Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
II. Стадия конфликтов
До определенного времени ребенок почти беспрекословно подчинялся правилам новой семьи, он изучил особенности всех членов семьи, и в частности, приемных родителей и начинает ими манипулировать. На этом этапе могут отмечаться у ребенка: резкая смена настроения, преувеличенные жалобы, приступы злобы и плача, отказ от всего нового, просьбы вернуть его обратно. Маша К., 5 лет. За консультацией к психологу обратилась мама. Девочка требовала все новых и новых игрушек, хотя её комната была полна ими. В случае отказа покупки новой игрушки, девочка громко плакала, топала ножками и требовала вернуть её обратно в детский дом. В данной ситуации необходимо сказать ребенку о том, что удерживать его в семье насильно никто не станет, предложить ему завтрашний поход в детский дом с целью навестить его друзей. Обычно, проснувшись утром, дети уже не вспоминают о вчерашнем событии и своих требованиях.
Обнаруживается несовместимость темпераментов, черт характера, привычек взрослого и ребенка. Игорь К., 6 лет. На прием к психологу обратилась мама Игоря. Ей казалось невыносимой медлительность и безынициативность мальчика. Сама приемная мама энергична, активна и эмоциональна. Мама стала часто проявлять раздражительность, повышать голос, чувствовала себя беспомощной. Возник конфликт между ребенком и приемным родителем- несовместимость темпераментов. В данной ситуации в первую очередь необходима работа с приемным родителем, так как взрослый должен понять, что изменить темперамент ребенка невозможно. И адаптироваться должен не только ребенок к семье, но и взрослые к его особенностям. Работа специалистов заключается в научении родителей находить привлекательные черты в непривлекательном, по их мнению, темпераменте ребенка. По опыту своей работы мы можем утверждать, что нежелание родителями видеть в ребенке положительное, в последующем приводит к неизбежным конфликтам внутри семьи и как следствие - возврату ребенка в государственное учреждение.
Опыт проживание в кровной семье, который ребенком усвоен как норма ребенок начинает проецировать в новую семью. Лена М. в семье живет недавно. Первый этап адаптации проходил без особых проблем. Однажды, приемная мама, придя домой, обнаружила в комнате девочки коробку из под телевизора, внутри которой была устроена постель. Лена наотрез отказывалась спать в кровати: «Вы неправильно спите! Спать надо здесь! Это настоящая кровать! Вы ничего не знаете и не понимаете!! Я всегда так спала!» Специалисты должны объяснить приемной маме, что зачастую дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеют представления об элементарных вещах: режиме дня, правилах личной гигиены и т. д. Приемная мама в данной ситуации должна выработать ритуал отхода ко сну, принятие перед сном гигиенических процедур. В то же время ребенок должен видеть, что родители тоже придерживаются этого же ритуала. Педагог-психолог должна объяснить приемной маме, что необходимо присутствовать в детской спальне до того момента, пока ребенок уснет. Ребенок начинает понимать, что не все в новой семье будет ему позволено, что есть новые правила, по которым он должен жить. Стереотип об идеальной семье рушится. То же самое происходит и с приемными родителями. Сталкиваясь с первыми проблемами, приемные родители испытывают негативные чувства к ребенку, их посещает мысль о возврате ребенка. Работа специалистов заключается в том, чтобы помочь родителям выбрать правильный стиль воспитания, восполнить те знания, дефицит в которых они испытывают на этом этапе, научить реагировать на малейшие достижения ребенка. На данном этапе важно вовлекать родителей в групповые формы работы (семейные сессии и занятия в «Родительской академии»), которые помогут им понять, что и в других семьях существуют такие же проблемы. Для некоторых родителей эффективны только индивидуальные консультации.
Некоторые дети испытывают страх вновь быть обманутыми, поэтому длительное время отказываются: от визитов к врачу, походов в детский сад, посещений специалистов Центра и т.д. Вова Т. 4 года, Саша Т. 7 лет. В семье приемных родителей находятся 4 месяца. Получив приглашение на детский утренник в Центр, дети наотрез отказывались идти, их долго пришлось уговаривать, и только после заверения, что они идут в гости, а после праздника вместе с мамой вернутся домой, нехотя согласились. Во время проведения утренника в Центре они не участвовали в детских играх, отказывались читать стихи, оставались сидеть рядом с мамой. Специалистам необходимо предупреждать родителей о возможности возникновения таких ситуаций. Перед посещением различных учреждений родителям следует заверить ребенка в том, что он обязательно вернется домой, этот визит временный, он теперь живет в семье и как все члены семьи, уходя из дома, вновь и вновь будет возвращаться домой.
Ребенок начинает проявлять регрессивное поведение, несоответствующее возрасту, он становится слишком требовательным и капризным. Некоторые дети просят, чтобы их положили в коляску или дали соску. У многих наблюдается эмоциональная инфантильность. Миша М. 6 лет. Приемная мама обратилась к педагогу-психологу с просьбой объяснить странное желание мальчика. Он просил как младенец грудь. Сережа И. 9 лет. Увидев у маленького ребенка соску-пустышку, поинтересовался у приемной матери, что это за предмет и попросил купить ему такую же. Такие странные желания детей и, казалось бы, их неадекватные поступки объясняются «застреванием» ребенка в тот период его жизни, когда он перенес травму – разлучения с матерью. В таких случаях работа специалистов направлена на формирование у родителей адекватного реагирования на ситуацию. Необходимо дать ребенку прожить и этот этап своего развития. Стадия конфликтов может затянуться во времени, в случае, если родители: - не смогли найти путь к сердцу ребенка и установить доверительные отношения с ним; - не учитывают реальные возможности детей и предъявляют к ним завышенные требования; - не обладают гибкостью в решении конфликтных ситуаций и определенным запасом знаний в вопросах воспитания детей. Маша К. 7 лет, Саша К. 9 лет. Приемная мать постоянно кричит и обвиняет детей в плохих оценках, полученных в школе, неопрятности. Дети боятся обвинений матери и постоянно находятся в состоянии стресса. В связи с этим во время возвращения их из школы неоднократно проявляются случаи энуреза. Тогда на этой затянувшейся стадии у ребенка: - усугубляются прежние недостатки личности (агрессивность, замкнутость, расторможенность); - проявляются нездоровые привычки (воровство, курение, стремление к бродяжничеству); - обостряются такие качества личности как мстительность, демонстрация беспомощности, требование чрезмерного внимания, упрямство, негативизм. Сергей С. 6 лет. В семье полгода. Ребенок поступил в семью с редкими случаями проявления энуреза. В первый период адаптации приемная мама терпимо относилась к случаям энуреза. В дальнейшем, увидев мокрую кровать, она начинала громко возмущаться, грозила физическим наказанием и обещанием вернуть ребенка в детский дом. Реакцией ребенка на подобное поведение матери стали участившиеся случаи энуреза и даже несколько случаев проявления энкопреза. III. Стадия «равновесие» Эта стадия является завершающей в процессе адаптации ребенка в новой семье. Дети и родители постепенно начинают жить жизнью обычной нормальной семьи, родители перестают испытывать страх перед отягощенной наследственностью ребенка и готовы адекватно воспринимать происходящие в нем возрастные изменения. В этот период можно выделить следующие признаки адаптации, наблюдающиеся у ребенка: - исчезает напряжение, он начинает шутить и обсуждать свои проблемы и трудности со взрослыми; - привыкает к правилам поведения в семье и в дошкольных и школьных образовательных учреждениях; - принимает активное участие во всех делах семьи и вносит свой посильный вклад; - без напряжения вспоминает о своей прошлой жизни и освобождается от преследовавших его тяжелых воспоминаний и страхов; - поведение соответствует особенностям характера и полностью адекватно ситуациям; - чувствует себя свободно, становится более независимым и самостоятельным в поступках и принятии собственных решений; - резко повышается уровень развития познавательных процессов; - меняются: выражение лица; внешность; взгляд становится более выразительным. Для приемных родителей можно также выделить несколько основных признаков принятия ребенка: - находят в ребенке привлекательные черты характера, не фиксируясь на отрицательных поступках; - принимают ребенка таким, каков он есть (с определенным уровнем познавательных процессов, с наличием ряда заболеваний и т.д.); - замечают и радуются самым незначительным положительным изменениям, происходящим в ребенке; - адекватно воспринимают проблемы, как правило, связанные с кризисными этапами возрастного развития. Миша С. 5 лет. В приемной семье 2 года. В начальные периоды адаптации у ребенка проявлялись вспышки агрессивного и протестного поведения. Приемная мама реагировала на поведение ребенка также агрессивно, не понимая причин такого поведения мальчика. После проведения коррекционных занятий с педагогом-психологом мама с пониманием и терпением стала относиться к вспышкам агрессии ребенка. Через какое-то время их отношения наладились, установилась тесная эмоциональная связь между ребенком и родителем, проявляющееся во взаимных прикосновениях, улыбках, нежно-доверительных взглядах. Изменилось отношение мальчика и к специалистам службы сопровождения.
|