Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






VII. Автоматизация звука [Ч] в прямом слоге





Приступать к автоматизации звука можно только после того, как звук поставлен и правильно произносится в изолированном виде.

Как правило, автоматизацию звука [ч] проще начинать с обратного слога. Однако, если Вашему ребенку легче дается прямой слог, то можно начать и с него. Напоминаем, что открытым или прямым слогом называется слог вида "согласный+гласный".

v Произносить (читать) слоги.


ча—чо—чу чи—чё—чу
чо—чу—ча чё—чи—чу
чу—чи—че ча—чё—чи
чи—чо—чу чо—чу—чё

v Произносить (читать) слова.

С ударением на слоге: чай, чан, чайник, чайка, чашка, кочан, причал, кричал, ка чал, бахча, начал, мочалка, каланча, бачок, бычок, пучок, значок, крючок, плечо, кулачок, каблучок, бочонок, зайчонок, волчонок, галчонок, учёба, черный, бечёвка, мочёный, печёный, печёнка, ночёвка, прочёл, пчёлка, копчёный, чуб, чудо, хочу, кричу, уплачу, драчун, каучук, кольчуга, дочурка, молчу, кричу, чин, чижик, учил, врачи, грачи, мячи, калачи, горячи, рычи, кричи, личинка, овчинка, волчица, горчица, чей, ручей, мячей, грачей, горячей, зачем, качели, леченье, печенье, вечерний, черви.

Без ударения на слоге: дача, куча, удача, добыча, задача, передача, чудак, чулок, чугун, чулан, чурбан, мальчуган, плачу, кончу, жемчуг, зайчик, мальчик, пальчик, мячики, калачики, могучий, горючий, пахучий, гремучий, колючий, дремучий, выучил, вылечил, лётчик, кончик, пончик, волчий, заячий, огурчик, голубчик.

v Знакомство с буквой:


Буква Ч – согласная, всегда мягкая, глухая



 

1. Договорите последний звук в слове, которое я начну произносить. Правильно произносите звук Ч.

КИРПИ…(Ч) СКРИПА…(Ч) КУЛИ…(Ч) ТРУБА…(Ч)

ПУГА…(Ч) СИЛА…(Ч) ЦИРКА…(Ч) КАЛА…(Ч)

Вспомните слова, которые у нас получились.

2. Замените последний звук в слове, которое я произне­су, на звук Ч. Какое новое слово получится?

ВРАГ – ВРАЧ УСАТ -УСАЧ ТКАНЬ -ТКАЧ МЕЛ – МЕЧ

ПЛАН – ПЛАЧ БИТЬ – БИЧ ГРАММ – ГРАЧ МЯТЬ – МЯЧ

КУЛИК- КУЛИЧ СЫТ – СЫЧ КЛЮВ – КЛЮЧ

3. Повторяйте за мной каждое слово в цепочке и назы­вайте звук, который превратил одно слово в другое.

ДАЧКА – КАЧКА – ПАЧКА -ТАЧКА – ТОЧКА – ПОЧКА -БОЧКА – МОЧКА – ДОЧКА -НОЧКА – КОЧКА – КУЧКА -РУЧКА – ТУЧКА – ЩУЧКА -ЩЁЧКА

4. Послушайте, как интересно: предмет становится меньше, а слово, которое его обозначает — длиннее.


БАК - БАЧОК - БАЧОЧЕК

БЫК - БЫЧОК - БЫЧОЧЕК

БОК - БОЧЕК - БОЧОЧЕК

СУК - СУЧОК - СУЧОЧЕК

ЛАК - ЛАЧОК - ЛАЧОЧЕК

ЗНАК - ЗНАЧОК - ЗНАЧОЧЕК

КРЮК -КРЮЧОК -КРЮЧОЧЕК

ВОЛК -ВОЛЧОК -ВОЛЧОЧЕК

ВНУК -ВНУЧОК -ВНУЧОЧЕК


5. Я говорю громко, а вы еще громче. Таня поет звонко, а Лена — еще звонче. Слышите, как заканчиваются эти слова? Нельзя говорить “громчее”, “звончее”! Давайте поиграем в такие слова!

ЛЕГКО-ЛЕГЧЕ ЯРКО -ЯРЧЕ МЯГКО-МЯГЧЕ КРУТО-КРУЧЕ

ГРОМКО -ГРОМЧЕ МЕЛКО -МЕЛЬЧЕ ЗВОНКО – ЗВОНЧЕ

КОРОТКО – КОРОЧЕ КРЕПКО -КРЕПЧЕ БОГАТО -БОГАЧЕ
ЖАРКО -ЖАРЧЕ

6. Внучок, внучочек. Очень ласковые слова… Бывает, бабушка и дедушка так любят и ласкают внука, что готовы все сделать за него. А тот, хоть и говорит ласковые слова, ведет себя грубо, невежливо, неува­жительно. Послушайте стихи про такого мальчика и скажите, правильно ли он вел себя. Окончания “лас­ковых слов” будем договаривать вместе.


…Вот пришёл из сада мальчик,

Поднимает кверху ПАЛЬ…(ЧИК),

Манит дедушку: -ДЕДУЛЬ…(ЧИК)!

Принеси-ка быстро СТУЛЬ…(ЧИК)!

Расстегни-ка мне ЗАМО…(ЧЕК),

Опусти ВОРОТНИЧО…(ЧЕК)!

Ой! Запутался ШНУРО…(ЧЕК).

Развяжи-ка УЗЕЛО…(ЧЕК)!

И поправь-ка мне НОСО…(ЧЕК)!

Бабушка спешит: – Ах, внучек!

Хочешь есть? Покушай СУП…(ЧИК)!

Съешь БУЛЬОН…(ЧИК)! Вот БАТОН…(ЧИК),

Вкусный БЛИН…(ЧИК), пышный ПОН…(ЧИК)!

Вот ОГУР…(ЧИК), БАКЛАЖАН…(ЧИК),

АПЕЛЬСИН…(ЧИК) и БАНАН…(ЧИК)!

- Я наелся! Ну, БАБУЛЬ…(ЧИК)!
Отодвинь-ка быстро СТУЛЬ…(ЧИК)!
Я возьму ещё БАНАН…(ЧИК)

И улягусь на ДИВАН…(ЧИК).

Эй, ДЕДУЛЬ…(ЧИК)! – крикнул мальчик,

Принеси-ка мне ЖУРНАЛЬ…(ЧИК)!

И не шаркай так, ДЕДУЛЬ…(ЧИК)!

Воду выключи, БАБУЛЬ…(ЧИК)!

Не шумите! И – молчок! Отдыхает ваш внучок!!!


Игра с мячом:

Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
«Тише, Танечка, не плачь —
не утонет в речке мяч».

Логопед бросает ребенку мяч и говорит слово, а ребенок ловит мяч и бросает обратно, называя уменьшительно-ласкательно:

Гриб – грибочек, палец, стул, замок, узел, носок, суп, бульон, батон, блин, огурец, апельсин, банан, диван, журнал, внук…

 

7. Игра «Чудесный сундучок»

Тема. Воспитание правильного произношения звука ч в словах.
Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука ч в словах.
Предшествующая работа. Проведено уточнение произношения изолированного звука ч.
Подготовительная работа. Приготовить чудесный сундучок — красиво оформленную в виде сундучка коробку, открывающуюся сбоку. Подобрать картинки, в названии которых звук ч находится в разных частях слова, например: чемодан, очки, чулки, точка, бочка, мальчик, девочка, пчела, качели, мяч, ключ и др.



Краткое описание
Воспитатель показывает детям сундучок и говорит, что этот сундучок чудесный, потому что в нем лежит много интересного. Каждый сможет узнать, что там лежит; только надо сказать такие слова: «Сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок». Дети по очереди вынимают из сундучка картинки, показывают всем и четко называют их.
Методические указания. Следить, чтобы дети говорили слова достаточно громко, звук ч произносили четко..

8. «Обведи по точкам. Назови предметы». (Не обязательно обводить все картинки, на это тратится много времени, достаточно обвести одну, остальные попросите малыша "узнать", а дома можно обвести все остальные).

Чашка, чемодан, чулок, чугунок, черепаха, червяк.

«Отгадай слово». Взрослым слово произносится без первого звука [Ч], а малыш отгадывает его, произнося правильно:.емодан - … (чемодан),.айник - … (чайник) и т.д.

«Угадай-ка». Малыша просят показать и назвать картинку, какую загадает взрослый:

Я загадала посуду, игрушку, одежду, животное, сказочного персонажа, насекомое.

«Закончи предложение». Малыш заканчивает предложение одним словом, картинки ему помогают.

На берег выползла большая… (черепаха).

Мама вскипятила … (чайник).

Одежду сложили в … (чемодан).

Мама налила чай в новую … (чашку).

«Составь слово из слогов». Картинки – твои подсказки.

Ник, чай - … (чайник)

Дан, чемо - … (чемодан)

Лок, чу - … (чулок)

Вяк, чер - … (червяк)

 







Date: 2015-12-13; view: 1130; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию