Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ГУБЫ— органы, ограничивающие свободным краем ротовую щель; состоят из кожи, круговой мышцы рта и слизистой оболочки; различают верхнюю и нижнюю Г. 8 page
НАПРЯЖЁННОСТЬ — в психиатрии — состояние, возникающее на фоне глубокого психического расстройства (бреда, галлюцинаций, измененного сознания) и проявляющееся настороженно-сосредоточенной позой, малодоступностью, готовностью к внезапным действиям (агрессии, бегству, само повреждению). НАРКО- [греч. narke оцепенение, помрачение сознания, сон; пагкоб делать оцепенелым, бесчувственным, усыплять] — составная часть сложных слов, означающая «оцепенение», «помрачение сознания», «потеря чувствительности», «наркоз». НАРКОАНАЛИЗ [нарко- + анализ] — метод исследования психически больного, основанный на получении данных о его ощущениях и переживаниях после искусственного вызывания у больного рауш-состояния. НАРКОГИПНОЗ [нарко- + гипноз] — метод ускорения наступления гипноза или его углубления путем предварительного введения наркотических или снотворных средств. НАРКОЗ [греч. narkosis оцепенение] — искусственно вызванное состояние, характеризующееся обратимой утратой сознания, болевой чувствительности, подавлением некоторых рефлексов, расслаблением скелетных мышц; применяется для безболезненного проведения хирургического вмешательства и создания условий для управления функциями организма. НАРКОЛЕПСИЯ [нарко- + греч. lepsis приступ] — болезнь центральной нервной системы, проявляющаяся внезапными непродолжительными (до получаса) приступами сна, которые возникают неодолимо в разной обстановке. НАРКОПСИХОТЕРАПИЯ [нарко- + психотерапия] — сочетание психотерапии с предварительным воздействием на больного психотропными средствами, обеспечивающими повышенную восприимчивость к внушению, снимающими напряженность, страх, тревогу. НАРКОСИНТЕЗ [нарко- + синтез] — психотерапевтическое воздействие, проводимое с учетом данных наркоанализа; термин применяется в психоанализе. НАРУЖНОЕ УХО — звукоулавливающий аппарат, состоящий из ушной раковины и наружного слухового прохода. НАРУШЕНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА БУКВЫ — смешение букв со сходным зрительным образом, зеркальное письмо. НАРУШЕНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА СЛОВА — нарушение буквенного состава слова. НАРУШЕНИЕ СТРУКТУРЫ СЛОВА — упрощение слова, перестановки, недописывание, слияние и расщепление слов. НАРУШЕНИЕ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА — резкое затруднение в овладении графической формой речи, связанное чаще всего с общим недоразвитием речи у детей при нормальном слухе и нормальных умственных способностях; проявляется чаще всего в общем искажении звукового состава слов и замене букв. НАСИЛЬСТВЕННЫЕ ЯВЛЕНИЯ — общее название психических расстройств в виде непроизвольно возникающих непреодолимых мыслей, движений, поступков. НАСИЛЬСТВЕННЫЙ ПЛАЧ — непроизвольный плач, не соответствующий ситуации и переживаемым, эмоциям; наблюдается при органических поражениях головного мозга, чаще при псевдобульбарном параличе. НАСИЛЬСТВЕННЫЙ СМЕХ — непроизвольный смех, не соответствующий ситуации и переживаемым эмоциям; наблюдается при органическом поражении головного мозга, чаще при псевдобульбарном параличе. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ — свойство живой материи передавать потомству признаки и особенности развития родителей; обеспе- чивает преемственность морфологической, физиологической и биохимической организации живых существ в ряду поколений. НАСЛЕДСТВЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ — заболевания, обусловленные мутациями, преимущественно хромосомными или генными; при передаче наследственных признаков у человека, наряду с передачей основных качественных особенностей, свойственных родителям, могут передаваться как непосредственно наследственные болезни (напр., эпилепсия), так и специфическая слабость организма в виде предрасположенности к определенным заболеваниям, которая при соответствующих неблагоприятных условиях может со временем развиваться (как нередко наблюдается при возникновении заикания у детей). НАСТРОЕНИЕ — преобладающее эмоциональное состояние (веселое, грустное, тревожное и др.), оказывающее влияние на психическую деятельность; сфера Н. неоднородна, простираясь от нерасчлененно переживаемого общего жизненного «тонуса» человека («приподнятое» или «подавленное» Н.) до таких отчетливо выраженных форм, как, например, скука, печаль, страх, отчаяние или, напротив, радость, надежда, увлеченность и т. п. НАТИВНЫЙ [лат. natus рождение] — естественный, природный, врожденный. НЕАДЕКВАТНОСТЬ [лат. adaequatus приравненный] — не соответствующий чему-либо (по степени выраженности, по причине, по содержанию и т. п.). НЕВМЕНЯЕМОСТЬ — неспособность лица вследствие психической болезни или временного расстройства психической деятельности отдавать себе отчет в своих действиях или управлять ими; лицо, Н. которого установлена.судебно-психиатрической экспертизой, освобождается от уголовной ответственности. НЕВОКАЛИЗОВАННЫЙ СОГЛАСНЫЙ — согласный, образуемый без участия голоса, т. е. при помощи одного только шума. НЕВР- [неври-, невро-, нейр-, нейро-; греч. neuron жила, сухожилие, волокно, нерв] — составная часть сложных слов, означающая «относящийся к нервам, к нервной системе». НЕВРАЛГИЯ [невр- + греч. algos боль] — интенсивная боль, распространяющаяся по ходу ствола нерва или его ветвей. НЕВРАСТЕНИЯ [невр- +.астения] — невроз, вызываемый пе реутомлением или длительным воздействием психотравмирую-щих факторов, проявляющийся состоянием повышенной возбудимости и быстрой истощаемости с эмоциональной неустойчивостью, расстройством сна, вегетативными нарушениями. НЕВРИ- — см. Невр-. НЕВРИЛЕММА [неври- + греч. lemma оболочка] — базальная мембрана, покрывающая миелиновое нервное волокно. НЕВРИТ [невр- + -ит] — воспаление периферических нервов вследствие инфекционных заболеваний, травм, нарушения кровообращения и др.; проявляется болями, расстройствами чувствительности, параличами и парезами. НЕВРО - см. Невр-. НЕВРОГЕННЫЙ [невро- + греч. genes порождаемый, возникающий] — 1) обусловленный нормальной или измененной деятельностью нервной системы; 2) происходящий из элементов нервной системы. НЕВРОЗ [невр- + -оз] — группа функциональных, т. наз. пограничных заболеваний (неврастения, истерия, психастения), развивающихся в результате длительного воздействия психотрав-мирующих факторов, эмоционального или умственного перенапряжения, нередко — под влиянием инфекций и др. заболеваний, и протекающих с осознанием больным факта своего заболевания и без нарушений отражения реального мира. НЕВРОЗ ВЕГЕТАТИВНЫЙ — состояние повышенной возбудимости и лабильности вегетативной нервной системы. НЕВРОЗ ИСТЕРИЧЕСКИЙ — см. Истерия. НЕВРОЗ НАВЯЗЧИВЫХ СОСТОЯНИЙ — общее название неврозов, проявляющихся навязчивыми страхами, представлениями, воспоминаниями, сомнениями и т. д.; см. Психастения. НЕВРОЗ РЕЧИ — см. Логоневроз. НЕВРОЗОПОДОБНОЕ РАССТРОЙСТВО — состояние, возникшее при какой-либо болезни, по внешнему проявлению сходное с неврозом. НЕВРОЛОГИЯ [невро- + греч. logos учение, наука] — медико-биологическая наука, изучающая структуру и функцию нервной системы в нормальных и патологических состояниях. НЕВРОПАТ — нервнобольной. НЕВРОПАТИЯ [невро- + греч. pathos страдание, болезнь] — 1) конституционально обусловленное состояние повышенной возбудимости нервной системы в сочетании с ее повышенной истощаемостью; наблюдается в детском возрасте; 2) общее название поражений периферических