Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






XIII. Составь рассказ по картинкам





Инструкция: взрослый дает ребенку все карточки и говорит: “Рассмотри внимательно эти картинки и разложи их по порядку так, чтобы получился какой-нибудь рассказ. Для этого нужно понять, что было сначала (эта картинка станет первой), что было потом и чем вся эта история закончилась (это покажет последняя картинка в ряду). Будь очень внимателен к деталям рисунка, они подсказывают правильное решение”.
Примечание: в конце упражнения обязательно спросите ребенка, кажется ли ему сюжет смешным или странным и что именно кажется таким.

Конспект открытого занятия на тему «Дифференциация звуков Ч и Ть»

Тема занятия «Дифференциация звуков Ч-ТЬ»

Цели занятия:

- упражнять детей в дифференциации звуков ч-ть на слух и в произношении
- учить детей сравнивать звуки по акустическим и артикуля-ционным признакам
- научить детей правильно употреблять глагол «хотеть» в настоящем времени
- упражнять детей в составлении сложноподчиненных предложений
- развивать словотворчество детей
- закрепить навыки чтения и печатания
- развивать слуховое внимание и фонематический слух
- воспитывать в детях доброе отношение друг к другу и к окружающим

Предварительная работа:

1. Работа по теме «Звук и буква Ч»
2. Звуко-слоговой анализ слов
3. Заучивание скороговорок

Оборудование:

1) Игрушки- телефон, Буратино, кукла Катя, черепаха Тортилла, кот Тим.
2) Набор предметов – ящик посылочный, тетрадь, ластик, пластилин, телевизор, тюльпан, беретик, мячик, кисточка, ключик, очки, чепчик, бантик, тесемка, полотенце.
3) Карандаши, карточки с пропущенными буквами, звуковые схемы слов, буквы Ч и Т, картинки с изображением кузнечика и часиков

Ход занятия

I. Оргмомент

«Свет мой зеркальце вставай

Язычок на зарядку приглашай»

- Пока Вы делали зарядку, к нам пришёл в гости старичок и принёс картинки. Произнесите их и скажите, какой один звук слышится в этих словах? «Ч» -правильно.

- Вот сегодня мы с вами будем знакомиться со звуком «Ч», будем произносить слоги, слова со звуком «Ч», составлять красивые предложения.

- Посмотрите в зеркало и произнесите звук «Ч». Как расположены губы, зубы, язык? Губы окошечком, между зубами расстояние, язык прижимается к «потолочку», воздушная струя выходит посередине.

- Скажите ребята старичку, а когда Вы произносили звук «Ч» он тянулся? Что ему мешало? (язычок).

1) Знакомство с гостями.
2) Отгадывание загадок
Поверчу волшебный круг, и меня услышит друг. (телефон)
Что всегда идет, а с места не сойдет (часы)
Чудо-ящик – в нем окно, а в окошечке кино (телевизор)

II. Сообщение темы

- Какие звуки слышатся в начале слов-отгадок?
- Сегодня мы будем изучать звуки ч и ть, слушать их, сравнивать.

III. Изучение нового материала

1) Игра «Сравни»

- Произнесите звук Ч. Он какой?
Правильно, согласный, глухой, всегда мягкий.
- Чья это песенка? Ч-ч-ч-ч
Правильно, песенка кузнечика.
- Произнесите звук ТЬ. Он какой?
Правильно, согласный, глухой, мягкий.
- Чья это песенка? Ть-ть-ть
Правильно, песенка часиков.

Когда мы произносим звук Ч, где язычок, что делают губы, а зубы?
(язык за верхними зубами, губы «трубочкой», зубы сомкнуты)

Когда произносим звук ТЬ, где язык, что делают губы и зубы
(язык за нижними зубами, губы улыбаются, зубы сомкнуты)

2) Игра «Поймай звук»

Послушайте звуки. Если услышите Ч, поднимите руку. Если слышите звук ТЬ, хлопните в ладоши.
а) изолированные звуки: ть, ть, ч,ть,ч,ч,ть,ч,ть,ть,ч.
б) в слогах: ча, тя,чи,ти, тё, чё, чу, тю, те,че.
В словах: котята, зайчик, утёнок, зонтик, луч, плечи, паутина, трубач, пять, бычок.
г) игра «Что раньше, что потом ч и ть или ть и ч»
учитель, птичка, течёт, лечить, печать, тянучий, течь, учить, аптечка.

3) Произошение звуков Ч и Т.
Ребята, давайте пригласим к нам на занятие гостей из Сказочной страны гостей. В их именах должны быть звуки Ч и ТЬ. Но сначала отгадайте загадки.


У отца был мальчик странный
Необычный – деревянный.
На земле и под водой
Искал он ключик золотой.
Всюду нос совал он длинный.
Кто же это? (Буратино)

Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.(котенок)

С нею девочка играет:
Кормит, моет, одевает,
Спать укладывает в ночь,
Но не растет у мамы дочь.(кукла)
Спешить домой я не спешу.
Зачем спешить мне по-пустому?
Свой дом всегда с собой ношу,
И потому всегда я дома. (Черепаха)

Он был когда-то странной
Игрушкой безымянной,
К которой в магазине никто не подойдет.
Теперь он (Чебурашка)
И каждая дворняшка
При встрече сразу лапу подает.



Ребята, давайте назовем куклу Катей.

4) Узнавание слов по звуко-слоговым схемам.

- Какое из имен длиннее Катя или Буратино?
- Назовите гласные звуки в слове Буратино. Сколько гласных звуков? (четыре) Сколько в этом слове слогов? (четыре) А как вы узнали?
Дети: Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.
-Назовите 1 слог, 3тий слог, 2ой слог, 4 ый слог.
Детям предлагаются звуко-слоговые схемы слов Буратино, Катя, и дети узнают, где чье имя спряталось.

5) Практические усвоение глагола «хотеть»

-Кто хочет поиграть с игрушками?
Спроси у Насти и Саши. (Дети: Вы хотите поиграть с Чебурашкой?)
Спроси у Арины и Илюши.(Дети: Вы хотите поиграть с котенком?)
Спросите у меня. (Дети: Вы хотите поиграть с черепахой?)

IV. Физкульминутка


Логопед: Я хочу поиграть с Буратино.
Буратино потянулся
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Руки в стороны развел,
Видно, ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.

V. Закрепление темы.


1) Игра «Подари гостям подарки»

(Раздается стук в дверь)
Логопед: Кто там?
Почтальон: Это я – почтальон Печкин, принес посылку для ваших гостей.
Логопед: Сколько много здесь подарков! Ребята, давайте так распределим подарки: гостям, в имени которых есть звук Ч или ТЬ – подарим соответст-вующие подарки.
(Дети дарят Буратино – тетрадь, ластик, пластилин.
Кукле Кате –телевизор, тюльпан, беретик.
Чебурашке – мячик, кисточку, значок.
Котенку Тиму- бантик, тесемку, полотенце.

2) Произношение Ч и ТЬ в словах, предложениях, чистоговорках.

а) Игра «Повтори, не ошибись»
Мяч- мять, печь- петь, честно – тесно, чёлка – тёлка, чётко – тётка,
Печка- Петька, речка – редька, вечер – ветер, зачем – затем.
б) Составление предложений с этими словами

 


в) договаривание чистоговорок
Ач-ач-ач, купим Танечке (калач)
Оч-оч-оч, рады мы друзьям (помочь.)
Уч-уч-уч, ветер, ветер ты (могуч)
Ты гоняешь стаи (туч)
Ич-ич-ич, а кирпич кладем (кирпич)
Ать-ать-ать, будем весело (шагать, плясать)
Оть-оть-оть, орех нам надо (расколоть)
Уть-уть-уть, в дудочку я буду (дуть)
Ить-ить-ить, кошка хочет (пить)

г) проговаривание скороговорок от лица персонажей
У четырех черепах по четыре черепашонка.
Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик
Чебурашка, Чебурашка, нос, как черная букашка.
Пять котят есть хотят.


3) Игра «Буква потерялась»

-Какую букву надо писать, если слышится звук Ч? Звук ТЬ?
(Детям предлагаются карточки с пропущенными буквами в словах:
Грачи, зонтик, утёнок, врачи, тишина, котёнок, чемодан, теремок, качели, паутина, темно, трубачи, кирпичи, зайчик, ботинки, внучата, утята, чашка, тучи, гости, дети, пятёрка. Дети вставляют пропущенные буквы)

4) Чтение слов по карточкам

-Сначала читаем слова с буквой Ч, затем с буквой Т

5) Практическое усвоение сложноподчиненных предложений.

-Загадайте желание
Дети: Я хочу, чтобы…..

VI. Итог занятия.

- Ребята, чем мы сегодня занимались.? Правильно, мы различали звуки Ч и ТЬ. Какая игра вам больше всего понравилась? Вы сегодня все прекрасно справились со всеми заданиями, активно участвовали в занятии.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ч-Т и Ч-Ть

Произносить слоги с этими звуками в разных вариациях.

Произносить слова со звуками Ч и Т.

Внучата, волчата, зайчата, барсучата, крольчата, галчата, туча, пятачок, точёный, чистый, точил, летучий, чубастый, четыре, стульчик, листочек, частушки, трубач, толочь, отлично, Танечка, мачта, мечта, почта, тачка, тучка, штучка, веточка, ниточка, форточка.


Произносить слова со звуками Ч и Ть.

Учитель, тянучий, трескучий, тягач, тянуч, чинить, стеречь, течь, птичка, аптечка, течёт, учить, лечить, молчать, качать, мычать, печать, кричать, читать, чихать, рычать, торчать, отвечать.


Произносить пары слов.

Чашка – тяжкий чайка – лентяйка

Чавкать – тявкать внучата – утята

Круча – крутят крольчата – котята

Мычать – мостят ворчат – вертят

Бачок – потёк бочонок – утёнок

Чёлка – тёлка зайчонок – котёнок

Ночёвка – путёвка бечёвка – потёмки

Мочёный – метёный печёный – плетёный

Чук – тюк чижик – тише мычит – летит

Каучук – утюг плечи – плети точить – катить

Чулан – тюльпан зайчик – зонтик овчина – паутина

Зачем – затем чернеть – терпеть

Качели – хотели чернота – теснота

Леченье – плетенье черенок – теремок

Черно – темно черноголовый – темноголовый

Вечер – ветер черноволосый – темноволосый

Калач – жевать врач – брать

Кумач – поймать поплачь – подать

Толочь – полоть тянуч – тянуть

Мяч – мять могуч – гнуть

Луч – муть прячь – пять

Дичь – пить печь – петь

Меч – иметь печка – Петька

лечь – клеть речка – редька

беречь – белеть напечь – напеть


 

Произносить предложения.

Горячий утюг. Тёплая печка. Тёмные тучи. Чужой котёнок. Тёмный чулан. Чугунный котёл. Тяжёлый чемодан. Плетёная бечёвка. Летят птички. Птички солнышка ждут, птички песни поют. Сова днём прячется, ночью охотится. Наступил вечер, утих ветер. Плыли по небу тучки. Тучек – четыре штучки. Мячик бьют, а он не плачет, только ещё выше скачет.

 

ЗАГАДКИ

Стучат, бренчат, ходят весь век, а не человек. (Часы.)

Он идёт, волну сечёт, из трубы зерно течёт. (Комбайн.)


ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ ТЬ (Т) - Ч

1. Дифференциация изолированных звуков Тъ — Ч.

Дифференцируя изолированные звуки Ть — Ч, рекомендуется использовать картинки-символы: Ть - молоточек стучит, Ч - паровоз едет.

2. Повтори прямые слоги со звуками Ть (Т) - Ч.

тя - ча те - чо те - че тю - чу ти - чи

ча - тя чо - те че - те чу - тю чи - ти

3. Повтори обратные слоги со звуками Тъ (Т) - Ч.

ать - ач оть - оч уть - уч ыть - ыч ять - яч
ить - ич еть - еч ёть - ёч ють - юч яч - ять

4. Повтори слоги, где звуки Ть (Т) - Ч находятся между
гласными.

атя - ача атё - ачо ате - аче ати - ачи

отя - оча отё - очо оте — оче оти - очи

утя - уча утё - учо уте - уче ути — учи

ытя - ыча ытё - ычо ыте - ыче ыти - ычи

итя - ича итё - ичо ите - иче итю - ичу

5. Повтори слоги, где гласные находятся между согласны-

ми Ть (Т) - Ч. Тич - теч - тёч - тюч - тяч

6. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

чти - чте - чте - чтю - чтя


7. Повтори обратные слоги со стечением согласных.

ачт - очт - учт - ычт - ичт - ечт - ечт - ючт - ячт

8. Повтори слова, где звуки Ть (Т) - Ч находятся в начале

слова.

тем - чем тюк - Чук тик - чик

тай - чай тайный - чайный тук - Чук

тюбик - чубик тех - чех ток - чок

тесно - честно тесто - честно

9. Повтори слова, где звуки Тъ - Ч находятся в середине слова.

петька - печка ноты - ночи

10. Повтори слова, где звуки Ть — Ч находятся в конце слова.

мять - мяч тянуть - тянуч

пугать - пугач меть - меч

11. Повтори слова, где звуки Тъ (Т) - Ч находятся в одном
слове.

Течь, точка, тучка, чинить, читать, туча, учить, точить, мочить, печать, качать, чтение, птичка, тачка, Танечка, Тонечка, точка, ботиночки, течёт, точечка; учитель, выключатель.

12. Повтори словосочетания.

тыквенная начинка тонкая маечка тёмная туча

Митины ботиночки утиное яичко темная ночь

Вовочкина птичка тётин чемодан темные очки

13. Повтори предложения.

Три слова. У Катеньки мячик. Ниночка видит бабочку.

Четыре слова. Ученик Пе.тя покупает учебники. Девочки идут на почту. Котёнок хочет поймать бабочку. Катя даёт собачке косточку. На небе тёмные тучи.

Пять слов. Мамочка покупает дочке Танечке кофточку. Никита и Антон чинят тачку. Петя и Таня пекут пончики. Катя покупает пять пачек печенья. На печке спит котик Тимофей. У будочки тявкает Анечкина собачка.

Шесть слов. На тонких веточках у паучка паутина. Тётя Катя покупает очки в оптике.

Семь слов. Витя и Митя в тени едят пончики. Митя и Вовочка пьют чай с печеньем.

14. Повтори и отгадай загадки.*

Бежит, бежит -, Стучат, стучат, -

Не выбежит. Не велят скучать.

Течёт, течёт -. Идут, идут,

Не вытечет. (Река) А всё тут да тут. (Часы)

15. Повтори стихи*

У Мити пять котят, Моем, моем трубочиста

И все котята есть хотят. Чисто, чисто, чисто, чисто.

Е. Спивак Будет, будет трубочист

Чист, чист, чист, чист!

К. Чуковский

 

Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна. А. Пушкин

16. Послушай рассказы. Назови слова со звуками Тъ (Т)

- Ч. Перескажи рассказы.


Кто мычит?

А. Хмелёва

1. Это кит? - Кит.

2. Кит мычит? - Не мычит.

3. А кто мычит? - Бычок мычит.

Я читаю

А. Хмелёва


У меня книга. Я учу по этой книге буквы. Это буква а, это - у, это - и. А вот над этой буквой две точки. Это буква ё. Я читаю: ау, уа, Тема, тётя, уточка, тучка.

17. Повтори скороговорки.

Ткач ткёт ткани на платки Тане. Водичка течёт, а печка печёт. Димочка Ниночке чинит ботиночки.

Танечка - у печки, Ванечка - на печке.

Витечка читает, Митечка мечтает.

Ткани ткачи ткут, Но не много наткут. А. Хмелёва

Ткёт ткач Тане Новые ткани. Потом наткёт ткани Тоне и Мане. А. Хмелёва

Внучек Тема - в маечке, Дочка Таня - в юбочке.

У девочек Анечки, Манечки И Танечки в баночках бабочки.

У Пети по чтению «пять», Он Катю научит читать. А. Хмелёва

У Димочки - котёночек, У Фимочки - утёночек; Котёночек - у Димочки, Утёночек - у Фимочки.

Стишки на дифференциацию звуков «Ч» и «ТЬ»


Мальчуган вздыхает ТЯЖКО:

Со стола упала ЧАШКА...

Свисают руки, словно ПЛЕТИ...

Давай, дружок, расправим ПЛЕЧИ!

Учим Тузика не ЧАВКАТЬ

И на деточек не ТЯВКАТЬ!

У коровы — ТЁЛОЧКА,

Рыженькая ЧЁЛОЧКА!

Нашему ЛЕНТЯЮ

Заварить ЛЕНЬ ЧАЮ!

На брусок НА ТЁСАНЫЙ

Брошу шарф НАЧЁСАННЫЙ!

Я в комнаты МЕТЁНЫЕ

Нёс яблоки МОЧЁНЫЕ!

Объясняет ГекУ ЧУК

Как использовать УТЮГ!

Сайд садится на ЧУРБАН,

Сайд снимает свой ТЮРБАН.

Пора признаться ЧЕСТНО:

В каморке нашей ТЕСНО!

У трубача давным-давно

От веток в комнате темно...

Темно, конечно, но ТРУБАЧ

Не хочет ветки ОТРУБАТЬ!

— Что тебя, братишка, МУЧИТ?

— Да меня в машине МУТИТ!

Мама будет тесто МЯТЬ —

Дети будут в МЯЧ играть!

Мама тортик будет ПЕЧЬ —

Дети песни будут ПЕТЬ!

Стали звать Каштанку ТЁТКА...

Трюки ТЁТКА знала ЧЁТКО!

Чтоб полить укроп и РЕДЬКУ,

За водой иду на РЕЧКУ!

Вот так ВЕЧЕР, ну и ВЕЧЕР!

Целый ВЕЧЕР свищет ВЕТЕР!

У девчонок и мальчишек

Нет пальтишек... ВЕТЕР, тише!

Тёме хочется ИМЕТЬ

Богатырский щит И МЕЧ!

Тетерев с тетёрочкой

Тёрли сыр на тёрочке!

Читатели, читайте!

Мечтатели, мечтайте!

Учителя, учите!

А молчуны — молчите!

Горка —КРУЧЕ, КРУЧЕ, КРУЧЕ...

Тёмочка педали КРУТИт...

КРУЧЕ горки не встречалось!

В чистом поле легче мчалось!

Симпатичный я бычок?

Почешите мне бочок!

Помоги мне, паучок,

Доплести воротничок!

Да за тяжесть не сочти —

Это пустячок почти!

У чистюли-тёти

Чистота в почёте!

Телеграмму на почте прочтите!

Не прочтёте — меня огорчите!

Вы, начальник, не скучайте

Без чернил и без печати!

Плыл тюленчик по теченью

Выразить своё почтенье

Тёлочке, телёночку,

Уточке, утёночку!

Вытирайте, птенчики,

Клюв о полотенчики!

Почистите ботиночки

Для Тёмочки и Тимочки!

Как старательны чижи!

Чертят, чертят чертежи!

Ночной порой в чулане

Темно, как в чемодане!

Свечою посветите,

Светильнички включите!

Дети, тише, не кричите!

Телефончики, молчите!

Не чирикать! Не чихать!

Будет Петечка читать!

На речке утку и утяток

Учитель повстречал когда-то

Кричала уточка:

— Учитель!

Моих утят читать учите!


 

 







Date: 2015-12-13; view: 932; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.064 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию