Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Классификация дислалии, хар-ка осн-х формСтр 1 из 25Следующая ⇒
Различают в зависимости от дефектов произношения: простая (4 звука) и сложная (5 и более); от группы звуков: мономорфная (одна группа звуков - шипящие) и полиморфная (одновременно 2 или несколько групп); по этиологическому признаку: функциональная (Н звукопроизношения при отсутствии орган. нарушений в артикул. аппарате): моторная – нет согласованности в работе артикуляционного аппарата; сенсорная – снижена способность саморегуляции произвольного внимания при воспроизведении звукови механическая (отклонения в строение губ, зубов, языка, челюстей, неба; возникает в детстве; нарушается произношение 1 или нескольких звуков). Различают 3 формы нарушения звуков: 1 Искаженное произношение (горловое Р) – ненормированное воспроизведение звуков в силу неправильно сформированных артик. позиций. Звук произносится как несвойственный фонет. системе родного языка. 2 Пропуск в речи звука (КООВА-КОРОВА) – звук не опознается в потоке речи. 3. Замена одного звука другим. Не образуется акустические или артикуляционные образы отд. звуков фонемы не отличаются по своему звучанию. 4 Смешения – артикул. уклады сформ., но нет умения различать некоторые позиции (изол. есть, в самост. речи - нет). Выделяют: фонологические или фонематические нарушения (Р.Е.Левина, Ф.Ф.Рау) – замены + смешения из-за недостаточной сформированности фонематического слуха или его нарушение; нарушается вся система языка; антрофонические или фонетические (Ф.Ф.Рау) – искажения из-за недостаточной сформированности или нарушения артикуляционной моторики; нарушается произносительная система языка. Если звуки одной группы заменяются, а другой – искажаются, то это фонетико-фонематические нарушения. Выделяют уровни нарушенного произношения:I – полное неумение произнести звук; II –произносит звук изолированно, но искажает или пропускает в словах и фразах, звук не автоматизирован; III –смешивает звук с другим в речевом потоке– звук не дифференцирован. Различают три формы функциональной дислалии: Акустико-фонематическая: дефекты вследствии избирательной несформированности операций переработки фонем в сенсорном звене (опознание, узнавание, сличение акустичсеких признаков и принятие решения о фонеме). Дефекты звукового оформления речи обусловлены недостаточностью фонематического слуха, ребенок не опознает акустический признак звука, уподобляет акустически сходные фонемы друг другу, неправильно воспроизводит звук (РЫБА-ЛЫБА), смешивает Л-Р, Ж-Ш, Д-Т,Г-К, З-С, нет нарушений физического слуха, избирательно не формируется функция слухового различения фонем. Артикуляторно-фонематическая: обусловлена несформированностью операций отбора фонем по артикуляторным параметрам в моторном звене производства речи. Выделяют два вида: 1) у ребенка полностью не сформирована артикуляция, отбирает близкий по артикуляции звук-субститут (Р-Л), заменяет звуки более простыми артикуляциями (С-Ш, З-Ж, Т-К, Д-Г, С-СЬ, Л-ЛЬ, Т-ТЬ, Ц-Ч, Л-Р); 2) артикул. база сформирована, усвоены артик. позиции, но осущ. неправильный выбор (смешение) из-за нарушений операций отбора фонем по артикул. признакам; фонематический слух не сформирован. Артикуляторно-фонетическая (ФФН): дефект произношения обусловлен неправильно сформированными артикуляционными позициями;звуки произносятся искаженно для фонеической системы данного языка; нарушаются переднеязычные невзрывные и заднеязычные взрывные. 4.Методика логопедического воздействия при дислалии. Цель: формирование умений и наыков правильного звукопроизношения. Задачи: - форм. умение узнавать звуки речи по акустическим признакам и не смешивать их в восприятии. - форм. умение принимать необх. артик. позиции, обесп. нормированный акустический эффект звука. - варьировать артик. уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с др. звуками в потоке речи. - безошибочно использовать нужный звук во всех видах речи. Принципы (общедидактические + специальные)…. Частота: 3-4 занятия по 10-15 мин. при условии ежедневных занятий с родителями. Сроки: простая – 1-3 м., сложная – 3-16 м. Зависят от степени сложности, регулярности занятий, от микросреды, участия родителей, индии. и и возр. особенностей. Логопедическая работа проводится в три этапа(Левина): 1. Подготовительный. Цель: включить ребенка в целенаправленный логопроцесс. 1 Формирование положительной установки на занятие, осознанного отношение к ним. 2. Развитие произвольного внимания, памяти, мышления. 3. Формирование тонких движений органов артикуляции (артик. гимнастика на тренировку подвижности, переключаемости– динамические упр-я, удержания – статические упр-я). 4. Развитие фонематического слуха (формирование фонематического восприятия (улавливание различия между правильным и искаженным звуком);развитие слух. контроля; развитие слух. внимания, слух. памяти, развитие навыков слух. анализа). 5 Отработка опорных звуков, сходных с нарушенными по артикуляции, но произносимые правильно. От них будут вызываться правильные звуки (С-И, Ф; Ш – Т, С, Л – Т, Ы). 2. Этап формир. первичных произносительных навыков. Включает 3 этапа: Постановка звука. Цель – добиться правильного звучания звука.Сущ.3 способа постановки: – по подражанию: фиксируется внимание на определенном положении органов артикуляции (зрит. контроль) + слуховой+ тактильно-вибрационные ощущения (струя). Испол. опорные звуки. – с механической помощью: используются шпатель, зонды, подручные средства. Ребенок более пассивен, сам не осуществляет поиск артикуляции. – смешанный (подражание + объяснение, мех. помощь как дополнение). В качестве исходной основы берется слог (Ш-ШТА, С – СЫ, Л - ЛА) Автоматизация звука – комплекс тренировочных упр-й со специально подобранным речевым материалом (без нарушенных звуков). Цель – добиться прав. произнесения звука в речи. Стратегия: постепенное последовательное введение звука в слоги, слова, предложения и самостоятельную речь; к новому материалу можно переходить только если усвоен предыдущий Алгоритм автоматизации: в слогах: прямой (СА), обратный (АС), звук между гласными (АСА), со стечением (СТА, СПА). в словах: звук в начале слова, звук в конце слова, звук в середине слова без стечения, звук в середине слова со стечением согласных. Учитывается структура слов (количество слогов) и берутся только знакомые слова. в предложениях: простое двусоставное (СОНЯ СПИТ), распространенное (СОНЯ СЛАДКО СПИТ) в тексте: чистоговорки, предложения, стихи Приемы: отраженное повторение за логопедом, называние слов по картинкам, придумывание слов на звук, звуковой анализ и синтез, творческие упражения и игры. Дифференциация звука. Цель – учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в речи (иногда этап опускается) Стратегия: постепенная последовательная дифференциация сначала изолированных звуков, затем в слогах, в словах, в предложениях, в чистоговорках, в стихах, в рассказах, в самостоятельной речи. Одновременно для дифференциации берется одна пара звуков (Ч, Ц, Щ: Ц-Ч, Ч-Щ, Ц-Щ). Одновременно можно работать над двумя звуками, если они контрастны (С и Р). Оодновременно с исправлением звукопроизношения ведется словарная работа 3. Этап формирования коммуникативных умений и навыков. Цель – сформировать умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения Стратегия:используются тексты, применяются различные виды речи (диалог, монолог), используются творческие упражнения, твор. игры с элементами логоритмики.
16. Ринолалия: опред, причина.механизмы и симптоматика Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами реч. аппарата. При N фонации носовая и ротовая полости отделены (небно-глот/ смыкание) происх. путем сокращения мышц мягкого неба и боковой и задней стенок глотки (валик Пассавана). Мягкое небо непрерывно опускается и поднимается на разную высоту. Самое сильное смыкание –С, самое слабое –В. При ринолалии нарушается небно-глоточное смыкание.
Date: 2015-12-13; view: 650; Нарушение авторских прав |