нервов дистрофического характера. НЕВРОПАТОЛОГ — врач-специалист по вопросам диагностики, лечения и профилактики болезней нервной системы. НЕВРОПАТОЛОГИЯ [невро- + патология] — раздел клинической медицины, изучающий этиологию, патогенез и клинические проявления болезней нервной системы и разрабатывающий методы их диагностики,, лечения и профилактики. НЕВРОПЛЕГИЯ — нервный паралич. НЕВРОТИЧЕСКИЙ [фр. neurotique, от греч. neuron нерв] — обусловленный или вызываемый неврозом. НЕВРОТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ — изменение личности с нарастанием стойких проявлений невроза (навязчивые состояния, приступы страха, истерические расстройства). НЕГАТИВИЗМ [лат. negativus отрицательный] — один из симптомов некоторых психических заболеваний, выражающийся в противодействии всякому вмешательству извне: больной не отвечает на вопросы, не позволяет исследовать себя и т. п.; Н. бывает также у детей как следствие неправильного воспитания. НЕГАТИВИЗМ АКТИВНЫЙ — негативизм в форме противодействия больного любым инструкциям и выполнения других действий вместо требуемых. НЕГАТИВИЗМ ДЕТСКИЙ — форма протеста ребенка против реально существующего или воспринимаемого как реальное неблагоприятного отношения к нему со стороны сверстников или взрослых; при длительном эмоциональном неблагополучии ребенка негативные реакции могут стать качествами его личности. НЕГАТИВИЗМ ПАССИВНЫЙ — негативизм в форме сопротивления любому пассивному изменению положения тела или конечностей, что сопровождается резким повышением мышечного тонуса. НЕГАТИВИЗМ РЕЧЕВОЙ — негативизм в форме отказа отвечать на вопросы или в виде ответов, не относящихся к заданным вопросам. НЕГОВОРЯЩИЕ ДЕТИ — условное обозначение, под которым подразумеваются дети с неразвившейся речью при наличии нормального слуха. НЕДЕЕСПОСОБНОСТЬ — утрата лицом способности осуществлять свои гражданские права и обязанности вследствие глубоких нарушений психики; признание лица недееспособным осуществляется только судом после проведения судебно-психиатрической экспертизы. НЕДЕРЖАНИЕ АФФЕКТА — возникновение непреодолимых аффективных реакций (слезливость, гнев и др.) по незначительным причинам. НЕДОСТАТКИ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ — нарушения зрительных функций; нарушения зрения, приводящие к необходимости специального обучения — слепота, слабовидение. НЕДОСТАТКИ СЛУХА У ДЕТЕЙ — нарушения слуха, возникающие в результате различных патологических процессов в слуховом аппарате, перенесенных в период внутриутробного развития или после рождения; врожденные и развившиеся в раннем детстве нарушения слуха часто приводят к отклонениям в речевом развитии ребенка; по степени снижения слуха различают две основные группы детей: глухие и слабослышащие (тугоухие). НЕЙРИНОМА ГОРТАНИ — опухоль из нервной ткани. НЕЙРО - см. Невр-. НЕЙРОГЛИЯ [нейро- + алия] — совокупность всех клеточных элементов нервной ткани, кроме нейронов; выполняет опорную, защитную и трофическую (питательную) функцию. НЕЙРОИНФЕКЦИЯ [нейро- + инфекция] — общее название инфекционных болезней, характеризующихся преимущественной локализацией возбудителей инфекции в центральной нервной системе. НЕЙРОЛЕПТИКИ [нейро- + греч. leptikos способный взять, воспринять] — лекарственные средства, оказывающие тормозящее влияние на функции центральной нервной системы, не нарушая при этом сознания и способные устранять бред, галлюцинации и некоторые другие симптомы психозов. НЕЙРОЛИНГВИСТИКА [нейро- + лингвистика] — научная дисциплина, изучающая мозговые механизмы речевой деятельности и те изменения в речевых процессах, которые возникают при локальных поражениях мозга. НЕЙРОН [греч. neuron нерв] — клетка, способная воспринимать раздражение, приходить в состояние возбуждения, вырабатывать нервные импульсы и передавать их другим клеткам; структурная и функциональная единица нервной системы. НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ [нейро- + психология] — раздел психологии, изучающий связь психических процессов с определенными системами головного мозга. НЕЙРОРЕТИНИТ [нейро- + ретинит] — сочетанное воспаление зрительного нерва и сетчатки. НЕЙРОТОКСИН — общее название ядовитых веществ биологического происхождения, обладающих избирательным, кистенем на нервную систему. НЕЙРОТРОПНОСТЬ [нейро- + греч. tropos поворот, направление] — способность определенного фактора (лекарственно- го вещества, яда, красителя и т. д.) избирательно действовать на нервную ткань. НЕЙРОТРОПНЫЕ СРЕДСТВА — лекарственные средства, оказывающие преимущественное влияние на нервную систему. НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ [нейро- + физиология] — раздел физиологии, изучающий механизмы деятельности нервной системы и процессы переработки в ней информации. НЕЙРОФОНИЯ — судорога дыхательных мышц, сопровождающаяся криком. НЕЙТРАЛЬНЫЙ ГЛАСНЫЙ — 1) редуцированный гласный (абсолютно ненапряженный) среднего подъема и среднего ряда; 2) центральный гласный; гласный среднего ряда или смешанного ряда. НЕЛАБИАЛИЗОВАННЫЙ — такой звук, в образовании которого губы не принимали активного участия. НЕЛОКАЛИЗОВАННЫЙ ГЛАСНЫЙ — гласный звук, при образовании которого не происходит движения языка по горизонтали, вследствие чего его образование не может быть локализовано по отношению к ряду (однако обычно этот гласный относят к заднему ряду). НЕНАЗАЛИЗОВАННЫЙ — гласный, произносимый с поднятым мягким небом, т. е. с полным выключением полости носа и с прохождением воздуха через рот. НЕОГУБЛЕННЫЙ — см. Нелабиализованный. НЕОЛОГИЗАЦИЯ — стремление к образованию новых слов. НЕОЛОГИЗМ [греч. neos молодой, новый + logos слово] — 1) новые слова и выражения, созданные для обозначения новых предметов или для выражения новых понятий; 2) новые слова и выражения, необычность которых ясно ощущается носителями языка; 3) в психиатрии — употребляемое больным в устной и письменной речи слово, созданное им самим. НЕОПРЕДЕЛЁННЫЙ ГЛАСНЫЙ — особо краткий гласный, неогубленный, абсолютно ненапряженный, не состоящий в отношениях двустороннего (билатерального) противопоставления ни с одним гласным полного образования. НЕПОЗИЦИОННЫЙ — не зависящий от положения в слове. НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ — см. Внимание непроизвольное. НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ — движение, осуществляемое без заранее поставленной цели. НЕРАСКАТИСТЫЙ — звук, произносимый без вибрирования кончика языка, например, звук [г]. НЕРАСЧЛЕНЕННЫЕ КОМПЛЕКСЫ — комплексы, в которых сливаются воедино все слова предложения. НЕРВ [греч. neuron жила, нерв] — анатомическое образование, состоящее из пучков нервных волокон, окруженных соединительнотканными оболочками; обеспечивает проведение нервных импульсов; основная часть периферической нервной системы. НЕРВИЗМ [лат. nervus нерв] — направление в физиологии и медицине, признающее за нервной системой главенствующую роль в регуляции жизнедеятельности организма как в норме, так и в патологии; сформулировано трудами И. М. Сеченова, С. П. Боткина и, главным образом, И. П. Павлова и его школы. НЕРВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ — регулирующее воздействие нервной системы на ткани, органы и их системы, обеспечивающее согласованность их деятельности и нормальное существование организма как целого в меняющихся условиях среды. НЕРВНАЯ СИСТЕМА — совокупность образований (нервы, ганглии, органы чувств, мозг) у животных и человека, осуществляющая постоянную связь организма с окружающей средой и взаимную связь органов между собой; регулирует и координирует все функции организма. НЕРВНЫЕ ВОЛОКНА АФФЕРЕНТНЫЕ — центростремительные чувствительные нервные волокна, по которым возбуждение проводится от рецепторов к центральной нервной системе. НЕРВНЫЕ ВОЛОКНА ЭФФЕРЕНТНЫЕ — центробежные двигательные волокна, по которым передается возбуждение от центральной нервной системы ко всем органам тела. НЁБНАЯ ЗАНАВЕСКА — см. Нёбо мягкое. НЁБНАЯ МИНДАЛИНА — парное образование яйцевидной формы, находящееся в нишах, образованных небными дужками. НЁБНАЯ РАСЩЕЛИНА — аномалия развития: полное или частичное незаращение тканей нёба, в результате чего по средней линии имеется сообщение между ротовой и носовой полостями; приводит к нарушению сосания, глотания, а в дальнейшем и речи; наиболее тяжелая форма аномалии — двустороннее расщепление верхней губы, альвеолярного отростка, твердого и мягкого нёба на всем их протяжении, в легких случаях — раздвоение язычка; в некоторых случаях расщелина нёба бывает прикрыта слизистой оболочкой (субмунозная, подслизистая Н. р.). НЁБНАЯ ШЕПЕЛЯВОСТЬ -- недостаток звукопроизношения; образуется при сильно оттянутом назад кончике языка, который приближается к твердому нёбу; это нарушение наблюдается иногда при открытом прикусе и прогнатии; звук нёбного [с] напоминает [ш]. НЁБНО-АЛЬВЕОЛЯРНЫЙ — относящийся к границе между альвеолами и нёбом (при классификации звуков речи по пассивному органу). НЁБНО-ЗУБНЫЕ СОГЛАСНЫЕ — переднеязычные согласные, при произношении которых воздушная струя проходит через две щели, создавая «шипящий» шум: одна щель образуется вследствие подъема кончика языка к альвеолам, а вторая — вследствие подъема задней части спинки языка к переднему краю мягкого нёба. НЁБНЫЕ ДУЖКИ — парные вертикальные складки слизистой оболочки на боковых стенках зева, в которых заложены мышечные волокна. НЁБНЫЙ — относящийся к нёбу. НЁБО — горизонтальная перегородка, разобщающая полость рта с полостью носа и носовой частью глотки. НЁБО МЯГКОЕ — задняя подвижная часть нёба; во время глотания, жевания и речи происходят различные движения мягкого нёба. НЁБО ТВЁРДОЕ — часть нёба, имеющая костную основу, покрытую сверху и снизу слизистой оболочкой; составляет передние две трети нёба. НИЖНЕГОРТАННЫЙ НЕРВ — нерв, проводящий нервные импульсы по двигательным волокнам ко всем мышцам гортани, кроме перстне-щитовидной; от него также отходят чувствительные веточки к слизистой оболочке ниже голосовой щели. НИЖНЯЯ ПРОДОЛЬНАЯ МЫШЦА ЯЗЫКА — длинный узкий пучок мышечных волокон, расположенный под слизистой оболочкой нижней поверхности языка; сокращаясь, сгорбливает язык и загибает его кончик книзу. НИЗКИЙ ГЛАСНЫЙ — гласный, артикулируемый с поднятой задней и опущенной передней частью языка. НИКТОПЕДИЯ [греч. пух ночь, темнота + paideia воспитание, обучение} — обучение во сне. НИСТАГМ [греч. nystagmos дремота, от nystazo дремать, сонливо клонить голову] — непроизвольные ритмические судорожные движения глазных яблок. НИСХОДЯЩИЙ — 1) характеризующийся ослаблением напряжения органов речи к концу выдержки; обладающий наибольшей интенсивностью в начале; 2) характеризующийся изменением мелодической кривой в сторону понижения; 3) характеризующийся постепенным ослаблением экспрессивно-эмоционального качества. НИТЕВИДНЫЕ СОСОЧКИ — общее название сосочков языка, нитевидной формы, расположенных на его верхней поверхности и содержащих рецепторы тактильной чувствительности. НОВОРОЖДЕННЫЙ — ребенок с момента рождения до 28 дней жизни. НОЗДРИ — парные наружные отверстия полости носа; служат для прохождения воздуха в носовую полость. НОЗОФИЛИЯ [греч. nosos болезнь + philia любовь, склонность] — сверхценная идея о наличии того или иного заболевания с вытекающими из нее представлениями о способах лечения и самолечения. НОМИНАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ РЕЧИ — одна из функций сообщения — функция наименования; слова служат для называния предметов, явлений, действий. НОМИНАТИВНЫЙ АГРАММАТИЗМ — речь состоит из объединенных только временем, грамматически и интонационно не связанных между собой, групп слов, каждое из которых означает какой-либо предмет или действие. НОМИНАЦИЯ [лат. nominatio наименование] — в языкознании: наименование как процесс соотнесения языковых элементов (прежде всего слов) с обозначаемыми объектами (предметами, признаками, событиями и т. п.). НОНСЕНС [англ. nonsens, от лат. поп нет + sensus смысл] — бессмысленность, нелепость, несообразность. НОРМА [лат. norma руководящее начало, правило, образец] — 1) узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй чего-либо; 2) установленная мера, средняя величина чего-либо. НОРМА ЯЗЫКОВАЯ — совокупность общеупотребительных языковых средств и правила их отбора и использования, признаваемые обществом наиболее пригодными в конкретный исторический период. НОС — срединная часть лица, имеющая костно-хрящевую основу, содержащая полость и являющаяся начальным отделом дыхательных путей и обонятельного анализатора; для речи особое значение имеет его резонаторная функция, так как в полости носа человеческий голос приобретает нужную окраску. НОСИТЕЛЬ ВОЗБУДИТЕЛЯ ИНФЕКЦИИ — человек или животное, в организме которого паразитируют патогенные микроорганизмы, но без клинических проявлений болезни. НОСОВАЯ ШЕПЕЛЯВОСТЬ — редкое нарушение произношения, имеющее особый механизм возникновения, результат ненормального функционирования мягкого нёба; при полной Н. ш. шипящие звуки артикулируются не на зубах, а на задней плоскости мягкого нёба. НОСОВОЙ ЗВУК — произносимый с опущенным мягким нёбом, т. е. с включением носового резонатора, в результате чего воздух (звучащее дыхание) проходит через полость носа, причем в случае носовых согласных в полости рта осуществляется полное соприкосновение органов, необходимое для образования шума, а в случае гласных — это сообщает им носовой тембр и понижает высоту тона. НОСОВОЙ ХОД — часть полости носа, расположенная между носовыми раковинами. НОСОГЛОТКА — верхняя часть глотки, расположенная позади полости носа, сообщающаяся с ней посредством хоан и условно отграниченная от ротовой части глотки плоскостью, в которой лежит твердое нёбо. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ АНОМАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ — процесс формирования мировоззрения, моральных качеств, черт характера, навыков и привычек нравственного поведения.
О ОБВИТИЕ ПУПОВИНЫ — обматывание пуповиной частей плода (шеи, конечностей, туловища), в результате чрезмерной подвижности плода и большой длины пуповины; О. п. вокруг шеи может вызвать асфиксию плода. ОБЕРТОН [нем. obertone] — добавочный, более высокий тон, от соотношения которого по высоте и силе с основным (характерным) тоном зависит тембр звука; О. звучат слабее основного тона, слитно с ним и на слух не распознаются; гармонические О. свойственны музыкальным звукам, негармонические О. свойственны звукам сирен, различным шумам. ОБЕРТОНАЛЬНЫЙ — наслаивающийся на основной (характерный) тон звука. ОБИХОДНЫМ — относящийся к повседневному, обычному употреблению. ОБЛАСТЬ АРТИКУЛЯЦИИ — совокупность речевых органов и часть звукопроизводной камеры, занятые при артикуляции» данного звука или звуков. ОБМОРОК — внезапная кратковременная потеря сознания, сопровождаемая резкой бледностью, значительным ослаблением дыхания и кровообращения; проявление острой гипоксии головного мозга. ОБОБЩЕНИЕ — логическая операция мышления, состоящая в соединении существенного (абстрагировании) и связывании его с классом предметов и явлений. ОБОБЩЕННАЯ БУКВА — устойчивая графема. ОБОНЯТЕЛЬНЫЕ РЕЦЕПТОРЫ — рецепторы, представляющие собой веретенообразные клетки, входящие в состав обонятельного эпителия, которым выстлана обонятельная область в полости носа; нижние отростки обонятельных клеток, объединяясь между собой, образуют начальный участок обонятельного нерва. ОБОНЯТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР — анализатор, состоящий из рецепторов (обонятельных клеток), нервных волокон и корковой части, расположенной в височной доле коры головного мозга. ОБОСТРЕНИЕ — стадия течения хронической болезни, характеризующаяся усилением имеющихся симптомов или появлением новых. ОБРАЗ — отражение в коре головного мозга предмета окружающего мира, действующего или действовавшего раньше на органы чувств; представление. ОБРАЗНАЯ ПАМЯТЬ — см. Память образная. ОБРАЗОВАНИЕ — совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательной и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы. ОБРАТНАЯ АФФЕРЕНТАЦИЯ — импульсы, поступающие в кору головного мозга во время выполнения движений; они сигнализируют о скорости, силе, напряжении мышц, совершающих движение. ОБСЕРВАЦИЯ [лат. observatio наблюдение] — 1) наблюдение; 2) система мер по медицинскому наблюдению за изолированными в специально приспособленных помещениях здоровыми лицами, имевшими контакт с больными карантинными инфекциями или выезжающими за пределы зоны карантина. ОБСЕССИИ [лат. obsessio блокада, осада] — см. Навязчивое состояние. ОБТУРАТОР [лат. obturo, obturatum закупоривать] — приспособление для закрытия дефектов твердого и (или) мягкого нёба. ОБТУРАЦИЯ [лат. obturatio закупоривание] — закрытие просвета полого органа. ОБУЧЕНИЕ — процесс усвоения определённых знаний, умений и навыков под руководством специального лица (учителя, инструктора и т. п.); в результате обучения человек приобретает образование. ОБУЧЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОМ ДЕТСКОМ САДУ — одно из средств воспитания аномальных детей дошкольного возраста. ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ — понятие, охватывающее целый класс однородных предметов или явлений, отражающих общие и существенные признаки этих предметов или явлений (напр., животные, мебель, транспорт). ОБЩЕЕ РАЗЛИТОЕ (ДИФФУЗНОЕ) КОСНОЯЗЫЧИЕ — нарушение звукопроизношения, распространяющееся на большинство звуков. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛЕЗНЫЙ ТРУД УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ШКОЛ — трудовая деятельность школьников, предусмотренная учебным планом и программой специальной школы; один из основных видов учебно-воспитательной и коррекционной работы с аномальными детьми. ОБЪЯСНИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ — система приемов обучения сознательному, правильному, беглому и выразительному чтению. ОГЛУШЕНИЕ — форма помрачения сознания, характеризующаяся повышением порога всех внешних раздражителей, замедлением и затруднением течения психических процессов, скудностью представлений, неполнотой или отсутствием ориентировки в окружающем. ОГЛУШЕНИЕ СОГЛАСНЫХ — переход звонкого согласного в соответствующий глухой в определенных положениях (в конце слова или перед глухими согласными), свойственный русскому литературному произношению или вследствие общей тенденции к усилению артикуляции согласных и сокращению участия голоса. ОГУБЛЕНИЕ — см. Лабиализация. ОГУБЛЕННЫЙ — см. Лабиализованный согласный. ОДАРЁННОСТЬ — уровень развития способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов. ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ — дети, обнаруживающие ту или иную специальную или общую одаренность; см. Одаренность, Способности общие, Способности специальные. ОДНОСЛОВНЫЙ — состоящий из одного слова. ОДНОСЛОГОВОЙ — см. Односложный. ОДНОСЛОЖНЫЙ — состоящий из одного слога. Date: 2015-12-13; view: 338; Нарушение авторских прав |