Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ГУБЫ— органы, ограничивающие свободным краем ротовую щель; состоят из кожи, круговой мышцы рта и слизистой оболочки; различают верхнюю и нижнюю Г. 9 page
ОДНОСТОРОННЯЯ АГРАФИЯ — нарушение письма, при котором ребенок не может писать правой рукой, а левой пишет нормально; при этом письмо левой рукой подготавливает навык письма правой рукой; встречается редко. ОДНОЯЗЫЧИЕ — ограниченность одним языком. ОДОНТОЛОГИЯ [греч. odus, odontos зуб + logos учение, наука] — раздел стоматологии, изучающий болезни зубов; в настоящее время не выделяется. -ОЗ [греч. -osis суффикс существительных, образованных от глаголов на -об] — суффикс, означающий «процесс», «результат процесса», «патологическое состояние», «болезнь». ОЗВОНЧЕНИЕ — переход глухого согласного в соответствующий звонкий в определенных положениях или вследствие общей тенденции к ослаблению артикуляции согласных. ОЗВОНЧЕНИЕ СОГЛАСНЫХ — переход глухих согласных, стоящих перед звонкими, в звонкие согласные, свойственный русскому литературному произношению. ОЗЕРЕЦКОГО МЕТРИЧЕСКАЯ ШКАЛА — методика обследования психомоторики, т. е. моторного развития ребенка и словесной регуляции движений и выявления отклонений в развитии; при помощи проб испытываются статические и динамические координации, скорость движений, возможность выполнения одновременных движений и синкинезий. ОККЛЮДОР — устройство для выключения глаза из акта зрения, которое крепится к очковой оправе. ОККЛЮЗИЯ ОБРАТНАЯ — метод лечения амблиопии, заключающийся в выключении из акта зрения амблиопичного глаза. ОККЛЮЗИЯ ПРЯМАЯ — метод лечения амблиопии, заключающийся в выключении из акта зрения ведущего, лучше видящего глаза. ОКРОШКА СЛОВЕСНАЯ — см. Инкогерентность речевая. ОКРУГЛЕНИЕ — см. Лабиализация. ОКСИЕКОЙЯ — см. Гиперакузия. ОКСИФОНИЯ — звонкий голос. ОКСИЭКОЙЯ — см. Гиперакузия. ОЛИГ- [греч. oligos малый, немногочисленный, незначительный] — составная часть сложных слов, означающая «малый», «недостаточный», «незначительный». ОЛИГО - см. Олиг-. ОЛИГОДАКТИЛИЯ [олиго- + греч. daktilos палец] — аномалия развития: неполное, количество пальцев кистей или стоп. ОЛИГОДЕНТИЯ [олиго- + лат. dens, dentis зуб] — наличие неполного количества зубов. ОЛИГОКИНЕЗИЯ [олиго- + греч. kinesis движение] — нарушение двигательных функций, характеризующееся малоподвижностью и скованностью движений; наблюдается при акинетико-ригидном синдроме. ОЛИГОПНОЭ [олиго- + греч. дыхание] — редкое поверхностное дыхание; наблюдается при резком угнетении дыхательного центра, при тяжелой дыхательной недостаточности. ОЛИГОФАЗИЯ [олиго- + греч. phasis речь] — пониженная речевая активность; наблюдается при поражениях головного мозга, чаще лобной доли доминантного полушария, и при некоторых психических болезнях; больной говорит медленно, не сразу отвечает на вопросы, забывает нужные слова, часто останавливается, с трудом подыскивает необходимые выражения. ОЛИГОФРЕНИЯ [олиго- + греч. phren ум, разум] — стойкое психическое недоразвитие, обусловленное органической недостаточностью головного мозга, возникшей на ранних этапах онтогенеза — во внутриутробном периоде, во время родов или на первом году жизни; наиболее распространенная клиническая форма умственной отсталости. ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГ — педагог со специальным высшим образованием, осуществляющий обучение и воспитание умственно отсталых детей. ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА — наука о воспитании и обучении умственно отсталых детей; раздел коррекционной педагогики (дефектологии). ОЛИГОФРЕНОПСИХОЛОГИЯ [олиго- + греч. phren ум, разум + психология] — отрасль специальной психологии, изучающая особенности психической деятельности умственно отсталых людей. ОЛИГОЭПИЛЕПСИЯ [олиго- + эпилепсия] — эпилепсия раннего или детского возраста с задержкой или остановкой интеллектуального развития. -ОМА [греч. -ота суффикс имен существительных] — суффикс, означающий «новообразование», «опухоль». ОМОНИМЫ [греч. homos одинаковый + onyma имя] — разные по смыслу, но одинаково звучащие и пишущиеся единицы языка (слова, морфемы и др.), например «рысь» — бег и «рысь» — животное. ОМОФОНЫ [греч. homos одинаковый + phone звук] — разные слова, совпавшие по звучанию при различии морфонологического состава (например, «плод» и «плот»). ОМОФОРМЫ — омонимичные формы слова или разных слов; слова, совпадающие в своем звучании лишь в отдельных формах, например, существительное «печь» (печи, печью) и глагол «печь» (пеку, печешь). ОНАНИЗМ [по имени библейского персонажа Онана] — искусственное раздражение эрогенных зон (чаще собственных половых органов) с целью вызывания оргазма. ОНКОЛОГИЯ [греч. onkos масса, объем, вздутость; onkoma опухоль + logos учение, наука] — область медицины и биологии, изучающая причины возникновения, механизмы развития и клинические проявления опухолей и разрабатывающая методы их диагностики, лечения и профилактики. ОНОМАТОЛАЛИЯ [греч. onoma, onomatos имя, слово + lalia речь, болтовня] — насильственное повторение больным отдельных слов: ОНОМАТОМАНИЯ [греч. onoma, onomatos имя, слово + мания] — навязчивое влечение к припоминанию собственных имён, дат, названий предметов, редких слов. ОНОМАТОПЕЯ [греч. onomatopoiia производство названий] — звукоподражание. ОНОМАТОПОЭТИЧЕСКИЕ СЛОВА — слова, в которых звучание частично предопределено значением слова; различают звукоподражательные слова, имитирующие неречевые комплексы звуков фонетическими средствами конкретного языка («ку-ку», «буль-буль»), и звукообразные слова, звучание которых создает ассоциативное впечатление о форме, передвижении предметов и т. п. (например, в чувашском языке «йалт-йалт» — о мелькании отдаленной молнии). ОНТОГЕНЕЗ [греч. on, ontos сущее, существо + генез] — совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований организма от его зарождения до конца жизни. ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ — индивидуальное развитие организма. ОПИСТОГЕНИЯ [греч. opisthen сзади, назад + genys нижняя челюсть] — аномалия прикуса, характеризующаяся задним (дистальным) положением нижней челюсти. «ОПОРА» — явление, которое заключается в повышении давления воздуха в подсвязочном пространстве. ОПОРНОЕ СЛОВО — главное слово словосочетания. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ — система суждений о некотором классе предметов (явлений), выделяющая наиболее общие их признаки. ОПТИМАЛЬНЫЙ [лат. optimus наилучший] — наилучший, наиболее соответствующий определенным условиям и задачам. ОПТИМИЗАЦИЯ — 1) процесс выбора наилучшего варианта из возможных; 2) процесс приведения системы в наилучшее (оптимальное) состояние. ОПТИЧЕСКАЯ АГРАФИЯ И ДИСГРАФИЯ — полное отсутствие или искажение письма, вызванное поражением или недоразвитием оптических речевых систем в коре головного мозга; больной утрачивает графический образ букв или смешивает буквы по оптическому сходству. ОПУХОЛЬ — патологическое разрастание тканей, состоящих из качественно изменившихся клеток, ставших атипичными в отношении дифференцировки, характера роста и передающих эти свойства при последующем делении. ОРАЛЬНЫЙ [лат. os, oris рот] — относящийся ко рту, расположенный в полости рта. ОРГАН(-Ы) [греч. organon орудие] — часть организма, представляющая собой эволюционно сложившийся комплекс тканей, объединенный общей функцией, структурной организацией и развитием. ОРГАНИЧЕСКОЕ КОСНОЯЗЫЧИЕ — см. Дислалия органическая. ОРГАНЫ АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ — см. Органы речи. ОРГАНЫ РЕЧИ — различные части человеческого организма, участвующие в образовании звуков речи. ОРГАНЫ РЕЧИ АКТИВНЫЕ — подвижные органы речи, производящие основную работу, необходимую для образования звука (язык, губы, мягкое нёбо, маленький язычок, надгортанник). ОРГАНЫ РЕЧИ ПАССИВНЫЕ — неподвижные органы речи, неспособные к самостоятельной работе при образовании звуков служащие точкой опоры для активных органов (зубы, альвеолы, твердое нёбо, глотка, полость носа, гортань). ОРИЕНТАЦИЯ [фр. orientation, направление на восток, от лат. oriens восток] — 1) определение своего местоположения на местности; 2) умение разобраться в окружающей обстановке, осведомленность в чем-либо; 3) направленность деятельности, определяемая интересами кого-либо, чего-либо (напр., О. на массового читателя). ОРИЕНТИРОВКА АЛЛОПСИХИЧЕСКАЯ — ориентировка, относящаяся к осознанию окружающей обстановки (местопребывание, время и т. п.). ОРИЕНТИРОВКА АУТОПСИХИЧЕСКАЯ — ориентировка, относящаяся к осознанию состояния собственной личности. ОРИЕНТИРОВКА — в психиатрии — психическая функция, обеспечивающая осознание собственной личности и обстановки. ОРИЕНТИРОВКА СОМАТОПСИХИЧЕСКАЯ — ориентировка, относящаяся к осознанию состояния собственного организма (в том числе оценка величины, формы, количества, расположения и других качеств отдельных частей собственного тела) и происходящих в нем процессов. ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ РЕАКЦИЯ — совокупность сенсорных и двигательных реакций организма, направленных на лучшее восприятие изменений внешней или внутренней среды. ОРТ- [греч. orthos прямой, прямо стоящий, вертикальный; правильный] — составная часть сложных слов, означающая «прямой», «вертикально направленный», «правильный», «соответствующий норме». ОРТО - см. Орт-. ОРТОГЕНИЯ [орто- + греч. genys челюсть] — прикус, при котором верхние и нижние передние зубы находятся в одной фронтальной плоскости. ОРТОГНАТИЯ [орто- + греч. gnathos челюсть] — прикус, характеризующийся таким смыканием зубов, при котором верхние передние и боковые зубы перекрывают одноименные нижние. ОРТОДАКТИЛИЯ [орто- + греч. daktylos палец; син. симфа-лангия] — аномалия развития: сращение фаланг пальцев. ОРТОДОНТИЯ [орт- + греч. odus, odontos зуб] — раздел стоматологии, изучающий диагностику, профилактику и лечение аномалий развития и деформаций зубов, зубных рядов и челюстей. ОРТОПЕДИЯ [орто- + греч. paideia воспитание, обучение] — область клинической медицины, изучающая болезни и деформации опорно-двигательного аппарата и разрабатывающая методы их диагностики, лечения и профилактики. ОРТОПСИХИАТРИЯ [орто- + психиатрия] — раздел психиатрии, изучающий пограничные состояния и разрабатывающий методы их диагностики, лечения и профилактики. ОРТОПТИКА [орт- + греч. optikos относящийся к зрению] — совокупность консервативных методов восстановления бинокулярного зрения при косоглазии. ОРТОФОНИЯ — сочетание голосовых, дыхательных, артикуляционных и медикаментозных упражнений. ОРТОФОРИЯ [орто- + греч. phoros несущий] — нормальное состояние двигательного аппарата глаз, характеризующееся тем, что при исключении условий для бинокулярного зрения не происходит отклонения глазных яблок от правильного (симметричного) положения. ОРФОГРАФИЯ [греч. orthos правильный + grapho пишу] — система правил, определяющих единообразие способов передачи речи на письме. ОРФОТОН — слово, сохраняющее свои просодические свойства независимо от положения во фразе. ОРФОЭПИЯ [греч. orthos правильный + epos речь] — 1) раздел языкознания, изучающий нормативное литературное произношение; 2) совокупность произносительных норм национального языка, обеспечивающих единство его звукового оформления. ОСАНКА — привычное непринужденное положение тела при стоянии, ходьбе, сидении. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ РЕЧЕВОЙ СИСТЕМЫ — фонетика, лексика, грамматика. ОСТАНОВКА РЕЧИ ЭПИЛЕПТИЧЕСКАЯ — психический эпилептический припадок в форме потери способности говорить вслух при сохранности внутренней речи. ОСТАТКИ СЛУХА У ГЛУХИХ — сохранные возможности слухового восприятия при глухоте, которыми обладает большинство глухих. ОСТАТОЧНЫЙ ВОЗДУХ — воздух, остающийся в легких после усиленного выдоха. ОСТРОТА ЗРЕНИЯ — чувствительность зрительного анализатора, отражающая способность различать границы и детали видимых объектов; определяется по минимальному угловому расстоянию между двумя точками, при котором они воспринимаются раздельно. ОСТРОТА СЛУХА — чувствительность слухового анализатора; оценивается по порогу восприятия звука. ОСЦИЛЛОГРАФИЯ [лат. oscillo, oscillatum качаться, колебаться + греч. grapho писать, изображать] — метод изучения колебательного процесса, напр. биоэлектрической активности, основанный на его графической регистрации. ОСЯЗАНИЕ — восприятие факторов окружающей среды контактными рецепторами кожи и слизистых оболочек, а также рецепторами мышц и суставов. ОТ- [греч. us, otos ухо] — составная часть сложных слов, означающая «относящийся к уху, к органу слуха, к слуху». ОТАЛГИЯ [греч. otos ухо + algos боль] — боль в области ушной раковины и наружного слухового прохода при отсутствии видимых патологических изменений в них. ОТВЛЕКАЕМОСТЬ — в психиатрии — расстройство внимания, характеризующееся его быстрым переключением на новые объекты при возникновении случайных ассоциаций или действии внешних раздражителей. ОТВЛЕЧЕНИЕ — процесс мысленного выделения некоторых свойств предметов и рассмотрение выделенного свойства изолированно от других и от целостного образа объекта; О. является основой обобщения; обобщая предметы или явления, человек отвлекается от имеющихся между ними различий. ОТДЫХ — процесс восстановления работоспособности, протекающий в условиях прекращения деятельности, вызвавшей утомление. ОТИАТРИЯ [от- + греч. iatreia лечение] — учение о болезнях уха и их лечении. ОТИТ [от- + -ит] — воспаление какого-либо отдела уха. ОТКРЫТЫЙ СЛОГ — слог, оканчивающийся гласным звуком. ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ СЛУХ — способность определить высоту звука путём сравнивания его с другими звуками, высота которых известна, узнавать или воспроизводить музыкальные интервалы. ОТО - см. От-. ОТОЛИТОВЫЙ АППАРАТ [ото- + греч. lithos камень] — часть внутреннего уха, расположенная в мешочках преддверия ушного лабиринта; состоит из пятен мешочка и маточки и заложенных в них особых камешков-отолитов; является важнейшей частью органов равновесия. ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИЯ [ото- + греч. rhis, rhinos нос + larynx, laryngos гортань + logos учение, наука] — отрасль медицины, изучающая этиологию, патогенез, клиническое течение болезней уха, носа, околоносовых пазух, глотки и гортани и разрабатывающая методы диагностики, лечения и профилактики этих болезней. ОТОСКОПИЯ [ото- + греч. skopeo рассматривать, наблюдать] — метод исследования наружного слухового прохода и барабанной перепонки путем осмотра с помощью ушного зеркала и лобного рефлектора или осветителя. ОТОТОПИКА [ото- + греч. topikos относящийся к месту] — способность с помощью слуха определять локализацию источника звука. ОТРАЖЁННАЯ РЕЧЬ — повторное произнесение (индивидуально или хором) отдельных слов, фраз вслед за кем-либо. ОТРЕАГИРОВАНИЕ — двигательная или речевая активность, уменьшающая или устраняющая психическую напряженность. ОТСРОЧЕННОЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ — см. Реминисценция. ОТСТАЛОСТЬ УМСТВЕННАЯ — см. Умственная отсталость. ОТСТУП — третья (последняя) фаза артикуляции звука, когда органы речи выходят из занятого ими положения. ОТСТУПАЮЩЕЕ УДАРЕНИЕ [син. рецессивное ударение] — ударение в заимствованных словах, перенесенное с конца на начало слова в соответствии с акцентуационными законами чаимствующего языка. ОТТЕНОК ЗНАЧЕНИЯ [син. значение побочное] — оттенок видовой, оттенок длительности, оттенок ласкательный, оттенок мгновенности, оттенок модальный, оттенок незаконченности действия, оттенок однократности, оттенок повторяемости, оттенок пренебрежительный, оттенок причинный, оттенок увеличительный, оттенок уменьшительно-ласкательный. ОФТАЛЬМИЯ [греч. ophthalmos глаз] — общее название некоторых воспалительных поражений глаза. ОФТАЛЬМО- [греч. ophthalmos глаз] — составная часть сложных слов, означающая «относящийся к органу зрения, к зрению». ОФТАЛЬМОЛОГ — врач-специалист, получивший подготовку в области офтальмологии. ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ — специализированная лечебно-профилактическая помощь при болезнях и травмах глаза. ОФТАЛЬМОЛОГИЯ [греч. ophthalmos глаз + logoa учение, наука] — отрасль медицины, изучающая этиологию, патогенез и клиническое течение нарушений зрения и болезней глаза и разрабатывающая методы их диагностики, лечения и профилактики. ОФТАЛЬМОЛОГИЯ ДЕТСКАЯ — раздел офтальмологии, изучающий возрастные особенности строения и функции глаза у детей, а также особенности возникновения и течения у них глазных болезней. ОФТАЛЬМОМИКРИЯ [офтальмо- + греч. mikros малый] — см. Микрофталъм. ОФТАЛЬМОПЛЕГИЯ [офтальмо- + греч. plege удар, поражение] — паралич мышц глаза. ОФТАЛЬМОСКОП [офтальмо- + греч. skopeo рассматривать, исследовать] — прибор для визуального исследования прозрачности сред глаза и осмотра глазного дна. ОФТАЛЬМОСКОПИЯ [офтальмо- + греч. skopeo рассматривать, исследовать] — метод изучения состояния сетчатки, сосудистой оболочки глаза и диска зрительного нерва, основанный на осмотре глазного дна. ОФТАЛЬМОТОНУС [офтальмо- + греч. tonos напряжение] — см. Внутриглазное давление. ОХРАНИТЕЛЬНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ — один из видов безусловного торможения; возникает при сильном или очень длительном раздражительном процессе; примером этого вида торможения является сон. ОХРАНИТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ — порядок и условия содержания больных, предусматривающие максимальное устранение факторов, действующих отрицательно на психику. ОЦЕНКА — суждение говорящего, его отношение — одобрение или неодобрение, желание, поощрение и т. п. — как одна из основных частей стилистической коннотации; О.: субъективная, качественная, стилистическая, экспрессивно-модальная, экспрессивно-эмоциональная. ОЧАГ ВОЗБУЖДЕНИЯ — совокупность близко расположенных и одновременно физиологически активных элементов центральной нервной системы. ОЧАГ ПАТОЛОГИЧЕСКОГО ЗАСТОЙНОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ — обусловленный патологическим процессом длительно существующий очаг возбуждения; усугубляет течение основного патологического процесса или вызывает новый (по механизму порочного круга). ОЧКИ — устройство, предназначенное для коррекции зрения и (или) для защиты глаз от механического, химического повреждения и неблагоприятного воздействия каких-либо видов излучения. ОЧКИ СЛУХОВЫЕ — слуховой аппарат, вмонтированный в очковую оправу. ОШИБКИ — возникновение неправильных образов слов. ОШИБКИ ФОНЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА — пропуск букв, слогов, смешение глухих и звонких согласных. ОШИБКИ, НЕ СВЯЗАННЫЕ С РЕЧЬЮ ДЕТЕЙ — 1) нарушение зрительного образа буквы; 2) ошибки на правила. ОЩУПЫВАНИЕ — см. Пальпация. ОЩУЩЕНИЕ — отражение свойств предметов объективного мира, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров коры головного мозга; О. являются исходным пунктом, первой ступенью познания. ОЩУЩЕНИЙ ВИДЫ — см. Болевые ощущения, Ощущения интероцептивные, Ощущения проприоцептивные, Ощущения экстероцептивные. ОЩУЩЕНИЙ НАРУШЕНИЯ — см. Аллохирия, Анестезия, Гиперестезия, Типестезия, Дизестезия, Парестезия, Сенестопатия. ОЩУЩЕНИЙ ПОРОГИ — основные характеристики любого анализатора; см. Ощущения порог абсолютный верхний, Ощущения порог абсолютный нижний, Ощущения порог дифференциальный, Ощущения порог оперативный. ОЩУЩЕНИЯ ИНТЕРОЦЕПТИВНЫЕ [лат. interior внутренний + capio брать, принимать] — ощущения, имеющие рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях тела и отражающие состояние внутренних органов. ОЩУЩЕНИЯ КИНЕСТЕЗИЧЕСКИЕ [греч. kineo приводить в движение, двигать] — см. Ощущения проприоцептивные. ОЩУЩЕНИЯ ПОРОГ АБСОЛЮТНЫЙ ВЕРХНИЙ [лат. absolutus безусловный] — максимально допустимая величина внешнего раздражителя. ОЩУЩЕНИЯ ПОРОГ АБСОЛЮТНЫЙ НИЖНИЙ [лат. absolutus безусловный] — минимальная величина раздражителя, вызымлющая едва заметное ощущение. ОЩУЩЕНИЯ ПОРОГ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ [лат. differentia разность] — минимальное различие между двумя состояниями одного раздражителя, вызывающее едва заметное различие ощущений. ОЩУЩЕНИЯ ПОРОГ ОПЕРАТИВНЫЙ [лат. operatio действие] — наименьшая величина различия между сигналами, при которой точность и скорость различения достигают максимума. ОЩУЩЕНИЯ ПРОПРИОЦЕПТИВНЫЕ [лат. proprius собственный + capio брать, принимать] — ощущения, рецепторы которых расположены в мышцах и связках; О. п. дают информацию о движении и положении тела в пространстве. ОЩУЩЕНИЯ ЭКСТЕРОЦЕПТИВНЫЕ [лат. exter, exteras наружный, внешний + capio брать, принимать] — ощущения, отражающие свойства предметов и явлений внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности тела; О. э. делятся на дистантные, рецепторы которых реагируют на раздражения, исходящие от удаленного объекта (зрительные, слуховые) и контактные, рецепторы которых передают раздражение при непосредственном контакте с воздействующими на них объектами (осязательные, вкусовые); обонятельные ощущения занимают промежуточное положение между этими подклассами экстероцепции.
П ПАЗИГРАФИЯ [греч. pasis понятный + grafus письмо] — выражение мысли знаками, понятными многим народам; напр., арабские и римские цифры. ПАЛАТ- [палато-; лат. palatum нёбо] — составная часть сложных слов, означающая «относящийся к нёбу». ПАЛАТАЛИЗАЦИЯ [лат. palatalisation смягчение] — дополнительный к основной артикуляции согласных подъем средней части языка к твердому небу (или йотовая артикуляция), резко повышающий характерный тон и шум. ПАЛАТАЛЬНЫЙ [лат. palatum нёбо] — образуемый поднятием спинки языка к твердому нёбу. ПАЛАТО - см. Палат-. ПАЛАТО-АЛЬВЕОЛЯРНЫЙ [палато- + лат. alveolar альвеолы] — относящийся к границе между альвеолами и нёбом (при классификации звуков речи по пассивному органу артикуляции). ПАЛАТОГРАММА [палато- + лат. grammis изображение] — изображение точек соприкосновения языка с небом на иск. нставном небе, поверхность которого припудрена, а также схематический чертеж такого изображения. ПАЛАТОДИНИЯ [палат- + греч. odyne боль] — боль в области нёба. ПАЛАТОЛАЛИЯ [палато- + греч. lalia речь] — нарушение артикуляции, обусловленное наличием расщелины мягкого нёба. ПАЛАТОПЛАСТИКА [палато- + пластика] — см. Уранопластика. ПАЛАТОСХИЗИС [палато- + греч. schisis расщепление] — см. Расщелина неба. ПАЛИ- [греч. palin вновь, опять, снова] — составная часть сложных слов, означающая «возвратность, повторность действия». ПАЛИГРАФИЯ [пали- + греч. grapho писать] — расстройство письма в виде многократного повторения слов или коротких фраз; обычно сочетается с палилалией. ПАЛИЛАЛИЯ [пали- + греч. lalia речь] — расстройство речи в виде многократного повторения отдельных фраз, слов или слогов. ПАЛИМНЕЗИЯ [пали- + греч. mnesis воспоминание, память] — восстановление в памяти больного событий, забытых в период амнезии. ПАПИН - см. Пали-. ПАЛИНОПСИЯ [палин- + греч. opsis зрение] — см. Персеверация зрительная. ПАЛЛИАТИВ [лат. pallio сглаживать] — средство, временно облегчающее болезнь, но не излечивающее ее. ПАЛЬПАЦИЯ [лат. palpatio поглаживание] — метод диагностического исследования путем ощупывания определенной части тела. ПАМЯТИ ВИДЫ — см. Память ассоциативная, Память двигательная, Память долговременная, Память кратковременная, Память логическая, Память мгновенная, Память механическая, Память непроизвольная, Память образная, Память оперативная, Память произвольная, Память эмоциональная. ПАМЯТИ ПРОДУКТ — см. Представление памяти. ПАМЯТИ ПРОЦЕССЫ — см. Воспроизведение, Забывание, Запоминание, Сохранение. ПАМЯТИ РАССТРОЙСТВА — нарушение или утрата способности запоминать, сохранять, узнавать и воспроизводить информацию; см. Амнезия, Гипермнезия, Гипомнезия, Криптомне-зия, Парамнезия. ПАМЯТЬ — форма психического отражения действительности, заключающаяся в запоминании, сохранении и воспроизведении индивидуумом данных прошлого опыта. ПАМЯТЬ АССОЦИАТИВНАЯ [лат. associo, associatum присоединять] — память, при которой элементы запоминаемого связаны между собой ассоциативно: по смежности (в пространстве или времени)., сходству или контрасту. ПАМЯТЬ ДВИГАТЕЛЬНАЯ — память на координацию и последовательность движений. ПАМЯТЬ ДОЛГОВРЕМЕННАЯ — память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. ПАМЯТЬ КРАТКОВРЕМЕННАЯ — память, способная хранить информацию в течение короткого промежутка времени (в среднем около 20 секунд без повторения); в П. к. сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. ПАМЯТЬ ЛОГИЧЕСКАЯ [греч. logos слово, речь, разум, смысл] — память, при которой элементы запоминаемого связаны между собой определенной логической связью (как род и вид, причина и следствие, сущность и явление и т. д.); содержанием П. л. являются мысли, воплощенные в различную языковую форму. ПАМЯТЬ МГНОВЕННАЯ — память, связанная с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации; длительность П..м. в среднем от 0,1 до 0,5 секунд. ПАМЯТЬ МЕХАНИЧЕСКАЯ [греч. mechanikos не связанный с сознанием, совершающийся без участия воли человека] — память, при котором элементы запоминаемого не связаны между собой к.-л. связью (ассоциативной или логической). ПАМЯТЬ НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ — память, при которой отсутствует специальная цель что-то запомнить или вспомнить. ПАМЯТЬ ОБРАЗНАЯ — память на определенные образы (вкусовые, зрительные, обонятельные, осязательные, слуховые). ПАМЯТЬ ОПЕРАТИВНАЯ [лат. operatio работа, действие] память, рассчитанная на хранение в течение определенного, ранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней; срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком и рассчитана только на решение данной задачи. ПАМЯТЬ ПРОИЗВОЛЬНАЯ — память, при которой ставится специальная цель что-то запомнить или вспомнить. ПАМЯТЬ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКАЯ — см. Память логическая. ПАМЯТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ — память на определенные эмоции и чувства. Date: 2015-12-13; view: 320; Нарушение авторских прав |