Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГУБЫ— органы, ограничивающие свободным краем рото­вую щель; состоят из кожи, круговой мышцы рта и слизистой оболочки; различают верхнюю и нижнюю Г. 7 page





МИЗАНТРОП — человек, избегающий человеческое обще­ство, нелюдим.

МИЗАНТРОПИЯ [греч. misanthropia] — нелюбовь к людям, человеконенавистничество.

МИЗО- [греч. misos ненависть, отвращение; предмет отвра­щения] — составная часть сложных слов, означающая «нена­висть, отвращение к ч.-л. или к.-л.».

МИЗОПЕДИЯ [мизо- + греч. paidos ребенок] — обусловлен­ное психическим расстройством чувство ненависти, отвраще­ния к детям.

МИКР - [микро-; греч. mikros малый] — составная часть слож­ных слов, означающая «малый», «относящийся к очень малым предметам или величинам».

МИКРО - см. Микр-.

МИКРОБЛЕФАРОН [микро- + греч. blepharon веко] — анома­лия развития: малый вертикальный размер век, что может явиться причиной логофтальма.

МИКРОГЕНИЯ [микро- + греч. genyos нижняя челюсть] — аномалия развития: малые размеры нижней челюсти.

МИКРОГЛОССИЯ [микро- + греч. glossa язык] — аномалия развития: малые размеры языка.

МИКРОГНАТИЯ [микро- + греч. gnathos верхняя челюсть] — аномалия развития: малые размеры верхней челюсти.

МИКРОГРАФИЯ [микро- + греч. grapho писать, изображать] — нарушение письма, при котором величина букв значительно уменьшена, особенно к концу строки.

МИКРОКОРНЕА [микро- + лат. cornea роговица] — аномалия развития: малый диаметр роговицы; наблюдается при микро-фтальме, реже — самостоятельно.

МИКРОПСИЯ [микр- + греч. opsis зрение] — расстройство '(рения, при котором размеры видимых предметов кажутся меньшими, чем в действительности.

МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ [от микр- + греч. scopeo рассматри­вать, наблюдать] — видимый только с помощью различных увеличительных приборов.

МИКРОСТОМА [микро- + греч. stoma рот] — врожденное или приобретенное сужение ротовой щели.

МИКРОТИЯ [микр- + греч. otos ухо] — аномалия развития: сочетание малых размеров ушной раковины с атрезией на­ружного слухового прохода.

МИКРОФАКИЯ [микро- + греч. phakos чечевица, линза] — аномалия развития: малые размеры хрусталика глаза.

МИКРОФОНИЯ [микро- + греч. phone голос] — слабость голоса; нозникает при нарушении тонуса мьпнц голосового аппарата.

МИКРОФОННЫЙ КЛАСС — классная комната, оборудованная жукоусиливающей аппаратурой (микрофонный усилитель, пи-кюмый от осветительной сети, микрофон преподавателя, «об­ратные» микрофоны, установленные перед учащимися, голов­ные телефоны-наушники по числу учащихся); используется в школах для слабослышащих детей в качестве учебного помеще­ния, а в школах для глухих детей — как слуховой кабинет.

МИКРОФТАЛЬМ [микро- + греч. ophthalmos глаз] — анома­лия развития: малые размеры глазного яблока.

МИКРОЦЕФАЛИЯ [микро- + греч. kephale голова] — аномалия развития: малые размеры головного мозга и мозгового черепа.

МИКРОЭСТЕЗИЯ [микро- + греч. aisthesis чувство, ощуще­ние] — нарушение тактильной чувствительности, при кото­ром ощупываемый предмет воспринимается меньшим по срав­нению с его действительными размерами, а площадь искусст­венно раздражаемого участка кожи кажется меньше, чем на самом Деле; признак поражения таламуса или постцентраль­ной извилины большого мозга.

МИКСТ — см. Голоса регистр микст.

МИМИКА [греч. mimikos подражательный] — совокупность движений мускулатуры лица, сопровождающих эмоции и яв­ляющихся их внешним выражением.

МИМОГОВОРЕНИЕ — психическое расстройство, при кото­ром больной дает неправильные, бездумные ответы на вопро­сы и задачи, по существу доступные его пониманию.

МИМОГРАФИЯ — см. Дактилология.

МИНДАЛИНА — скопление лимфоидной ткани в слизистой оболочке верхних дыхательных путей и начальных отделах пищеварительного тракта; выполняет защитную и кроветвор­ную функцию.

МИНДАЛЬНАЯ ЯМОЧКА — круглое или овальное отверстие, находящееся на внутренней поверхности нёбной миндалины.

МИО - [греч. myos мышца] — составная часть сложных слов, означающая «относящийся к мышцам», «мышечный».

МИОЗ [греч. meosis уменьшение] — сужение зрачка.

МИОКЛОНИЯ [мио- + греч. klonos беспорядочное движение] — гиперкинез, характеризующийся быстрыми клоническими подергиваниями мышц или их отдельных пучков, возникающи­ми как в покое так и при движениях, но исчезающими во сне.

МИОМА [ми- + -ома] — доброкачественная опухоль, проис­ходящая из мышечной ткани.

МИОПИЯ [греч. myops щурящий глаза от туб закрывать, смы­кать + opos глаз] — см. Близорукость.

МИОРИТМИЯ [мио- + ритм] — стереотипные ритмичные с определенной локализацией и частотой волнообразные сокра­щения мышц (конечностей, туловища, лица).

МИОТОНИЯ [мио- + греч. tonos напряжение] — патологи­ческое состояние мышц, выражающееся в резком затрудне­нии расслабления после их сильного сокращения.


МИФОМАНИЯ [греч. mythos вымысел, сказание, миф + ma­nia безумие, страсть, влечение] — патологически выраженная склонность к сочинению фантастических, неправдоподобных историй (при отсутствии расстройств памяти); страсть к пре­увеличениям — результат стремления больного поставить себя в центр внимания, окружить ореолом таинственности, геро­изма, страдания и т. п., не преследуя материальных выгод (при истерической психопатии).

МИФОФОБИЯ [греч. mythos вымысел, сказание, миф + фо­бия] — навязчивый страх ложно, искаженно изложить факты, быть неправильно понятым, проявляющийся длительным и тя­гостным выбором слов и выражений.

МЛАДЕНЧЕСТВО — один из основных этапов психического развития детей от рождения до 1 года.

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ — один из основных эта­пов психического развития детей от 7 до 10—11 лет; соответ­ствует периоду обучения в 1—4 классах.

МНЕМОНИКА [греч. mnemonika искусство запоминания] — система приемов, облегчающих запоминание путем образова­ния искусственных ассоциаций, схем, условных знаков и т. п.

МНЕМОТЕХНИКА — см. Мнемоника.

МНИТЕЛЬНОСТЬ — повышенная склонность к тревожным опасениям по различным поводам.

МНОГОЗНАЧНОСТЬ — наличие у одного и того же слова не­скольких значений, обычно возникающих в результате разви­тия первоначального значения этого слова.

МНОГОСЛОЖНЫЙ — состоящий из трех и более слогов.

МОБИЛЬНОСТЬ [от греч. mobilis подвижный] — подвижность, способность к быстрому передвижению, действию.

МОГИГРАФИЯ [греч. mogis с трудом + grapho писать] — см. Спазм писчий.

МОДУЛЯЦИЯ [от лат. modulatio мерность, размеренность] — размеренное, закономерное изменение, перемена состояния.

МОДУЛЯЦИЯ ГОЛОСА — изменение высоты голоса; при сни­жении слуха М. г. нарушается, что делает речь монотонной.

МОЗАИКА КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА — сложнейшая сеть не­рвных клеток коры головного мозга, часть которого находится в состоянии возбуждения, другая — торможения; таким обра-юм получается мозаика возбужденных и заторможенных пун­ктов коры; мозаика чрезвычайно подвижна, постоянно меня­ется и образует новые нервные связи.

МОЗГ БОЛЬШОЙ — часть головного мозга, состоящая из двух больших полушарий, которые разделяются на отделы (доли): лобную, теменную, затылочную, височную и остро-вковую; поверхность больших полушарий (т. н. кора боль­ших полушарий коры головного мозга) — орган высшей не­рвной деятельности.

МОЗГ ГОЛОВНОЙ — орган центральной нервной системы, расположенный в полости черепа, регулирующий взаимоот­ношения организма с окружающей средой, управляя поведен­ческими реакциями и функциями организма.

МОЗГ ЗАДНИЙ — отдел головного мозга, расположенный между продолговатым и средним мозгом; состоит из моста и мозжечка.

МОЗГ МЕЖУТОЧНЫЙ — см. Мозг промежуточный.

МОЗГ ПЕРЕДНИЙ — отдел головного мозга, состоящий из конечного и промежуточного мозга.

МОЗГ ПРОДОЛГОВАТЫЙ — отдел головного мозга, перехо­дящий в спинной; содержит некоторые нервные центры (ды­хательный, сердечно-сосудистый и др.)"; участвует во многих рефлекторных актах: в чихании, мигании, кашле, глотании, слюноотделении и т. д.

МОЗГ ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ — отдел переднего мозга, связы­вающий полушария с мозговым стволом; включает в себя зри­тельный бугор со смежными образованиями.


МОЗГ РОМБОВИДНЫЙ — отдел головного мозга, состоящий из заднего и продолговатого мозга.

МОЗГ СПИННОЙ — орган центральной нервной системы, расположенный в позвоночном канале; состоит из собствен­ного сегментарного аппарата, функциони-рующего под конт­ролем высших нервных центров, и проводящих путей.

МОЗГ СРЕДНИЙ — отдел головного мозга, состоящий из чет­верохолмия и ножек большого мозга; одна из важнейших его функций — осуществление безусловных рефлексов.

МОЗГОВАЯ ОБОЛОЧКА — общее название соединительнот­канных оболочек головного и спинного мозга.

МОЗГОВАЯ ОБОЛОЧКА МЯГКАЯ — мозговая оболочка, при­лежащая непосредственно к веществу головного и спинного мозга и повторяющая рельеф их поверхности.

МОЗГОВАЯ ОБОЛОЧКА ПАУТИННАЯ — мозговая оболочка, расположенная между твердой и мягкой мозговыми оболоч­ками.

МОЗГОВАЯ ОБОЛОЧКА ТВЁРДАЯ — наружная М. о., приле­жащая к внутренней поверхности костей черепа и позвонков.

МОЗГОВОЙ СТВОЛ — часть головного мозга, расположен­ная между спинным мозгом и полушариями большого мозга; к М. с. относят продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний мозг и промежуточный мозг.

МОЗЖЕЧКОВАЯ ДИЗАРТРИЯ — нарушение произноситель­ной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннер­вации речевого аппарата вследствие поражения мозжечка, его связей с другими отделами центральной нервной системы и лобно-мозжечковых путей.

МОЗЖЕЧОК — отдел головного мозга, расположенный в зад­ней черепной ямке под затылочными долями полушарий боль­шого мозга; участвует в регуляции равновесия тела, коорди­нации движений и сохранении мышечного тонуса.

МОНО - [греч. monos один, единственный] — составная часть сложных слов, означающая «один», «единый», «единственный».

МОНОЛАТЕРАЛЬНЫЙ [моно- + лат. lateralis боковой, удален­ный от средней линии] — односторонний.

МОНОЛОГ [моно- + греч. logos речь] — форма речи, развер­нутое высказывание одного лица, не рассчитанное на словес­ную реакцию собеседника.

МОНОМОРФНОЕ КОСНОЯЗЫЧИЕ — нарушение, при котором дефектно произносится один звук или однородные по артику­ляции звуки.

МОНОПАРЕЗ [моно- + парез] — парез одной конечности.

МОНОПЛЕГИЯ [моно- + греч. plege удар, поражение] — па­ралич одной конечности.

МОНОСЕМИЯ — однозначность.

МОНОСИЛЛАБИЗМ [от моно- и греч. syllabe слог] — преоб­ладание односложных слов в к.-л. языке; обычно сочетается с политоническим ударением и постоянным порядком слов в предложении.

МОНОСИЛЛАБИЧЕСКИЙ — 1) односложный; 2) о языке: со­стоящий преимущественно из односложных слов.

МОНОТОНИЯ [моно- + греч. tonos напряжение] — функцио­нальное состояние организма, развивающееся при однообраз­ной рабочей нагрузке, связанной с длительным выполнением одинаковых элементарных действий или с непрерывной ус­тойчивой концентрацией внимания в условиях дефицита сен­сорной информации; в речи: отсутствие мелодической корреляции в фонологической системе, т. е. неиспользование тони­ческого ударения для дифференциации звуковых оболочек слов и морфем.


МОНОТОННЫЙ — однообразный.

МОНОФОБИЯ [моно- + фобия] — навязчивый страх — бо­язнь оставаться в одиночестве.

МОРБУС [лат. morbus] — болезнь.

МОРГАНИЕВЫ ЖЕЛУДОЧКИ [G. В. Morgagni, итал. врач и ана­том] — мешковидные углубления, находящиеся между истинны­ми и ложными голосовыми складками по правой и левой сторо­не; имеют значение для создания общей резонаторной камеры.

МОРИЯ [греч. moria глупость] — патологически повышен­ное настроение с беспечностью, дурашливостью, склоннос­тью к неуместным каламбурам, шуткам и проказам.

МОРОН — олигофрен с выраженной степенью

дебильности.

МОРФЕМА-СВЯЗКА — соединительный гласный в сложном слове.

МОРФЕМА — минимальная значимая часть слова, совокуп­ность морфов, имеющих одинаковое значение и ряд других общих признаков; М. может быть представлена одним мор­фом (префикс вы-) или несколькими (-рук-\-рук-руч-).

МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ ЧЛЕНИМОСТЬ — способность слова рас­падаться на корень (основу) и аффиксы.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ — относящийся к внутреннему строе­нию слова.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП ПИСЬМА — написание явля­ется не прямым воспроизведением услышанного, а результа­том определенной аналитико-синтетической обработки мор­фологического состава слова.

МОРФОЛОГИЯ [от греч. morphe форма + logos учение] — наука о форме и строении организмов; в языкознании: 1) часть языковой системы, объединяющая слова как носители грам­матических значений, их грамматические классы, законы их существования и формообразовая; 2) раздел грамматики, изу­чающий эту часть языковой-системы.

МОРФОФОНЕМА — единица языка: две фонемы (или не­сколько фонем) чередующихся в алломорфах одной и той же морфемы, например «рука — ручной».

МОТИВ [франц. motif, от лат. moveo движение] — 1) про­стейшая динамическая смысловая единица повествования в мифе и сказке; 2) в музыке — мельчайший структурный эле­мент произведения.

МОТИВАЦИЯ [англ. motivation, от motiv побуждение] — в био­логии активное состояние мозговых структур, побуждающее нысших животных и человека совершать действия, направлен­ные на удовлетворение своих потребностей.

МОТИВЫ ПОВЕДЕНИЯ — побудительные причины действий человека, постановки им определенных целей; в широком смысле к М. п. в психологии относят потребности и инстинк­ты, влечения и эмоции, установки и идеалы.

МОТОРИКА [от лат. motor приводящий в движение] — дви­гательная активность организма, отдельных его органов или их частей.

МОТОРНАЯ АФАЗИЯ — см. Афазия моторная.

МОТОРНАЯ ДИСГРАФИЯ — частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются трудности движения руки во время письма, нарушение связи моторных образов слов с их звуковыми и зрительными образами.

МОТОРНАЯ ЗАДЕРЖКА СПЕЦИФИЧЕСКАЯ — расстройства, основным признаком которых является серьезное нарушение развития моторной координации и которые нельзя отнести к общей умственной отсталости; неуклюжесть обычно связана с нарушениями восприятия.

МОТОРНАЯ РЕАКЦИЯ — мускульная реакция рефлекторного характера, выражающаяся в движении тела или его частей (тер­мин введен К. Н. Корниловым).

МОТОРНАЯ СЛУХОНЕМОТА — при наличии понимания речи собственная речь у ребенка отсутствует; самопроизвольная голосовая продукция ограничивается только неартикулирован-ными звуками или несколькими неразборчивыми словами; клинически напоминает моторную алалию взрослых.

МОТОРНАЯ СПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ РЕЧИ — способность произносить трудные голосовые нагромождения и многослож­ные слова, а также длинные ряды слов.

МОТОРНЫЙ — двигательный, приводящий в движение.

МОТОРНЫЙ ЦЕНТР РЕЧИ — см. Брока центр.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ИНТОНАЦИЯ — выразительность музыкаль­ных звуков и сочетаний, воплощение художественного образа в музыкальных звуках.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ — память, проявляющаяся в запо­минании и воспроизведении музыкальных образов.

МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЕ ЧУВСТВО — способность ак­тивно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить,

МУЗЫКАЛЬНОЕ СВОЙСТВО ГОЛОСА — это высота, темп и громкость голоса.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ — ладовое чувство, способ­ность к слуховому представлению, музыкально-ритмическое чувство.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЗВУК — периодическое звуковое колебание.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ — способность человека восприни­мать, представлять и воспроизводить музыкальные звуки; раз­личают абсолютный и относительный М. с.

МУЗЫКОТЕРАПИЯ — использование музыки с лечебной це­лью.

МУТАЦИИ [лат. mutatio изменение, перемена] — возникаю­щие естественно или вызываемые искусственно изменения на­следственных свойств организма в результате перестроек и на­рушений в генетическом материале организма — хромосомах и генах — основа наследственной изменчивости в живой природе.

МУТАЦИЯ ГОЛОСА — см. Голоса мутация.

МУТИЗМ [лат. mutus немой] — отказ от речевого общения при сохранности речевого аппарата; наблюдается при психи­ческих заболеваниях, у застенчивых детей и т. д.

МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ ТИП — такое соотношение между сигналь­ными системами, когда наблюдается преобладание (относитель­ное) второй сигнальной системы над первой; человек такого типа расположен к анализу, к абстрактному мышлению и т. д.

МЫШЕЧНАЯ АТРОФИЯ — заболевание, при котором наблю­дается гибель мышечных волокон и замещение их жировой и соединительной тканью; мышца становится вялой, дряблой, тонус ее снижается; М. а. — один из симптомов атрофическо-го периферического, или вялого, паралича.

МЫШЕЧНЫЕ СИНЕРГИИ [греч. synergia взаимодействие] — совместное, сочетанное действие групп мышц.

МЫШЛЕНИЕ — высшая ступень человеческого познания, про­цесса отражения объективной действительности в понятиях, умозаключениях; позволяет получать знания о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания; М. человека имеет общественно-историческую природу, нераз­рывно связано с практической деятельностью, генетически и функционально связано с речью; физиологической основой М. является анилитико-синтетическая деятельность мозга.

МЫШЛЕНИЕ АМБИВАЛЕНТНОЕ [лат. ambi- вокруг, с обеих сто­рон + valens, valentis сильный] — расстроенное мышление, харак­теризующееся одновременным возникновением и сосуществова­нием противоположных, противоречащих друг другу мыслей.

МЫШЛЕНИЕ АУТИСТИЧЕСКОЕ [греч. autos сам] — расстроен­ное мышление, определяемое преимущественно или исклю­чительно внутренним миром субъекта, его установками, внут­ренними переживаниями и т. д., которые недостаточно соот­носятся с реальностью.

МЫШЛЕНИЕ БЕССВЯЗНОЕ — см. Мышление инкогерентное.

МЫШЛЕНИЕ ВЯЗКОЕ — замедленное, тугоподвижное, трудно переключаемое М. с застреванием на несущественных деталях.

МЫШЛЕНИЕ ДЕРЕИСТИЧЕСКОЕ [лат. приставка de-, означа­ющая устранение, отрицание чего-либо + res, rei вещь] — мышление с суждениями и умозаключениями, определяющи­мися в большей степени эмоциями и желаниями больного, а не логикой и реальными обстоятельствами.

МЫШЛЕНИЕ ИНКОГЕРЕНТНОЕ [лат. incohaerens, incohaerentis бессвязный] — расстроенное мышление, при котором нару­шена последовательность мыслительных процессов, разорва­ны ассоциативные, логические и смысловые связи между от­дельными его звеньями.

МЫШЛЕНИЕ ИНФАНТИЛЬНОЕ — мышление, при котором объединяются несовместимые звенья, не проводится разли­чий между субъективными представлениями и объективным познанием действительности; свойственно детям раннего воз­раста, наблюдается также при некоторых патологических со-стояних психики.

МЫШЛЕНИЕ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ — вид мышления, направленный на решение практических задач посредством зрительного изучения ситуации и практического действия в ней с материальными предметами.

МЫШЛЕНИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ — вид мышления, на­правленный на решение задач посредством наблюдения за си­туацией и оперирования образами составляющих ее предме­тов без практических действий с ними.

МЫШЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬНОЕ — мышление, характеризующе­еся неспособностью разделения главного и второстепенного, оперирующее множеством несущественных подробностей.

МЫШЛЕНИЕ ПАРАЛОГИЧЕСКОЕ [греч. paralogos противный разуму, неразумный] — расстроенное мышление, характеризующееся утратой логических связей, неспособностью делать правильные выводы, вытекающие из логических предпосылок.

МЫШЛЕНИЕ ПЕРСЕВЕРАТИВНОЕ — расстроенное мышление, при котором неоднократно повторяются определенные пред­ставления, мысли, слова.

МЫШЛЕНИЕ ПРЕЛОГИЧЕСКОЕ [лат. ргае- прежде, до + греч%, logos разум, рассуждение, понятие] — см. Мышление инфан­тильное.

МЫШЛЕНИЕ ПРИМИТИВНОЕ — М.образного, элементарно-конкретного характера, бедное логическими операциями; на­блюдается при олигофрении.

МЫШЛЕНИЕ РАЗОРВАННОЕ — расстроенное М., характери­зующееся нарушением внутренних логический связей, скач­кообразностью, соединением разнородных, не связанных по смыслу элементов или, наоборот, разрывом цельности мыс­лей и цепи ассоциаций, вторжением в них неологизмов.

МЫШЛЕНИЕ РЕЗОНЕРСТВУЮЩЕЕ — расстроенное М. с пре­обладанием пространных, отвлеченных, часто малосодержа­тельных или туманных рассуждений на общие темы.

МЫШЛЕНИЕ СИМВОЛИЧЕСКОЕ — М., оперирующее симво­лами образов и понятий, представляющими собой сложные комплексы внутренних переживаний больного, нередко непо­нятные для других людей.

МЫШЛЕНИЕ СИНКРЕТИЧЕСКОЕ [греч. synkretismos соедине­ние, объединение] — см. Мышление инфантильное.

МЫШЛЕНИЕ СКАЧКООБРАЗНОЕ — расстроенное М., при ко­тором постоянно изменяется цель мыслительного процесса в связи с крайней неустойчивостью внимания и непостоянством установок.

МЫШЛЕНИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЕ [греч. logos слово, по­нятие, мысль] — вид мышления человека, где в качестве сред­ства решения задачи выступают словесное абстрагирование и логические рассуждения.

МЫШЛЕНИЕ ШИЗОФРЕНИЧЕСКОЕ — общее название различ­ных видов расстроенного М. (амбивалентного, аутистическо-го, инкогерентного и др.), наблюдаемых при шизофрении.

МЫШЛЕНИЯ ВИДЫ — см. Мышление наглядно-действенное, Мышление наглядно-образное, Мышление словесно-логическое, Продуктивное мышление.

МЫШЛЕНИЯ НАРУШЕНИЯ — нарушения интеллектуальной де­ятельности, возникающие при различных психических заболеваниях, локальных поражениях мозга и аномалиях психического развития; М. н. либо распространяются на словесно-логическую, наглядно-образную и наглядно-действенную формы интеллекту­альной деятельности, либо затрагивают одну из них; см. Мышле­ние амбивалентное, Мышление аутистическое, Мышление вязкое, Мышление дереистическое, Мышление инкогерентное, Мышление ин-фальтильное, Мышление обстоятельное, Мышление паралогическое, Мышление персеверативное, Мышление примитивное, Мышление ра­зорванное, Мышление резонерствующее, Мышление символическое, Мышление скачкообразное, Мышление шизофреническое.

МЫШЛЕНИЯ ОПЕРАЦИИ ЛОГИЧЕСКИЕ [греч. logikos относя­щийся к логике, соответствующий законам логики] — см. Аб­стракция, Анализ, Конкретизация, Обобщение, Синтез, Сравнение.

МЫШЛЕНИЯ ПРОЦЕССЫ — см. Дедукция, Индукция, Опреде­ление понятий, Суждение, Умозаключение.

МЫШЦЫ ГОРТАНИ — обеспечивают движение гортани вверх и вниз, сближение и перемещение вбок голосовых связок, их натяжение и колебание; М. г. принято делить на наружные и внутренние.

МЯГКАЯ АТАКА ЗВУКА — см. Атака звука мягкая.

МЯГКИЙ СОГЛАСНЫЙ — 1) звук, к основной артикуляции которого присоединяется палатализация; 2) согласный, про­износимый с малой напряженностью; см. Палатализованный.

МЯГКОНЁБНЫЙ — образуемый поднятием задней части спин­ки языка к заднему (мягкому) нёбу или к задней части твердо­го нёба; см. Задненёбный звук, Велярный звук.

 

 

Н

 

НАВЫК — автоматизированные компоненты сознательной деятельности, возникшие в результате упражнений, упрочив­шиеся способы действий.

НАВЫКИ АРТИКУЛЯТОРНЫЕ — см. .Артикуляционная база.

НАВЯЗЧИВОЕ СОСТОЯНИЕ — непроизвольное непреодолимое

возникновение чуждых личности больного мыслей (обычно не­приятных), представлений, воспоминаний, сомнений, страхов, стремлений, влечений, движений и действий при сохранности критического отношения к ним и попытках борьбы с ними.

НАВЯЗЧИВОСТЬ — см. Навязчивое состояние.

НАВЯЗЧИВЫЕ ДЕЙСТВИЯ — навязчивое состояние в виде непреодолимого стремления совершать определенные движе­ния или действия.

НАВЯЗЧИВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ — навязчивое состояние в виде непроизвольно, назойливо возникающих одних и тех же представлений.

НАВЯЗЧИВЫЕ ПРИПОМИНАНИЯ — навязчивое состояние в виде непреодолимого стремления вспоминать имена героев книг, даты каких-либо событий и т. п. без какой-либо необходимости.

НАВЯЗЧИВЫЙ СЧЁТ — навязчивое состояние в виде непрео­долимого стремления считать какие-либо объекты (окна, дома, прохожих).

НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ — см. Мышление нагляд­но-образное.

НАГЛЯДНО-ОБРАЗНЫЙ ТИП ПАМЯТИ — проявление индиви­дуальной особенности памяти; зависит от характера деятель­ности человека, от обучения и упражнений; люди этого типа памяти хорошо запоминают предметы, лица, цвета и т. п., ста­раются любой материал сохранить в памяти путем запомина­ния конкретных образов; см. Память образная.

НАГЛЯДНОСТЬ — один из дидактических принципов, соглас­но которому процесс обучения должен включать в себя демонст­рацию учащимся отдельных предметов, наглядных пособий и т. д.; наглядность хорошо способствует развитию мышления.

НАГЛЯДНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ — дидактический принцип, со­гласно которому обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринятых учащимися; Н. обогащает круг представлений, делает обучение более доступным, развивает наблюдательность, мышление, способствует более глубокому и прочному усвоению учебного материала.

НАДГОРТАННИК — хрящ гортани, представляющий собой пластинку, расположенную циже корня языка и закрывающую вход в гортань при глотании.

НАДЗУБНЫЙ — см. Альвеолярный.

НАДЛОМ ЛИЧНОСТИ — нерезкие изменения личности, обус­ловленные малопрогредиентной психической болезнью или психотравмирующими переживаниями.

НАДСТАВНАЯ ТРУБКА — глотка, рот, полость носа.

НАЗАЛИЗАЦИЯ [франц. nasalisation от лат. nasus hoc] — при­обретение звуком (главным образом гласным) носового тембра вследствие опускания небной занавески и одновременного выхода воздушной струи через рот и нос.

НАЗАЛЬНЫЙ [лат. nasus hoc] — относящийся к носу или его полости.

НАКОВАЛЬНЯ — одна из слуховых косточек, расположен­ных в среднем ухе.

НАНИЗМ [греч. nanos карлик] — карликовый рост, ненор­мально низкий рост человека (для мужчин ниже 130 см, для женщин ниже 120 см), обусловленный поражением желез внут­ренней секреции.

НАПЛЫВ МЫСЛЕЙ — см. Ментизм.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ — мотивационная обусловлен­ность действий, поступков, всего поведения человека конк­ретными жизненными целями, источниками которых являют­ся потребности, общественные требования и др.

НАПРЯЖЁННОСТЬ — в логопедии — более сильное напря­жение мускулатуры речевых органов, участвующих в артику­ляции данного звука; для гласных — более сильное сокраще­ние мускулов языка, приводящее к некоторому выпячиванию кверху его поверхности для согласных — более сильное на­пряжение мускулатуры в месте образования преграды (в фо­кусе образования шума).







Date: 2015-12-13; view: 391; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.046 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию