Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
О том, как новая технология изменяет жизненный уклад
Подытоживая свое новаторское исследование о способах коммуникации, Маршалл Мак-Люэн (McLuhan, 1969) пишет: «Любая инновационная технология творит новую среду обитания человека». Иными словами, технология не только влияет на нашу трудовую деятельность, но задает опенок и форму всему жизненному укладу людей. Во втором разделе «Киберсферы» мы остановимся, чтобы поразмыслить над некоторыми отношениями, благодаря которым информационная революция изменяет культуру и общество. Информационная революция и культурные ценности В главе 3 («Культура») отмечалась важность, которую члены общества придают материальным удобствам. Многие американцы в разные времена понимали под успехом хорошие заработки и удовольствие от обладания купленными на них вещами - домами, машинами и модной одеждой. Однако появляются признаки того, что в наступившем столетии ценности могут сместиться с простодушной сосредоточенности на накоплении вещей (продуктов индустриальной технологии) к умению оценивать идеи (продукты информационной технологии). К такого рода новшествам относятся путешествия и бесчисленные разновидности опыта в виртуальной реальности, а также озабоченность собственным благополучием, включая самоактуализацию, которая сделалась популярной в последние десятилетия (Newman, 1991). Социализация в компьютерном веке Полвека назад в США телевидение переписало правила социализации заново, и, как говорилось в главе 5 («Социализация»), современная молодежь проводит у телеэкрана времени больше, чем тратит на общение с родителями. Сегодня экраны не ограничиваются телевещанием; они - наши окна в кибернетический мир, где мы с помощью компьютеров связываемся друг с другом, развлекаемся и просвещаемся. Но эта тенденция к киберсоциализации поднимает ряд важных вопросов. Во-первых, не сгладит ли распространение компьютерной информации региональную разнородность, которой отмечена история США, когда Новая Англия отличалась от южной глубинки, а Средний Запад - от западного побережья? Мы знаем, что новая информационная технология связывает нашу страну со всем остальным миром, а потому вправе ожидать, что увидим расцвет как национальной культуры, так, со временем, и глобальной. Во-вторых, какое влияние оказывает киберкультура на наших детей? Хорошо ли для них выстраивать всю свою жизнь вокруг компьютеров? По крайней мере для большинства из них компьютерные образы и информация играют важную роль в познании себя и мира. Не снижает ли это значимость родителей, к чему когда-то привело телевидение? Конечно, киберсо-циализация сумеет развлечь и направить, но в силах ли она удовлетворить эмоциональные потребности детей? Способствует ли она их моральному развитию? В конце концов, для ребенка нет ничего более важного и менее «техногенного», чем теплое объятие. В-третьих, кто будет контролировать киберсоциализацию? Родители - точно так же, как раньше они выражали тревогу в связи с тем, что их дети сидят у телеэкрана - теперь обеспокоены информацией, на которую, бродя по Интернету, могут натолкнуться их чада. На сегодняшний лень позиция (Ьевеоальных стлок такова: Всемипная пяутиня лппжня Лышхшпшпппять Родители прекрасно понимают, что почти неограниченный доступ к любой информации бывает сомнительным благом, Как перекрыть детям доступ к порнографическим и другим нежелательным материалам, размещенным на страницах Интернета? Или же спросим иначе: нужно ли это делать? при минимальном вмешательстве со стороны правительства. Что же мы как родители и граждане, ждем от содержимого виртуальной культуры? Должна ли информационная индустрия гнаться за прибылью? Должны ли существовать стандарты, гарантирующие образовательное содержание в определенном объеме? Кто должен принимать соответствующие решения? Кибер-«Я» Под именем VegDiet человек входит в некий чат, каких в Интернете тысячи, ибо это огромная всемирная сеть. Через несколько секунд VegDiet активно обсуждает мировые проблемы еще с тремя людьми: MrMaine, Ferret и RedWine. Растущая популярность компьютерных чатов дает нам возможность разобраться в отличии онлайнового общения от более традиционного взаимодействия. Изучив общение он-лайн, Деннис Уоскул (Waskul, 1997) назвал «развоплощенным» то «Я», которое мы передаем посредством компьютера. Применяя драматургический подход Ирвинга Гоффмана, (см. главу 6), Уоскул отмечает: компьютерная технология не учитывает огромного количество «подсказок», касающихся идентичности человека, - это его местонахождение, внешность, одежда, возраст и пол, - и являет лишь такую, которую тот выбирает для предъявления. Киберпространство, следовательно, дает нам огромную свободу апробировать разные идентичности, и последствия такого шага незначительны и преходящи. Как объяснил один посетитель чата, «он-лайн - игра... Только здесь я могу поиграть в мое личное Я» (Waskul, 1997; р. 21). Но подождите минуточку: неолуддиты В XVIII в. группы английских ткачей, настроенных против индустриальной революции, странствовали, разрушая новые машины везде, где удавалось проникнуть на фабрику. Луддиты (названные так в честь их лидера, Неда Лудда) были убеждены, что новая технология их эпо-.....,„,.г,„™-г „ „m,n,i,ADoui.Bi пппЛоггым м uYvmiiMT жичнг, r нрппм (7aoharv. 1997), 334 Киберсфера. Часть II Хотя луддиты проиграли битву и не смогли воспрепятствовать изменениям, сегодня их дух живет в людях, настроенных протиБ информационной революции. Эти неолуддиты, как их называют, не имеют общих программ. Но они сходятся в том, что нам не следует очертя голову мчаться в кибернетическое будущее без критического осмысления того, каковы же предполагаемые положительные и отрицательные изменения, привносимые новейшей технологией. Неолуддиты напоминают нам, во-первых, о том, что технология не бывает социально нейтральной. Она не просто существует в мире, но изменяет его, направляя человечество по какому-то одному пути, отсекая альтернативные. Почитая технологию за благо как само собой разумеющееся, мы, подчеркивает Теодор Рожак (Roszak, 1986), отказываемся от власти самостоятельно определять собственную жизнь. Заменят ли компьютеры хорошего учителя? Мы хорошо помним, что ни одному компьютеру пока не удалось ни написать картину, ни сочинить поэму или симфонию. Главное же, наверное, в том, что компьютеры не способны рассматривать этические вопросы о добре и зле. Живя в условиях передовой культуры, мы легко представляем себе преимущества новой технологии. Но должны также помнить, что технология, обслуживая нас, с таким же успехом может человека и принизить, и даже уничтожить. В конце концов, луддиты выступали не против технологии; они лишь хотели гарантий, что она послужит людям, удовлетворяя их нужды, а не наоборот. Date: 2015-12-13; view: 399; Нарушение авторских прав |