Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практическое занятие № 17. Диалог и монолог в драме





 

1. Характерные особенности драмы как литературного рода. Предмет и способы драматического освоения мира. Жанровая характеристика драмы.

2. Специфика драматического конфликта (внешний и внутренний). Особенности сюжета в драме (функции перипетии, узнавания, градации).

3. Роль и значение монолога в драме.

4. Роль и значение диалога в драме.

5. Взаимоотношение диалогов, монологов и сюжетного действия.

6. Воздействие сценической условности.

7. Действие, его пространственно-временные характеристики.

8. Внутреннее и внешнее действия в драме. Ход действия и сценическая условность. Характеры и предлагаемые обстоятельства

9. Основной и вспомогательный тексты в драме.

10. Пути и принципы анализа драматического произведения.

 

Ключевые термины: диалог, монолог, ремарки, хронотоп, конфликт, сюжет, действие, предметно-вещный мир.

 

Задание для выполнения к семинарскому занятию: проанализировать по плану одноактную драму Л.С. Петрушевской «Скамейка-премия».

 

Литература

 

1. Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды // Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. М., 1954. Т.5.

2. Валгина Н.С. Текст монологический и диалогический // Валгина Н.С. Теория текста: Учебное пособие. М., 2004. С. 170-180.

3. Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова. М., 1988. С. 240-257.

4. Введение в литературоведение. Хрестоматия / Под ред. Г.Н. Николаева. М., 1997. С. 62-63; 181-186; 237-239.

5. Владимиров С. Действие в драме. Л., 1972 (гл. Эстетический феномен действия. С. 16-29).

6. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. М., 2000. С. 208-213.

7. Нестеров И.В. Диалог и монолог // Там же. С. 367-379.

8. Хализев В.Е. Драма //Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины. Учебное пособие. М., 2000. С. 87-93.

9. Хализев В.Е. Драма // Введение в литературоведение: Учеб. пособие. Под ред. Л.В. Чернец. М., 2004. С. 147-153.

10. Хализев В.Е. Драма как род литературы (поэтика, генезис, функционирование). М., 1986. С. 38-50; 122-133.

11. Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: Учебное пособие. М., 2001. С. 72-74.

 

Дополнительная литература

1. Аникст А.А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. М., 1967.

2. Аникст А.А. Теория драмы в России от Пушкина до Чехова. М., 1972.

3. Аникст А.А. Теория драмы от Гегеля до Маркса. М., 1983.

4. Аристотель. Поэтика // Аристотель и античная литература. М., 1978.

5. Бентли Э. Жизнь драмы / Пер. с англ. М., 1978.

6. Волькенштейн В.М. Драматургия. 5-е изд. М., 1969.

7. Гете И.В., Шиллер Ф. Об эпической и драматической поэзии // Гете И.В. Об искусстве. М., 1975.

8. Ищук-Фадеева Н.И. Драма и обряд: Пособие по спецкурсу. Тверь, 2001. С. 11-17.

9. Костелянец Б.О. Мир поэзии драматической. Л., 1992.

10. Пави П. словарь театра / Пер. с франц. М., 1991.

11. Риторика монолога / Под ред. А.И. Варшавской. Спб., 2002. С.212-223.

12. Шоу Б. Квинтэссенция ибсенизма // Шоу Б. О драме и театре / Пер. с англ. М., 1963.

 

 

Практическое занятие № 18.
Пьеса А. Вампилова "Утиная охота". Проблематика, поэтика

 

1. Как можно объяснить природу появления такого персонажа, как Зилов в «Утиной охоте»?

2. Охарактеризуйте «окружение» Зилова в «Утиной охоте». Как оно дополняет портрет героя?

3. Назовите основных действующих лиц в пьесе «Утиная охота». Каковы авторские приемы в создании образа Зилова? Какую роль играют портрет героя, диалоги персонажей, авторские ремарки, «внутренние монологи» героев? