Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коррекционно-педагогическая работа при эфферентной моторной афазии





Основными задачами коррекционно-педагогической ра­боты при эфферентной моторной афазии являются преодо­ление патологической инертности в звене порождения сло­говой структуры слова, восстановление чувства языка, преодоление инертности выбора слов, аграмматизма, вос­становление структуры устного и письменного высказыва­ния, преодоление алексии и аграфии. При «передних» эфферентной моторной нединамической афазиях работа опирается на сохранную парадигматическую систему и на привнесение извне логопедом программы и схемы речевого высказывания, начиная от программиро­вания и планирования слоговой структуры слова и кончая восстановлением планирования фразы и текста.

Именно привнесенные извне средства, программирующие структуру слова и фразы (схемы, планы, программы), позволяют преодолеть у больных с эфферентной моторной афазией трудности переключения с одного слога или слова на другое, восстановить кинестетическую мелодику речи, преодолеть персеверации, эхолалии, трудности слогов, входящих в слово, и слов, входящих во фразу.

Преодоление нарушенной произносительной стороны речи при эфферентной моторной афазии начинается с вос­становления ритмико-слоговой схемы слова, его кинетичес­кой мелодики.

При грубом нарушении чтения и письма работа начина­ется со слияния звуков в слоги. Больной, повторяя слог, складывает его из букв разрезной азбуки. Затем из освоен­ных слогов составляется простое слово типа ру-ка, во-да, мо-ло-ко и т. д. с опорой на ритмически отхлопываемую слоговую структуру слова, а также на схемы слова. Используется работа по автоматизации слов с определенной ритми­ческой структурой: предлагается читать серии слов с одной слоговой структурой, написанных столбиком. Постепенно слоговая структура слова усложняется. Больной сопряженно с логопедом, а затем самостоятельно читает разделенные на слоги рифмующиеся слова.

Одновременно с восстановлением звуковой и слоговой структуры слова начинается работа по восстановлению по­вествовательной речи.

Преодоление нарушений повествовательной речи начи­нается с восстановления так называемого чувства языка, улавливания созвучий рифм в стихах, пословицах и пого­ворках. Особенно полезно использовать пословицы и пого­ворки с рифмующимися глаголами.

При восстановлении экспрессивной речи особое внима­ние уделяется преодолению патологической инертности в нахождении нужных слов для высказывания. Обыгрывая предметный рисунок, логопед спрашивает ребенка, для чего предмет предназначен, что с ним можно или надо сделать, чтобы, допустим, съесть (надо вымыть, сварить и т. п.), ка­ковы свойства предмета и т. д.

При эфферентной моторной афазии преодолению инерт­ности в выборе глагола содействует не только фразеологи­ческий контекст, но и выразительная пантомимическая имитация логопедом движений с предметами.

Позже больному дается задание закончить однотипную фразу различными словами, например: я ем... (картофель­ный суп, манную кашу, белый хлеб и т. д.) или я жду... (врача, мать, дочь, жену и т. д.). Предварительно логопед четко произносит фразы к нескольким картинкам, затем стимулирует их произнесение путем вопросов с опорой на различные схемы предложения.

Важной составной частью работы по накоплению глаголь­ного словаря является подбор нескольких глаголов к суще­ствительному или нескольких существительных к одному глаголу. Первыми устными текстами, произносимыми боль­ным по составленному логопедом плану, являются расска­зы о режиме дня: «Я встал, умылся, почистил зубы...» и т. п. Предупреждению и преодолению предложно-флективного аграмматизма служат различные упражнения на вписывание пропущенных флексий, затем флексий и пред­логов и, наконец, глаголов и существительных в косвенных падежах. Больной обучается использовать восстановленный словарный запас в беседах с медицинским персоналом, с род­ственниками, позже осваивает лексику, необходимую при посещении врача, магазинов, аптеки и т. п.

При грубой эфферентной моторной афазии чтение и пись­мо могут быть в состоянии полного распада. В связи с этим для больных разрабатываются индивидуальные азбуки, в ко­торых каждой букве соответствует определенная картинка или слово, значимые для больного. Например, а — арбуз, б — бабушка, в — Василий и т. д. Позже проводится работа по составлению слов из слогов обычной разрезной азбуки.

Для восстановления плавного письма больного обучают многократно писать левой рукой сначала отдельные прописные буквы, затем слова и фразы. Полезно провести курс под­готовительных прописных упражнений, предупреждающих персеверации элементов букв при записи слов. На стадии частичного восстановления звукобуквенного анализа соста­ва слова от разрезной азбуки переходят к записи слов и лег­ких фраз во время слуховых диктантов. При этом больной должен проговаривать каждое слово по звукам, иногда пред­варительно складывать трудные слова из разрезной азбуки.


Восстановление чтения идет параллельно с восстановле­нием звукобуквенного анализа слов, но, безусловно, несколь­ко опережая его. Вначале больной по слогам читает слова с различной слоговой структурой, затем простейшие тексты.

На поздних этапах восстановления звукобуквенного ана­лиза состава слова решаются простые кроссворды, состав­ляются короткие слова из букв многосложного слова, пишут­ся разной степени сложности письма и сочинения, ведутся дневники и т. п.

Преодоление дефектов понимания речи осуществляется путем выполнения различных заданий на внимание, пере­ключения с одного предмета на другой, заданий «провока­ционного» характера, когда логопед просит показать тот предмет, которого нет среди лежащих перед больным, соот­нести фразу с сюжетной картинкой.

По мере восстановления слухового внимания стимулируется показ картинок по заданию, при этом больного спрашивают не «где нарисована ложка», а «покажите ложку»
или «покажите то, чем мы едим», «положите ложку на стакан» и т. п.).

Логическое ударение при этом должно падать то на предлог, то на существительное. С помощью интонации или логического ударения логопед подчеркивает переход к другим видам заданий: поставьте стакан, переверните стакан вверху
дном и т. п.







Date: 2015-12-13; view: 579; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию