Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Факторы, связанные с социальным окружением приемной семьи





 

Очевидно, что успешность адаптации ребенка в приемной семье зависит не только от степени подготовки приемных родителей, мотивов побудивших взять ребенка, стилей семейного воспитания, психолого–педагогического сопровождения приемной семьи, но и от отношения социального окружения семьи: близких родственников, знакомых, соседей, педагогов, медицинских работников к факту принятия ребенка. Часто социальное окружение к приемным детям относится негативно, выступая категорически против приема детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семьи, мотивируя это тем, что все эти дети с плохой наследственностью и в будущем повторят судьбу своих родителей.

Соседи, приглядываясь к приемной семье, ищут каких-либо срывов в отношении принятого ребенка, они прислушиваются к звукам в соседней квартире, при любой возможности спрашивают у «бедной сиротки» не обижают ли его в семье, не заставляют ли его там работать, хорошо ли кормят и т.д. И если им кажется что-то подозрительным, начинают звонить во все инстанции и требовать: «Возьмите у них ребенка, ему там плохо». И тем самым они не помогают ребенку, а наоборот, еще больше усугубляют то непростое положение, в котором находится приемная семья.

Конечно, есть случаи и жестокого обращения с приемными детьми в семьях, но безосновательно обвинять ни в чем неповинных людей - дело никчемное. Наше население беспокоит один вопрос: не из-за денег ли взяли сироту? Бытует мнение, что если приемные родители получают пособие и денежное вознаграждение, значит, присутствует корысть.

К сожалению, такое же негативное отношение к приемным родителям и их детям присутствует и у некоторых специалистов детских садов, общеобразовательных школ, поликлиник. Какая-то настороженность, недоверие сквозит при общении со специалистами этих учреждений.

Это связано с тем, что приемные дети, в силу их личностных особенностей, доставляют много проблем при их обучении и воспитании. Большинство специалистов не хотят или не могут справляться с данной группой детей и поэтому ими придумывается масса причин, чтобы отгородиться от такой семьи и ее приемных детей, зачастую родителям прямо говорят: «Зачем Вы приняли в семью этого ребенка, забирайте его, он не справляется с учебной программой, поведение его невыносимо».



Конечно, такая «поддержка» социального окружения приемной семьи сказывается, на детях и они начинают, показывать себя не с лучшей стороны: не хотят учиться, грубят, дерутся, взрослых не слушают, со своими сверстниками не находят взаимопонимания. В такой ситуации трудно и детям, и семьям, и окружающим. И вместо того, чтобы помочь семье и ребенку, все убеждают родителей в том, чтобы они отдали его назад в интернатное учреждение. Например, в одном детском садике в объявлении, приглашающим детей и родителей на утренник, было написано: «А Иванову Дашу не приглашать (приемная девочка)», а на родительском собрании в одной из школ над приемной мамой устроили настоящее судилище, и как не пыталась она рассказать о судьбе приемного мальчика, ее не услышали.

В общеобразовательных школах, детских садах педагоги и воспитатели, зачастую, немного знают о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей. В основном, все они усвоили одно, что им надо помогать материально, но жить они должны в школах-интернатах и детских домах.

Некоторые учителя, родители, воспитатели открыто заявляют приемным родителям о своем несогласии совместного обучения их кровных детей с приемными. Другие же предпочитают действовать скрыто, настраивая родителей и детей против приемных детей.

Следующим фактором, влияющим на успешную адаптацию ребенка в приемной семье является складывающиеся отношения между приемными родителями и специалистами, оказывающими помощь в воспитании, обучении и коррекции поведения детей.

Необходимость сотрудничества приемной семьи со специалистами службы сопровождения очевидна. Приемным родителям необходимо учитывать, что возникающие проблемы с ребенком требуют немедленного вмешательства специалистов. В случае замалчивания данных проблем, они будут усугубляться, что приведет к кризису в отношениях между семьей и ребенком, а это, в свою очередь, может повлечь возврат ребенка в государственное учреждение. Поэтому, в целях успешной адаптации приемных детей в семьях родителям надо не искать виноватых, обвиняя во всех «грехах» учреждение, из которого был взят ребенок, не воспринимать болезненно и с обидой вопросы специалистов, а принимать ту помощь которую они предлагают , направленную на интеграцию ребенка в данную семью. Только сотрудничество на равных условиях приемных родителей и специалистов, поможет достигнуть успеха в трудном деле воспитания приемного ребенка.

Хочется предостеречь приемных родителей, которые не желают сотрудничать со службой сопровождения: они делают большую ошибку и в дальнейшем будут об этом сожалеть.

Одной из важных составляющих эффективности адаптации ребенка является микроклимат внутри приемной семьи. Семья должна быть единой, крепкой, объединяющей всех членов общими интересами и устоями, и определяющая роль в этом принадлежит взрослым членам семьи, в первую очередь, родителям. Типичная ошибка многих приемных родителей – это противопоставление ими кровных детей и приемных. Зачастую к приемным детям родители предъявляют завышенные требования. Вместо того, чтобы адаптировать ребенка к жизни в семье, они начинают их учить писать, считать, читать, часто не обращая внимания на эмоциональную сторону их взаимоотношений с ребенком. Вместо того, чтобы приласкать, погладить, поцеловать, лишний раз поговорить, они все что-то от него требуют, а иногда можно услышать и такие слова: «Не будешь слушаться – отдам назад». Такое отношение со стороны родителей вызывает у ребенка протест и желание вернуться в детский дом.



Еще одной типичной ошибкой приемных родителей является то, что они ждут от детей благодарности, привязанности к ним, но ничего подобного они не получают. Это связано с тем, что ребенку еще нужно время, чтобы убедиться, что новая семья его не предаст, как когда-то предали кровные родственники, поэтому он испытывает своих приемных родителей на прочность, на любовь. Если приемные родители начинают терять терпение, ребенок готов уйти. «Значит, - думает он, - я им не нужен». Взрослые в этой ситуации думают иначе: «Гены, наследственность, кровные родители - другими дети быть не могут». Как бы чувствуя такое отношение со стороны членов приемной семьи, дети «пускаются во все тяжкие»: начинают убегать из дома, воровать, проявляют агрессивность во всех своих поступках, нежелание учиться и многое другое. Поэтому, для приемных родителей важно иметь большое терпение и уважение по отношению к чувствам и поступкам приемных детей.

Мы всегда говорим приемным родителям – не торопитесь, делайте все осторожно, не надо оживлять еще не заживленные детские души, все будет хорошо, если Вы придете к полному взаимопониманию. Общение с ребенком, уважение его как личности, его чувств, его переживаний, ни в коем случае упоминаний плохо о его кровной семье, его родителях, следить за своей речью, ее интонацией, положительными и отрицательными откликами на поведение ребенка дают в свое время положительные плоды.

Особое место в создании имиджа приемной семьи играют средства массовой информации. Они зачастую однобоко освещают проблему жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, часто вынося на суд общественности только отрицательные моменты из жизни приемных семей, раздувая факты жестокого обращения к детям именно в этих семьях. В результате, у обывателей складывается впечатление, что приемные родители - это люди, которые заинтересованы только в своей личной выгоде, а не в детях. Да, такие случаи есть, но их единицы, в основном приемные родители имеют активную жизненную позицию, понимают проблемы детей-сирот.

Поэтому средствам массовой информации, говоря о приемных семьях, следует подчеркивать актуальность и важность этой проблемы, и всячески поддерживать тех граждан, которые стали заниматься такими детьми, освещая всю сложность и нужность такого благородного дела.

Выводы из всего вышесказанного таковы:

  • изоляция детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от семьи, сверстников, социального окружения недопустима, она послужит только тому, что став взрослыми, эти дети будут чувствовать себя изгоями, не смогут адаптироваться и стать полноправными членами общества;
  • период адаптации детей-сирот в приемных семьях довольно сложен и труден, как для детей, так и для приемных родителей, и если он будет осложняться недоброжелательным отношением со стороны социального окружения, то это повлечет увеличение количества возвратов детей в государственные учреждения;
  • к приему ребенка в семью должны быть подготовлены не только приемные родители, но и то социальное окружение, которое будет вокруг ребенка, в особенности воспитатели, учителя, которые будут непосредственно работать с ним;
  • приемным родителям необходимо стремиться к пониманию личностных особенностей и проблем таких детей и своим поведением не усугублять их;
  • специалистам, сопровождающим приемную семью, уделять как можно больше внимания работе с социальным окружением семьи на предмет их осознанности данной проблемы и понимания каждого ребёнка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации;
  • сотрудничество приемных родителей со специалистами крайне необходимо и оно должно осуществляться на протяжении всего времени проживания ребенка в семье, между ними должны установиться доверительные отношения, которые помогут детям адаптироваться к жизни в нормальных условиях.

Всем нам взрослым следует помнить о том, что все эти дети, перенесшие жизненные невзгоды, станут взрослыми, выйдут в самостоятельную жизнь и небезразлично всем какими они будут в той жизни: озлобленными на весь свет либо признательными за то, что им сделали взрослые люди в их прежней жизни.

 

 

Заключение

На современном этапе альтернативной формой устройства детей-сирот является замещающая семья. По многочисленным данным в замещающей семье как интеллектуальное, так и эмоциональное развитие ребенка происходит значительно успешнее, чем в государственных учреждениях. В связи с этим встает острая проблема оказания профессиональной помощи таким семьям на сложных этапах интеграции ребенка. Одним из таких этапов является этап адаптации ребенка в замещающей семье.

Адаптация ребенка в замещающей семье – двухсторонний процесс, в котором и родители, и ребенок должны решить задачи, связанные с изменением состава и функционально-ролевой структуры семьи. Под адаптацией ребенка к новой семье следует понимать включение ребенка в семейную систему, принятие им предписанной роли, норм и правил, формирование привязанности к родителям и налаживание эффективных форм общения и сотрудничества. Адаптация родителей к появлению нового члена семьи, предполагает принятие и освоение новых функциональных ролей (матери и отца), становление продуктивной родительской позиции, формирование адекватного образа.

Период адаптации ребенка является наиболее важным этапом в становлении приемной семьи, и в связи с этим необходимо постоянное сопровождение специалистами на этом этапе. Говоря о сопровождении ребенка в приемной семье, можно сказать, что под сопровождением, мы понимаем психолого-педагогические и социально-педагогические технологии, предназначенные для решения проблем развития приемного ребенка, которые включают анализ ближайшего окружения, диагностику уровня его психического развития, использование активных групповых методов индивидуальной работы с ребенком, его родителями, педагогами. Основной задачей специалистов службы сопровождения (социальных педагогов, педагогов-психологов, медицинских работников), является помощь приемному ребенку в решении проблем адаптации в новых условиях воспитания и образования, и предупреждения их возникновения.

Из опыта своей работы с замещающими семьями мы выделили несколько групп факторов, влияющих на успешность адаптации ребенка в семье:

 

- факторы, связанные с личностными особенностями самого ребенка (к ним относятся последствия депривации, негативный прошлый жизненный опыт);

 

- факторы, связанные с личностными особенностями замещающих родителей (мотив принятия ребенка в семью, стили воспитания);

 

- факторы, связанные с социальным окружением приемной семьи (отношение близких родственников, членов семьи, соседей, педагогов, медицинских работников к приемному ребенку, сотрудничество со специалистами, сопровождающими семью).

На наш взгляд, необходимым условием успешной адаптации ребенка-сироты в новой семье является разработка комплексной системы педагогического, медико-психологического и социального сопровождения замещающей семьи.

 

Список литературы

  1. Алексеенкова Е.Г. Личность в условиях психической депривации: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009.
  2. Бобылева И.А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений: Учебное пособие. – М.Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2007.
  3. Гринберг С.Н., Савельева Е.В., Вараева Н.В., Лобанова М.Ю. Приемная семья: психологическое сопровождение и тренинги.- СПб:Речь,2007.
  4. Захарова Ж. Подготовка замещающих родителей к новой роли /Ж.Захарова //Социальная педагогика. – 2008. - № 1. – С.35-38.
  5. Захарова Ж.А. Программа подготовки замещающих родителей/ Под ред. В.М. Басовой. – Кострома: Авантитул, 2006.
  6. Иванова Н. Замещающая семья как социокультурное явление /Н.Иванова//Социальная педагогика.-2008. - №1. – С. 13-18.
  7. Иванова Н.П., Бобылева И.А., Заводилкина О.В. Социально-психологическая адаптация детей в замещающей семье.- М., 2002.
  8. Костяк Т.В. Психологическая адаптация первоклассников: учеб. пособие для студ. Высш.пед.учеб.заведений – М., 2008.
  9. Матвиенко И.В. Социально-педагогическое сопровождение адаптации детей-сирот в приемной семье. Дисс.канд.пед.наук., Москва, 2006.
  10. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. –М.:Генезис, 2006.
  11. Ослон В.Н. Проблемы сопровождения замещающей профессиональной семьи// Дефектология. – 2006. - № 1. – с. 30-35.
  12. Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Психологическое сопровождение замещающей профессиональной семьи // Вопросы психологии. – 2001. - № 4. – с. 39-53.
  13. Ребенок пришел в семью. (Библиотечка «Ребенок в замещающей семье. Советы воспитателям и родителям») Выпуск 1.- г. Рыбинск, 2007.
  14. Терновская М.Ф. Педагогические основы адаптации детей-социальных сирот в системе патронатного воспитания: Авторефер. Дисс.канд. псих. Наук. – М., 2004.
  15. Хрусталькова Н.А. Организационно-педагогическая работа социальных педагогов с профессионально-замещающей семьей: теория и технология /Н.А. Хрусталькова //Инновации в образовании. – 2006. - №6. – С.81-100.
  16. Целуйко В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи.- Ростов н/Д: «Феникс», 2004. (Серия «Психологический практикум»).
  17. Шипицына Л.М. Психология детей-сирот: Учебное пособие. –СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2005.
  18. Шипицына Л.М., Хилько А.А., Галлямова Ю.С., Демьянчук Р.В., Яковлева Н.Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста /Под науч. ред.проф. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2005.
  19. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей: учеб. пособие для студентов вузов/Т.И.Шульга. – М.: «Дрофа», 2005.

 






Date: 2015-12-12; view: 477; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию