Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нарушение чтения и письма





При афферентной кинестетической моторной афазии сте­пень нарушения чтения и письма зависит от тяжести апраксии артикуляционного аппарата. Наиболее грубо нарушены чтение и письмо при тяжелой апраксии всего артикуляционного аппарата. Восстановление чтения и пись­ма происходит параллельно с ее преодолением. Восстанов­ление внутреннего чтения может опережать восстановление письменной речи. При записи слов под диктовку, при пись­менном назывании предметов, при попытках письменного общения с окружающими сказываются все артикуляцион­ные трудности, т. е. появляется множество литеральных параграфий, отражающих смешение гласных и согласных фонем, близких по месту и способу артикуляции, пропус­каются согласные (сонорные).

При втором варианте афферентной кинестетической мо­торной афазии больные с трудом сохраняют порядок букв в слове, представляют их зеркально (вода — «даво», окно — «онко»), пропускают гласные или же пишут сначала все со­гласные, а затем уже гласные, причем, как правило, у них сохраняется представление о наличии звука в слове, напри­мер, пропуская букву ё в слове ведёт, больной ставит две точки над д.

В некоторых случаях при грубой афферентной кинесте­тической моторной афазии наблюдается диссоциация меж­ду полным отсутствием устной речи и некоторой сохраннос­тью речи письменной, служащей средством общения с окружающими. Эта сохранность письменной речи объясня­ется наличием преимущественной апраксии лишь глотки и гортани, выполняющих в русском языке роль преднастройки всех артикуляционных движений (Н. И. Жинкин, 1958) и осуществляющих фонацию гласных и звонких со­гласных.

По мере восстановления чтения и письма число литераль­ных параграфий уменьшается.

Второй вариант афферентной кинестетической моторной афазии характерен для лиц со скрытым левшеством при по­ражении теменных отделов левого полушария. Коррекционно-педагогическая работа при афферентной моторной афазии

Коррекционно-педагогическая помощь по преодолению афферентной моторной афазии опирается на включение со­хранного зрительного и акустического контроля, а также контролирующей функции лобных отделов левого полуша­рия у правшей, в комплексе осуществляющих зрительный и слуховой анализ читаемого и воспринятого на слух рече­вого сигнала, контроль за оптическим синтезом видимых элементов артикуляторного уклада и т. п.

Общими задачами коррекционно-педагогической работы при афферентной моторной афазии является преодоление нарушений кинестетического артикуляторного праксиса, что обеспечивает преодоление аграфии, алексии, наруше­ния понимания речи, а затем и восстановление развернутого устного и письменного высказывания.

Приемы работы определяются степенью речевого рас­стройства.

При грубо выраженной афферентной моторной афазии на начальном этапе коррекционно-педагогической работы задачами восстановительного обучения являются:

• растормаживание или восстановление произноситель­ной стороны речи;

• преодоление нарушений понимания;

• восстановление аналитического чтения и письма; сти­мулирование элементарной ситуативной речи.

При средней степени тяжести задачами коррекцион­но-педагогической работы являются:

• закрепление артикуляционных навыков;

• преодоление литеральных парафазии;

• стимулирование экспрессивной речи, преодоление де­фектов звуко-буквенного анализа состава слова и литеральных параграфий при записи слов;

• преодоление экспрессивного и импрессивного аграмматизма: понимания значений и употребления пред­логов, передающих пространственное отношение
предметов. При легкой степени выраженности афферентной мотор­ной афазии задачами коррекционно-педагогической рабо­ты являются преодоление остаточных артикуляторных трудностей при произнесении многосложных слов со стече­нием согласных, изжитие литеральных парафазии и пара­графий, преодоление элементов экспрессивного и импрессивного аграмматизма.

Для решения этих задач при грубой афферентной мотор­ной афазии используется глобальное, сопряженное произне­сение — чтение автоматизированных речевых рядов, их спи­сывание и чтение про себя, а затем зрительный диктант и чтение вслух фраз на темы дня, чтение и запись под диктов­ку отдельных букв, складывание из разрезной азбуки слов из трех — пяти букв, введение этих слов в активную речь.

При относительно сохранном чтении про себя и некоторой сохранности письменной речи формируется восстановление письменной речи при составлении фразы по сюжетным кар­тинкам. Для преодоления апраксии артикуляционного аппа­рата используется зрительно-слуховой имитационный при­ем. Вся работа по методу имитации звуков исключает пользование зеркалом, зондами, шпателями, так как они при афазии увеличивают степень произвольности движения, усугубляют артикуляционные трудности больных. Перед вызыванием того или иного звука больному предлагается выполнить неречевые движения языка, губ, щек, мягкого нёба в смысловой, «игровой», имитирующей эти движения форме, т. е. преодолевается оральная апраксия. Вызывание звуков начинается с имитации наиболее доступных, как правило, губных и переднеязычных.


Целесообразно начинать с контрастных гласных фонем а я у. Для их дифференциации логопед рисует в тетради большой и узкий кружочки или широко и узко раскрытые губы и учит ребенка имитировать эти звуки, затем присое­диняет звуки ми в.

Вызывание звуков должно быть «подчинено» следующим условиям: нельзя одновременно вызывать звуки одной ар­тикуляторной группы; звуки должны вводиться не в суще­ствительные в именительном падеже, а в слова и фразы, не­обходимые для общения (да, нет, вот, буду, хочу и т. п.). При грубой афферентной моторной афазии для более бы­строго перевода больного от зрительной имитации звука («чтение с губ») к самостоятельному произнесению звуков в процессе чтения несложных слов используется расстанов­ка над буквами надстрочных знаков: а — кружок, имити­рующий широко раскрытый рот; и — узкий кружок; м — сомкнутые губы, позже просто прямая линия; ы — выдви­нутый в профиль подбородок; т — стрелка слева направо, имитирующая направление движения языка в его межзуб­ной позиции; и — растянутый в улыбке рот; о — вертикальный овал; в — закушенная нижняя губа; с — горизонталь­но расположенный свисток, а позже две параллельные линии; э — широкий раствор рта с упирающимся в зубы языком; н — рисунок крыльев носа в профиль; е — гори­зонтальный овал рта; ш — квадрат, имитирующий утрированное произнесение этого звука; к — стрелка справа нале­во, показывающая направление движения языка в глубь рта; п — две встречные скобки, имитирующие надутые щеки, и линия между ними, имитирующая сжатые и вне­запно разомкнутые губы; л — стрелка, направленная снизу вверх; р — волнистая линия; и и ч — передаются сочетани­ем стрелки (т) и двух параллельных линий (с) и квадрат (ш); йотированные гласные обозначаются «суммой» над­строчных знаков на я = й + а; ю = й + у и т. д. Для определе­ния звонких согласных б, д, г, ж, з используются те же над­строчные знаки с восклицательным знаком над ними.

Использовать надстрочные знаки при афферентной мо­торной афазии предлагал А. Р. Лурия (1948). Их исполь­зование облегчает больному переход от зрительного вос­приятия артикуляционного уклада звука, произносимого сопряженно с логопедом, к чтению простейших слов, за­тем фраз и текстов. Эта самая тяжелая форма афазии как у правшей, так и у левшей успешно преодолевается в те­чение 2—3 лет и в большинстве случаев, при адекватной установке на значительное восстановление артикуляци­онной стороны речи, больные возвращаются к активной работе. Логопед, чтобы не вызвать у больного депрессию, не говорит ему о столь долгих сроках восстановительного обучения. В целях закрепления артикуляционных навыков при ос­воении новых звуков логопед должен многократно повторять предыдущий материал, сокращая употребление надстрочных знаков по мере преодоления у больного апраксии артикуля­ционного аппарата. Для окончательного ее преодоления весь пройденный материал надо повторить два-три раза.


По мере преодоления апраксии артикуляционного аппа­рата переходят к сопряженному и отраженному произнесе­нию фраз обиходно-бытового характера по картинкам, сти­мулируют самостоятельную речь больного.

Восстановление ситуативной, разговорной речи являет­ся одной из первоочередных задач как начального этапа коррекционно-педагогической работы, так и при средней сте­пени тяжести афферентной моторной афазии.

Восстановленные звуки вводятся в слова и фразы, необ­ходимые для общения (хорошо, буду, завтра, сегодня, ут­ром; у меня был врач, я уже ел и т. п.).

По мере возникновения ситуативной диалогической речи начинается восстановление монологической речи. Основной целью при этом является расширение словаря больного, пре­дупреждение аграмматизма, развитие развернутого устно­го и письменного высказывания, подготовка свободной ди­алогической речи. Больной овладевает схемой прямого и инвертированного построения фразы по сюжетной картин­ке, планом высказывания по серии сюжетных картинок. По мере восстановления звукобуквенного анализа состава сло­ва переходят с устного составления фраз по картинкам к письменному, фиксирующему достижения больного. Пись­менная речь оказывается опорой для восстановления устно­го высказывания.

На резидуальной стадии коррекционно-педагогической работы, т. е. если с больным в течение длительного времени не проводились логопедические занятия, восстановление чте­ния и письма начинается с первого же занятия с преодоле­ния артикуляторных трудностей. Каждый проговариваемый звук (слово, фраза) читается сначала сопряженно с логопе­дом, затем самостоятельно. Большая роль в восстановлении чтения и письма отводится зрительным диктантам отдель­ных слов, словосочетаний и коротких предложений. При грубой афферентной моторной афазии для восстановления анализа состава слова используется разрезная бука, вписывание пропущенных букв в слово и фразу.

Преодоление грубых артикуляторных расстройств щ афферентной моторной афазии — длительный процесс (о 3 месяцев до 1 года), однако остаточные явления нарушения звукопроизношения наблюдаются и тогда, когда у больного афферентная моторная афазия становится средней легкой степени тяжести.

При афферентной моторной афазии средней степени т жести основное внимание уделяется преодолению аграф и аграмматизма. Больному предлагаются зрительные и слуховые диктанты, особое внимание уделяется словам со м-п согласных, вписыванию пропущенных в слове слогов, в предложении слов. Преодолению аграмматизма содействует использование схемы предлогов, схемы окончаний существительных (в основном в родительном и винительном падежах). Особого внимания требует работа с предлогами, состоящими из одного звука: в, с, к, так как они! сливаются со словом, образуя дополнительное стечение согласных, и с трудом поддаются слуховому анализу больных с афферентной моторной афазией.

При легкой афферентной моторной афазии преодолева­ются артикуляторные трудности в произнесении аффрикатов, стечений согласных, звука р, закрепляется слуховой контроль больного за своей речью в целях преодоления! литеральных парафазии и аграмматизма, постепенно убыстряется темп произношения в пословицах, поговорках, скороговорках, при пересказе прочитанного и в рассказе по сериям сюжетных картинок, репродукциям картин художников, осваивается профессиональная лексика больного. Больной пишет тексты по сериям картинок и от­крыткам.







Date: 2015-12-13; view: 736; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию