Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Материальное обеспечение производства. Основные и оборотные средства





Материальное обеспечение производства СМИ предполагает прежде всего наличие капитала. Как и в других отраслях экономики, в любом ином предприятии, речь идет об основном капитале (основных фондах) и оборотном капитале (оборотных средствах). В нашем случае в отрасли СМИ к основному капиталу будут относиться недвижи­мость (помещения) и средства производства (станки, машины, компьютеры и программное обеспечение, оргтехника, типографское оборудование, транспортные средства, технические средства радио и видеозаписи, устройства, обрабатывающие и передающие радио и телесигнал).

Мы говорили уже об уставном фонде предприятия. Это сумма основных и оборотных средств для обеспечения производственной деятельности. Величина УФ отражается в балансе предприятия и зависит от наличия производственных основных фондов и товарно-материальных ценностей, которые вовлечены в производство. Менедже­ры, экономисты и бухгалтеры анализируют экономические показатели с помощью балансов.

Баланс предприятия – система показателей, характеризующих соотношение или равновесие в разных составляющих капитала (фондов) в денежном выражении. Бухгалтерский баланс важен, так как это форма отчетности, отражающая размещение средств как собственных, так и заемных и их источников на определенную дату. Он составляется в виде двусторонней таблицы: средства предприятия по составу и размещению – актив баланса, источники средств – пассив баланса.

Актив – основные, оборотные средства, денежные средства и прочие активы, средства на капитальное строительство, затраты на формирование основных фондов. Активы могут быть как материальными, так и нематериальными. Актив – часть баланса, которая отражает все принадлежащие предприятию материальные ценности, деньги и его долговые обязательства.

Пассив – источники собственных и приравненных к ним средств, кредиты банка под оборотные фонды, разные кредиты банка, расчеты и прочие пассивы, источники средств для капитального строительства, финансирование затрат на основные фонды.

Средства предприятия находятся в постоянном движении, изменяется картина как в активе, так и в пассиве. Когда бухгалтеры ведут учет, запись каждой хозяйственной операции ведется дважды: выбыли фонды или, наоборот, куплен новый компьютер – запись делается в активе и в пассиве. Баланс подразумевает равенство этих двух частей. Для наблюдения и учета по каждой статье баланса ведутся бухгалтерские счета, где отражаются все изменения. Данные баланса используются для оценки финансового состояния и платежеспособности предприятия, для оценки ситуации при кредитовании. Термины «дебет» и «кредит» означают лишь левую и правую стороны таблички при записи методом двойной бухгалтерии. Значение же у них может быть самое разное в зависимости от того, какой счет ведется.

Основные фонды постепенно изнашиваются. Они переносят свою стоимость на вновь созданный продукт. Есть нормы амортизации, исходя из которых определяется и начисляется износ фондов, отражающийся в учете. В силу научно-технического прогресса стоимость фондов неизбежно уменьшается – если создаются и внедряются новые, более совершенные и экономичные средства труда. Происходит моральный износ основных фондов. Их применение становится экономически невыгодно. Они утрачивают стоимость, хотя физические, технико-производственные характеристики не меняются. С появлением настольных типографий или редакционно-издательских компьютерных комплексов пошла компьютеризация, и традиционное типографское оборудование для набора морально устарело (линотипы, монтажные верстаки и т. п.). Появились сначала пленочные фотоаппараты, с автоматическими затворами, так как устарели старые «лейки» с фотопластинками, затем начали употреблять цифровые фотокамеры – устаревших пленочных аппаратов и связанной с ними технологии. Прогресс компакт-дисков и записи в различных цифровых стандартах привели к моральному старению грампластинок на виниле. Цифровая запись звука и изображения постепенно вытесняет традиционные магнитофоны и видеокамеры.

Вопросы морального износа наиболее остро стоят в электронных СМИ, где прогресс видеосистем и звукозаписи идет ускоренными темпами. Эти СМИ более зависимы от техники, позволяющей выходить в эфир и производить аудиовизуальную продукцию. Они имеют более весомые основные фонды, и неудивительно, что поглощают больше инвестиций учредителей. Госбюджет тратит больше денег на БТ и радио уже потому, что это дорогое удовольствие. Редакция газеты может обойтись настольной типографией для производства оригинал-макета, который затем сдается в большую типографию для печати тиража. На радиостанции и телестанции необходима студия, звукозаписывающая и обрабатывающая звук и изображение техника, аренда частот, передатчики. Для оперативной работы радио и телевидения важны мобильные средства передачи звука и изображения. Передвижные телевещательные комплексы, которые казались достижением в 1980 г. во время Московской Олимпиады, сегодня уже производят впечатление устаревших громоздких монстров. Репортеры ведущих станций работают со спутниковыми передатчиками, которые позволяют вести репортажи, включаясь с места события в прямой эфир. В крайнем случае журналист диктует сообщение по мобильному сотовому или спутниковому телефону. У нас же тележурналисты должны либо вернуться на свою станцию, либо воспользоваться на областном телецентре возможностью перегнать сюжет, чтобы попасть в эфир. Теперь же БТ приобрело два новых мобильных комплекса со спутниковыми антеннами, а ОНТ покупает переносной комплект, позволяющий работать в полевых условиях: то, что размещалось в автобусе, теперь поместилось в чемоданчике. Радиорепортаж можно передать по телефону, но возникает вопрос качества звука.

К оборотным фондам относится часть производственных фондов, которые полностью потребляются в течение производственного цикла. В их состав входят предметы труда, незавершенное производство, малоценные и быстроизнашивающиеся средства труда и инструменты.

Оборотные средства – это денежные средства, которые предприятие использует для финансирования производства – на создание запасов сырья, материалов, топлива, тары, на поддержание запаса готовой продукции. Сюда также относятся средства в незавершенных платежах, на расчетных счетах в банках и деньги в кассе предприятия. Предприятия могут устанавливать нормативы оборотных средств – сколько необходимо на само производство, на сырье, на запасы и т. п. Лимит же кассы устанавливается нормами бухгалтерского учета в государстве. Итак, это постоянно возобновляемые ресурсы производства – сырье и материалы, денежные фонды, идущие на оплату аренды и услуг, выплату заработной платы, внутриредакционные расходы. Эти средства циркулируют в каждом цикле оборота, затрачиваясь и вновь возобновляясь, пополняясь за счет прибыли самой редакции или внешнего финансирования от учредителей или инвесторов. То есть по источникам формирования оборотные средства делятся на собственные и заемные. Если предприятие работает в условиях коммерческого расчета, оборотные средства у него не изымаются. Однако экономические условия могут сложиться так, что в ходе оборота предприятие теряет эти средства, идет вымывание оборотных – оно не может возобновить, восстановить их из-за высокого уровня налоговых изъятий, неблагоприятной ситуации на рынке, собственных просчетов).

Важное значение имеет скорость оборота. Ускорив оборачи­ваемость средств, можно увеличить выпуск продукции с той же их суммой или даже уменьшить потребность в оборотных. Но в силу отраслевой специфики скорость оборота единая в каждой отрасли. Денежные средства, отгруженная и сданная, но еще неоплаченная продукция, вся дебиторская задолженность – ненормируемые оборотные средства. Источником их образования и покрытия являются, как правило, заемные средства – краткосрочные ссуды банков и привлеченные средства – кредиторская задолженность.

Отметим, что редакция может не иметь своего помещения и чаще всего арендует его у местных властей или у издательства, или, например, у белорусского «Дома прессы». В Беларуси большинство редакций не имеют также собственных типографий, что для стран Европы и США является обычной практикой. Эта особенность связана с высокой степенью концентрации и государственной монополией на типографское дело, которая сохранялась в советское время и фактически сохраняется сегодня. В России часть медиа-холдингов и крупных газет сумели приватизировать издательства центральных печатных СМИ, а также создали свои типографии или разместили заказы на печать за рубежом (особенно «глянцевые» журналы).

Книжные издательства в Беларуси – мощные предприятия с хорошей традицией производства, идущей еще с советских времен. Издательский бизнес в нашей стране развит довольно сильно. Издательская деятельность по законодательству обязательно лицензируется. Первая лицензия на ее осуществление в Беларуси была выдана 22 июня 1992 г. До первой перерегистрации в июле 1997 г. всего было выдано 1456 лицензий.

Сегодня Министерством информации выдана 451 издательская лицензия. Книги, брошюры, иную печатную продукцию в республике выпускают не только 6 государственных издательств, но и издательские компании и организации, индивидуальные предприниматели, министерства и ведомства. Таким образом, с развитием рыночных отношений сформировалась новая издательская система, в которой преобладает негосударственный сектор. Поэтому, если в 1992 г. государственные издательства выпустили 43 % от общего количества наименований книг и брошюр и 49 % от общего тиража, то в 2003 г. эти показатели уменьшились – до 6 и 10 % соответственно.

По данным интернет-страницы Министерства информации, в 1992 г. в Беларуси было издано 2364 наименования книг и брошюр, а в 2003 г. государственные издательства и издающие организации выпусти­ли 9148 наименований, то есть в три раза больше. В то же время общий тираж снизился – с 71,9 млн экземпляров в 1992 г. до 48,4 млн экземпляров в 2003 г. На одного жителя страны в 2003 г. издано 5 книг. Средний тираж белорусской книги уменьшился с 30,4 тыс. до 5,3 тыс. экземпляров. В 2003 г. издания научной, учебной, учебно-методической и справочной тематики составили более 60 % от всех выпущенных книг и брошюр. От 10 до 13 % в общем объеме выпускаемой в стране литературы – издания на белорусском языке. В 2003 г. на нем вышли 857 наименований книг и брошюр тиражом 3,4 млн экземпляров.

Чтобы обеспечить решение общенациональных задач в сфере образования, науки и культуры, Министерство информации ежегодно формирует план выпуска социально значимых изданий. В 2003 г. по нему увидели свет 359 изданий тиражом 4 млн экземпляров. Чтобы цены на них были доступными, ежегодно 3 млрд рублей субсидий выделяется из госбюджета.

 

Date: 2015-12-13; view: 425; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию