Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ВВЕДЕНИЕ. Содержание образовательного стандарта по курсу «Экономика и менеджмент СМИ»Стр 1 из 42Следующая ⇒
СОДЕРЖАНИЕ
Введение........................................…………………………………………… Содержание образовательного стандарта Примерный тематический план лекционного курса....................................... Курс лекций «Экономика и менеджмент СМИ»............................................. Конспект лекций................................................................................................. Лекция 1. Экономические условия на рынке масс-медиа. Редакция как предприятие. Идеология и становление рынка СМИ............ Лекция 2. Материальное обеспечение производства..................................... Лекция 3. Бизнес-план и рыночная модель предприятия............................... Лекция 4. Организационная структура редакции и ее эффективность.................................................................................................... Лекция 5. Маркетинг СМИ. Анализ рынка..................................................... Лекция 6. Маркетинг СМИ: стратегия............................................................ Лекция 7. Поиск оптимальной финансовой модели: ценообразование................................................................................................. Лекция 8. План производства и себестоимость.............................................. Лекция 9. Менеджмент в редакции. Фактор управления. Элементы логистики в работе СМИ. Стратегия развития редакции и элементы антикризисного управления...... Лекция 10. Поиск оптимальной финансовой модели: финансовый план.............................................................................................. Примерный тематический план практических заниятий.............................. Деловые игры и тестирование......................................................................... Схема рейтинговой оценки работы студента................................................. Вопросы к экзамену.......................................................................................... Практические занятия....................................................................................... Учебно-методическое обеспечение. Список литературы..............................
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество и практика массовой коммуникации предполагают качественно новое, более широкое понимание журналистики, которая осмысливается и изучается не только как род творчества, но и как социальный институт, а с экономической точки зрения – как отдельная отрасль хозяйства, своеобразное культурное, духовное производство, «индустрия содержаний и сознания», медиа-бизнес. Работа редакций СМИ как предприятий этой отрасли и функционирование медиа-бизнеса в целом требуют и научного исследования, и изучения студентами-журналистами, которым предстоит в данной области работать. В этих целях и появились учебные курсы «Экономика и менеджмент СМИ», «Экономика и менеджмент коммуникации» в рамках специальностей «Журналистика», «Международная журналистика», «Информация и коммуникация», а также курс «Экономика и менеджмент книгоиздательской деятельности» для студентов специальности «Литературная работа». Конечно, журналистика – прежде всего творческая деятельность авторов и редакторов, создающих и готовящих к публикации и эфиру журналистские произведения, выпускающих номер газеты или журнала, радио- или телепрограмму, наконец, размещающих в сети выпуск интернет-издания. Журналистика производит специфический информационный продукт, который становится товаром в силу своей социальной востребованности. С одной стороны, этот продукт неизбежно несет на себе отпечаток идеологии, взглядов и убеждений, которых придерживаются его создатели, с другой – он находит своего покупателя и приносит прибыль своим создателям и продавцам, собственникам предприятий – редакций СМИ, будь то государство, частные лица, общественные и корпоративные структуры и объединения. В средствах массовой информации реализуются процессы массовой коммуникации, в том числе немалая часть маркетинговых коммуникаций. Журналистика наряду с системой распространения и сбыта, издательским и полиграфическим бизнесом, финансовой, транспортной, информационной инфраструктурой составляет медиа-бизнес, который в условиях становления информационного общества интенсивно развивается с такими отраслями, как реклама и телекоммуникации. Как социальный институт и как особая отрасль «индустрии содержаний» журналистика включает редакции газет и журналов, издательства, телерадиокомпании, информационные агентства – разнообразные предприятия, которые нередко входят в медиа-объединения. И отрасль в целом, и отдельные предприятия подчиняются законам экономики, требованиям рынка и нормам, которые устанавливает государство, регулируя хозяйственную деятельность в этой сфере. Поэтому и в рамках данного курса, и в этом учебно-методическом пособии речь пойдет прежде всего о медиа-бизнесе, но это не избавит нас от необходимости постоянно учитывать специфику журналистики как творческой деятельности, а также журналистского информационного продукта и несомненную идеологическую, социально мотивированную составляющую этой деятельности. Современная практика коммуникации связана, как указывает большинство европейских исследователей, не только с технологическими переменами, но и с экономической базой – производством капиталистического типа с участием инвесторов, которое приобрело характер мировой коммуникационной, информационной, культурной индустрии, то есть подверглось глобализации в той же степени, что и производство в других отраслях экономики. Причем коммуникация оказалась не только объектом, но и субъектом воспроизводства этого нового экономического порядка. Она не только выступает как инструмент политической и экономической власти, но и как способ поддержания общественных отношений. При этом деятельность предприятий в сфере коммуникации, в своеобразной индустрии содержаний и сознания, в СМИ строится на тех же корпоративных и экономических основах, что и производство в иных отраслях экономики, хотя имеет и отраслевую специфику. Цель курса «Экономика и менеджмент СМИ» – выработка у студентов, обучающихся по специальностям «Журналистика», «Международная журналистика», «Литературная работа», знаний о принципах функционирования предприятий в отрасли СМИ и книгоиздательской деятельности, а также об особенностях управленческой деятельности в этой сфере. Следует заметить, что и государственные, и частные предприятия на рынке масс-медиа Беларуси вполне осознанно разрабатывают и применяют маркетинговые стратегии, выстраивают свою деятельность как бизнес. На фоне этих тенденций абсолютно очевидна необходимость усиления экономической составляющей в образовании будущих специалистов по коммуникации и масс-медиа. Необходимо учесть, что экономика исследует поведение людей в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов (К. Макконнел, С. Брю). В свою очередь, журналистика и система СМИ представляют собой социальный институт, который фигурирует в качестве специфической области духовного производства (С. Гуревич), где происходит аккумуляция, обработка и трансляция на массовую аудиторию социально значимой информации, преображенной творчеством журналиста. Эта информация становится специфическим информационным товаром, который обретает свою стоимость. Такой товар, который западные исследователи обычно называют продуктом «индустрии содержаний и сознания», поступает на рынок масс-медиа, материализуясь на бумажных или электронных носителях. Журналистика изучает общие закономерности функционирования СМИ, в том числе и как специфического социального института. Между тем она существует и как элемент экономической инфраструктуры общества, как отдельная отрасль бизнеса. Она подчиняется экономическому регулированию со стороны политических институтов, как общему, так и направленному на данную отрасль. Вследствие этого проявляется автономия экономики СМИ как предмета изучения и отдельного научного направления. Она раскрывает и осмысливает такую специфическую реальность, как медиа-бизнес, индустрия содержаний и сознания. Она не может быть полностью объяснена ни в рамках экономики, ни в рамках теории журналистики. «Экономика журналистики (СМИ) – это совокупность общественных отношений в области производства, распределения, обмена и потребления результатов журналистской деятельности на основе рыночного механизма хозяйствования» (В. Ворошилов). К данному определению можно добавить, что в рамках данного направления исследований изучается отраслевая специфика и особенности функционирования СМИ как элемента экономической инфраструктуры общества. В силу этого объектом для экономики СМИ становятся редакции СМИ, связанные с ними хозяйствующие субъекты и государственные институты, журналисты и потребители информационного товара, а также сам информационный товар, материализованный на разных носителях (номера газет, тексты публикаций и новостные сообщения, программы радио и телевидения, мультимедийные продукты индустрии сознания, размещенные в Интернете и на электронных носителях). Предмет экономики СМИ составляют: а) закономерности, нормы, особенности функционирования медиа-бизнеса, редакций различных СМИ как предприятий, действующих в рамках рыночного механизма и образующих индустрию содержаний и сознания; б) экономические отношения людей и хозяйствующих субъектов индустрии сознания в процессе производства, распределения, обмена и потребления информационного товара. Современным журналистам, безусловно, необходимо знать не только расстановку сил на рынке масс-медиа, но и механизм функционирования предприятия в этой отрасли – рекламного агентства, редакции газеты или журнала, радиостанции телеканала, медиа-группы. Эти аспекты несомненно должны рассматриваться и с точки зрения социокультурного подхода, с учетом экономической социологии и психологии. Речь идет не только о технологиях и точных практических рецептах, но и о гуманитарной стороне экономического знания, особенно касающейся маркетинга и менеджмента. Здесь есть несомненный аксиологический, ценностный компонент, поскольку экономические отношения во многом определяются состоянием общественной морали и системой ценностей в обществе и социальных группах. Поэтому з адачи курса следующие: · изучить социально-экономические условия, в которых работают предприятия СМИ, особенности хозяйственных правоотношений между предприятиями на рынке, а также между предприятиями и государством; · сформировать у студентов понимание взаимоотношений между различными субъектами на рынке масс-медиа, знание форм и видов предприятий и объединений в данной отрасли; · рассмотреть материальные основы производства в сфере «индустрии содержаний и сознания», какой становятся сегодня СМИ; · утвердить не только теоретическое знание, но и практические подходы к применению принципов бизнес-планирования и планирования маркетинговой стратегии предприятия, подготовить студентов к самостоятельному анализу и выработке элементов маркетинговой стратегии для продвижения на рынок СМИ; · изучить вопросы финансового управления и экономического анализа деятельности предприятия, ценообразования и налогов с учетом специфики редакционной и издательской деятельности. При анализе производственной деятельности учитывается как традиционное планирование производства, так и связанное с бизнес-планированием определение производственной стратегии и выявление критического объема и иных характеристик производства (анализ соотношений «тираж – цена», «затраты – выручка»); · рассмотреть управление и организацию работы редакции и издательства с точки зрения различных направлений в науке о менеджменте (система сотрудничества в коллективе, менеджмент через постановку задач, управление системой ценностей и др.); · проанализировать практику управленческих решений с учетом особенностей малого специализированного предприятия, где большинство персонала составляют высококвалифицированные творческие работники; · уяснить сущность и изучить применение на практике маркетинговых коммуникаций при продвижении на рынок продукции СМИ и книжного издательства (изучаются как маркетинговые процедуры, так и креативные решения). Наконец, в рамках курса рассматриваются перспективы развития рынка СМИ и книгоиздания, динамика процессов в данной отрасли в Беларуси и соседних странах, практика и перспективы создания и развития групп и объединений на рынке СМИ. Место курса в профессиональной подготовке выпускника. Изучая данную дисциплину, которая предлагается в 5-м семестре, студенты применяют к специфике конкретной отрасли, в которой им предстоит работать, свои знания, полученные в курсах «Экономическая теория» и «Экономика», а также системные знания по таким направлениям, как маркетинг, маркетинговые коммуникации, менеджмент. Вследствие этого студент сможет сформировать собственные экономические воззрения и понимание процессов, которые будут применимы к анализу дел непосредственно в редакции, агентстве или предприятии, где он будет трудиться. Требования к уровню усвоения содержания курса. В результате усвоения лекционного курса, участия в семинарах, дискуссиях и деловых играх, изучения научной литературы, а также самостоятельных занятий студент должен приобрести системное представление о рынке средств массовой информации, на котором имеет хождение специфический информационный товар, продукт индустрии сознания. Он обязан научиться применять терминологический и понятийный аппарат экономической науки к практике рынка масс-медиа, для того, чтобы вести анализ рынка и маркетинговые исследования, планировать подписные и рекламные кампании, выстраивать систему распространения СМИ. Курс предполагает закрепление устойчивых навыков работы с экономической информацией и данными о работе предприятия – редакции СМИ, выработку способности творчески решать задачи управления и планирования стратегии работы на рынке. Методическая организация курса. Включает лекционные и практические занятия, контроль самостоятельной работы студентов. На практических занятиях много внимания отводится деловым играм, моделирующим различные ситуации, возникающие в процессе хозяйственной и маркетинговой деятельности редакции, а также дискуссиям по поводу этих ситуаций и развития медиа-рынка. Промежуточный контроль знаний и контроль самостоятельной работы студентов осуществляется с помощью тестирования. В конце изучения курса студенты сдают экзамен. ПРОГРАММА КУРСА Рыночная экономика, маркетинг, менеджмент применительно к СМИ. Экономические условия (бизнес-среда) и инфрастуктура рынка масс-медиа. Специфический товар СМИ. Редакция как предприятие. Формы собственности и формы предприятий. Понятия диверсификации, концентрации, монополизации. Материальное обеспечение производства газеты и теле- радиопрограммы. Основные и оборотные фонды, источники финансирования. Бизнес-планирование. Маркетинг СМИ. Анализ рынка. Стратегия маркетинга в редакции. Методы стимулирования продаж. Торговая марка и ее продвижение. Понятия целевого рынка, сегментирования, позиционирования, инновации, конкуренции. Менеджмент в редакции. Задачи управления и организация управленческого труда. Стили и методы менеджмента. Работа с персоналом. Формы оплаты труда. Поиск оптимальной финансовой модели: ценообразование и финансовое планирование. Понятия цены, спроса и предложения, монополии. Расчет себестоимости рабочего дня редакции и единицы продукции (номера газеты, выпуска программы). Структура затрат. График безубыточности и критический объем производства. Прибыль и налоги. Стратегия развития и антикризисное управление в СМИ. Элементы логистики в работе редакций. Становление и развитие рынка масс-медиа в Беларуси и СНГ.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИОННОГО КУРСА «ЭКОНОМИКА И МЕНЕДЖМЕНТ СМИ»
Date: 2015-12-13; view: 704; Нарушение авторских прав |