Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Черты и свойства организаций





Организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функ­ционирует на относительно постоянной основе для достижения об­щей цели или целей. Под словами «сознательно координируемое» понимается управление, под «социальным образованием» — то, что организация состоит из людей или их групп, взаимодействующих между собой. Модели взаимодействия, которым следуют индиви­дуумы, являются преднамеренными. Организационные процессы содержат в себе социальную сущность, а взаимодействие членов групп должно быть сбалансировано и предполагает необходимость в координации. Организация имеет относительно определенные границы, которые могут меняться со временем. Члены организа­ции, на которых возлагаются определенные обязанности, вносят свой вклад в достижение установленных целей. Преимущество организованных групп заключается в том, что человек, входя в состав коллектива, может более успешно достичь своих целей, чем индивидуально. Поэтому для достижения своих целей он и создает интегрированные, кооперативные системы поведения.

Определение организации предусматривает необходимость формального координирования взаимодействия работников. Структура организации определяет, каким образом должны быть Распределены задачи, какой должна быть субординация, каковы формальные координирующие механизмы и модели взаимодей-ствия. Для организации характерны комплексность, формализа­ция и определенное соотношение централизации и децентрали­зации. Комплексность рассматривает степень дифференциации в


"Льнер «Теория организации*



рамках организации. Она включает уровень специализации или разделения труда, количество уровней в иерархии организации и степень территориального распределения частей организации. Под формализацией понимаются заранее разработанные и установлен­ные правила и процедуры, определяющие поведение работников. Некоторые организации минимально оперируют с такими стан­дартными директивами. Другие имеют все типы правил, инст­руктирующих работников по поводу того, что они могут и чего не могут делать. Соотношение централизации и децентрализации опре­деляется уровнями, на которых вырабатываются и принимаются управленческие решения в организации. В некоторых организа­циях процесс принятия решений сверхцентрализован, разрешени­ем проблем занимаются высшие руководители. В других случаях принятие решений децентрализовано, ответственность делегиру­ется вниз по иерархии управления. Принятое соотношение цент­рализации и децентрализации определяет характер и тип устанав­ливаемой организационной структуры управления.

Отметим, что организации заранее проектируются, моделиру­ются с тем, чтобы сформировать структуру, подчиненную инте­ресам достижения установленных целей. Приг проектировании организации используется представление о ней как об организме, который действует рационально и целенаправленно, имеет апри­ори установленную цель и совершенствует методы достижения цели. Проектирование в современных условиях вызвано к жизни увеличивающейся сложностью управления организациями, необ­ходимостью применения научно обоснованных методов для вы­полнения функций управления и специализацией управленческого труда. Этот подход качественно отличается от широко распрост­раненных методов повышения эффективности организаций, та­ких, как традиционное расчленение и объединение на опытной основе подразделений или сфер ответственности руководителей, замена руководителей, улучшение тех или иных организационных процедур.

Следует различать теорию организации и организационное поведение. Макроуровень (организация в целом и ее основные части) является объектом анализа в теории организации, которая изучает условия и предпосылки поведения организации, ее общую эффективность, возможности для адаптации и достижения целей. Эта дисциплина имеет как описательный, так и нормативный ас­пекты. Она описывает фактическую структуру организации и предлагает варианты ее оптимальной структуры, обеспечивающей эффективное функционирование. Организационное'поведение как научная дисциплина имеет объектом анализа микроуровень —


поведение индивидуумов и групп. Поведение индивидуумов обыч­но изучается с позиций восприятия ценностей, профессионально­го образования, мотивации и личных особенностей. При рассмот­рении поведения групп внимание уделяется ролям, статусу, руко­водству, общению и конфликтам. В круг изучения входят производительность труда работников, текучесть кадров, удовлет­воренность работой.


Необходимо подчеркнуть, что теория организации и организа­ционное поведение — смежные дисциплины, имеют много точек соприкосновения, дополняют друг друга при изучении проблем поведения организаций. Исследуя конфликты, организационное поведение сосредоточивается на межличностных и внутригрутшо-вых столкновениях, которые происходят из-за разнообразия лич­ностных особенностей и недостаточной коммуникации. Конфликт же, когда он изучается теорией организации, связан преимуще­ственно с проблемами внутренней координации. В одном случае конфликт рассматривается как проблема, возникающая между людьми. В другом — как столкновение в результате имеющихся недостатков в построении организации. Теория организации и организационное поведение охватывают различные уровни и ас­пекты анализа организационного процесса.

Каждая организация имеет свое предназначение — миссию, во имя которой люди объединяются и осуществляют свою деятель­ность. Миссия — понятие неоднозначное. Значение определения миссии организации состоит в том, что она:

1) представляет собой базис, точку опоры для всех плановых решений организации, для определения ее целей и задач;

2) создает уверенность, что организация преследует непроти­воречивые, ясные, сравнимые цели;

3) помогает сосредоточить усилия работников на выбранном направлении, объединяет их действия;

4) вызывает понимание и поддержку внешних участников орга­низации (акционеров, финансовых фирм и т.д.).

Примерная характеристика предназначения организации в обобщенном виде включает:

• предлагаемые товары или услуги;

• место и роль в системе рыночных отношений;

• цели организации (выживание, рост, доходность);

• технологию (процессы, инновации);

• философию (базовые взгляды, ценности, мотивации);

• внутреннюю концепцию (сильные стороны, степень конку­рентоспособности, факторы выживания);


• внешний образ, имидж (ответственность перед партнерами, потребителями, обществом в целом).

Таблица '3. / Классификация целей организации

 

Критерии классификации Группы целей
Период установ­ления Стратегические Оперативные Тактические
Содержание Экономические Социальные Организационные Технические Научные Политические
Структурные Маркетинговые Производственные ИНновационньіе Финансовые Кадровые Административные
Среда Внутренние Внешние
Приоритетность Особо приоритетные Прочие Приоритетные
Измеримость Количественные Качественные
Повторяемость Постоянные Разовые (повторяющиеся)
Иерархия Цели организации Цели подразделений
Стадии жизнен­ного цикла Проектирование и со- Зрелость объекта здание объекта Завершение жизнен-Рост объекта ного цикла объекта

Осуществляя свою миссию (предназначение), организация до­бивается достижения определенных целей — выживания, роста, доходности (табл. 3.1). Она выпускает определенную продукцию и оказывает услуги, использует различные технологии и т.д.

ОТКРЫТЫЕ И ЗАКРЫТЫЕ СИСТЕМЫ

Всесторонний анализ внутреннего строения организации обес­печивается с помощью использования системного подхода. Сис­тема — это набор взаимосвязанных и взаимозависимых частей, со­ставленных в таком порядке, который позволяет воспроизвести целое. Уникальной характеристикой при рассмотрении систем



являются внутренние отношения частей. Каждая система харак­теризуется как дифференциацией, так и интеграцией. В системе используются разнообразные специализированные функции. Каж­дая часть организации выполняет свои определенные функции. Для того чтобы поддерживать отдельные части в одном организ­ме и формировать завершенное целое, в каждой системе осущест­вляется интеграция. Для этого используются такие средства, как координация уровней иерархии управления, прямое наблюдение, правила, процедуры, курс действий.

Хотя организации распадаются на отдельные части или состав­ные элементы, они сами являются подсистемами в рамках более крупной системы. Существуют не только системы, но и подсис­темы, и сверхсистемы. Классификация этих понятий зависит от особенностей предмета анализа. При этом целое не является про­стой суммой частей, поскольку систему следует рассматривать как их единство.

Различаются системы открытые и закрытые. Понятие закрытой системы возникло в физике. Это система, являющаяся самосдер­живаемой. Ее главная характеристика заключается в том, что она существенно игнорирует эффект внешнего воздействия. Совер­шенной системой закрытого типа была бы та, которая не прини­мает энергии от внешних источников и не дает энергию внешней среде. Закрытая организационная система имеет малую применя­емость.

Открытая система признает динамическое взаимодействие с окружающим миром. Организации получают сырье и человечес­кие ресурсы из окружающего мира. Они зависят от клиентов и заказчиков, потребляющих их продукцию. Банки, активно взаи­модействующие с внешней средой, открывают депозиты, обраща­ют их в кредиты и инвестиции, используют полученную прибыль для поддержания развития, выплаты дивидендов и уплаты нало­гов. На рис. 3.1 представлена промышленная организация как от­крытая система. На входе системы — поступление материалов, рабочей силы, капитала. Технологический процесс организуется для переработки сырья в конечный продукт. Конечный продукт, в свою очередь, продается заказчику. Финансовые учреждения, рабочая сила, поставщики и заказчики, правительство — все являются ча­стью внешней среды.

Разграничение систем на открытые или закрытые не является жестким, раз навсегда установленным. Открытая система может стать закрытой, если контакты с окружением сокращаются со вре­менем. В принципе возможна и обратная ситуация. Открытые системы тяготеют к усложнению структуры и дифференциации.


Рис. 3.1. Промышленная организация как открытая система

Иными словами, рост открытой системы сопровождается повы­шением уровня специализации ее элементов и усложнением структуры, нередким расширением границ системы или создани­ем новой суперсистемы. Если деловое предприятие растет, то на­блюдаются значительная его дифференциация и усложнение его структуры. Создаются новые специализированные отделы, приоб­ретаются новые виды сырья и материалов, расширяется ассорти­мент выпускаемой продукции, организуются новые сбытовые кон­торы.


Все системы имеют вход, трансформационный процесс и -вы­ход. Они получают сырье, энергию, информацию, другие ресур­сы и преобразуют их в товары и услуги, прибыль, отходы и т.п. Открытые системы имеют, однако, некоторые специфические черты. Одна из таких черт — это признание взаимозависимости между системой и внешней средой. Существует граница, которая отделяет систему от ее окружения. Изменения во внешней среде влияют на один или несколько атрибутов системы, и наоборот, изменения в системе воздействуют на окружение. Внешняя среда организации схематично представлена на рис. 3.2.

Организация должна отражать состояние внешней среды. В ос­нове ее построения лежат предпосылки экономического, научно-технического, политического, социального или этического харак­тера. Организация должна создаваться так, чтобы она нормально функционировала. Должны обеспечиваться вклад каждого ее члена


Рис. 3.2. Внешняя среда организации

в общую работу и эффективная помощь работникам в достиже­нии поставленных целей. В этом смысле действенная организа­ция не может быть статичной. Она должна оперативно отслежи­вать все изменения внешней среды, оценивать их и выбирать наи­лучшую ответную реакцию, способствующую достижению ее целей. Она должна эффективно реагировать на воздействия внеш­ней среды.

Принципиальное значение для функционирования организа­ций имеет обратная связь. Открытые системы постоянно получа­ют информацию из внешней среды. Это помогает приспособить­ся и позволяет предпринимать корректировочные действия по исправлению отклонений параметров системы. Здесь под обрат­ной связью понимается процесс, позволяющий получить приток в систему информации или денег для модифицирования произ­водства выпускаемой продукции или налаживания выпуска новой продукции.

Нужно учитывать и то, что организации укомплектовываются ЛК)дьми. Очевидно, что при группировке видов деятельности и Распределении полномочий внутри любой организационной сис-


темы необходимо учитывать недостатки и привычки людей. Это не означает, что организация должна создаваться применительно к людям, а не на основе целей и сопутствующих их достижению видов деятельности. Однако весьма важным для руководителя, зачастую сдерживающим фактором является то, какие лица бу­дут работать в организации, какие роли они будут выполнять (табл. 3.2).

Таблица 3.2







Date: 2015-12-13; view: 895; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию