![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Практическое занятие № 17. Диалог и монолог в драме
1. Характерные особенности драмы как литературного рода. Предмет и способы драматического освоения мира. Жанровая характеристика драмы. 2. Специфика драматического конфликта (внешний и внутренний). Особенности сюжета в драме (функции перипетии, узнавания, градации). 3. Роль и значение монолога в драме. 4. Роль и значение диалога в драме. 5. Взаимоотношение диалогов, монологов и сюжетного действия. 6. Воздействие сценической условности. 7. Действие, его пространственно-временные характеристики. 8. Внутреннее и внешнее действия в драме. Ход действия и сценическая условность. Характеры и предлагаемые обстоятельства 9. Основной и вспомогательный тексты в драме. 10. Пути и принципы анализа драматического произведения.
Ключевые термины: диалог, монолог, ремарки, хронотоп, конфликт, сюжет, действие, предметно-вещный мир.
Задание для выполнения к семинарскому занятию: проанализировать по плану одноактную драму Л.С. Петрушевской «Скамейка-премия».
Литература
1. Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды // Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. М., 1954. Т.5. 2. Валгина Н.С. Текст монологический и диалогический // Валгина Н.С. Теория текста: Учебное пособие. М., 2004. С. 170-180. 3. Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова. М., 1988. С. 240-257. 4. Введение в литературоведение. Хрестоматия / Под ред. Г.Н. Николаева. М., 1997. С. 62-63; 181-186; 237-239. 5. Владимиров С. Действие в драме. Л., 1972 (гл. Эстетический феномен действия. С. 16-29). 6. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. М., 2000. С. 208-213. 7. Нестеров И.В. Диалог и монолог // Там же. С. 367-379. 8. Хализев В.Е. Драма //Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины. Учебное пособие. М., 2000. С. 87-93. 9. Хализев В.Е. Драма // Введение в литературоведение: Учеб. пособие. Под ред. Л.В. Чернец. М., 2004. С. 147-153. 10. Хализев В.Е. Драма как род литературы (поэтика, генезис, функционирование). М., 1986. С. 38-50; 122-133. 11. Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: Учебное пособие. М., 2001. С. 72-74.
Дополнительная литература 1. Аникст А.А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. М., 1967. 2. Аникст А.А. Теория драмы в России от Пушкина до Чехова. М., 1972. 3. Аникст А.А. Теория драмы от Гегеля до Маркса. М., 1983. 4. Аристотель. Поэтика // Аристотель и античная литература. М., 1978. 5. Бентли Э. Жизнь драмы / Пер. с англ. М., 1978. 6. Волькенштейн В.М. Драматургия. 5-е изд. М., 1969. 7. Гете И.В., Шиллер Ф. Об эпической и драматической поэзии // Гете И.В. Об искусстве. М., 1975. 8. Ищук-Фадеева Н.И. Драма и обряд: Пособие по спецкурсу. Тверь, 2001. С. 11-17. 9. Костелянец Б.О. Мир поэзии драматической. Л., 1992. 10. Пави П. словарь театра / Пер. с франц. М., 1991. 11. Риторика монолога / Под ред. А.И. Варшавской. Спб., 2002. С.212-223. 12. Шоу Б. Квинтэссенция ибсенизма // Шоу Б. О драме и театре / Пер. с англ. М., 1963.
Практическое занятие № 18.
1. Как можно объяснить природу появления такого персонажа, как Зилов в «Утиной охоте»? 2. Охарактеризуйте «окружение» Зилова в «Утиной охоте». Как оно дополняет портрет героя? 3. Назовите основных действующих лиц в пьесе «Утиная охота». Каковы авторские приемы в создании образа Зилова? Какую роль играют портрет героя, диалоги персонажей, авторские ремарки, «внутренние монологи» героев? Каким предстает Зилов в восприятии других персонажей - его жены Галины, начальника Кушака, друзей Кузакова и Саяпина? Каким предстает Зилов в общении с официантом Димой? Найдите в пьесе самохарактеристику героя. 4. В чем своеобразие композиции пьесы «Утиная охота»? Сколько действий в пьесе? Что происходит в первой картине первого действия? Как можно объяснить нарушение хронологической последовательности в пьесе? Назовите элементы композиции. Какова роль ретроспективных сцен-воспоминаний? 5. Как можно объяснить смысл названия пьесы? Как вы воспринимаете образ Зилова? Можно ли трактовать образ Зилова как традиционный для русской литературы? Если «да», то каких героев русской литературы можно отнести к родословной Зилова? 6. Сопоставьте жизненные формулы вампиловского героя Димы из «Утиной охоты» и Егора Ясюнина из пьесы «Гнездо глухаря» В. Розова. Какие вы усматриваете аналогии? 7. Какова заключительная авторская ремарка в пьесе «Утиная охота»? Какие варианты дальнейшей судьбы Зилова «подсказывает» автор? Напишите предполагаемое продолжение спектакля. 8. Как вы понимаете выражение «синдром Зилова»? О какой болезни
Темы для курсовых работ, рефератов, докладов, сообщений
1. Напишите рецензию на одну из пьес А. Вампилова (по выбору). 2. Напишите реферат на тему «Дом как мир и мир как дом - сквозная метафора пьес А. Вампилова "Старший сын" и "Прошлым летом в Чулимске"». 3. Валентина и судьбы Шаманова и Пашки в пьесе А. Вампилова «Про шлым летом в Чулимске». Взлеты и падения человеческой души в свете истины. 4. А. Вампилов - В. Распутин - Н. Рубцов. Творческие контакты. Типологические связи творчества. 5. Женские характеры и проблема авторского идеала в драматургии А. Вампилова («Прошлым летом в Чулимске»). 6. Традиции А.П. Чехова в драматургии А. Вампилова.
Литература
1. Бугров Б.С. Проблемы развития русской советской драматургии на современном этапе. - М., 1980. 2. Валъкенштейн В. Драматургия. - 5-е изд. - М., 1979. 3. Громова М.И. Русская современная драматургия: учебное пособие. - М., 2002. 4. Гушанская Е.М. Вампилов: очерк творчества. - Л., 1990. 5. Лакшин В. Душа живая //Октябрь. - 1981. - № 3. 6. К 60-летию Александра Вампилова //Звезда. - 1997. - № 8. - С. 120-145. 7. Овчаренко А. Драматургическая сага Александра Вампилова //Овчаренко А. Большая литература. - М., 1985. - С. 329 - 340. 8. Сахаров В.И. Обновляющийся мир: Театр Александра Вампилова. - М., 1990. 9. Стрельцова Е.И. А. Вампилов //Русская литература XX века: биографический словарь. - М., 2002. 10.Сушков Б.Ф. Александр Вампилов. - М., 1989. 11.Тендитник Н.С. Александр Вампилов: Литературный портрет. - 12.Фролов В. Судьбы жанров драматургии. - М., 1979. 13.Хализев В.Е. Родовая принадлежность произведения //Введение
Date: 2015-12-13; view: 1788; Нарушение авторских прав |