Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психическое здоровье





Психологическая саморегуляция – это саморегуляция внешнего уровня. Она имеет целью упорядочение, налаживание отдельных сторон жизни и самоорганизацию. Саморегуляция позволяет осуществлять деятельность и сохранять здоровье в условиях дезорганизации. Сознательное управление собой становится важным инструментом в руках человека, предотвращающим нежелательные последствия вредных влияний (прил. 1).

Специфика психологической саморегуляции состоит в том, что она отражает и реальную действительность, и «я» самого человека, т.е. отношение человека к самому себе. Следовательно, способность к саморегуляции выступает как один из наиболее важных показателей эмоциональной и социальной зрелости личности. Практически это почти универсальный показатель, который можно использовать для психодиагностики в целом ряде ситуаций.

Саморегуляция тесно связана с самовоспитанием, как более общим процессом «созидания себя», «творения себя» по выбранному эталону (человеческому). Объект воспитания – ребенок, подросток, юноша, взрослый человек – превращается в процессе самовоспитания в его субъект, т.е. руководит собой сам, занимает активную позицию. Первый шаг к самовоспитанию – знания о себе. Размышления о себе, анализ своих особенностей, оценка себя, т.е. весь процесс познания себя, позволяет увидеть то, что надо изжить, а на что опираться. Следует использовать средства самовоспитания, например, дневник самонаблюдения, самоотчет, самообязательство, самоконтроль. Самоконтроль имеет особое значение как средство предупреждения нежелательных последствий своей деятельности и одновременно как средство самооценки.

Важнейшим методом саморегуляции является психологическая защита. Следует объяснить механизмы психологической защиты в условиях, когда имеются помехи и препятствия; подчеркнуть роль неосознаваемых психологических процессов, которые также руководят поведением человека.

Психологическую защиту надо трактовать как специальную регулятивную систему устойчивости, направленную на устранение тревоги и других отрицательных эмоций, на создание психологического комфорта. Психологическая защита снижает значимость субъективных переживаний, позволяет выйти из травмирующей ситуации.

Особая активная позиция человека, активное поведение, поиски выхода (так называемое поисковое поведение) препятствуют возникновению заболевания или благоприятно влияют на его течение, исход. Если психологическая защита не срабатывает, развивается внутренний конфликт, возникают психосоматические расстройства, различные заболевания.

Механизмы психологической защиты:

1 Вытеснение (термин З. Фрейда) неприемлемых мыслей, воспоминаний, переживаний. Они изгоняются из сознания и переводятся в сферу подсознательного, откуда продолжают оказывать влияние. Например, вытесненные из сознания страх, тревога и т.д. руководят поведением, не дают истинного успокоения.

2 Переключение (термин 3. Фрейда), в широком толковании, – это переключение активности с одной деятельности на другую, более высокого уровня. Фрейд понимал переключение как процесс переключения сексуальной энергии на творческую.

3 Проекция – механизм защиты заключается в неосознанном наделении другого человека чертами, свойствами, побуждениями, присущими данной личности («а он сам такой же – это мне утешение»).

4 Идентификация, т.е. отождествление с кем-либо или с чем-либо.

Этими четырьмя механизмами далеко не исчерпывается арсенал средств психологической защиты. К методам саморегуляции, близким к психологической защите, относится аутогенная тренировка (AT), выступающая и как метод самовоспитания. Ее содержание – самовнушение, происходящее на фоне мышечного расслабления той или иной степени при концентрации внимания на своих представлениях и образах. Самовнушение значительно повышает уровень саморегуляции. С помощью самовнушения можно регулировать и ощущения, и восприятие, и эмоциональные реакции, и многое другое вплоть до работы внутренних органов (общеизвестный пример – йоги, которые способны воздействовать на физические функции).

Эффективность форм занятий определяется их методическим и организационным обеспечением. Необходимо пользоваться специальными нормативными и контрольными результатами в различных упражнениях, вести дневник самоконтроля.

К факторам, определяющим объём, интенсивность и направленность самостоятельных занятий относятся:

1 Уровень потребностей и психологической ориентации;

2 Уровень необходимых знаний, способностей и опыта самостоятельной организации занятий, а также уровень физической подготовленности;


3 Объём и качество научной и методической информации;

4 Материально-техническое обеспечение занятий, наличие помещений, спортивного оборудования и инвентаря;

5 Уровень социально-культурной жизни в быту и на производстве.

Для формирования здоровья и сохранения высокой жизнеспособности в изменяющихся условиях внешней среды необходимо разработать собственную оздоровительную систему. Оздоровительная система – это система знаний и практических методик, позволяющих обеспечить формирование здоровья человека. Терапевтическое обучение и психофизическая тренировка являются основными средствами воспитания способности к созданию собственного информационного поля здоровья. При разработке эффективного воспроизведения индивидуальной оздоровительной программы необходимы определенные условия:

1 рациональный режим дня,

2 правильное питание,

3 физические упражнения,

4 рекреационные и очищающие мероприятия,

5 здоровая среда обитания,

6 психическое здоровье.

Правила занятий физическими упражнениями (содержание, дозировка нагрузок, время проведения). Исходя из определения цели занятий, рассматриваются те или иные физические упражнения. Так как они разнообразны по форме и по степени воздействия, необходимо сделать выбор. Идеальная программа занятий должна обязательно состоять из упражнений, выполняемых в определенном порядке. Прежде всего – упражнения на растягивание, для улучшения гибкости, затем для развития общей выносливости, составляющие основу занятий (они помогают укрепить сердечно-сосудистую и дыхательную системы), и затем упражнения для тех отделов, которые нуждаются в особом внимании.

Продолжительность занятий определяется уровнем физической подготовки. Вначале занятия длятся не более 20–30 минут, плюс время для разминки и остывания. В течение первых 4–6 месяцев следует постоянно увеличивать время нагрузок. У студентов, серьезно занимающихся физической культурой первый год, опасность возникновения травмы из-за излишнего усердия обратно пропорциональна улучшению общего физического состояния.

Дозировка нагрузок. Слишком большие нагрузки столь же вредны, сколь недостаточные – бесполезны. Чтобы правильно определить дозировку, нужно помимо продолжительности, т.е. времени, затраченного на выполнение упражнений, учитывать и интенсивность.

Показателем интенсивности упражнений может служить частота сердечных сокращений (ЧСС). В среднем максимальная ЧСС независимо от уровня физической подготовленности будет равна 220 минус возраст. Если человек не в очень хорошем физическом состоянии, то нельзя заставлять сердце работать с максимальной отдачей.

Периодичность и время проведения занятий. Чтобы оздоровительные занятия приносили пользу, следует заниматься не менее трех раз в неделю, или два занятия с ЧСС, равной 80 % от максимальной. Выполнять упражнения лучше в одни те же часы. Не следует проводить занятия за два часа до и после еды.

Самоконтроль студента. Самоконтроль представляет собой регулярные самостоятельные наблюдения, осуществляемые с помощью простых, доступных для определения самим занимающимся, показателей, отражающих состояние физического развития, здоровья, а также влияния на организм нагрузок. Самоконтроль должен быть систематическим и длительным. Самонаблюдения необходимо регистрировать в дневнике самоконтроля. Эти показатели измеряются и записываются в одни те же часы, одним и тем же методом, в сходных условиях. Например, утром сразу после сна, затем перед началом занятий и по окончании его. При этом нужно следить за самочувствием и контролировать работу пульса в процессе занятия и особенно после выполненной нагрузки. Можно также регистрировать динамику функциональных сдвигов и ход восстановления организма после нагрузки. Преподаватель должен периодически просматривать дневник самоконтроля.







Date: 2015-12-13; view: 505; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию