Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Система учреждений, оказывающих логопедическую помощь
Антонина Михайловна Змушко – начальник управления специального образования МО РБ. В нашей стране сложилась определенная традиция оказания логопомощи. Дети с ТНР (дизартрия, алалия, ОНР и др.) ТНР - термин используется для объединения ряда наруш-ний речи, в частности различных вариантов ОНР, препятствующих обучению по общей программе (препятствует усвоению общеобразовательной программы). Дети обучаются по специальным программам. Дети с относительно более легкими речевыми расстройствами (фонетические нарушения, ФФНР, НВ ОНР и обусловленное ими наруш-е чтения и письма, темпо-ритмической организации речи). Дети проходят обучение по общеобразовательным программам дошкольного и общего школьного образования и получают коррекционно-педагогическую помощь в пункте коррекционно-педагогической помощи в учреждении общего типа. Для детей с ТНР:1. учрежд-я спец. образ.: спец. дошк. учрежд.. Реализуют 2 учебных плана и соответств. им 2 программы (план и программа с ОНР и план и программа для детей с заиканием); 2. учрежд. образ., к-рые реализуют программы спец. образ. для детей с ТНР: учрежд. дошк. образ.; учрежд. общего средн. образ.; детские дома, в к-рых открывают спец. группы и классы для детей с ТНР (программы пока нет, но есть проект), группы и классы интегрир.обуч. и воспит. Учрежд. образ. для детей с относит более легкими НР: 1. ПКПП (при учрежд. дошк. образов, учрежд. общего средн. образов.) ЦКРОиР: реком. об обучении и воспит. по образов. программам спец. образов, оказании коррекц.-педагог. помощи. Документы для проведения ПМПО: выписка из мед документов; мед справка о состоянии здоровья (с указанием наличия или отсутствия психич. учета); хар-ка реб-ка. Комплектация спец. групп: до 3-х лет – 6 чел.; 3-8 лет – 12 челов. Спецкласс не более 6 чел. Для детей с сенсорной, двигательной и ИН, имеющих нару-я речи логопомощь оказывается в: - спец. общеобразоват. школах (спец общеобраз.школы-интернаты) для детей с наруш-ями зрения, нару-я психич. разв-я (трудности в обучении), наруш-ями ф-ций опорно-двигательного аппарата; - вспомог. школах (школах-интернатах). Логопомощь в учреждениях здравоохранения: дома реб-ка; помощь для детского и взрослого населения; - неврологические и психоневрологические отделения детских и взрослых больниц; - ортодонтические отделения и отделения лицевой хирургии для детского населения; - психоневрологические диспансеры для детского и взрослого населения; - центры медицинской реабилитации. Приоритетные направления: 1. Раннее выявление и корр.-профилактич. абилитационная работа с детьми раннего возраста, относящ. к группе риска.2. Развитие сети логопомощи взрослому населению. 3. Обеспечение раннего выявления и комплексного преодоления наруш-й речи, сочетающиеся с психич. расс-вами, ИН. 4. Своеврем. направл. на стац. лечение и консультирование лиц с заиканием. 5. Создание спец. центра для оказания комплексной помощи детям с врожденными расщелинами губы и неба. 6. Освоение логопедами методиками обуч. речи после кохлеарной имплантации. 7. Обеспечение доступности логопедич. Помощи детям и подросткам в отдаленных сельских районах. 8. Расширение контактов специалистов сис-мы здравоохранения и образов
ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ, ВОПРОСЫ ДИАГНОЗА Обследование строится на общем системном подходе, разработанном в отечественной логопедии, Чем меньше ребенок и чем ниже общий уровень его речевого развития, тем большее значение в диагностике имеет анализ неречевых нарушений. В настоящее время на основе оценки неречевых нарушений разработаны приемы ранней диагностики дизартрии. Наиболее частым первым проявлением дизартрии является наличие псевдобульбарного синдрома, первые признаки которого можно отметить уже у новорожденного. Это — слабость крика или его отсутствие (афония), нарушения сосания, глотания, отсутствие или слабость некоторых врожденных безусловных рефлексов (сосательного, поискового, хоботкового, ладонно-рото-головного). Крик у таких детей длительное время остается тихим, плохо модулированным. Дети плохо берут грудь, вяло сосут, при сосании захлебываются, синеют, иногда молоко вытекает из носа. В тяжелых случаях дети в первые дни жизни вообще не берут грудь, их кормят через зонд, отмечаются и нарушения глотания. Дыхание поверхностное, нередко учащенное и аритмичное. По мере роста ребенка в диагностике дизартрии все большее значение начинают приобретать речевые симптомы: стойкие дефекты произношения, недостаточность произвольных артикуляционных движений, голосовых реакций, неправильное положение языка в полости рта, его насильственные движения, нарушения голосообразования и речевого дыхания, задержанное развитие речи. Особую сложность представляет диагностика стертых или минимальных проявлений дизартрии. Основные критерии диагностики: • наличие слабо выраженных, но специфических артикуляционных нарушений в виде ограничения объема наиболее тонких и дифференцированных артикуляционных движений, в частности недостаточность загибания кончика языка вверх, а также асимметричное положение вытянутого вперед языка, его тремор и беспокойство в этом положении, изменения конфигурации; • наличие синкинезий • замедленный темп артикуляционных движений; • трудность удержания артикуляционной позы; • трудность в переключении артикуляционных движений; • стойкость нарушений звукопроизношения и трудность автоматизации поставленных звуков; • наличие просодических нарушений. Диагноз ставится совместно врачом и логопедом. Важно правильно описать речевые и неречевые проявления дизартрии, отметить особенности общего речевого развития, определить уровень речевого развития, а также дать качественную характеристику структуры дефекта, отметив, является ли у ребенка дефект только фонетическим или фонетико-фонематическим. В школьном возрасте отмечается влияние речедвигательного дефекта на письменную речь, наличие фонематической или артикуляционно-акустической дисграфии. При обследовании детей с дизартрией особое внимание обращается на состояние артикуляционной моторики в покое, при мимических и общих движениях, прежде всего артикуляционных. При этом отмечаются не только основные характеристики самих движений (их объем, темп, плавность переключения, истощаемость и т. д.), но и точность и соразмерность движений, состояние мышечного тонуса в речевой мускулатуре, наличие насильственных движений и оральных синкинезий. Состояние артикуляционной моторики соотносится с общими моторными возможностями ребенка, отмечаются даже незначительные двигательные расстройства. Логопед определяет характер нарушений артикуляционных движений, приводящих к неправильному звукопроизношению. Наиболее частыми нарушениями при дизартрии являются: недостаточный подъем кончика языка, нарушенная скорость в образовании смычки, неправильные структуры, используемые в контакте, недостаточное напряжение, короткая продолжительность контакта, замедленное ослабление или выход из контакта, неправильное направление воздушного потока. Важно отметить, определяет ли ребенок нарушения звукопроизношения в чужой и в собственной речи, как он дифференцирует на слух нормально и дефектно произносимые им звуки (в словах, слогах и изолированно). Логопедическое обследование позволяет выявить структуру и тяжесть фонетико-фонематического нарушения, сопоставив его с тяжестью поражения артикуляционной и общей моторики, а также общим психическим и речевым развитием ребенка. Date: 2015-12-13; view: 1849; Нарушение авторских прав |