Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коррекционно-педагогическая работа при динамической афазии





Основной задачей работы при динамической афазии является преодоление дефектов внутреннего речевого программирования.

При значительно выраженной аспонтанности больному даются различные упражнения на классификацию предме­тов по разным признакам (мебель, одежда, посуда, круглые предметы, квадратные, деревянные, металлические и т. п.); используется прямой и обратный порядковый счет, вычи­тание из 100 по 7, по 4 и т. п.

Преодоление дефектов внутреннего программирования осуществляется созданием для больных программ выска­зывания с помощью различных внешних опор (вопросов,
схемы предложения, фишек), постепенного сокращения их числа и последующей интериоризацией, свертыванием этой схемы «внутрь». Больной, перенося указательный
палец с одной фишки на другую, постепенно развертывает речевое высказывание по сюжетной картинке, затем переходит к зрительному слежению за планом развертывания
высказывания без сопряженного двигательного подкреп­ления и, наконец, производит составление этих фраз без внешних опор, прибегая лишь к внутриречевому планиро­ванию высказывания.

Восстановлению линейного развертывания высказывания содействует использование слов, входящих в вопросы к сюжетной картинке или в вопрос к соответствующей си­туации, обсуждаемой на занятии. Например, на вопрос: «Куда вы сегодня пойдете?» — больной отвечает: «Я поду к парикмахеру» или «Я пойду на рентген» и т. п., т. е. он добавляет лишь одно слово. Другим приемом восстановления структуры высказывания является использование опорных слов, из которых больной составляет предложе­ние. Постепенно число предложенных слов для составле­ния предложения из 5—6 слов сокращается, больной свободно, по своему усмотрению, добавляет слова в нужной грамматической форме.

Ввиду того, что при динамической афазии нарушается в основном составление не фразы, а текстов, в качестве вне­шних опор используются серии последовательных карти­нок, например, серия картинок о ребенке, самостоятельно построившем плот и отправившемся в плавание, и о послед­ствиях такого плавания, серии бытовых рисунков худож­ника X. Бидструпа.

При динамической афазии преодолевается речевая инактивность, создаются условия для повышения речевой ини­циативы, для этого больному поручают устно передать кому-либо ту или иную просьбу логопеда и т. п. Речевая активность увеличивается в процессе создания специальных речевых ситуаций-инсценировок, в процессе которых ини­циатива ведения диалога передается больному. Тема диало­га предварительно обсуждается с больным, ему даются воп­росительные, ключевые слова и план, которые он может использовать в беседе. На занятиях по стимулированию ре­чевой активности инсценируются беседы с врачом, в мага­зине, в аптеке, в гостях и т. п. Больной может быть веду­щим в беседе о творчестве писателя, художника или композитора, при обсуждении художественного произведе­ния, телепередач.

При более легких формах динамической афазии даются задания пересказать текст сначала при помощи разверну­того вопросника, затем при помощи ключевых вопросов к отдельным абзацам текста, затем с опорой на план. Парал­лельно больной обучается составлять самостоятельные планы к текстам, сначала развернутые, затем краткие, свернутые, после чего, предварительно составив план, он пересказывает текст, не заглядывая в него. Таким обра­зом, происходит интериоризация плана при пересказе про­читанного.

При грубой динамической афазии понимание ситуатив­ной речи восстанавливается путем обсуждения различных событий дня. Затем логопед опять переключает внимание больного на новую тему, например расспрашивает, кто на­вещал его накануне.

Интонационно логопед выделяет предикат высказыва­ния, сосредоточивая внимание больного на том или ином фрагменте. Позже ему предлагается выполнить как одно-звеньевые, так и многозвеньевые инструкции.

По мере воспитания внимания больного к речи окружа­ющих восстанавливается и ее понимание, уменьшаются трудности переключения акустического восприятия с одной темы беседы на другую.

Параллельно с восстановлением экспрессивной, устной речи ведется работа по восстановлению пропущенных в тек­стах предлогов, глаголов, наречий; письменно составляют­ся предложения по опорным словам, ответы на вопросы к текстам, пишутся сочинения по сериям картинок, заявле­ния, доверенность на получение пенсии, письма знакомыми т. д.

Логопед в процессе индивидуальной и коллективной работы с больными с афазией модифицирует имеющиеся в арсенале дефектологии приемы и методы коррекционно-педагогической работы, привнося свой индивидуальный опыт.

Во многом результаты коррекционно-педагогической paботы зависят от настойчивости логопеда и больного, являющихся по существу сотрудниками в достижении одной цели: максимального восстановления речи на фоне лечения.







Date: 2015-12-13; view: 580; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию