Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономика: исторический обзор





Экономика — это социальный институт, организующий производство, распределе­ние и потребление товаров и услуг. В качестве таковой она, как правило, оказыва­ется предсказуемой. Товарами называются различные предметы потребления — от предметов первой необходимости (пища, одежда, жилища) и до атрибутов роско­ши (автомобили, плавательные бассейны, яхты). Услуги — действия, приносящие пользу окружающим (например, «оказанием услуг» можно назвать работу священ­ников, врачей, педагогов и программистов).

Все это обеспечивает выживание или делает жизнь более легкой или интерес­ной. Кроме того, те товары, которые люди производят (в качестве работников) и покупают (в качестве потребителей), представляют собой важные элементы соци­альной идентификации. Жизнь каждого человека во многом зависит от того, как


_____________________________________________________ Глава 15. Экономика и работа 511

Экономика современных стран с высоким уровнем доходов есть результат со­циальных перемен, происходивших на протяжении многих веков. Ниже будет рас­сказано о трех технологических революциях, которые не только преобразили про­изводство, но одновременно изменили и социальную жизнь.

Сельскохозяйственная революция

Члены первых человеческих сообществ были охотниками и собирателями, живши­ми за счет того, что давала им природа. У них были примитивные технологии и не имелось четкой экономической системы. Скорее можно говорить о том, что произ­водство и потребление являлись составной частью жизни семьи.

Как следует из материала, изложенного в главе 4 («Общество»), когда около 5000 лет назад люди стали использовать животных, чтобы обрабатывать плугом землю, возникла новая сельскохозяйственная экономика, в 50 раз более продуктив­ная, чем охота и сбор съедобных растений. Образовавшийся благодаря этому из­быток продуктов означал, что отныне их производством могли заниматься не все члены общества, и многие из них стали «приобретать специальности»: изготавли­вать орудия труда, разводить животных или строить жилища. Вскоре возникли первые города, связь между которыми осуществлялась торговцами продуктами, животными и другими товарами (Jacobs, 1970). Эти факторы — сельскохозяйствен­ная технология, профессиональная специализация, оседлый образ жизни и торгов­ля — превратили экономику в самостоятельный социальный институт.

Индустриальная революция

К середине XVIII в. сначала в Англии, а затем и в Северной Америке появились признаки приближения второй технологической революции. Развитие промыш­ленности обещало еще более существенные перемены, чем те, какие принесла сель­скохозяйственная революция. Индустриализация изменила экономику по пяти фундаментальным направлениям.

1. Новые источники энергии. На протяжении всей предшествующей истории человечества термин «энергия» означал физическую силу людей или живот­ных. Но в 1765 г. английский изобретатель Джеймс Уатт создал паровой дви­гатель. В 100 раз более мощные, чем «живая сила», паровые двигатели вско­ре стали использоваться для приведения в действия тяжелых машин.

2. Сосредоточение трудовых ресурсов на фабриках. Благодаря машинам, приводимым в действие паровыми двигателями, труд вскоре перестал быть домашним феноменом, он превратился в фабричное занятие: люди стали работать в специальных и обезличенных местах, где установили машины.

3. Обрабатывающая промышленность и массовое производство. До индуст­риальной революции большинство людей производили или собирали сырье (например, зерно, древесину или шерсть). В индустриальной экономике ак­цент сместился на изготовление из него различных товаров (таких, напри­мер, как одежда или мебель), чем большинство людей и занимались в тече­ние всего рабочего дня.

4. Разделение труда. Исторически сложилось так, что ремесленники, трудив-


512 Часть IV, Социальные институты


Глава 15. Экономика и работа 513


 


ке рабочий постоянно выполнял одну определенную операцию, внося лишь незначительный вклад в каждое готовое изделие. Подобная специализация повысила производительность труда, но уровень профессионализма каждо­го отдельного рабочего понизился. 5. Наемный труд. Вместо того чтобы работать на самих себя дома (подобная индустрия называлась ремесленной), люди, трудившиеся на фабриках, пре­вратились в наемных рабочих, продававших свой труд нанимателям, неред­ко заботившимся о людях меньше, чем о машинах.

В результате индустриальной революции и наполнения растущего потребитель­ского рынка огромным количеством новых товаров и услуг уровень жизни возрас­тал. Однако эти блага не были справедливо поделены между всеми членами обще­ства, особенно в период вслед за индустриализацией. Некоторые владельцы фаб­рик и заводов нажили внушительные состояния, а большинство рабочих жили в условиях, близких к бедности. Дети, трудившиеся на фабриках и в угольных шах­тах, зарабатывали по несколько пенсов в день. Женщины не только принадлежали к категории самых низкооплачиваемых работников, но и сталкивались со специ­фическими проблемами.

Информационная революция и постиндустриальное общество

Примерно к середине XX в. природа промышленного производства снова начала изменяться. США создавали постиндустриальную экономикусистему произ­водства, основанную на обслуживании и высокой технологии. Автоматизированное оборудование (а позднее и роботы) настолько уменьшили долю ручного труда в промышленности, что ныне в сфере производства занято меньше людей, чем в сфере услуг, включая торговлю, PR (связь с общественностью), здравоохранение, рекламный бизнес и банковское дело. Иными словами, характерной особенностью постиндустриальной эры является рост числа занятых в сфере услуг и уменьше­ние количества рабочих мест в промышленности.

Движущей силой этих перемен послужил третий технологический прорыв -появление компьютеров. Как 200 лет назад индустриальная революция привела к использованию машин, так информационная ввела в оборот новые виды товаров и невиданные формы коммуникации, изменившие саму природу работы. Обобщая, можно сказать, что произошли три принципиальные перемены:

1. От материальных продуктов - к идеям. Как уже отмечалось в предыдущих главах, характерной особенностью индустриальной эры стало производство товаров; в постиндустриальную эпоху работа заключается в манипулирова­нии символами. Рабочая сила в это время — программисты, писатели, фи­нансовые аналитики, рекламисты, архитекторы, издатели и консультанты по самым разным вопросам.

2. От физического труда - к умственному. Если индустриальная революция потребовала умений справляться с физическим трудом, то информацион­ная — общей грамотности: умения правильно говорить и писать и, разумеет­ся, грамотности компьютерной. Люди, умеющие эффективно общаться, спол­на используют преимущества, предоставляемые новыми возможностями; пер-


3. Из фабрик и заводовкуда угодно. Промышленное производство со­бирало рабочих на фабриках, расположенных вблизи источников энер­гии, а компьютерные технологии позволяют людям работать практически где угодно. В наши дни персональные компьютеры, факсы, мобильные те­лефоны превратили дом, автомобиль и даже самолет в так называемый «виртуальный офис». Новые информационные технологии стирают грань между работой и домом.

Секторы экономики

Эти революции, которые только что были описаны, отражают изменение соотно­шения между тремя секторами экономики общества. Первичныйэто сырьевая отрасль экономики. В странах со слаборазвитой индустрией и низким уровнем до­ходов он включает в себя сельскохозяйственное производство (земледелие и жи­вотноводство), рыболовство, ведение лесного хозяйства и горнодобывающую про­мышленность, будучи самым большим. Из данных, представленных на рис. 15.1, следует, что в странах с низким уровнем доходов продукция первичного сектора составляет 23% всего промышленного производства, в то время как в странах со средним и высоким среднедушевыми доходами (к последним относятся, в частно­сти, США) этот показатель соответственно равняется 9 и 2%.

Вторичный секторотрасли экономики, перерабатывающие сырье в создавае­мые товары. По мере индустриализации общества он быстро растет. В него входят нефтепереработка (получение из нефти бензина) и металлообрабатывающая про­мышленность (изготовление из металлов орудий труда и автомобилей). Глобализа­ция экономики означает, что почти во всех странах мира значительная часть промыш­ленного производства прихо­дится именно на вторичный

Рис. 15.1. Удельный вес

Страны Страны Страны с низким со средним с высоким уровнем доходов уровнем доходов уровнем доходов

секторов экономики в странах

с разным уровнем доходов.

Источник: расчеты автора,

основанные на United Nations

Третичный
ыи
Первичный / Л Вторичн

Development Programme, 2000;


514 Часть IV. Социальные институты


сектор. Действительно, как видно из рис. 15.1, в странах с низким уровнем доходов на него выпадает больший объем промышленного производства, чем в тех обще­ствах, где уровень доходов высок.

Третичный секторотрасль экономики, связанная не с товарами, а с услугами. В странах с низким уровнем доходов на его долю приходится 38% общего произ­водства; индустриализация способствует приросту этого сектора; в странах со сред­ним уровнем доходов и в постиндустриальных обществах он доминирует и со­ставляет 58 и 68% соответственно. Сегодня в США примерно 72% рабочей силы — люди, занятые в сфере обслуживания, в том числе клерки, работники сферы пита­ния и торговли, юристы, медицинские работники, сотрудники правоохранитель­ных органов, рекламисты и педагоги.

Глобальная экономика

Новые информационные технологии сближают людей, проживающих в разных уголках земного шара, и создают предпосылки для возникновения глобальной эко­номикирасширения экономической деятельности вне государственных границ.

У глобализации экономики четыре основных последствия. Во-первых, мы яв­ляемся свидетелями международного разделения труда, в результате чего различ­ные регионы специализируются в разных секторах экономики. Как показано на карте мира 15.1, в самых бедных странах более 50% всех производимых товаров — сельскохозяйственная продукция1. Из карты мира 15.2 ясно, что в странах с вы­соким уровнем доходов наиболее активен сектор предоставления услуг2. Иными словами, беднейшие страны специализируются на добыче сырья и его первичной переработке, а наиболее богатые, в том числе и США, — на производстве различ­ных услуг.

Другим последствием глобализации экономики является все возрастающее количество товаров, производителями которых является не одна, а сразу несколь­ко стран. Не надо далеко ходить за примерами. Кофе, который вы пьете по утрам, скорее всего, выращен в Колумбии, доставлен в Новый Орлеан на корабле, ходя­щем под либерийским флагом, а произведен в Японии на оборудовании из корей­ской стали с использованием венесуэльского топлива.

Еще одним результатом такой глобализации становится утрата национальны­ми правительствами контроля над экономической активностью в пределах их го­сударственных границ. Фактически правительства даже не могут регулировать сто­имость своих национальных валют, поскольку доллары, фунты стерлингов, йены и другие валюты круглосуточно продаются и покупаются на валютных биржах Токио, Лондона и Нью-Йорка. Мировые рынки рождены благодаря спутниковой связи, объединяющей города, находящиеся в разных точках земного шара.

1 В наименее развитых странах первичный сектор экономики имеет наибольший удельный нес. Так,
в бедных государствах Африки и Азии примерно 50% всех рабочих заняты в сельском хозяйстве.
В наиболее экономически развитых странах, включая США, Канаду, Великобританию и Австра­
лию, — совершенно иная картина: там в сельском хозяйстве занято только 2% всей рабочей силы.

2 По мере роста национального дохода третичный сектор экономики растет. В США, Канаде, Запад-


Карта мира 15.1. Глобальная экономика: рабочая сила, занятая в сельском хозяйстве. Источники: United Nations Development Programme, 2000; The World Bank, 2000, 2001; Peters Atlas of the World, 1990

Карта мира 15.2. Глобальная экономика: рабочая сила, занятая в сфере услуг. Источники. United Nations


516 Часть IV. Социальные институты


Глава 15. Экономика и работа 517


 


Глобализация экономики также ведет к тому, что в наши дни небольшое число интернациональных корпораций контролируют значительную часть мировой эко­номической деятельности. Согласно одним данным, 50% всей производимой в мире продукции — результат деятельности 600 самых крупных международных компа­ний (Kidron & Segal, 1991).

Мир и поныне разделен на 192 политически независимых друг от друга государ­ства. Но возрастающая экономическая интеграция делает национальную принадлеж­ность менее значимым фактором, чем это было всего лишь десяток лет тому назад.

Date: 2015-12-13; view: 353; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию