Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нарушения устной речи





Они могут быть разделены на два типа:

• фонационного (внешнего) оформления высказывания, которые называют нарушениями произносительной стороны речи;

структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания, которые в логопедии называют систем­ными или полиморфными нарушениями речи.

Расстройства фонационного оформления высказывания

могут быть дифференцированы в зависимости от нарушен­ного звена:

а) голосообразования,

б) звукопроизносительной организации,

в) темпоритмической организации высказы­вания, г) интонационно-мелодической организации,

д) зву­копроизносительной организации.

Эти расстройства могут наблюдаться изолированно и в различных комбинациях, в зависимости от чего в логопедии выделяются следующие виды нарушений, для обозначения которых существуют тра­диционно закрепившиеся термины:

• Дисфония (афония) — отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голо­сового аппарата. Синонимы: нарушение голоса, нару­шение фонации, фоноторные нарушения, вокальные нарушения.

Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония), мо­жет быть обусловлена органическими или функциональны­ми расстройствами голосообразующего механизма централь­ной или периферической локализации и возникать на любом этапе развития ребенка. Бывает изолированной или входит в состав ряда других нарушений речи.

• Дислалия — нарушение звукопроизношения при нор­мальном слухе и сохранной иннервации речевого ап­парата. Синонимы: косноязычие (устаревшее), дефек­ты звукопроизношения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем.

Проявляется в неправильном звуковом (фонемном) офор­млении речи: в искаженном (ненормированном) произнесе­нии звуков, в заменах (субституциях) звуков или в их сме­шении. Дефект может быть обусловлен тем, что у ребенка не полностью сформировалась артикуляторная база (не усвоен весь набор артикуляционных позиций, необходимых для про­изнесения звуков) или неправильно сформировались арти-куляторные позиции, вследствие чего продуцируются ненор­мированные звуки. Особую группу составляют нарушения, обусловленные анатомическими дефектами артикуляцион­ного аппарата. В психолингвистическом аспекте нарушения произношения рассматриваются либо как следствие несформированности операций различения и узнавания фонем (де­фекты восприятия), либо как несформированность операций отбора и реализации (дефекты продуцирования), либо как нарушение условий реализации звуков.

При анатомических дефектах нарушения носят органи­ческий характер, а при их отсутствии -функциональный.

Нарушение возникает обычно в процессе развития речи ребенка; в случаях травматического повреждения перифе­рического аппарата — в любом возрасте.

Описанные дефекты являются избирательными, и каж­дый из них имеет статус самостоятельного нарушения. Од­нако наблюдаются и такие, в которых оказываются вовле­ченными одновременно несколько звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания. К та­ким относятся ринолалия и дизартрия.

• Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопро­изношения, обусловленное анатомо-физиологически-ми дефектами речевого аппарата. Синонимы: гнуса­вость (устаревшее), палатолалия.

Проявляется в патологическом изменении тембра голо­са, который оказывается избыточно назализованным вслед­ствие того, что голосовыдыхательная струя проходит при произнесении всех звуков речи в полость носа и в ней по­лучает резонанс. При ринолалии наблюдается искаженное произнесение всех звуков речи (а не отдельных, как при дислалии). При этом дефекте часто встречаются и просо­дические нарушения, речь при ринолалии мало разборчи­ва (невнятная), монотонная. В отечественной логопедии к ринолалии принято относить дефекты, обусловленные врожденными расщелинами нёба, т. е. грубыми анатоми­ческими нарушениями артикуляторного аппарата. В ряде зарубежных работ такие нарушения обозначаются терми­ном «палатолалия» (от лат. palatum — нёбо). Все остальные случаи назализованного произношения звуков, обусловлен­ные функциональными или органическими нарушениями различной локализации, в этих работах называют ринолалией. В отечественных работах явления назализованного произношения без грубых артикуляционных нарушений от­носят к ринофонии.

До недавнего времени ринолалию определяли как одну из форм механической дислалии. Учитывая специфику на­рушения, необходимо ринолалию выделить в самостоятель­ное речевое нарушение.


· Дизартрия-нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Наблюдаются несформированность всех звеньев сложно­го механизма фонационного оформления высказывания, следствием чего являются голосовые, просодические и артикуляционно-фонетические дефекты. Тяжелой степенью дизартрии является анартрия, проявляющаяся в невоз­можности осуществить звуковую реализацию речи. В лег­ких случаях дизартрии, когда дефект проявляется преиму­щественно в артикуляторно-фонетических нарушениях, говорят о ее стертой форме. Эти случаи необходимо отли­чать от дислалии.

Дизартрия является следствием органического наруше­ния центрального характера, приводящего к двигательным расстройствам. По локализации поражения ЦНС выделяют различные формы дизартрии. По тяжести нарушения раз­личают степень проявления дизартрии.

Чаще всего дизартрия возникает вследствие рано приоб­ретенного церебрального паралича, но может возникнуть на любом этапе развития ребенка вследствие нейроинфекции и других мозговых заболеваний.

· Брадилалия — патологически замедленный темп речи.

Синоним: брадифразия.

Проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, может быть органической или функциональной.

· Тахилалия — патологически ускоренный темп речи.

Синоним: тахифразия.

Проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, органической или функциональной.

При замедленном темпе речь оказывается тягуче растя­нутой, вялой, монотонной. При ускоренном темпе — тороп­ливой, стремительной, напористой. Ускорение речи может сопровождаться аграмматизмами. Эти явления иногда вы­деляют как самостоятельные нарушения, выраженные в тер­минах баттаризм, парафазия. В случаях, когда патологи­чески ускоренная речь сопровождается необоснованными паузами, запинками, спотыканием, она обозначается тер­мином полтерн. Брадилалия и тахилалия объединяются под общим названием — нарушение темпа речи. Следствием на­рушенного темпа речи является нарушение плавности ре­чевого процесса, ритма и мелодико-интонациональной вы­разительности.

• Заикание — нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Синонимы: logoneurosis,
laboneurosis, balbufies.

Является центрально обусловленным, имеет органичес­кую или функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развития ребенка.

Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания представлены двумя видами: алалией и афазией.

• Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры го­ловного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Синонимы: дисфазия, ранняя детская афазия, афазия развития, слухонемота (ус­таревшее).

Один из наиболее сложных дефектов речи, при котором нарушены операции отбора и программирования на всех эта­пах порождения и приема речевого высказывания, вслед­ствие чего оказывается несформированной речевая деятель­ность ребенка. Система языковых средств (фонематических, грамматических, лексических) не формируется, страдает мотивационно-побудительный уровень речепорождения. Наблюдаются грубые семантические дефекты. Нарушено управление речевыми движениями, что отражается на вос­произведении звукового и слогового состава слов. Встреча­ется несколько вариантов ал алии в зависимости от того, ка­кие речевые механизмы не сформированы и какой из их этапов (уровней) преимущественно страдает.

Афазия — полная или частичная утрата речи, обус­ловленная локальными поражениями головного моз­га. Синонимы: распад, утрата речи.

У ребенка теряется речь в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекций или опухолей мозга после того, как речь уже была сформирована. Если такое нарушение про­изошло в возрасте до трех лет, то исследователи воздержи­ваются от диагноза афазия. Если же нарушение произошло в более старшем возрасте, говорят об афазии. В отличие от афазии взрослых есть детская, или ранняя афазия.







Date: 2015-12-13; view: 726; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию