Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ГУБЫ— органы, ограничивающие свободным краем ротовую щель; состоят из кожи, круговой мышцы рта и слизистой оболочки; различают верхнюю и нижнюю Г. 7 page
МИЗАНТРОП — человек, избегающий человеческое общество, нелюдим. МИЗАНТРОПИЯ [греч. misanthropia] — нелюбовь к людям, человеконенавистничество. МИЗО- [греч. misos ненависть, отвращение; предмет отвращения] — составная часть сложных слов, означающая «ненависть, отвращение к ч.-л. или к.-л.». МИЗОПЕДИЯ [мизо- + греч. paidos ребенок] — обусловленное психическим расстройством чувство ненависти, отвращения к детям. МИКР - [микро-; греч. mikros малый] — составная часть сложных слов, означающая «малый», «относящийся к очень малым предметам или величинам». МИКРО - см. Микр-. МИКРОБЛЕФАРОН [микро- + греч. blepharon веко] — аномалия развития: малый вертикальный размер век, что может явиться причиной логофтальма. МИКРОГЕНИЯ [микро- + греч. genyos нижняя челюсть] — аномалия развития: малые размеры нижней челюсти. МИКРОГЛОССИЯ [микро- + греч. glossa язык] — аномалия развития: малые размеры языка. МИКРОГНАТИЯ [микро- + греч. gnathos верхняя челюсть] — аномалия развития: малые размеры верхней челюсти. МИКРОГРАФИЯ [микро- + греч. grapho писать, изображать] — нарушение письма, при котором величина букв значительно уменьшена, особенно к концу строки. МИКРОКОРНЕА [микро- + лат. cornea роговица] — аномалия развития: малый диаметр роговицы; наблюдается при микро-фтальме, реже — самостоятельно. МИКРОПСИЯ [микр- + греч. opsis зрение] — расстройство '(рения, при котором размеры видимых предметов кажутся меньшими, чем в действительности. МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ [от микр- + греч. scopeo рассматривать, наблюдать] — видимый только с помощью различных увеличительных приборов. МИКРОСТОМА [микро- + греч. stoma рот] — врожденное или приобретенное сужение ротовой щели. МИКРОТИЯ [микр- + греч. otos ухо] — аномалия развития: сочетание малых размеров ушной раковины с атрезией наружного слухового прохода. МИКРОФАКИЯ [микро- + греч. phakos чечевица, линза] — аномалия развития: малые размеры хрусталика глаза. МИКРОФОНИЯ [микро- + греч. phone голос] — слабость голоса; нозникает при нарушении тонуса мьпнц голосового аппарата. МИКРОФОННЫЙ КЛАСС — классная комната, оборудованная жукоусиливающей аппаратурой (микрофонный усилитель, пи-кюмый от осветительной сети, микрофон преподавателя, «обратные» микрофоны, установленные перед учащимися, головные телефоны-наушники по числу учащихся); используется в школах для слабослышащих детей в качестве учебного помещения, а в школах для глухих детей — как слуховой кабинет. МИКРОФТАЛЬМ [микро- + греч. ophthalmos глаз] — аномалия развития: малые размеры глазного яблока. МИКРОЦЕФАЛИЯ [микро- + греч. kephale голова] — аномалия развития: малые размеры головного мозга и мозгового черепа. МИКРОЭСТЕЗИЯ [микро- + греч. aisthesis чувство, ощущение] — нарушение тактильной чувствительности, при котором ощупываемый предмет воспринимается меньшим по сравнению с его действительными размерами, а площадь искусственно раздражаемого участка кожи кажется меньше, чем на самом Деле; признак поражения таламуса или постцентральной извилины большого мозга. МИКСТ — см. Голоса регистр микст. МИМИКА [греч. mimikos подражательный] — совокупность движений мускулатуры лица, сопровождающих эмоции и являющихся их внешним выражением. МИМОГОВОРЕНИЕ — психическое расстройство, при котором больной дает неправильные, бездумные ответы на вопросы и задачи, по существу доступные его пониманию. МИМОГРАФИЯ — см. Дактилология. МИНДАЛИНА — скопление лимфоидной ткани в слизистой оболочке верхних дыхательных путей и начальных отделах пищеварительного тракта; выполняет защитную и кроветворную функцию. МИНДАЛЬНАЯ ЯМОЧКА — круглое или овальное отверстие, находящееся на внутренней поверхности нёбной миндалины. МИО - [греч. myos мышца] — составная часть сложных слов, означающая «относящийся к мышцам», «мышечный». МИОЗ [греч. meosis уменьшение] — сужение зрачка. МИОКЛОНИЯ [мио- + греч. klonos беспорядочное движение] — гиперкинез, характеризующийся быстрыми клоническими подергиваниями мышц или их отдельных пучков, возникающими как в покое так и при движениях, но исчезающими во сне. МИОМА [ми- + -ома] — доброкачественная опухоль, происходящая из мышечной ткани. МИОПИЯ [греч. myops щурящий глаза от туб закрывать, смыкать + opos глаз] — см. Близорукость. МИОРИТМИЯ [мио- + ритм] — стереотипные ритмичные с определенной локализацией и частотой волнообразные сокращения мышц (конечностей, туловища, лица). МИОТОНИЯ [мио- + греч. tonos напряжение] — патологическое состояние мышц, выражающееся в резком затруднении расслабления после их сильного сокращения. МИФОМАНИЯ [греч. mythos вымысел, сказание, миф + mania безумие, страсть, влечение] — патологически выраженная склонность к сочинению фантастических, неправдоподобных историй (при отсутствии расстройств памяти); страсть к преувеличениям — результат стремления больного поставить себя в центр внимания, окружить ореолом таинственности, героизма, страдания и т. п., не преследуя материальных выгод (при истерической психопатии). МИФОФОБИЯ [греч. mythos вымысел, сказание, миф + фобия] — навязчивый страх ложно, искаженно изложить факты, быть неправильно понятым, проявляющийся длительным и тягостным выбором слов и выражений. МЛАДЕНЧЕСТВО — один из основных этапов психического развития детей от рождения до 1 года. МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ — один из основных этапов психического развития детей от 7 до 10—11 лет; соответствует периоду обучения в 1—4 классах. МНЕМОНИКА [греч. mnemonika искусство запоминания] — система приемов, облегчающих запоминание путем образования искусственных ассоциаций, схем, условных знаков и т. п. МНЕМОТЕХНИКА — см. Мнемоника. МНИТЕЛЬНОСТЬ — повышенная склонность к тревожным опасениям по различным поводам. МНОГОЗНАЧНОСТЬ — наличие у одного и того же слова нескольких значений, обычно возникающих в результате развития первоначального значения этого слова. МНОГОСЛОЖНЫЙ — состоящий из трех и более слогов. МОБИЛЬНОСТЬ [от греч. mobilis подвижный] — подвижность, способность к быстрому передвижению, действию. МОГИГРАФИЯ [греч. mogis с трудом + grapho писать] — см. Спазм писчий. МОДУЛЯЦИЯ [от лат. modulatio мерность, размеренность] — размеренное, закономерное изменение, перемена состояния. МОДУЛЯЦИЯ ГОЛОСА — изменение высоты голоса; при снижении слуха М. г. нарушается, что делает речь монотонной. МОЗАИКА КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА — сложнейшая сеть нервных клеток коры головного мозга, часть которого находится в состоянии возбуждения, другая — торможения; таким обра-юм получается мозаика возбужденных и заторможенных пунктов коры; мозаика чрезвычайно подвижна, постоянно меняется и образует новые нервные связи. МОЗГ БОЛЬШОЙ — часть головного мозга, состоящая из двух больших полушарий, которые разделяются на отделы (доли): лобную, теменную, затылочную, височную и остро-вковую; поверхность больших полушарий (т. н. кора больших полушарий коры головного мозга) — орган высшей нервной деятельности. МОЗГ ГОЛОВНОЙ — орган центральной нервной системы, расположенный в полости черепа, регулирующий взаимоотношения организма с окружающей средой, управляя поведенческими реакциями и функциями организма. МОЗГ ЗАДНИЙ — отдел головного мозга, расположенный между продолговатым и средним мозгом; состоит из моста и мозжечка. МОЗГ МЕЖУТОЧНЫЙ — см. Мозг промежуточный. МОЗГ ПЕРЕДНИЙ — отдел головного мозга, состоящий из конечного и промежуточного мозга. МОЗГ ПРОДОЛГОВАТЫЙ — отдел головного мозга, переходящий в спинной; содержит некоторые нервные центры (дыхательный, сердечно-сосудистый и др.)"; участвует во многих рефлекторных актах: в чихании, мигании, кашле, глотании, слюноотделении и т. д. МОЗГ ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ — отдел переднего мозга, связывающий полушария с мозговым стволом; включает в себя зрительный бугор со смежными образованиями. МОЗГ РОМБОВИДНЫЙ — отдел головного мозга, состоящий из заднего и продолговатого мозга. МОЗГ СПИННОЙ — орган центральной нервной системы, расположенный в позвоночном канале; состоит из собственного сегментарного аппарата, функциони-рующего под контролем высших нервных центров, и проводящих путей. МОЗГ СРЕДНИЙ — отдел головного мозга, состоящий из четверохолмия и ножек большого мозга; одна из важнейших его функций — осуществление безусловных рефлексов. МОЗГОВАЯ ОБОЛОЧКА — общее название соединительнотканных оболочек головного и спинного мозга. МОЗГОВАЯ ОБОЛОЧКА МЯГКАЯ — мозговая оболочка, прилежащая непосредственно к веществу головного и спинного мозга и повторяющая рельеф их поверхности. МОЗГОВАЯ ОБОЛОЧКА ПАУТИННАЯ — мозговая оболочка, расположенная между твердой и мягкой мозговыми оболочками. МОЗГОВАЯ ОБОЛОЧКА ТВЁРДАЯ — наружная М. о., прилежащая к внутренней поверхности костей черепа и позвонков. МОЗГОВОЙ СТВОЛ — часть головного мозга, расположенная между спинным мозгом и полушариями большого мозга; к М. с. относят продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний мозг и промежуточный мозг. МОЗЖЕЧКОВАЯ ДИЗАРТРИЯ — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата вследствие поражения мозжечка, его связей с другими отделами центральной нервной системы и лобно-мозжечковых путей. МОЗЖЕЧОК — отдел головного мозга, расположенный в задней черепной ямке под затылочными долями полушарий большого мозга; участвует в регуляции равновесия тела, координации движений и сохранении мышечного тонуса. МОНО - [греч. monos один, единственный] — составная часть сложных слов, означающая «один», «единый», «единственный». МОНОЛАТЕРАЛЬНЫЙ [моно- + лат. lateralis боковой, удаленный от средней линии] — односторонний. МОНОЛОГ [моно- + греч. logos речь] — форма речи, развернутое высказывание одного лица, не рассчитанное на словесную реакцию собеседника. МОНОМОРФНОЕ КОСНОЯЗЫЧИЕ — нарушение, при котором дефектно произносится один звук или однородные по артикуляции звуки. МОНОПАРЕЗ [моно- + парез] — парез одной конечности. МОНОПЛЕГИЯ [моно- + греч. plege удар, поражение] — паралич одной конечности. МОНОСЕМИЯ — однозначность. МОНОСИЛЛАБИЗМ [от моно- и греч. syllabe слог] — преобладание односложных слов в к.-л. языке; обычно сочетается с политоническим ударением и постоянным порядком слов в предложении. МОНОСИЛЛАБИЧЕСКИЙ — 1) односложный; 2) о языке: состоящий преимущественно из односложных слов. МОНОТОНИЯ [моно- + греч. tonos напряжение] — функциональное состояние организма, развивающееся при однообразной рабочей нагрузке, связанной с длительным выполнением одинаковых элементарных действий или с непрерывной устойчивой концентрацией внимания в условиях дефицита сенсорной информации; в речи: отсутствие мелодической корреляции в фонологической системе, т. е. неиспользование тонического ударения для дифференциации звуковых оболочек слов и морфем. МОНОТОННЫЙ — однообразный. МОНОФОБИЯ [моно- + фобия] — навязчивый страх — боязнь оставаться в одиночестве. МОРБУС [лат. morbus] — болезнь. МОРГАНИЕВЫ ЖЕЛУДОЧКИ [G. В. Morgagni, итал. врач и анатом] — мешковидные углубления, находящиеся между истинными и ложными голосовыми складками по правой и левой стороне; имеют значение для создания общей резонаторной камеры. МОРИЯ [греч. moria глупость] — патологически повышенное настроение с беспечностью, дурашливостью, склонностью к неуместным каламбурам, шуткам и проказам. МОРОН — олигофрен с выраженной степенью дебильности. МОРФЕМА-СВЯЗКА — соединительный гласный в сложном слове. МОРФЕМА — минимальная значимая часть слова, совокупность морфов, имеющих одинаковое значение и ряд других общих признаков; М. может быть представлена одним морфом (префикс вы-) или несколькими (-рук-\-рук-руч-). МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ ЧЛЕНИМОСТЬ — способность слова распадаться на корень (основу) и аффиксы. МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ — относящийся к внутреннему строению слова. МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП ПИСЬМА — написание является не прямым воспроизведением услышанного, а результатом определенной аналитико-синтетической обработки морфологического состава слова. МОРФОЛОГИЯ [от греч. morphe форма + logos учение] — наука о форме и строении организмов; в языкознании: 1) часть языковой системы, объединяющая слова как носители грамматических значений, их грамматические классы, законы их существования и формообразовая; 2) раздел грамматики, изучающий эту часть языковой-системы. МОРФОФОНЕМА — единица языка: две фонемы (или несколько фонем) чередующихся в алломорфах одной и той же морфемы, например «рука — ручной». МОТИВ [франц. motif, от лат. moveo движение] — 1) простейшая динамическая смысловая единица повествования в мифе и сказке; 2) в музыке — мельчайший структурный элемент произведения. МОТИВАЦИЯ [англ. motivation, от motiv побуждение] — в биологии активное состояние мозговых структур, побуждающее нысших животных и человека совершать действия, направленные на удовлетворение своих потребностей. МОТИВЫ ПОВЕДЕНИЯ — побудительные причины действий человека, постановки им определенных целей; в широком смысле к М. п. в психологии относят потребности и инстинкты, влечения и эмоции, установки и идеалы. МОТОРИКА [от лат. motor приводящий в движение] — двигательная активность организма, отдельных его органов или их частей. МОТОРНАЯ АФАЗИЯ — см. Афазия моторная. МОТОРНАЯ ДИСГРАФИЯ — частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются трудности движения руки во время письма, нарушение связи моторных образов слов с их звуковыми и зрительными образами. МОТОРНАЯ ЗАДЕРЖКА СПЕЦИФИЧЕСКАЯ — расстройства, основным признаком которых является серьезное нарушение развития моторной координации и которые нельзя отнести к общей умственной отсталости; неуклюжесть обычно связана с нарушениями восприятия. МОТОРНАЯ РЕАКЦИЯ — мускульная реакция рефлекторного характера, выражающаяся в движении тела или его частей (термин введен К. Н. Корниловым). МОТОРНАЯ СЛУХОНЕМОТА — при наличии понимания речи собственная речь у ребенка отсутствует; самопроизвольная голосовая продукция ограничивается только неартикулирован-ными звуками или несколькими неразборчивыми словами; клинически напоминает моторную алалию взрослых. МОТОРНАЯ СПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ РЕЧИ — способность произносить трудные голосовые нагромождения и многосложные слова, а также длинные ряды слов. МОТОРНЫЙ — двигательный, приводящий в движение. МОТОРНЫЙ ЦЕНТР РЕЧИ — см. Брока центр. МУЗЫКАЛЬНАЯ ИНТОНАЦИЯ — выразительность музыкальных звуков и сочетаний, воплощение художественного образа в музыкальных звуках. МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ — память, проявляющаяся в запоминании и воспроизведении музыкальных образов. МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЕ ЧУВСТВО — способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить, МУЗЫКАЛЬНОЕ СВОЙСТВО ГОЛОСА — это высота, темп и громкость голоса. МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ — ладовое чувство, способность к слуховому представлению, музыкально-ритмическое чувство. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЗВУК — периодическое звуковое колебание. МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ — способность человека воспринимать, представлять и воспроизводить музыкальные звуки; различают абсолютный и относительный М. с. МУЗЫКОТЕРАПИЯ — использование музыки с лечебной целью. МУТАЦИИ [лат. mutatio изменение, перемена] — возникающие естественно или вызываемые искусственно изменения наследственных свойств организма в результате перестроек и нарушений в генетическом материале организма — хромосомах и генах — основа наследственной изменчивости в живой природе. МУТАЦИЯ ГОЛОСА — см. Голоса мутация. МУТИЗМ [лат. mutus немой] — отказ от речевого общения при сохранности речевого аппарата; наблюдается при психических заболеваниях, у застенчивых детей и т. д. МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ ТИП — такое соотношение между сигнальными системами, когда наблюдается преобладание (относительное) второй сигнальной системы над первой; человек такого типа расположен к анализу, к абстрактному мышлению и т. д. МЫШЕЧНАЯ АТРОФИЯ — заболевание, при котором наблюдается гибель мышечных волокон и замещение их жировой и соединительной тканью; мышца становится вялой, дряблой, тонус ее снижается; М. а. — один из симптомов атрофическо-го периферического, или вялого, паралича. МЫШЕЧНЫЕ СИНЕРГИИ [греч. synergia взаимодействие] — совместное, сочетанное действие групп мышц. МЫШЛЕНИЕ — высшая ступень человеческого познания, процесса отражения объективной действительности в понятиях, умозаключениях; позволяет получать знания о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания; М. человека имеет общественно-историческую природу, неразрывно связано с практической деятельностью, генетически и функционально связано с речью; физиологической основой М. является анилитико-синтетическая деятельность мозга. МЫШЛЕНИЕ АМБИВАЛЕНТНОЕ [лат. ambi- вокруг, с обеих сторон + valens, valentis сильный] — расстроенное мышление, характеризующееся одновременным возникновением и сосуществованием противоположных, противоречащих друг другу мыслей. МЫШЛЕНИЕ АУТИСТИЧЕСКОЕ [греч. autos сам] — расстроенное мышление, определяемое преимущественно или исключительно внутренним миром субъекта, его установками, внутренними переживаниями и т. д., которые недостаточно соотносятся с реальностью. МЫШЛЕНИЕ БЕССВЯЗНОЕ — см. Мышление инкогерентное. МЫШЛЕНИЕ ВЯЗКОЕ — замедленное, тугоподвижное, трудно переключаемое М. с застреванием на несущественных деталях. МЫШЛЕНИЕ ДЕРЕИСТИЧЕСКОЕ [лат. приставка de-, означающая устранение, отрицание чего-либо + res, rei вещь] — мышление с суждениями и умозаключениями, определяющимися в большей степени эмоциями и желаниями больного, а не логикой и реальными обстоятельствами. МЫШЛЕНИЕ ИНКОГЕРЕНТНОЕ [лат. incohaerens, incohaerentis бессвязный] — расстроенное мышление, при котором нарушена последовательность мыслительных процессов, разорваны ассоциативные, логические и смысловые связи между отдельными его звеньями. МЫШЛЕНИЕ ИНФАНТИЛЬНОЕ — мышление, при котором объединяются несовместимые звенья, не проводится различий между субъективными представлениями и объективным познанием действительности; свойственно детям раннего возраста, наблюдается также при некоторых патологических со-стояних психики. МЫШЛЕНИЕ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ — вид мышления, направленный на решение практических задач посредством зрительного изучения ситуации и практического действия в ней с материальными предметами. МЫШЛЕНИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ — вид мышления, направленный на решение задач посредством наблюдения за ситуацией и оперирования образами составляющих ее предметов без практических действий с ними. МЫШЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬНОЕ — мышление, характеризующееся неспособностью разделения главного и второстепенного, оперирующее множеством несущественных подробностей. МЫШЛЕНИЕ ПАРАЛОГИЧЕСКОЕ [греч. paralogos противный разуму, неразумный] — расстроенное мышление, характеризующееся утратой логических связей, неспособностью делать правильные выводы, вытекающие из логических предпосылок. МЫШЛЕНИЕ ПЕРСЕВЕРАТИВНОЕ — расстроенное мышление, при котором неоднократно повторяются определенные представления, мысли, слова. МЫШЛЕНИЕ ПРЕЛОГИЧЕСКОЕ [лат. ргае- прежде, до + греч%, logos разум, рассуждение, понятие] — см. Мышление инфантильное. МЫШЛЕНИЕ ПРИМИТИВНОЕ — М.образного, элементарно-конкретного характера, бедное логическими операциями; наблюдается при олигофрении. МЫШЛЕНИЕ РАЗОРВАННОЕ — расстроенное М., характеризующееся нарушением внутренних логический связей, скачкообразностью, соединением разнородных, не связанных по смыслу элементов или, наоборот, разрывом цельности мыслей и цепи ассоциаций, вторжением в них неологизмов. МЫШЛЕНИЕ РЕЗОНЕРСТВУЮЩЕЕ — расстроенное М. с преобладанием пространных, отвлеченных, часто малосодержательных или туманных рассуждений на общие темы. МЫШЛЕНИЕ СИМВОЛИЧЕСКОЕ — М., оперирующее символами образов и понятий, представляющими собой сложные комплексы внутренних переживаний больного, нередко непонятные для других людей. МЫШЛЕНИЕ СИНКРЕТИЧЕСКОЕ [греч. synkretismos соединение, объединение] — см. Мышление инфантильное. МЫШЛЕНИЕ СКАЧКООБРАЗНОЕ — расстроенное М., при котором постоянно изменяется цель мыслительного процесса в связи с крайней неустойчивостью внимания и непостоянством установок. МЫШЛЕНИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЕ [греч. logos слово, понятие, мысль] — вид мышления человека, где в качестве средства решения задачи выступают словесное абстрагирование и логические рассуждения. МЫШЛЕНИЕ ШИЗОФРЕНИЧЕСКОЕ — общее название различных видов расстроенного М. (амбивалентного, аутистическо-го, инкогерентного и др.), наблюдаемых при шизофрении. МЫШЛЕНИЯ ВИДЫ — см. Мышление наглядно-действенное, Мышление наглядно-образное, Мышление словесно-логическое, Продуктивное мышление. МЫШЛЕНИЯ НАРУШЕНИЯ — нарушения интеллектуальной деятельности, возникающие при различных психических заболеваниях, локальных поражениях мозга и аномалиях психического развития; М. н. либо распространяются на словесно-логическую, наглядно-образную и наглядно-действенную формы интеллектуальной деятельности, либо затрагивают одну из них; см. Мышление амбивалентное, Мышление аутистическое, Мышление вязкое, Мышление дереистическое, Мышление инкогерентное, Мышление ин-фальтильное, Мышление обстоятельное, Мышление паралогическое, Мышление персеверативное, Мышление примитивное, Мышление разорванное, Мышление резонерствующее, Мышление символическое, Мышление скачкообразное, Мышление шизофреническое. МЫШЛЕНИЯ ОПЕРАЦИИ ЛОГИЧЕСКИЕ [греч. logikos относящийся к логике, соответствующий законам логики] — см. Абстракция, Анализ, Конкретизация, Обобщение, Синтез, Сравнение. МЫШЛЕНИЯ ПРОЦЕССЫ — см. Дедукция, Индукция, Определение понятий, Суждение, Умозаключение. МЫШЦЫ ГОРТАНИ — обеспечивают движение гортани вверх и вниз, сближение и перемещение вбок голосовых связок, их натяжение и колебание; М. г. принято делить на наружные и внутренние. МЯГКАЯ АТАКА ЗВУКА — см. Атака звука мягкая. МЯГКИЙ СОГЛАСНЫЙ — 1) звук, к основной артикуляции которого присоединяется палатализация; 2) согласный, произносимый с малой напряженностью; см. Палатализованный. МЯГКОНЁБНЫЙ — образуемый поднятием задней части спинки языка к заднему (мягкому) нёбу или к задней части твердого нёба; см. Задненёбный звук, Велярный звук.
Н
НАВЫК — автоматизированные компоненты сознательной деятельности, возникшие в результате упражнений, упрочившиеся способы действий. НАВЫКИ АРТИКУЛЯТОРНЫЕ — см. .Артикуляционная база. НАВЯЗЧИВОЕ СОСТОЯНИЕ — непроизвольное непреодолимое возникновение чуждых личности больного мыслей (обычно неприятных), представлений, воспоминаний, сомнений, страхов, стремлений, влечений, движений и действий при сохранности критического отношения к ним и попытках борьбы с ними. НАВЯЗЧИВОСТЬ — см. Навязчивое состояние. НАВЯЗЧИВЫЕ ДЕЙСТВИЯ — навязчивое состояние в виде непреодолимого стремления совершать определенные движения или действия. НАВЯЗЧИВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ — навязчивое состояние в виде непроизвольно, назойливо возникающих одних и тех же представлений. НАВЯЗЧИВЫЕ ПРИПОМИНАНИЯ — навязчивое состояние в виде непреодолимого стремления вспоминать имена героев книг, даты каких-либо событий и т. п. без какой-либо необходимости. НАВЯЗЧИВЫЙ СЧЁТ — навязчивое состояние в виде непреодолимого стремления считать какие-либо объекты (окна, дома, прохожих). НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ — см. Мышление наглядно-образное. НАГЛЯДНО-ОБРАЗНЫЙ ТИП ПАМЯТИ — проявление индивидуальной особенности памяти; зависит от характера деятельности человека, от обучения и упражнений; люди этого типа памяти хорошо запоминают предметы, лица, цвета и т. п., стараются любой материал сохранить в памяти путем запоминания конкретных образов; см. Память образная. НАГЛЯДНОСТЬ — один из дидактических принципов, согласно которому процесс обучения должен включать в себя демонстрацию учащимся отдельных предметов, наглядных пособий и т. д.; наглядность хорошо способствует развитию мышления. НАГЛЯДНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ — дидактический принцип, согласно которому обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринятых учащимися; Н. обогащает круг представлений, делает обучение более доступным, развивает наблюдательность, мышление, способствует более глубокому и прочному усвоению учебного материала. НАДГОРТАННИК — хрящ гортани, представляющий собой пластинку, расположенную циже корня языка и закрывающую вход в гортань при глотании. НАДЗУБНЫЙ — см. Альвеолярный. НАДЛОМ ЛИЧНОСТИ — нерезкие изменения личности, обусловленные малопрогредиентной психической болезнью или психотравмирующими переживаниями. НАДСТАВНАЯ ТРУБКА — глотка, рот, полость носа. НАЗАЛИЗАЦИЯ [франц. nasalisation от лат. nasus hoc] — приобретение звуком (главным образом гласным) носового тембра вследствие опускания небной занавески и одновременного выхода воздушной струи через рот и нос. НАЗАЛЬНЫЙ [лат. nasus hoc] — относящийся к носу или его полости. НАКОВАЛЬНЯ — одна из слуховых косточек, расположенных в среднем ухе. НАНИЗМ [греч. nanos карлик] — карликовый рост, ненормально низкий рост человека (для мужчин ниже 130 см, для женщин ниже 120 см), обусловленный поражением желез внутренней секреции. НАПЛЫВ МЫСЛЕЙ — см. Ментизм. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ — мотивационная обусловленность действий, поступков, всего поведения человека конкретными жизненными целями, источниками которых являются потребности, общественные требования и др. НАПРЯЖЁННОСТЬ — в логопедии — более сильное напряжение мускулатуры речевых органов, участвующих в артикуляции данного звука; для гласных — более сильное сокращение мускулов языка, приводящее к некоторому выпячиванию кверху его поверхности для согласных — более сильное напряжение мускулатуры в месте образования преграды (в фокусе образования шума). Date: 2015-12-13; view: 391; Нарушение авторских прав |