Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Факторы, связанные с социальным окружением приемной семьи⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15
Очевидно, что успешность адаптации ребенка в приемной семье зависит не только от степени подготовки приемных родителей, мотивов побудивших взять ребенка, стилей семейного воспитания, психолого–педагогического сопровождения приемной семьи, но и от отношения социального окружения семьи: близких родственников, знакомых, соседей, педагогов, медицинских работников к факту принятия ребенка. Часто социальное окружение к приемным детям относится негативно, выступая категорически против приема детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семьи, мотивируя это тем, что все эти дети с плохой наследственностью и в будущем повторят судьбу своих родителей. Соседи, приглядываясь к приемной семье, ищут каких-либо срывов в отношении принятого ребенка, они прислушиваются к звукам в соседней квартире, при любой возможности спрашивают у «бедной сиротки» не обижают ли его в семье, не заставляют ли его там работать, хорошо ли кормят и т.д. И если им кажется что-то подозрительным, начинают звонить во все инстанции и требовать: «Возьмите у них ребенка, ему там плохо». И тем самым они не помогают ребенку, а наоборот, еще больше усугубляют то непростое положение, в котором находится приемная семья. Конечно, есть случаи и жестокого обращения с приемными детьми в семьях, но безосновательно обвинять ни в чем неповинных людей - дело никчемное. Наше население беспокоит один вопрос: не из-за денег ли взяли сироту? Бытует мнение, что если приемные родители получают пособие и денежное вознаграждение, значит, присутствует корысть. К сожалению, такое же негативное отношение к приемным родителям и их детям присутствует и у некоторых специалистов детских садов, общеобразовательных школ, поликлиник. Какая-то настороженность, недоверие сквозит при общении со специалистами этих учреждений. Это связано с тем, что приемные дети, в силу их личностных особенностей, доставляют много проблем при их обучении и воспитании. Большинство специалистов не хотят или не могут справляться с данной группой детей и поэтому ими придумывается масса причин, чтобы отгородиться от такой семьи и ее приемных детей, зачастую родителям прямо говорят: «Зачем Вы приняли в семью этого ребенка, забирайте его, он не справляется с учебной программой, поведение его невыносимо». Конечно, такая «поддержка» социального окружения приемной семьи сказывается, на детях и они начинают, показывать себя не с лучшей стороны: не хотят учиться, грубят, дерутся, взрослых не слушают, со своими сверстниками не находят взаимопонимания. В такой ситуации трудно и детям, и семьям, и окружающим. И вместо того, чтобы помочь семье и ребенку, все убеждают родителей в том, чтобы они отдали его назад в интернатное учреждение. Например, в одном детском садике в объявлении, приглашающим детей и родителей на утренник, было написано: «А Иванову Дашу не приглашать (приемная девочка)», а на родительском собрании в одной из школ над приемной мамой устроили настоящее судилище, и как не пыталась она рассказать о судьбе приемного мальчика, ее не услышали. В общеобразовательных школах, детских садах педагоги и воспитатели, зачастую, немного знают о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей. В основном, все они усвоили одно, что им надо помогать материально, но жить они должны в школах-интернатах и детских домах. Некоторые учителя, родители, воспитатели открыто заявляют приемным родителям о своем несогласии совместного обучения их кровных детей с приемными. Другие же предпочитают действовать скрыто, настраивая родителей и детей против приемных детей. Следующим фактором, влияющим на успешную адаптацию ребенка в приемной семье является складывающиеся отношения между приемными родителями и специалистами, оказывающими помощь в воспитании, обучении и коррекции поведения детей. Необходимость сотрудничества приемной семьи со специалистами службы сопровождения очевидна. Приемным родителям необходимо учитывать, что возникающие проблемы с ребенком требуют немедленного вмешательства специалистов. В случае замалчивания данных проблем, они будут усугубляться, что приведет к кризису в отношениях между семьей и ребенком, а это, в свою очередь, может повлечь возврат ребенка в государственное учреждение. Поэтому, в целях успешной адаптации приемных детей в семьях родителям надо не искать виноватых, обвиняя во всех «грехах» учреждение, из которого был взят ребенок, не воспринимать болезненно и с обидой вопросы специалистов, а принимать ту помощь которую они предлагают, направленную на интеграцию ребенка в данную семью. Только сотрудничество на равных условиях приемных родителей и специалистов, поможет достигнуть успеха в трудном деле воспитания приемного ребенка. Хочется предостеречь приемных родителей, которые не желают сотрудничать со службой сопровождения: они делают большую ошибку и в дальнейшем будут об этом сожалеть. Одной из важных составляющих эффективности адаптации ребенка является микроклимат внутри приемной семьи. Семья должна быть единой, крепкой, объединяющей всех членов общими интересами и устоями, и определяющая роль в этом принадлежит взрослым членам семьи, в первую очередь, родителям. Типичная ошибка многих приемных родителей – это противопоставление ими кровных детей и приемных. Зачастую к приемным детям родители предъявляют завышенные требования. Вместо того, чтобы адаптировать ребенка к жизни в семье, они начинают их учить писать, считать, читать, часто не обращая внимания на эмоциональную сторону их взаимоотношений с ребенком. Вместо того, чтобы приласкать, погладить, поцеловать, лишний раз поговорить, они все что-то от него требуют, а иногда можно услышать и такие слова: «Не будешь слушаться – отдам назад». Такое отношение со стороны родителей вызывает у ребенка протест и желание вернуться в детский дом. Еще одной типичной ошибкой приемных родителей является то, что они ждут от детей благодарности, привязанности к ним, но ничего подобного они не получают. Это связано с тем, что ребенку еще нужно время, чтобы убедиться, что новая семья его не предаст, как когда-то предали кровные родственники, поэтому он испытывает своих приемных родителей на прочность, на любовь. Если приемные родители начинают терять терпение, ребенок готов уйти. «Значит, - думает он, - я им не нужен». Взрослые в этой ситуации думают иначе: «Гены, наследственность, кровные родители - другими дети быть не могут». Как бы чувствуя такое отношение со стороны членов приемной семьи, дети «пускаются во все тяжкие»: начинают убегать из дома, воровать, проявляют агрессивность во всех своих поступках, нежелание учиться и многое другое. Поэтому, для приемных родителей важно иметь большое терпение и уважение по отношению к чувствам и поступкам приемных детей. Мы всегда говорим приемным родителям – не торопитесь, делайте все осторожно, не надо оживлять еще не заживленные детские души, все будет хорошо, если Вы придете к полному взаимопониманию. Общение с ребенком, уважение его как личности, его чувств, его переживаний, ни в коем случае упоминаний плохо о его кровной семье, его родителях, следить за своей речью, ее интонацией, положительными и отрицательными откликами на поведение ребенка дают в свое время положительные плоды. Особое место в создании имиджа приемной семьи играют средства массовой информации. Они зачастую однобоко освещают проблему жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, часто вынося на суд общественности только отрицательные моменты из жизни приемных семей, раздувая факты жестокого обращения к детям именно в этих семьях. В результате, у обывателей складывается впечатление, что приемные родители - это люди, которые заинтересованы только в своей личной выгоде, а не в детях. Да, такие случаи есть, но их единицы, в основном приемные родители имеют активную жизненную позицию, понимают проблемы детей-сирот. Поэтому средствам массовой информации, говоря о приемных семьях, следует подчеркивать актуальность и важность этой проблемы, и всячески поддерживать тех граждан, которые стали заниматься такими детьми, освещая всю сложность и нужность такого благородного дела. Выводы из всего вышесказанного таковы:
Всем нам взрослым следует помнить о том, что все эти дети, перенесшие жизненные невзгоды, станут взрослыми, выйдут в самостоятельную жизнь и небезразлично всем какими они будут в той жизни: озлобленными на весь свет либо признательными за то, что им сделали взрослые люди в их прежней жизни.
Заключение На современном этапе альтернативной формой устройства детей-сирот является замещающая семья. По многочисленным данным в замещающей семье как интеллектуальное, так и эмоциональное развитие ребенка происходит значительно успешнее, чем в государственных учреждениях. В связи с этим встает острая проблема оказания профессиональной помощи таким семьям на сложных этапах интеграции ребенка. Одним из таких этапов является этап адаптации ребенка в замещающей семье. Адаптация ребенка в замещающей семье – двухсторонний процесс, в котором и родители, и ребенок должны решить задачи, связанные с изменением состава и функционально-ролевой структуры семьи. Под адаптацией ребенка к новой семье следует понимать включение ребенка в семейную систему, принятие им предписанной роли, норм и правил, формирование привязанности к родителям и налаживание эффективных форм общения и сотрудничества. Адаптация родителей к появлению нового члена семьи, предполагает принятие и освоение новых функциональных ролей (матери и отца), становление продуктивной родительской позиции, формирование адекватного образа. Период адаптации ребенка является наиболее важным этапом в становлении приемной семьи, и в связи с этим необходимо постоянное сопровождение специалистами на этом этапе. Говоря о сопровождении ребенка в приемной семье, можно сказать, что под сопровождением, мы понимаем психолого-педагогические и социально-педагогические технологии, предназначенные для решения проблем развития приемного ребенка, которые включают анализ ближайшего окружения, диагностику уровня его психического развития, использование активных групповых методов индивидуальной работы с ребенком, его родителями, педагогами. Основной задачей специалистов службы сопровождения (социальных педагогов, педагогов-психологов, медицинских работников), является помощь приемному ребенку в решении проблем адаптации в новых условиях воспитания и образования, и предупреждения их возникновения. Из опыта своей работы с замещающими семьями мы выделили несколько групп факторов, влияющих на успешность адаптации ребенка в семье:
- факторы, связанные с личностными особенностями самого ребенка (к ним относятся последствия депривации, негативный прошлый жизненный опыт);
- факторы, связанные с личностными особенностями замещающих родителей (мотив принятия ребенка в семью, стили воспитания);
- факторы, связанные с социальным окружением приемной семьи (отношение близких родственников, членов семьи, соседей, педагогов, медицинских работников к приемному ребенку, сотрудничество со специалистами, сопровождающими семью). На наш взгляд, необходимым условием успешной адаптации ребенка-сироты в новой семье является разработка комплексной системы педагогического, медико-психологического и социального сопровождения замещающей семьи.
Список литературы
Date: 2015-12-12; view: 2011; Нарушение авторских прав |