Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стиль управления





Стиль руководства – манера поведения руководства по отношению к подчиненным, позволяющая повлиять на них и побудить их к достижению цели организации. В практике сложилось три стиля руководства.

Авторитарный («жёсткий») стиль может быть оправдан в группе с неразвитыми и высшими потребностями, а т.ж. в экспери­ментальных ситуациях. Авторитарный. Характеризуется высокой степенью единоличной власти руководителя (военная власть). Такой руководитель не дает подчиненным свободы в принятии решений и может оказывать на них психологическое давление.Авторитарный стиль: важен только результат; мотивация, основанная на беспрекословном подчинении; подчиненные не привлекаются к управлению;

жесткая требовательность.

Демократический («прогрессивный») стиль следует применять при условии заинтересованности работников в получении результа­тов, инициативности и ответственности. Демократический. Характеризуется разделением власти и участием работников в управлении. Ответственность распределяется между работниками. Руководитель избегает навязывания свей воли. Подчиненные пользуются свободой в выполнении заданий. Демократический стиль: важны и результаты и способы достижения;мотивация, основанная на использовании материальных и со­циально-психологических потребностей;подчиненные активно и по существу привлекаются к управле­нию;требовательность в сочетании с доверием.

Применение либерального(«клубного») стиля свидетельствует о нечеткости в определении целей группы и её роли в производствен­ном процессе. Либеральный. Характеризуется минимальным участием руководителя, т.е. группа имеет полную свободу принимать решения. Т.к. подчиненные имеют полную свободу, этот стиль применим в организациях, где много высоко квалифицированных работников. Либеральный стиль: результаты не важны; мотивация практически отсутствует; создается вид, что подчиненные участвуют в управлении; низкая требовательность.

Специфика управленческого труда, сложность и многообразие управленческих функций обусловливают особые требования, предъявляемые к менеджерам. В зарубежной и отечественной литературе по проблемам управления приводятся самые различные наборы качеств, необходимых управляющим. По мнению классика научного менеджмента Ф.У. Тейлора, мастер обязан обладать такими качествами, как «ум, образование, специальные и технические познания, физическая сила и ловкость, такт, энергия, решительность, честность, рассудительность и здравый смысл, крепкое здоровье».

Руководителям крупных предприятий должны быть присущи, по мнению А. Файоля, следующие качества:

1) здоровье и физическая выносливость;

2) ум и умственная работоспособность;

3) нравственные качества: сознательная, твердая, упорная воля; активность, энергия, ответственность, чувство долга, забота об общем интересе;

4) значительный круг общих познаний? эрудиция;

5) административные способности; дар предвидения и умение разрабатывать программы действий; организаторские качества; распорядительность; искусство управлять людьми, координировать и контролировать их действия;

6) общее знакомство со всем, что имеет отношение к существенным функциям;

7) возможно более глубокая компетентность в характерной для данного предприятия профессии.

Карьера – это предмет выбора субъекта, это динамика положения субъекта в профессионально квалификационном положении и структуре фирмы.

Отражает специфику качества и количества труда конкретных работников данной фирмы.

Некоторые аспекты теории Джона Голланда, который исследовал и предложил теорию выбора карьеры. Голланд считает, что выбор есть выражение личности, а не какая-то случайность или предоставленный шанс. Он также считает, что карьерные достижения находятся в соответствии с личностью и видом деятельности или работы.

Типы личности:

1. Реалистический

2. Исследовательский.

3. Артистический.

4. Предпринимательский.

5. Конвенциональный.

6. Социальный.

 

1. Реалистический тип – такие люди обладают атлетическими или механическими возможностями, любят работать с механизмами, техникой.

2. Исследовательский тип – эти люди любят учиться, исследовать, наблюдать, анализировать, принимать решения. То есть это люди, отдающие предпочтение деятельности познавательной, аналитической методисты, согласно классификации Голланда называются «учеными –исследователями».

3. Артистический тип – любят учиться, находиться в неформализованных ситуациях, обладают способностями к творчеству. Это экспрессивный, оригинальный человек, обладающий умением представлять что-либо или кого-либо. Человек с богатым воображением и тонкой интуицией.

4. Предпринимательский тип – этим людям характерно желание и свойство оказывать влияние на других людей ради экономической и организационной выгод. Человек, отдающий предпочтение работе, позволяющей ему управлять, влиять.

5. Конвенциональный тип – люди, которые любят расчеты, вычисления, работу с фактами, предпринимательскую деятельность, связанную с систематическим манипулированием данными, цифровой информацией, записями. Почтительно относятся к инструкциям.

6. Социальный тип – эти люди искусны в речах, любят работать с людьми, контактны, коммуникабельны, любят разъяснять, оказывать помощь и работать вместе с людьми.

Голланд считал, что один из типов всегда доминирует в человеке, но человек приспосабливается к условиям и использует спектр отражений в рамках двух или более типов.

Планировать карьеру – создать условия для непрерывного преодоления человеком достигаемых уровней. Необходимо увязывать этапы жизни и стадии карьеры. Вудкок и Фрэнсис выделили основные этапы трудовой жизни:

1. Обучение;

2. Включение – начальная карьера – в 20-24 года, вхождение в организацию и нахождение своего места.

3. Достижение успеха – период стремления заявить о себе, период достижения успехов, желание и необходимость признания;

4. Профессионализм. Высокий профессионализм, характеризуется расширением сферы применения способностей, знания. Новые обучения, упрочение занимаемого положения – 35-45 лет.

5. Переоценка ценностей. Довольно ответственный период - переоценка своих собственных достижений, пересмотр значений проделанной работы, возможные сомнения в правильности выбора (карьеры, профессии) – 50-60 лет.

6. Мастерство. Характеризуется акцентом на развитие других людей, прежде всего молодежи, желание с одной стороны помочь развитию, решить задачи организации, с другой стороны – желание продемонстрировать собственное мастерство, стремление к благополучию – 60 -... лет.

7. Пенсионный период.

 

Основные методы и средства, обеспечивающие управление карьерой.

Человек должен определиться в выборе средств, необходимых для продвижения по служебной лестнице (тренинг, обучение), в зависимости от желаний и возможности.

Организация должна определить свои потребности и возможности в сфере планирования карьеры.

Наиболее распространенные в практике методы оценки человека относятся:

1. Индивидуальное консультирование (тесты, интервью, собеседование), затем осуществляется последовательная проработка совместно консультанта с работником различных вариантов карьеры. Этот подход довольно дорогой, его применяют к работникам с большим стажем.

2. Групповая сессия – более дешевый способ, рассчитан на работу с группой, более дешевый.

3. Различные формы самооценки. Самый дешевый с точки зрения экономических затрат. Используется чаще всего как дополнительный способ, средство оценки самокритичности.

4. Консультирование (не только человека, но и организации) менеджером по персоналу и консультирование непосредственным руководителем. Менеджеры по персоналу знают коллектив, обладают навыками оценки, умеют корректировать работу как руководителя, так и подчиненного.

5. Реализация через оценочные центры, формирование базы для развития карьеры. В этих центрах обычно проводится оценка слабых и сильных сторон в определенных областях: область с анализом проблемы, с одной стороны область коммуникаций, с другой стороны – область целей, принятия решений, а именно владение современными методами теории и практики, с разрешением конфликтов, в области обучения мотивации работников, в области сферы контроля за работниками, область связанная с рациональным использованием времени. Центры помогают каждому работнику сформулировать реалистические цели и помогают ему выдвинуть свои задачи и цели продвижения. Эти центры дорогие, туда обращаются чаще управленцы.

6. Метод перспективной профессиональной поддержки. Он сочетает в себе индивидуальное конструирование и экономическое групповое. Состоит из трех этапов:

6.1. Консультант проводит семинар для группы или телефонное собеседование (по времени около полвины дня). Как правило связан с ознакомлением по направлениям, объясняется суть и содержание развития карьеры, цели стоящие в рамках планирования, эффективность, именно роль конкретного работника в развитии карьеры.

6.2. Тестирование, тесты самооценки с вопросами и вариантами ответов. Первый тест по оценке личных и деловых качеств для выявления положительных и отрицательных сторон в сфере принятия решений, преодоления стрессов, в сфере определения сильных и слабых сторон, связанных с лидерством, творчество. Второй тест с профессиональной оценкой, выяснить в профессиональном плане склонности работника.

6.3. Консультант проводит анализ результатов предварительных этапов и дает ответ по каждому работнику. В этом ответе излагается характеристика профессиональных знаний, умений, мотивация этому человеку, интерес к сфере работы и служебного роста и соответствие этого интереса деловым качествам. Возможные варианты карьеры, даются рекомендации.

Планирование состоит в степени определения целей, направления путей ведущих к их достижению.

Пути реализации целей – последовательность должностей, на которых надо поработать прежде чем занять целевую должность, с другой стороны – набор средств для приобретения требуемой квалификации, навыков и опыта.

Распространенной является модель партнерства по планированию и развитию карьеры. Существует несколько составляющих партнерства:

- работник;

- руководитель;

- служба управления персоналом.

Общая цель – сочетание потребностей и целей работников и организации.

Особенности планирования карьеры в условиях управления японскими фирмами.

Негативы: сопряжены с тем, что гарантии занятости не носят официальный характер а моральный, не фиксируются ни в каких документах. В условиях ухудшения финансового состояния нет никаких гарантий, что кто-то не будет уволен; консерватизм – ориентация на стаж, а не на компетентность.

Типовая схема служебной карьеры японской компании

Поступление на работу 20-25 лет. Оценка и проверка тех знаний, которые получим. Ориентация на дела компаний. Включает: квалификационный экзамен; программа адаптации работника в условиях фирмы и ориентация его в делах фирмы, дополнительные испытания (анализ результатов работы, наблюдение за ходом выполнения работ).

Зачисление на постоянную работу. 26-35 лет. Ротация проводится по плану. Стажировка у лучших руководителей и специалистов. Внутренние, иногда зарубежные стажировки. Наставничество через повышение сложности заданий. Повышение квалификации на теоретическом уровне. Оценка систематическая. Должностное и профессиональное продвижение 36-65 лет. Анализируется выбор карьеры руководителя или специалиста.

 

3 Основные виды разделения управленческого труда: сущность, содержание, уровни управления

В управленческой деятельности существует горизонтальное и вертикальное разделение труда.

При горизонтальном разделении труда работа распределяется по профессиональному признаку. Примером разделения труда являются такие области деятельность как производство, маркетинг, финансы.

Вертикальное разделение труда отделяет работу по координированию действий от самих действий. (Приведите примеры горизонтального и вертикального разделения управленческого труда).

Вертикальное разделение труда осуществляется по следующим направлениям: общее руководство; технологическое руководство; экономическое руководство; оперативное управление; управление персоналом.

Разделение труда менеджеров – это специализация управленческих работников на выполнении определённых видов деятельности, разграничение полномочий, прав и ответственности.

Можно выделить общие черты, касающиеся вертикального и горизонтального разделения труда менеджеров.

Вертикальное – построено на выделении трёх уровней управления:

Низовой – менеджеры, имеющие в своем подчинении работников преимущественно исполнительского труда. Осуществляют управление такими первичными подразделениями, как бригады, смены, участки.

Средний (50–60 % общей численности управленческого персонала) включает менеджеров, ответственных за выполнение производственного процесса в подразделениях. Сюда входят менеджеры штабных и функциональных служб аппарата управления фирмы, ее филиалов, административных отделений, а также руководство вспомогательных и обслуживающих производств, целевых программ и проектов.

Высший – (3–7 %) – администрация предприятия, осуществляющая общее стратегическое руководство организацией, ее функциональными и производственно-хозяйственными комплексами.

Горизонтальное: на каждом уровне управления предусматривается определенный объем работ по функциям управления. Более глубокое разделение предполагает специализацию по основным подсистемам предприятия (персонал, НИОКР, маркетинг, производство, финансы).

Понятие «менеджмент» имеет междисциплинарный характер. Фундаментальный Оксфордский словарь английского языка дает четыре определения термина «менеджмент»:

– способы, манера обращения с людьми;

– власть и искусство управления;

– особого рода умение и административные навыки;

– орган управления, административная единица.

Менеджмент – управление средой, в которой трудится человек для реализации его потенциала и выполнения целей организации.

Сущность и содержание процесса управления проявляется в его функциях.

Специфика хозяйственных, в частности, производственных процессов как объектов управления предопределяет особый характер труда менеджеров и состав требований, предъявляемых к ним.

Поскольку основным предметом труда менеджера является управленческая информация, то обязательным условием его эффективной работы выступают знания и умение использовать современные информационные технологии в управлении предприятиями.

Можно выделить три категории требований к профессиональной компетенции менеджера:

– знания в области теории и умение в сфере практики управления;

– способность к коммуникации и умение работать с людьми;

– компетентность в области специализации предприятия.

1. Первая категория требований предполагает наличие у менеджера специальной подготовки в области теории управления, знания основ современной макро- и микроэкономики, общей теории принятия решений, умение применять экономико-математические методы для оптимизации решений, наличия навыков работы на ПК как в локальном, так и в сетевых вариантах.

Получение необходимых теоретических знаний в области менеджмента, как правило, достигается в системе специального профессионального образования. Однако, учитывая динамичный характер развития современной теории и практики менеджмента, обязательным свойством менеджера должна быть склонность к постоянному обучению и повышению профессиональной квалификации.

2. Требование способности к коммуникации и умению работать с людьми вытекает из положения менеджера как связующего звена в системе коммуникаций на предприятии. Для анализа любой управленческой ситуации менеджеру требуется обеспечить, как правило, коммуникации между такими субъектами системы как вышестоящий руководитель, сотрудники смежных подразделений или предприятий, рабочий коллектив (группы, подразделения или предприятия) и отдельные подчиненные сотрудники. Каждого из субъектов управленческой ситуации менеджер должен уметь объективно распознавать, адекватно (в соответствии с его стилем и мотивами работы) реагировать на него и оптимально воздействовать для достижения цели.

Способность к коммуникации в значительной степени зависит от индивидуальных свойств человека, поэтому часто используется в системах тестирования на профессиональную пригодность и уровень квалификации менеджера в системах управления персоналом на предприятиях.

3. Третья категория требований, связанных с компетентностью в области специализации предприятия, предусматривает наличие специальных знаний в вопросах технологии производственных процессов, теоретических и практических аспектов производств и их особенностей. Выполнение этих категорий профессиональных требований осуществляется, как правило, в системах переподготовки и повышения квалификации руководящих работников.

Менеджмент – это ситуационная деятельность в каждом конкретном случае, он имеет место лишь тогда, когда хозяйствующий субъект функционирует в условиях рынка и ориентируется на его нужды и потребности, независимо от того, ставит ли он своей непосредственной целью получение прибыли, или не ставит.

Ситуационный подход реализуется в следующих действиях:

– менеджер должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевает знание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и количественных методов принятия решений;

– менеджер должен уметь предвидеть вероятные последствия (как положительные, так и отрицательные) от применения данной методики или концепции в конкретной ситуации;

– менеджер должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных;

– менеджер должен уметь отбирать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект для конкретных ситуаций, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем.

Существуют различные уровни менеджмента:

1. Top management – высшее звено управления;

2. Zow management – низшие звенья управления;

3. Middle management – среднее звено управления.

(Привести примеры категорий руководителей на различных уровнях менеджмента).

Есть пять базовых операций в работе каждого менеджера, какой бы областью он не занимался.

Менеджер устанавливает цели; организует решения; мотивацию; изменения; способствует развитию себя и коллектива.

Компетентность менеджера реализуется через:

- понимание управленческих функций и их эффективность;

- навыки в управлении временем;

- способности к самоанализу;

- стремление к самосовершенствованию;

- навыки в распределении рабочих нагрузок и др.

В целом, квалификационно-должностная модель менеджера строится на базе того, что менеджер должен знать, что менеджер должен уметь. (Приведите пример квалификационно-должностной модели менеджера (КДМ)).

Менеджер выполняет роли, связанные с принятием решения, информационные роли, межличностные роли.

Выполняя роли, связанные с принятием решений, менеджер:

– определяет направление роста организации, изыскивая для этого возможности как внутри организации, так и за ее пределами;

– разрабатывает и запускает проекты по совершенствованию, приносящие изменения;

– контролирует разработку определенных проектов;

– когда организация сталкивается с неожиданными нарушениями, менеджер отвечает за корректировочные действия;

– отвечает за распределение всевозможных ресурсов организации;

– представляет организацию на всех значительных и важных переговорах.

Выполняя информационные роли, менеджер:

– анализирует разнообразную информацию специализированного характера о внешней и внутренней среде организации, которую использует в интересах дела;

– выступает как «нервный центр» внутренней и внешней информации, поступающей в организацию;

– распределяет полученную информацию в виде фактов и нормативных установок между подчиненными, разъясняет политику и основные цели организации;

– передает информацию для внешних контактов организации относительно планов, политики, действий, результатов работы организации, действует как эксперт по вопросам данной отрасли.

Реализуя межличностные роли менеджер:

– выполняет обычные обязанности правового или социального характера;

– отвечает за мотивацию и активизацию подчиненных на достижение целей организации, координирует их усилия, отвечает за набор, подготовку работников;

– обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги.

 

Date: 2015-12-13; view: 520; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию