Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие, жизненный цикл и стратегии конкуренции продукта
В последнее время большое развитие получают комбинированные продукты, которые объединяют в себе вещь и услугу. Поэтому руководство фирмы должно избегать производственной трактовки продукта, т.е. взгляда на продукт как на производимое изделие. Продукт – это совокупность характеристик того, что продаёт фирма и что покупает клиент. В стратегическом управлении важны три взгляда на продукт: 1. продукт как средство удовлетворения потребности клиентов; 2. продукт как развивающееся явление, которое рождается, растёт и умирает; 3. продукт как основное средство конкурентной борьбы. Продукт состоит как бы из двух основных частей: 1) ядро продукта (его функциональные потребительские свойства и качества) и 2) оболочка продукта (марка, имидж, упаковка и этикетка, гарантия). Функциональные потребительские свойства продукта, т.е. товары (вещи) должны удовлетворять потребность человека в функциональных свойствах. Совокупность потребительских характеристик товара раскладывается на две группы: 1) свойства, определяющие принадлежность товара к определённой товарной группе; и 2) конкретные характеристики, удовлетворяющие потребность покупателя. Покупатель воспринимает каждый товар как относящийся к гуппе (2). Марка продукта. Очень часто покупатели приобретают товар потому, что это изделие определённой марки. Марка продукта – это название, знак, символ, которые используются для идентификации продуктов одного или нескольких продавцов, с целью выделения их из массы продуктов конкурентов. Чтобы защитить исключительное право пользования маркой, фирма регистрирует торговую марку (ТМ), которая может совпадать с маркой, а может и быть просто её частью. Имидж продукта. Марка и имидж тесно связаны между собой. Марка способствует созданию имиджа и отражает определённый имидж. Имидж явления – это устойчивое и распространённое представление об особенностях, специфических качествах и чертах, характерных для данного явления. Имидж продукта – это распространённое и устойчивое представление об отличительных характеристиках продукта, придающих ему своеобразие и выделяющих его из ряда других продуктов. Имидж продукта складывается под влиянием четырёх факторов: - имидж марки (фирмы); - качество продукта; - состояние продуктов конкурентов; - критерии предпочтения покупателей. Упаковка и этикетка. Они иногда становятся символом товара, позволяющим распознать его и отличить от других. С помощью их можно повысить спрос на продукт. Упаковка обычно выполняет несколько функций: - является ёмкостью, в котором находится продукт; - это средство привлечения внимания покупателей; - с помощью упаковки и этикетки фирма рекламирует марку и создаёт имидж товару; - упаковка может найти дополнительное применение после покупки товара. Гарантия – это те обязательства фирмы в отношении её продукта, которые она принимает перед покупателем и берётся выполнять их после продажи продукта. Выделяют три группы гарантий: 1) Гарантии определённых качеств продукта, исходящие из его марки и имиджа и не имеющие компенсационных механизмов. 2) Право на гарантийное обслуживание и ремонт товаров в случае поломки. 3) Гарантия на возврат продукта в случае брака и несоответствия качества. 2. Жизненный цикл продукта: Каждый продукт проходит несколько стадий жизненного цикла. Для различных продуктов – они разные, но и здесь есть общие моменты. Впервые эта концепция была предложена американцами в 60-х гг. Общие характеристики жизненного цикла продукта: - всякий продукт имеет ограниченное время жизни на рынке; - жизненный цикл продукта состоит из отдельных фаз, следующих одна за другой в определённом порядке; - каждая фаза жизненного цикла требует определённого подхода к продукту и соответствующей стратегии. Выделяют четыре фазы в жизненном цикле продукта (см.рис.): 1. Выход на рынок. 2. Рост. 3. Зрелость. 4. Уход с рынка. На стадии 1 товар разрабатывается и только-только появляется на рынке. Прибыли от его продажи пока нет, т.к. все средства вкладываются в его разработку. На стадии роста 2 предполагается достаточно быстрое расширение продаж, возрастает выручка, фирма начинает получать прибыль. Но продолжается ещё вложение денег в рекламу, марку и др. Прибыль здесь из отрицательной становится положительной. На стадии 3 продукт уже не надо поддерживать, прибыль – положительная, здесь достигается пик продаж, после которого они начинают падать, т.к. товар уже достаточно старый. На стадии 4 фирма должна снять продукт с производства с минимальными затратами. 3. Конкурентные стратегии продукта: Стратегия продукта – одна из составляющих конкурентной стратегии фирмы. Она является детализацией конкурентной стратегии как по составляющим продуктам, так и по времени. По уровню иерархии стратегия продукта близка к функциональной стратегии. При выполнении стратегии продукта обращают внимание на два важнейших фактора: 1) конкурентная среда и стратегия конкуренции и 2) состояние портфеля продукции фирмы. Для анализа этих двух факторов используют матричные (портфельные) методы, но этого ещё не достаточно для выработки стратегии продукта. Для этого фирме необходимо ясно представлять своё положение в конкурентной среде. В этой связи выделяют четыре возможные позиции фирмы: Позиция лидера на рынке. Лидер может действовать двумя способами: расширять свои позиции на рынке, выбирая и применяя стратегии роста; или защищать свои позиции на рынке. Защищая позиции на рынке, лидер может применять четыре стратегии конкуренции: - стратегия инновации (принцип: вкладывать средства в новые разработки, чтобы всегда быть впереди); - стратегия закрепления (лидер старается удержаться на рынке путём снижения цен, обновления ассортимента и др.); - стратегия конфронтации (применяется при активных нападках конкурентов: значительные снижения цен, совершенствование политики распределения продуктов и применение других легальных, маркетинговых рычагов); - стратегия “доставить беспокойство конкурентам” (это уже любые действия против конкурентов). Позиция бросающего вызов рыночному окружению. “Бросающий вызов” – это фирма, которая сама хочет стать лидером. Она должна быть достаточно сильной. Здесь для неё существует два пути: 1) атака на лидера или 2) атака на более мелкого конкурента. При атаке на лидера “бросающему вызов” необходимо иметь больше сил и возможностей, чем у лидера и отыскать его слабые стороны. Атаку можно проводить следующими способами: - открытый прямой удар по лидеру (это борьба по принципу “сила на силу”, удар в то место, в котором лидер чувствует себя наиболее сильным, т.е. это удар по сильной стороне); - фланговая атака (это действия в тех областях, где у лидера имеются слабости); - атака по всем направлениям (применяется в случае полного превосходства “бросающего вызов” над лидером; требует огромных финансовых затрат); - обходная атака (“бросающий вызов” создаёт новый рынок, завлекает туда лидера и побеждает его там); - “Партизанская борьба” (так поступают не очень сильные конкуренты: их обычно много и они постоянно досаждают лидеру, что в конце концов может подорвать его силы). Средствами атаки могут быть: - установление более низких цен; - выведение нового продукта и создание новых потребностей; - улучшение обслуживания клиента (особое внимание здесь уделяется логистике: нужный товар – в нужное место с минимальными затратами); - усиление рекламы и систем продвижения продукта. Позицияпоследователя. Последователь не стремится атаковать лидера, а просто хочет удержать своих клиентов. В то же время он охотно вступает в борьбу на новых рынках. Последователь концентрирует внимание на высокой прибыли и рентабельности и это уводит его в сторону от конкурентной борьбы. Позициязнающегосвоёместонарынке. Стратегия таких фирм состоит в поиске мест на рынке, не занятых более сильными конкурентами (поиск своей рыночной ниши). Для реализации этой стратегии такая фирма должна развиваться в пределах допустимых темпов роста, иметь чёткую, ограниченную специализацию и сильного руководителя.
Date: 2015-12-13; view: 377; Нарушение авторских прав |