Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности воображения дошкольниковВ психологической литературе дошкольный возраст приходится на период от 3 до 7 лет: Младший дошкольный возраст (3-4 года) Средний дошкольный возраст (4-5 лет) Старший дошкольный возраст (5-7 лет) Воображение, как и всякая другая психическая деятельность, проходит в онтогенезе человека определенный путь развития. О.М. Дьяченко показала, что детское воображение в своем развитии подчинено тем же самым законам, каким следуют другие психические процессы. Так же как восприятие, память и внимание, воображение из непроизвольного (пассивного) становится произвольным (активным), постепенно превращается из непосредственного опосредствованное, причем основным орудием овладения им со стороны ребенка являются сенсорные эталоны. К концу дошкольного периода детства у ребенка, чье творческое воображение развилось достаточно быстро (а такие дети составляют примерно одну пятую часть детей этого возраста), воображение представлено в двух основных формах: а) произвольное, самостоятельное порождение ребенком некоторой идеи и б) возникновение воображаемого плана ее реализации. Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но богаче и занимает больше места в его жизни, т. к. маленькие дети вообще живут наполовину в мире своей фантазии. Воображение играет в жизни ребенка значительно большую роль, чем в жизни взрослого. Дети верят в то, что придумывают. Воображаемый и реальный миры не отделены у них столь четкой границей, как у взрослых. Переживания, которые вызываются воображаемыми событиями. Для них совершенно реальны и значительно сильнее, чем у взрослых. То, что происходит в воображаемом пространстве (в сказке, на словах, на сцене), вызывает у него самые сильные эмоции, воображаемый персонаж может стать для него реальной угрозой или спасеньем. Первые проявления воображения можно наблюдать уже у ребенка раннего возраста, в конце второго, начале третьего года. На основе следов прежних раздражений, путем новых их сочетаний у ребенка начинают возникать первые образы воображения. В сюжетно-ролевой игре ребенок кормит куклу, маму, происходит «воображаемое» кормление. В преддошкольном возрасте наряду с образами памяти начинают возникать образы воображения. До трех лет предпосылками воображения выступают представления, которые появляются на втором году жизни. Ребенок в 1,5 года узнает изображение на картинке. При узнавании малыш не создает ничего нового, поэтому воображение выступает как пассивный процесс. До трех лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В игровой деятельности детей раннего возраста зарождаются творческие элементы. В три года происходит становление словесных форм воображения. Воображение становится самостоятельным процессом. В четыре - пять лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий. Воображение непроизвольное. Ребенок еще не умеет руководить деятельностью воображения, но может представить состояние другого человека. Воссоздаваемые образы содержательны и эмоциональны. В шесть– семь лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества. В старшем дошкольном возрасте возрастают творческие проявления в деятельности, прежде всего в ручном труде, в игре, рассказывании и пересказе. Появляются мечты о будущем. Они ситуативны, нередко не устойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у ребенка эмоциональный отклик. В этом возрасте у ребенка появляется особая внутренняя позиция и воображение становится самостоятельным процессом. В старшем дошкольном возрасте воображение становится управляемым. Формируются действия воображения: -замысел в форме наглядной модели; -образ воображаемого предмета, существа; - образ действия существа или образ действия с предметом. Воображение старшего дошкольника более целенаправленно. В игровой, конструктивной, изобразительной деятельности появляются начатки планирования. Ребенок уже ставит цель и начинает искать способы ее осуществления. Он «строит» дом или пароход из кубиков, рисует целые «картины» в соответствии со своим замыслом. В старшем дошкольном возрасте дети заметно больше заботятся о соответствии своих замыслов действительности. Это ясно обнаруживается в игре, где старший дошкольник не довольствуется уже любой вещью для любой игры, а выбирает только то, что действительно подходит для данной игры. Исключительно важную роль в развитии воображения у детей дошкольного возраста выполняет игра, в особенности же игры детей, в которых они принимают на себя определенную роль, осуществляют действия, требуемые ролью, что побуждает их стремиться к сходству изображаемого с действительностью. Видное место в развитии воображения занимает также строительно-конструктивная и изобразительная деятельность (рисование, лепка). Дошкольники охотно и много рисуют, давая в рисунке простор воображению, хотя и не могут полностью реализовать все, что создается в их воображении. Ребенок поэтому редко рисует молча, а чаще всего дополняет рисунок рассказом, в котором выражает то, что не может выразить в рисунке. Воображение у дошкольников выполняет несколько функций: Познавательная функция позволяет ребёнку лучше узнать окружающий мир, легче решать поставленные перед ним задачи. Аффективно-защитная функция воображения обеспечивает защиту ранимой души ребёнка от чрезмерных переживаний и травм. Для развития воображения необходимо наличие определенных условий: эмоциональное общение со взрослыми, предметно-манипулятивная деятельность, необходимость разных видов деятельности.
|