволяющее закреплять и развивать заинтересованность работников; • обеспечение баланса между текущей и инновационной перспективной деятельностью, между повышением качества выпускаемой продукции и услуг и поиском новых сфер приложения капитала; • оптимизация соотношения между централизацией и децентрализацией в управлении компанией, внедрение прогрессивных структур управления, информационных технологий и т.п. На стадии зрелости руководитель организации должен принимать такие меры: • систематически и в первоочередном порядке следить за поведением конкурентов и в необходимых случаях вносить изменения в перспективные планы организации; • проанализировать необходимость и возможности технического перевооружения производства, повышения уровня технологической и конструкторской подготовки производства; • совместно с потребителями определять производственную и научно-техническую политику организации; • создать необходимые условия для поддержания и укрепления интеллектуального потенциала организации, эффективной работы целевых команд, использования матричных структур и т.п. На стадии упадка организации происходит определенная централизация управления компанией и в этих условиях руководитель: • рассматривает возможности экономии всех видов ресурсов и сУлит наибольшую отдачу в кратчайшие сроки; • изучает возможности слияния с другими компаниями, суже- сохранить и эффективно использовать имеющийся потенциал при минимальных потерях; • • приступает к осуществлению изменений в организации и методах управления предприятием, в установлении связей с новыми рынками и поставщиками. Вопросы для обсуждения 1. Дайте краткую характеристику теории организации и смежных наук. 2. Назовите основные тенденции в изменении организационных структур. Раскройте их содержание. 3. В чем сущность теории научного управления? 4. Каковы основные черты классической теории организации? Приведите принципы организации по Файолю. 5. Как можно охарактеризовать бюрократическую теорию организации? 6. Охарактеризуйте факторы эффективной организации («системаг4») и теорию административного поведения. " 7. В чем суть тектологии — всеобщей организационной науки? 8. В чем сходство и различие разделения организационной системы на подсистемы в теории Гласиер и в традиционных представлениях о внутренней среде организации? 9. В чем сущность и каково значение теории организационного потенциала?
10. Каковы основные элементы эффективной организации? 11. Раскройте содержание теории институтов и институциональных изменений. 12. Каковы основные особенности системного подхода к определению сущности организации? 13. В чем заключается миссия организации? Приведите примеры миссии известных вам организаций. 14. В чем заключается связь между миссией и целями организации? Как и для чего формулируется общая цель (цели) организации? 15. Приведите примеры относительно закрытых организационных систем. 16. Каковы принципиальные отличия закрытых и открытых организационных систем? 17. Назовите основные различия между статичной и динамичной организациями. Приведите примеры таких организаций. 18. Как можно классифицировать компоненты внутренней среды организации? 19. Назовите основания классификации организаций. 20. Что такое жизненный цикл продукта и организации? Какие основные изменения происходят в управлении организацией в ходе ее жизненного цикла? ЧАСТЬ II. СТРУКТУРЫ Глава 5 Date: 2015-12-13; view: 492; Нарушение авторских прав |