Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мета, принципи та зміст обстеження дитини з дислалією





Основной целью логопедического воздействия при дислалии является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. Чтобы правильно воспроизводить звуки речи (фонемы), ребенок должен уметь: узнавать звуки речи и не смешивать их в восприятии (т. е. узнавать звук по акустическим признакам; отличать нормированное произнесение звука от не нормированного; осуществлять слуховой контроль за собственным произнесением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков; принимать необходимые артикуляторные позиции, обеспечивающие нормированный акустический эффект звука: варьировать артикуляционные уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с другими звуками в потоке речи; безошибочно использовать нужный звук во всех видах речи.

Логопед должен найти наиболее экономный и эффективный путь обучения ребенка произношению.

При правильной организации логопедической работы положительный эффект достигается при всех видах дислалий. При механической дислалий в ряде случаев успех достигается в результате совместного логопедического и медицинского воздействия.

Предпосылкой успеха при логопедическом воздействии является создание благоприятных условий для преодоления недостатков произношения: эмоционального контакта логопеда с ребенком; интересной формы организации занятий, соответствующей ведущей деятельности, побуждающей познавательную активность ребенка; сочетания приемов работы, позволяющих избежать его утомления.

Логопедические занятия проводятся регулярно, не менее 3 раз в неделю. Необходимы домашние занятия с помощью родителей (по заданию логопеда). Их следует проводить ежедневно в виде кратковременных упражнений (от 5 до 15 минут) 2 — 3 раза в течение дня.

Для преодоления дефектов произношения широко применяется дидактический материал.

Сроки преодоления недостатков произношения зависят от следующих факторов: степени сложности дефекта, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, регулярности занятий, помощи со стороны родителей. В случае простой дислалий занятия продолжаются от 1 до 3 месяцев, при сложных — от 3 до 6 месяцев. У детей дошкольного возраста недостатки произношения преодолеваются в более короткие сроки, чем у детей школьного возраста, а у младших школьников — быстрее, чем у старших.

Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно, при этом на каждом из этапов решается определенная педагогическая задача, подчиненная общей цели.

4 этапа: обследование, подготовительный, этап постановки звука, автоматизация звуков, дифференциация звуков.

I этап.Логопедическое обследование.

1. Общие сведения о ребенке.

- ФИО, адрес, очень важно указать точный возраст ребенка – 5,3 мес. Или 5,12 мес.

- Речевое окружение и речевое воспитание «Если есть лица с недостатком речи, Похожи ли недостатки ребенка на ваши? Как рано вы начали воспитывать речевую культуру? Сколько времени была соска? Не сюсюкали ли вы? И т.п.

- Анамнез /общий и речевой/. Общие: Протекание беременности, роды, раннее развитие ребенка, стадодинамичечкие функции ребенка (держать головку, сидеть, стоять, ходить и т.п.). Речевые: когда началось гуление, лепет, первые слова, фразовая речь, жалобы родителей по поводу речи ребенка. Данные педиатра, отоляринголога, окулиста, невропатолога или психоневролога.

2. Общая характеристика речи ребенка: прочитать стихотворение, беседа или повтор за логопедом: темп речи, интонация, характеристика голоса, дыхание, наличие носового оттенка речи, наличие недостатка в речи.

3. Обследование общей, мелкой и артикуляционной моторики.

· Скорость включения в движение

· Правильность выполнения задания

· Длительность удержания позы

· Переключение с одного движения на другое

· Изменение мышечного тонуса

· Наличие сопутствующих движений гиперкинезы, синкинезии.

4. Анатомическое строение органов артикуляции:

· Подробно осматриваются все составные части артикуляционного аппарата

· Изучаются мимические возможности мускулатуры: двигательные возможности мимических мышц, умение выразить эмоциональное состояние.

Эти данные анализируются с позицией принципа развития для определения клинического диагноза речевой патологии.

Анализ речи с позиции принципа системного подхода.

1. Исследование звукопроизношения.

Методика: ребенку предлагаются предметные картинки, в названии которых есть исследуемый звук / среднего размера – не маленькие, цветные, без стилизации/, в названиях картинок звук должен быть в начале, середине, конце, в стечении с согласными, звук в мягкой позиции.

звук Название картинки Реакция на оптический раздражитель Реакция на акустический раздражитель
С Собака Лиса Нос Стол Лось Шабака Лиса Нос Штол Лощ Собака Лиша Нос Штол Лось

Примечание: для звонких звуков не нужна позиция в конце слова, т.к. происходит оглушение.

Для всегда твердого звука или всегда мягкого звука требуется меньшее количество картинок [ш] [ж] [ц] – тв. [щ] [ч] [й] – мягкие.

· первый раз ребенок должен звуки или картинку назвать самостоятельно. Если ребенок назвал картинки с ошибками, то он повторяет слова за логопедом.

· Далее ребенку демонстрируется сюжетная картинка, по которой ребенок составляет несколько предложений насыщенных исследуемым звуком.

В конце протокола подводиться итог:

- определяется мономорфное или полиморфное нарушения.

Мономорфное простое – нарушение звукопроизношения страдает один звук или одна фонетическая группа звуков. Ш,ж,ч,щ – устранив недостаток [ш] - легко, бывает автоматически, исправляются другие.

Полиморфное – сложное – при которых страдают звуки из разных фонетических групп.

Выделяются антропофонические дефекты и фонологические дефекты.

2. Обследование фонематического слуха (способность узнавать звук среди других сходных по акустическим признакам).

· Узнавание звука среди других изолирующих звуков сходных по акустическим признакам.

· Узнавание слога с данным звуком среди других слогов.

· Узнавание слов с данным звуком среди других слов.

· (Логопед называет картинку) узнавание предложений, насыщенных разным звуком.

3. Обследование фонематического восприятия – это умственное действие по звукослоговому анализу и синтезу.

· Определение количества звуков в слове

· Определения места нужного звука в слове: маленький ребенок (начало конец середина), постарше (1,2,3 и т.д).

· Определение последовательности звуков

· Синтез слов из слогов звуков.

Логопед ребенок

[л] [у] [к] – лук

[мо] [ло] [ко] - молоко

[ко] [ло] [мо] – молоко

4. Обследование понимания речи /импрессивный словарь /.

· Подбирается с учетом возраста ребенка и ориентируется на программное требование. Строиться на основе инструкций, заданий: «Сделай….» «Покажи где….» «Где у собаки это….».

5. Обследование активного словаря / экспрессивная речь /. Много заданий (Корова ….. мычит, Лягушка квакает т.п. кто как двигается?)

Ориентируется на программное содержание.

6. Обследование грамматического строя речи.

7. Обследование письма.

8. Обследование чтения.

Делаем вывод и определяем содержание коррекционной работы.

Date: 2015-12-13; view: 3233; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию