Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оценка физической подготовленности





Физическая подготовка - это педагогический процесс, направ­ленный на воспитание физических качеств и развитие функциональ­ных возможностей систем организма, создающих благоприятные ус­ловия для совершенствования всех сторон подготовки.

Физическая подготовленность - это процесс и результат физи­ческой активности, обеспечивающий формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, повышение уровня работоспособности.

Уровень развития физических качеств характеризует подготов­ленность студентов, которая может быть представлена в объективных единицах измерения с помощью контрольных тестов.

Тест - это измерение или испытание, проводимое для определе­ния способностей или состояния человека. В физическом воспитании такими испытаниями являются физические упражнения (двигатель­ные задания), с помощью которых оценивают развитие физических качеств человека.

Тестирование - это процесс непосредственного выполнения тестов.



Полученное в ходе измерений числовое значение (например вы­раженное в секундах, сантиметрах, метрах) является результатом

тестирования (теста).

Сроки тестирования согласуются с программой по физической культуре, которая предусматривает обязательное двухразовое тести­рование физической подготовленности студентов.

В таблице 15 приведены тесты, с помощью которых можно опре­делить уровень развития гибкости, выносливости, силы, скоростных и

скоростно-силовых способностей студентов.

Таблица 15


На основе результатов тестирования можно:

сравнить физическую подготовленность отдельных студентов, целых групп или всего факультета;

- проводить спортивный отбор для занятий тем или иным видом
спорта, для участия в соревнованиях;

- выявлять преимущества и недостатки применяемых средств, ме­
тодов обучения и форм организации занятий.

При проведении тестирования необходимо соблюдать следую­щие требования:

- тест (контрольное упражнение) должен соответствовать анато-
мо-физиологическим, половым, возрастным и функциональным воз­
можностям студентов;

- перед выполнением тестов у студентов должна создаваться хо­
рошая мотивационная установка (т.е. установка на достижение мак­
симального результата);

- выполнение тестов надо проводить, когда организм не утомлен.

Комплексная оценка физического развития и физической подго­товленности позволяет определить интегральный показатель - персо­нальный профиль физического состояния (ППФС) студента (табл. 16).

Оценка выносливости и средства ее развития. Особую значи­мость в уровне физической подготовленности студентов имеет пока­затель развития выносливости.


Выносливость - это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности, например, дли­тельно бежать без снижения скорости.

Выносливость в значительной мере определяет здоровье челове­ка, его общую физическую работоспособность.

Мерилом выносливости является время, в течение которого осу­ществляется мышечная деятельность определенного характера и ин­тенсивности.

Способность студента к проявлению выносливости определяется в беге на 1000 метров. Результат фиксируется в минутах и секундах. Оценку уровня выносливости можно определить по таблице 15.

Развитие выносливости - это процесс повышения уровня рабо­тоспособности мышц, т.е. возможности максимально длительно на­прягаться в статическом и сокращаться в динамическом режимах ра­боты.

Развитие выносливости происходит от дошкольного возраста до 30 лет, наиболее интенсивный прирост наблюдается с 14 до 20 лет.

Средствами развития выносливости являются упражнения, вызы­вающие максимальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Уровень выносливости определяется временем, в течение кото­рого человек может выполнять заданное физическое упражнение.

Для развития выносливости применяются самые разнообразные физические упражнения, которые можно выполнять относительно продолжительное время, например бег в равномерном темпе в тече­ние 15 - 20 минут, бег по пересеченной местности (кросс), передви­жение на лыжах, бег на коньках, езда на велосипеде, плавание, игры и игровые упражнения и др.

Используя бег для повышения своей выносливости, необходимо выполнять определенные правила:


.- лучше всего бегать в утренние часы;

- не стоит стремиться бегать в высоком темпе, наибольшее зна­
чение для развития выносливости имеет постепенное увеличение
общей продолжительности упражнения по времени при пульсовом
режиме в пределах 120 -130 уд/мин.;

- почувствовав сильную усталость во время бега, постепенно
следует перейти на ходьбу;

- после перенесенного заболевания возобновлять тренировки
можно только с разрешения врача.

Рассмотрим технику бега на ровном участке, в гору и с горы.

При беге по ровному участку дистанции туловище бегуна накло­няется слегка вперед. Шаги по длине естественные и свободные. Скорость на дистанции лучше увеличивать за счет учащения шагов, а не их длины. Руки следует согнуть примерно под прямым углом и ра­ботать ими в такт с ногами. Кисти держать свободно, слегка поверну­тыми вниз, а пальцы собранными в кулак без особого напряжения. Плечи должны быть расслаблены и опущены, а голову надо держать прямо, без напряжения. Дышать следует через нос и полуоткрытый рот: на 2-3 шага - вдох, на 3-4 шага - выдох. Выдох должен быть полным. При подъеме в гору туловище бегуна больше наклоняется вперед, длина шага укорачивается, но увеличивается частота движе­ний ног и рук. При спуске с горы туловище бегуна отклоняется назад, длина шага увеличивается.

Примерное содержание одной тренировки, направленной на раз­витие выносливости, предусматривает: медленный бег в течение 6-10 мин, общеразвивающие упражнения -8-10 мин, кросс в переменном темпе с ускорениями - 15-20 раз по 100 метров или 10 раз по 200-300 метров или 5 раз по 400 метров.

Пульсовой режим после 2-3 месяцев занятий должен быть в пре­делах 140-160 уд/мин.


Выносливость бывает скоростная и силовая. Для развития скоро,

• стной выносливости применяются:

- повторный бег на 60-300 м;

- многократное пробегание коротких отрезков (20-30 м);

- ускорения на 20-30 м в беге на 2 км, выполняемом в умеренном
темпе (выполнить 6-8 ускорений).

Для развития силовой выносливости применяются:

- лазанье по канату 3-5 раз без помощи ног;

- подтягивание на перекладине 8-12 раз (по 3-4 подхода);

- поднимание гири весом 16 кг и штанги весом 25-35 кг (жим).
Оценка быстроты и средства ее развития. Под быстротой

понимают свойства человека, обеспечивающие ему возможность совершать движения (двигательные действия) за минимально ко­роткое время. Быстрота проявляется в скорости двигательной реак­ции (например, реакция на команду «Марш!» в беге на 30 метров с низкого старта) и скорости перемещения тела или его звеньев в про­странстве (например, бег на дистанции 30, 60, 100 м).

Для определения скоростных качеств студентов используется тест - бег на 30 метров. Результат фиксируется в секундах. Оценку уровня скоростных способностей можно определить по таблице 15.

Развитие быстроты - это процесс повышения максимально возможной скорости сокращения мышц. Для развития быстроты ос­новными являются методы повторного, повторно-прогрессирующего и переменного выполнения упражнений. При этом необходимо исполь­зовать упражнения, которые можно выполнять в максимальном тем­пе. Такие упражнения должны быть просты по технике исполнения, хорошо освоены, а их продолжительность должна быть такой, чтобы к концу скорость их выполнения не снижалась.

Чаще всего скоростные возможности развиваются следующими упражнениями:


 

1 Бег на короткие (30 - 60 м) дистанции из разных исходных по­
ложений (низкий старт, из упора лежа, из упора присев, спиной по на­
правлению бега и т.п.); беговые упражнения на месте и в движении с
максимальной частотой шагов.

2 Прохождение лыжной дистанции на время с несколькими уско­
рениями; повторное прохождение отрезков в 50 - 150 метров на ско­
рость, эстафеты; спуски с гор.

3 Проплывание отрезков в 10 - 15 метров с максимальной скоро­
стью.

Быстрота по сравнению с другими физическими качествами явля­ется самым трудно тренируемым качеством человека.

Скоростные способности человека относительны. Можно очень быстро выполнять одни движения и значительно медленнее другие. Если движения разные, например бег и плавание, то можно быстро бегать и медленно плавать. Для каждого движения быстроту нужно развивать отдельно, хотя в сходных движениях имеет значение при­обретенный ранее навык. Поэтому, развивая быстроту, необходимо включать в занятие упражнения для всех видов скорости.

Оценка гибкости и средства ее развития. Гибкость - это спо­собность человека выполнять движения с большей амплитудой.

Гибкость определяется по результату наклона туловища впе­ред из положения сидя. Для оценки гибкости сделайте на полу раз­метку и сядьте так, чтобы пятки находились на отметке - 0. Не сгибая ног, медленно наклонитесь вперед, стараясь вытянуть руки как можно дальше, коснитесь пальцами разметки. После трех повторений запи­сывается лучший результат. Оценку уровня гибкости можно опреде­лить по таблице 15.

Гибкость определяют следующие факторы:

|. Анатомическое строение и форма суставов и сочленяющихся поверхностей. Более глубокая суставная впадина ограничивает раз-


мах подвижности в данном сочленении. В связи с этим гибкость в значительной мере зависит от врожденных, наследственных особен-ностей, имеющих большие индивидуальные различия.

2. Эластичность мышечно-связочного аппарата, окружающего
суставы. Эластичные свойства в определенной степени зависят от
общего состояния центральной нервной системы. В частности, эмо­
циональность повышает эластичность, депрессия и пассивность, на­
оборот, снижает эластичность связок и мышц. Аналогичным образом
на мышечно-связочный аппарат действует температура. Охлажден­
ные связки и мышцы теряют эластичность. Поэтому заниматься уп­
ражнениями на гибкость можно только предварительно хорошо раз­
мявшись и разогревшись.

3. Силовая способность мышечной системы, в частности, сила
мышц, производящих движение (синергисты), и степень расслаблен­
ности мышц-антагонистов. Излишнее напряжение мышц-антагонистов
ограничивает размах движения. Поэтому совершенствование меж­
мышечной координации в процессе занятий будет способствовать
увеличению гибкости. *

В целом же значительная мышечная масса ограничивает прояв­ление высокой гибкости. Отсюда занятия силовыми упражнениями целесообразно сочетать с выполнением упражнений на гибкость. В выигрыше при этом оказываются оба физических качества: мышцы не закрепощаются, гибкость не уменьшается.

4. Возраст и пол человека. Естественным путем гибкость увели­
чивается в среднем до 10-12 лет, затем стабилизируется и с 25 до 30
лет начинает постепенно снижаться. Оптимальным возрастом совер­
шенствования гибкости является период с 8 до 14 лет. С помощью
систематических занятий ее можно увеличить на 30-40 %. У женщин
гибкость больше, чем у мужчин, примерно на 20-30 %.


5 Суточная периодика. Утром после сна гибкость минимальна, днем она увеличивается и к вечеру вследствие общего утомления -снижается. Однако это не оказывает серьезного влияния на время занятий упражнениями в растягивании.

По признаку режима работы мышц различают динамическую и статическую гибкость. Динамическая гибкость проявляется в уп­ражнениях динамического характера типа сгибаний - разгибаний. Статическая гибкость имеет место в статических упражнениях (позах).

Например, удержание ноги в положении «ласточки» или фикса­ция шпагата в гимнастике.

По признаку преимущественного проявления движущих сил вы­деляют активную и пассивную гибкость.

Активная гибкость проявляется за счет собственных мышечных усилий человека (наклон вперед, мах ногой и др.)

Пассивная гибкость реализуется в результате взаимодействия мышечных усилий и внешних сил.

Основным средством развития гибкости являются упражнения, можно выполнить с максимальной амплитудой. Их иначе называют упражнениями на растягивание. В практике широкое применение на­шли три группы таких упражнений:

- динамические упражнения без отягощения (например, наклон
туловища вперед, маховые движения ногой)

- динамические упражнения с отягощениями (например, наклон
вперед с удержанием штанги на плечах);

- статические упражнения.

Упражнения с отягощениями позволяют выполнять движения с большей амплитудой, по сравнению с упражнениями без отягощения.

Статические упражнения также могут выполняться без отягоще­ний и с отягощениями. Например, стоя на левой поднять правую ногу вверх и зафиксировать в крайнем положении. Это будет упражнение


без отягощения. Зафиксированный «сед в шпагате» - это упражнение с отягощением, так как отягощением здесь будет вес собственного тела.

В основе методики развития гибкости лежит многократное систе­матическое повторение разнообразных упражнений на растягивание.

Упражнения на гибкость в одном занятии рекомендуют выполнять в такой последовательности: вначале упражнения для суставов верх­них конечностей, затем -для туловища и нижних конечностей.

При серийном выполнении этих упражнений в промежутках отды­ха и после занятия выполняют упражнения на расслабление. Повто­рения растягивающих упражнений целесообразно проводить серия­ми, с небольшими интервалами отдыха. Амплитуда должна постепен­но возрастать и в рамках одной серии, и во всех последующих. Для развития гибкости лучшие результаты достигаются при ежедневных занятиях. Трехразовые занятия позволяют поддерживать уже достиг­нутый уровень подвижности в суставах.

Оценка силы и средства ее развития. Сила - это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противосто­ять ему за счет мышечных усилий (напряжений).

Например, человек, напрягая мышцы, поднимает тяжелую штан­гу, т.е. он воздействует на нее и приводит ее в движение. Подняв штангу, человек опять-таки посредством напряжения мышц удержи­вает ее над головой, т.е. активно противодействует весу штанги, ко­торая давит на него (А.П. Матвеев, 1998).

Для сравнения силы людей различного веса используются тер­мины «абсолютная сила» и «относительная сила».

Абсолютная сила - это максимальная сила, проявляемая чело­веком в каком-либо движении, независимо от массы его тела.

Относительная сила представляет собой отношение макси­мальной силы в каком-то движении к собственному весу человека


Определяется она делением абсолютной силы на собственный вес. С увеличением собственного веса абсолютная сила возрастает, а отно­сительная сила уменьшается.

Например, 18- летний юноша А, вес которого 80 кг, присел со штангой весом 80 кг, а юноша Б, вес которого 60 кг, присел со штан­гой весом 70 кг. Из этого примера видно, что абсолютные показатели силы мышц ног выше у юноши А на 10 кг, а относительные - у юноши Б (у юноши А они равны 1, а у юноши Б 1,2).

Уровень абсолютной силы человека в большей степени обуслов­лен факторами среды (тренировка, самостоятельные занятия и др.) В то же время показатели относительной силы в большей мере испы­тывают на себе влияние генотипа.

Оценку уровня силы можно определить по таблице 15.

Подтягивание на перекладине используется для измерения силы мышц рук юношей. Данный тест выполняется в исходном положении: вис, туловище и ноги прямые, без рывков и раскачивания. Фиксиру­ется количество касаний подбородком перекладины.

Поднимание туловища в положение сед из положения лежа за 30 секунд используется для измерения силы мышц живота девушек. Данный тест выполняется из исходного положения лежа, ноги согнуты в коленях под углом 30% и закреплены, руки за головой. Фиксируется количество касаний грудью коленей за 30 секунд.

Развитие силы - это процесс повышения максимально возмож­ного напряжения мышц.

Самыми благоприятными периодами развития силы у мальчиков и юношей считается возраст от 13-14 до 17-18 лет, а у девочек и де­вушек от 11-12 до 15-16 лет. Следует отметить, что именно эти отрез­ки времени сила в наибольшей степени поддается целенаправлен­ным воздействиям с помощью специальных силовых упражнений с


отягощениями. По сравнению с другими физическими упражнениями они вызывают значительное напряжение мышц.

К специальным силовым упражнениям относятся:

1. Упражнения с отягощением: штанги с набором дисков разного
веса, разборные гантели, гири, набивные мячи, вес партнера и т.д.

2. Упражнения, отягощенные весом собственного тела:

- упражнения, в которых мышечное напряжение создается за счет
веса собственного тела (подтягивание в висе, отжимание в упоре,
удержание равновесия в упоре, в висе);

- упражнения, в которых собственный вес отягощается весом
внешних предметов (специальные пояса, манжеты);

- упражнения, в которых собственный вес уменьшается за счет
использования дополнительной опоры;

- ударные упражнения, в которых собственный вес увеличивается
за счет инерции свободно падающего тела (например прыжки с воз­
вышения 25-70 см и более мгновенным последующим выпрыгиванием
вверх).

 

3. Упражнения с использованием тренажерных устройств. '

4. Статические упражнения в изометрическом режиме:

- упражнения, в которых мышечное напряжение создается за счет
волевых усилий с использованием внешних предметов (различные
упоры, удержания, поддержания, противодействия и т.п.);

- упражнения, в которых мышечное напряжение создается за счет
волевых усилий без использования внешних предметов в самосопро­
тивлении.

При развитии максимальной силы мышц применяют изометриче­ские напряжения в 80-90 % от максимума продолжительностью 1-2 секунды. Обычно в тренировке выполняется 3-4 упражнения по 5-6 повторений каждого, отдых между упражнениями 2 минуты. После


выполнения изометрических упражнений необходимо выполнить уп­ражнения на расслабление.

5 Упражнения в особых условиях внешней среды (бег и прыжки
по рыхлому песку, бег и прыжки в гору, бег против ветра и т.д.).

6 Упражнения с использованием сопротивления упругих предме­
тов (экспандеры, резиновые жгуты, упругие мячи и т.п.).

7. Упражнения с противодействием партнера.

По степени избирательности воздействия на мышечные группы силовые упражнения подразделяются на локальные (с усиленным функционированием примерно Уз мышц двигательного аппарата), ре­гиональные (с преимущественным воздействием примерно на Уз мы­шечных групп) и тотальные или общего воздействия (с одновремен­ным или последовательным активным функционированием всей ске­летной мускулатуры). Частота занятий силового направления должна быть не более трех раз в неделю.

Оценка скоростно-силовых способностей и средства их разви­тия. Под скоростно-силовыми качествами понимается способ­ность к проявлению максимальной мощности усилий в кратчайший промежуток времени при сохранении оптимальной амплитуды движений.

Именно такой характер работы лежит в основе прыжков, сприн­терского бега, легкоатлетических метаний и некоторых других физи­ческих упражнений.

Среди многочисленных форм проявления скоростно-силовых ка­честв наиболее распространенными являются прыжковые упражне­ния. По нашему мнению, наиболее адекватным отражением уровня развития этого качества является результат прыжка в длину с места толчком двух ног. Оценку уровня скоростно-силовых способностей можно определить по таблице 15. Лучший результат из трех попыток


отягощениями. По сравнению с другими физическими упражнениями они вызывают значительное напряжение мышц.

К специальным силовым упражнениям относятся:

1. Упражнения с отягощением: штанги с набором дисков разного
веса, разборные гантели, гири, набивные мячи, вес партнера и т.д.

2. Упражнения, отягощенные весом собственного тела:

- упражнения, в которых мышечное напряжение создается за счет
веса собственного тела (подтягивание в висе, отжимание в упоре,
удержание равновесия в упоре, в висе);

- упражнения, в которых собственный вес отягощается весом
внешних предметов (специальные пояса, манжеты);

- упражнения, в которых собственный вес уменьшается за счет
использования дополнительной опоры;

- ударные упражнения, в которых собственный вес увеличивается
за счет инерции свободно падающего тела (например прыжки с воз­
вышения 25-70 см и более мгновенным последующим выпрыгиванием
вверх).

 

3. Упражнения с использованием тренажерных устройств. '

4. Статические упражнения в изометрическом режиме:

 

- упражнения, в которых мышечное напряжение создается за счет
волевых усилий с использованием внешних предметов (различные
упоры, удержания, поддержания, противодействия и т.п.);

- упражнения, в которых мышечное напряжение создается за счет
волевых усилий без использования внешних предметов в самосопро­
тивлении.

При развитии максимальной силы мышц применяют изометриче­ские напряжения в 80-90 % от максимума продолжительностью 1-2 секунды. Обычно в тренировке выполняется 3-4 упражнения по 5-6 повторений каждого, отдых между упражнениями 2 минуты. После


выполнения изометрических упражнений необходимо выполнить уп­ражнения на расслабление.

5. Упражнения в особых условиях внешней среды (бег и прыжки
по рыхлому песку, бег и прыжки в гору, бег против ветра и т.д.).

6. Упражнения с использованием сопротивления упругих предме­
тов (экспандеры, резиновые жгуты, упругие мячи и т.п.)

7. Упражнения с противодействием партнера.

По степени избирательности воздействия на мышечные группы силовые упражнения подразделяются на локальные (с усиленным функционированием примерно 1/з мышц двигательного аппарата), ре­гиональные (с преимущественным воздействием примерно на % мы­шечных групп) и тотальные или общего воздействия (с одновремен­ным или последовательным активным функционированием всей ске­летной мускулатуры). Частота занятий силового направления должна быть не более трех раз в неделю.

Оценка скоростно-силовых способностей и средства их разви­тия. Под скоростно-силовыми качествами понимается способ­ность к проявлению максимальной мощности усилий в кратчайший

промежуток времени при сохранении оптимальной амплитуды

" движений.

Именно такой характер работы лежит в основе прыжков, сприн­терского бега, легкоатлетических метаний и некоторых других физи­ческих упражнений.

Среди многочисленных форм проявления скоростно-силовых ка­честв наиболее распространенными являются прыжковые упражне­ния. По нашему мнению, наиболее адекватным отражением уровня развития этого качества является результат прыжка в длину с места толчком двух ног. Оценку уровня скоростно-силовых способностей можно определить по таблице 15. Лучший результат из трех попыток


фиксируется как показатель уровня развития скоростно-силового ка­чества студента.

Развитию физических качеств скоростно-силовой направленности способствуют следующие упражнения:

1. Бег с высоким подниманием бедра в яме с песком на месте и с
незначительным продвижением вперед в различном темпе 3-5 раз по
15-30 метров.

2. Бег прыжками по мягкому грунту в различном темпе 3-5 раз по
20-40 метров.

3. Бег в гору (крутизна - 20 °) в среднем и быстром темпе 3-4 раза
по 15-25 метров.

4. Прыжки на двух ногах с небольшим наклоном вперед 2-3 серии
по 10-30 прыжков.

 

5. Выпрыгивание из глубокого приседа 2-4 серии по 16 - 20
прыжков.

6. Прыжки на одной ноге с продвижением вперед 2-3 раза по 15-
30 метров на каждой ноге. Следить за полным отталкиванием опор­
ной ногой и высоким выносом бедра вперед.,

7. Многократные прыжки через препятствия (гимнастические ска­
мейки, набивные мячи, барьеры) на одной и двух ногах с акцентом на
быстроту отталкивания 3-4 серии по 30-40 прыжков.

8. Броски и ловля набивного мяча одной и двумя руками 6-8 раз.
Для оценки качества скоростно-силовой подготовки следует сис­
тематически применять метод контрольных упражнений.

Этот метод предусматривает многократное измерение показате­лей (время, расстояние, вес, число повторений и др.) при выполнении любых избранных упражнений.

Date: 2015-12-13; view: 7359; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию