Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особливості роботи над звуками при відкритій ринолалії на різних етапах корекційної роботи
Звукообразование имеет антропофонические( искажении звучания фонем) и фонологические признаки ( замена одной фонемы другой). Практически все звуки при ринолалии назализованы, многие звучатлишьприближенно. Исправление звукопроизношения длительно. Коррекция каждого звука предусматривает: 1) умение выделять его среди других; 2) соотносить с определенной артикулемой; 3) правильно воспроизводить артикулему; 4) применять это умениее в потоке связной речи. Воспитание слуховых дифференцировок предшествует созданию артикуляционного уклада. Приступая к постановке звука, ребенок уже должен уметь выделять в речи фонему, над которой работает. Детям, не дифференцирующим особенностей собственной речи на слух, в процесс постановки звука привлекают зрительный, тактильный и кинестетический анализаторы. Тактильное и зрительное наблюдение не могут постоянно сопровождать бытовую речь. Кинестезии в дальнейшем остаются единственным видом контроля над спонтанной речью. Кроме того, кинестетический контроль осуществляется в момент речи, в то время как слуховой срабатывает уже после проговаривания. Поэтому соотнесение фонемы с определенной артикулемой является очень важным моментом в работе над звуком. Воспроизведение звука предусматривает образование преграды в нужной зоне, подачу на нее направленной воздушной струи, обеспечение достаточного внутриротового давления и при необходимости включение фонации. Величина воздушного давления в полости рта не зависит от произвольного усилия. Она достигается благодаря нёбно-глоточному смыканию. Давления во рту падает из-за утечки воздуха в нос. Попытка возместить утечку усиленным выдохом или сужением глотки и носовых ходов увеличивает скорость воздушного потока, усиливает носовой оттенок и понижает разборчивость речи. Имеется прямая зависимость объема утечки воздуха от размера нёбно-глоточной недостаточности.Тем не менее, успех коррекционно-воспитательной работы в значительной мере определяют индивидуальные компенсаторные способности детей. При недостаточности нёбно-глоточного смыкания не фиксируют внимание ребенка на объеме утекающей воздушной струи, а стараются сделать ее максимально бесшумной.. Помогает плавное выполнение всех упражнений без резких утрированных движений и скандирования. Приступая к коррекции звуков, проводят проверку детей на способность к воспроизведению артикуляций и фонем по подражанию, позволяет выявить доступные звуки. Коррекцию звуков начинают с доступных. Выбор метода и упражнений устанавливается индивидуально. Выраженные органические дефекты могут препятствовать достижению идеальной артикуляции. Рубцовые изменения губы ограничивают ее подвижность: открытый прикус, прогения, прогнатия, нарушения зубного ряда верхней челюсти, постоянное ношение массивного ортодонтического аппарата осложняют постановку губно-губных и переднеязычных звуков. Поэтому, стремясь к акустической полноценности фонем, можно допускать отклонения в артикуляции. Детям со сниженными кинестезиями и расстройствами фонематического слуха приходится задерживаться на промежуточных, грубых артикуляциях: межзубной, одноударной и пр. Упражнения для коррекции отдельных звуков могут продолжаться долго, пока не будет выработан четкий стереотип. В образовании взрывных фонем самым важным моментом является обеспечение достаточного внутриротового давления для мгновенного прорыва преграды. Утечка воздуха в нос при укорочениях и свищах нёба ведет к раздражению давления, и сила звуков ослабляется, коррекцию звуков п, пь, б, бь может осложнять малоподвижная верхняя губа, стянутая рубцами; т, ть, д, дь – расщелина альвеалярного отростка и нарушения зубного ряда; к-кь, г-гь – укорочение нёба и свищи на границе твердого и мягкого нёба. Постановка двугубного п различными способами: 1) При наличии направленной воздушной струи предлагают похлопать губами во время тихого дутья, слышится шепотное па-па-па; 2) «поплевывание» губами, если ребенок уже научился делать это упражнение с вынутым языком. А. до операции можно посоветовать положить горизонтально указательный палец на верхнюю губу под нос - ограничит утекающий поток воздуха, не изменив формы артикуляторов. Б. дуть и одновременно указательным пальцем попеременно смыкать и размыкать нижнюю к верхнюю губу, палец лежит горизонтально под нижней губой. Легкими движениями поднимает и опускает ее - слышится многократно звук п. Звук т - наименее разборчив. 1) Межзубный т легко получить от «поплевывания» - нужно улыбнуться, чтобы обнажились зубы, и плюнуть, слегка высунув кончик языка. 2)т может быть вызван от п. Несколько раз подряд повторяют слоги па-па-па, положив широкий язык на нижнюю губу. Затем воспроизводят эти же слоги улыбаясь, чтобы отключить губы от артикуляции. 3) Межзубная фонема с также позволяет перейти к т при ритмичном смыкании и размыкании резцов, закусывающих язык. Вызывание фонемы от уже имеющихся звуков желательнее, т.к. звук произносится менее напряженно и легко вводится в слоги и слова. Звук к - либо отсутствует, либо заменяется глоточным паразвуком. Его исправляют традиционно, сдвигая переднюю часть спинки языка в глубину полости рта шпателем во время произнесения слогов та-та-та. По мере перемещения языка слог та превращается в тя, затем в кя, и наконец, в ка. Фонему вводят в другие слоги, продолжая пользоваться механической помощью. Ребенок самостоятельно нажимает на язык указательным пальцем. Неожиданное отведение руки вызывает правильное произнесение последующего слова по инерции. Затем механическая помощь полностью отменяется Исправление звука невозможно при узком, высоком готическом твердом нёбе или при выраженном укорочении мягкого нёба - спинка языка не имеет опоры для смычки. В подобных случаях можно не тормозить глоточную артикуляцию звука, поскольку акустически он незначительно отличается от нормального. Фрикативные согласные при врожденных расщелинах чаще всего образуются глоточным способом. Эффективность их исправления тесно связана с наличием направленной воздушной струи. При утечке воздуха в нос коррекция также возможна. Но звук получается ослабленным. Легче проходит постановка ф. Надо по инструкции или с механической помощью приближать нижнюю губу к верхним зубам и дуть на нее. Звук с - дуть на вату, дуть с просунутым между губами широким языком, дуть на язык между зубами (межзубное с), дуть на язык, придвинутый к нижним резцам. Но дутье при этом должно быть тихим, беззвучным. Коррекция с при нёбно-глоточной недостаточности - невозможно использовать упражнения с утрированным дутьем, как только приступают к упражнениям с приоткрытыми губами, почти все они переходят на выдох глоткой.
Date: 2015-12-13; view: 715; Нарушение авторских прав |