Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Диагностическая программа изучения уровня профессионального мастерства учителя-логопеда
Н.А.Оскольская
Профессиональный уровень учителя-логопеда
(коррекционно-педагогические умения и навыки)
| Критерии
| Уровни
| Репродуктивный (вторая категория)
| Мастерский
(первая категория)
| Исследовательский (высшая категория)
| 1. Знание теоретических основ коррекционной педагогики и реализация их в практике работы
| ü Отвечает общим требованиям, предъявляемым к выполнению функциональных обязанностей учителя-логопеда
ü Имеет достаточные (в рамках программы дефектологического института) знания по логопедии
ü Работа на занятии только по конспекту
ü Замедленная реакция и находчивость
| ü Имеет глубокие знания по дефектологии и смежным наукам (связь с медико-биологическими и лингвистическими науками)
ü В коррекционной работе прослеживаются внутрисистемные связи с педагогикой, различными отраслями специальной педагогики: методикой обучения родному языку, логопедической ритмикой, общей и специальной психологией и т.д.
| ü Широкая эрудиция
ü Умеет четко формулировать конкретные цели
ü Мгновенная реакция на ситуацию, находчивость
ü Имеет глубокие знания по дефектологии и смежным наукам (педагогики, психологии), широко применяет их на практике
| 2. Знание современных коррекционно-развивающих методик
| ü Следит за специальной и методической литературой
ü Работает по готовым коррекционным программам
ü Использует в своей работе прогрессивные идеи прошлого и современности
ü Затрудняется самостоятельно разрабатывать методику коррекционного воздействия на дошкольников
| ü Владеет методиками анализа коррекционно-развивающего процесса
ü Использует методики и программы, направленные на развитие личности, интеллекта, речи, эмоционально-волевой сферы, вносит в них при необходимости коррективы
| ü Владеет методами научно-исследовательской, экспериментальной работы
ü Использует в коррекционно-развивающей работе собственные оригинальные приемы и методики
| 3. Умение анализировать свою деятельность
| ü Видит свои недостатки, пробелы и просчеты в работе, но при этом не всегда способен установить причины, их порождающие
ü Способен добиваться положительных изменений на основе самоанализа, однако улучшения носят нерегулярный характер и распространяются лишь на некоторые участки коррекционно-развивающей работы
ü Заниженная или завышенная само-оценка своих качеств и результатов труда
| ü Исправляет допущенные ошибки и усиливает позитивные моменты в своей работе, находит при этом эффективные решения
ü Осознает необходимость систематической работы над собой и активно включает те виды деятельности, которые способствуют формированию необходимых качеств
ü Адекватная самооценка своих качеств и результатов труда
| ü Стремится и умеет видеть свою деятельность со стороны, объективно и беспристрастно оценивает и анализирует ее, выделяя сильные и слабые стороны
ü Сознательно планирует программу самосовершенствования, ее цель, задачи пути реализации
| 4. Знание новых педагогических, коррекционных, развивающих концепций
| ü Знает современные отечественные и зарубежные методики коррекционного обучения и воспитания
ü Владеет набором вариативных методик и педагогических технологий, осуществляет их отбор и применяет в соответствии с коррекционными задачами
| ü Умеет демонстрировать на практике высокий уровень владения методиками
ü Владеет современной технологией развивающего обучения
ü Творчески применяет программы и технологии на практике
| ü Разрабатывает новые педагогические технологии коррекционного обучения и воспитания, ведет работу по их апробации
ü Участвует в исследовательской, экспериментальной деятельности
| 5. Знание теории дошкольной педагогики и возрастной психологии
| ü Ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях коррекции личности дошкольников, но редко применяет их в своей деятельности
ü Способен принимать решения лишь в типичных случаях
| ü Свободно ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях, использует их как основу в своей коррекционной деятельности
ü Способен быстро и подсознательно избирать оптимальные решения
| ü Использует различные формы психолого-педагогической диагностики и научно обоснованного прогнозирования коррекционной деятельности
ü Способен предвидеть развитие и принять решение в нестандартных ситуациях
|
Оценка продуктивности деятельности учителя-логопеда/ учителя-дефектолога
В.О.Йощенко
№ п/п
| Показатели основных направлений деятельности учителя-логопеда/ учителя-дефектолога
| Оценка (в баллах)
|
|
|
| 1.
| Работа с детьми:
1.1. Диагностическое направление: обследование детей с целью точного установления причин, структуры и степени выраженности тех или иных отклонений речи /развития (оценивается на основе анализа диагностических карт /карт экспресс-диагностики):
ü Диагностическая карта /карта экспресс-диагностики составлена без учета возрастной и диагностической характеристик детей
ü Диагностическая карта /карта экспресс-диагностики перегружена диагностическими критериями, либо диагностические критерии усечены, карта не несет в себе необходимой информации и не имеет оснований для выведенного специалистом заключения
ü Диагностическая карта /карта экспресс-диагностики соответствует всем специальным требованиям и служит основанием для объективного заключения, а также дальнейшего проведения психолого-педагогического /логопедического мониторинга с целью выявления динамики в коррекционно-образовательном процессе всех или каждого из воспитанников, и, при необходимости – корректировки планов индивидуальной и подгрупповой работы с детьми
1.2. Содержание коррекционной работы (реализация принципа комплексного подхода, согласованности коррекционной работы учителя-логопеда /учителя- дефектолога с общеобразовательной программой, реализуемой в ДОУ) (оценивается на основании сравнительного анализа рабочих планов воспитателей группы и перспективного плана учителя-логопеда /учителя-дефектолога):
ü Коррекционная работа специалиста выстроена односторонне, без учета возможных упущений в содержании и реализации общеобразовательной программы по отношению к воспитанникам с проблемами речи \развития
ü Коррекционная работа специалиста выстроена с учетом базовой общеобразовательной программы
ü Согласованность коррекционной программы развития и общеобразовательной программы максимально эффективно реализуются в содержательной и практической деятельности педагогического процесса
1.3. Оказание коррекционной помощи с целью преодоления фонетико-фонематических, лексико-грамматических нарушений речи /коррекционно-развивающая работа с детьми с ЗПР, нарушениями слуха, зрения (различного генеза), с использованием различных методов и приемов при проведении индивидуальных (логопедических /дефектологических занятий) по индивидуальным программам; проведение подгрупповых (по признаку однотипности нарушения) и фронтальных занятий, подготовка к обучению грамоте (оценивается на основе анализа поурочных конспектов занятий специалиста при различных формах работы):
ü Формулировка целей занятий не соответствует контексту занятий. Учебный материал подобран без учета возможностей детей. Не всегда понятен выбор метода введения и отработки нового материала и связь нового материала с отработанным и последующим. Работа проводится без учета межпредметных связей. Не знает современных технологий либо осведомлен, но не владеет ими
ü Не всегда понятны приоритетные задачи занятий, работа проводится по стандартной модели без внесения каких-либо изменений и дополнений. Целесообразность при выборе методов и приемов при проведении коррекционных занятий. Использует традиционные и инновационные технологии, но их соотношение не всегда оптимально
ü В проводимой специалистом работе соблюдаются общие требования проведения занятий, с учетом организационной стороны и структурных элементов. Реализуются коррекционные (упражнения на развитие речевых и неречевых психических функций, включение заданий с опорой на несколько анализаторов, смена видов деятельности), педагогические (распределение времени на отдельные этапы занятия, виды работ; исключение перегрузок) и развивающие (наглядность, мотивация интеллектуального компонента или эмоционального фона) задачи. Оптимально сочетает традиционные и новые технологии, что обуславливает результативность коррекционного процесса
|
|
|
| 2.
| Оценка эффективности коррекционного процесса:
2.1. По результатам проделанной работы и определяется в соответствии с должностными инструкциями и нормативными документами специалиста (оценивается по контрольным срезам в течение года и отчетной документации, предоставляемой специалистом в конце учебного года):
ü Специалист не проводит аналитическую работу, нет четких представлений о схеме самоанализа, низкие показатели результативности коррекционного процесса на конец учебного года
ü Работа ведется по всем направлениям, но, в целом, результативность коррекционного процесса не достигает высокого уровня
ü Работа проводится по всем направлениям, показатели эффективности коррекционного процесса стабильно высокие, прослеживается стремление специалиста к рефлексии своих действий и тех результатов, к которым они привели или могут привести, сформировано умение оценивать свою работу по конечному результату
2.2. Анализ логопедического /дефектологического занятия (оценивается по видеозаписи):
ü Цели и задачи занятия не соответствуют возрастным, характерологическим особенностям и речевым возможностям детей (ребенка). Структура занятия однообразная. При отборе содержания не учтены требования программы. Методы и приемы, используемые специалистом неэффективны. Специалист отдает предпочтение словесному методу. Познавательная активность детей низкая. Индивидуальный подход не реализован. Нерациональный расход времени. Имеет место механическое перенесение чужого опыта в свою работу, отсутствие четкой системы работы
ü Цели и задачи занятия соответствуют возрастным, характерологическим особенностям и речевым возможностям детей (ребенка). Структура занятия и отбор содержания отвечает требованиям программы обучения. Специалист продемонстрировал однообразные методы обучения и неумение отдельных детей работать по предложенным методам, не удалось установить контакт с детьми (отдельным ребенком), несмотря на то, что на занятии был создан благоприятный психологический климат. Для перевода детей к более деятельному состоянию специалист сочетает индивидуальную работу с фронтальной. Невнимательное выслушивание учителем-логопедом /дефектологом отвечающего ребенка. Учитель-логопед /дефектолог работает по системе, пытается выработать собственный стиль работы
ü При реализации целей занятия и его планировании учителем-логопедом /дефектологом были учтены возрастные и характерологические особенности детей. Структура и содержание занятия соответствует целям обучения, воспитания и коррекции. Представлено оптимальное чередование различных видов работы, сочетание индивидуальной работы с фронтальной. Творческое переосмысливает методы, приемы и средства, обучение детей проходит соответственно складывающейся учебной ситуации. Разнообразие методов, занимательность изложения, богатство интонаций, выразительная мимика педагога способствовали повышению интереса детей к занятию. Данное логопедическое занятие можно рекомендовать для внедрения в практику других учителей-логопедов /дефектологов
|
|
|
| 3.
| Работа с документацией:
3.1. Планы работы учителя-логопеда/ учителя-дефектолога: годовой, перспективный, календарный на каждый день, индивидуальные планы работы на каждого ребенка:
ü Представлены не все планы работы
ü Планы работы частично не соответствуют предъявляемым требованиям, (не включены необходимые сведения, нет взаимосвязи между годовым, перспективным и календарным планированием). Задачи годового плана стандартны и не способствуют профессиональному росту специалиста, развитию коррекционного направления в ДОУ
ü Планы работы соответствуют требованиям; все планируемые мероприятия, формы и методы работы вытекают из целей и задач, и реализуются в практической деятельности ДОУ. Задачи годового плана определяют перспективные линии коррекционной работы в ДОУ (изучение современных технологий, инновационная деятельность, разработка авторских программ, методик, и др.)
3.2. Ведение текущей документации: график работы; оформление речевых /индивидуальных карт воспитанников; составление списка детей по составу коррекционных групп (1-2-3 раза в год); ведение индивидуальных тетрадей; ведение журнала учета посещаемости; оформление протоколов медико-педагогических комиссий по приему и выпуску детей; ведение журнала взаимодействия с педагогами и родителями; участие в экспериментальной программе (разработка занятий с учетом тематики проводимого эксперимента, если таковой проводится); оформление папки «Из опыта работы»:
ü Документация представлена не в полном объеме
ü Документация представлена в полном объеме, ведется регулярно, но формально, с частичным не соответствием предъявляемых требований к оформлению обязательных документов, не полностью отражает объем проводимой работы, поэтому сложно составить представление о системе работы учителя-логопеда /учителя-дефектолога
ü Документация соответствует требованиям, отражает качественные и количественные изменения, достижения в работе. По предоставленной документации можно составить представление о системе работы учителя-логопеда /учителя-дефектолога в ДОУ. Рабочее время используется рационально.
|
|
|
| 4.
| Консультативно-методическая работа учителя-логопеда / учителя-дефектолога:
4.1. Работа с педагогами: взаимосвязь с воспитателями коррекционных групп при реализации коррекционных программ; посещение открытых занятий воспитателей по развитию речи; индивидуальное консультирование воспитателей; проведение просветительской работы (семинаров, открытых занятий) среди педагогов о важности профилактики и коррекции речевых нарушений /о нарушениях высших психических функций, патологии слуха, зрения и их пагубное влияние на общее развитие детей; участие в экспресс-обзорах на психолого-медико-педагогических консилиумах (оценивается по предоставлению специалистом конспектов лекций, семинаров, педагогических коллоквиумов, на основании журнала взаимодействия с педагогами и др.):
ü Ведется эпизодически. Используются однотипные формы работы. Цели и задачи деятельности обозначены не четко
ü Проводится с постоянной периодичностью, но ведется по сложившейся системе, без элементов творческой инициативы
ü Специалист проявляет творческий подход в работе с педагогами и воспитателями. Работа ведется по различным направлениям (консультирование, профилактика, просвещение), используются разнообразные формы и методы (напр. индивидуальная и подгрупповая работа с педагогами). Осуществляется диагностика и планирование работы в зависимости от возникающих проблем, поставленных задач, индивидуальных особенностей специфики работы педагогов. Воспитатели и педагоги ДОУ проявляют активность в вопросах сотрудничества
4.2. Работа с родителями: индивидуальное консультирование родителей для оказания своевременной коррекционной помощи детям; участие в родительских собраниях и выступления на них; проведение обследования по запросам и в присутствии родителей; проведение просветительской работы (семинаров, открытых занятий) среди родителей; ведение индивидуальных тетрадей для работы родителей с детьми; оформление информационных листков для обратной связи с родителями (оценивается на основании методических материалы, документации взаимосвязи с родителями и др.):
ü Проводится эпизодически. Используются однообразные формы и методы. Цели и задачи деятельности обозначены не четко
ü Проводится с постоянной периодичностью, но ведется по сложившейся системе, без элементов творческой инициативы
ü Ведется регулярно, выработана система взаимодействия и творческий подход к работе с родителями воспитанников. Четко обозначены цели, представлены различные направления работы с ними (профилактика, просвещение, консультирование). Деятельностью специалиста охвачены различные категории родителей, используются разнообразные методы. В работе с родителями используются как групповые, так и индивидуальные формы работы
4.3. Методическая работа учителя-логопеда /учителя-дефектолога (оценка производится на основании работы с родителями и педагогами):
ü Формально участвует в работе педагогических советов, семинарах и других формах работы ДОУ. Планирует методическую работу, но реализует ее фрагментарно
ü Систематически участвует в работе педагогических советов и других формах работы учреждения. Планы методической работы стандартны и не способствуют повышению качества методической работы
ü Активно и систематически участвует в педагогической и общественной жизни ДОУ. Имеет четкое представление о целях методической деятельности. Предлагает интересные формы методической работы. Участвует в городских, районных и краевых семинарах, конференциях, методических объединениях, сотрудничает с другими образовательными учреждениями. Имеет авторские разработки, обобщает и популяризирует собственный опыт работы
|
|
|
|
Date: 2015-12-13; view: 747; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|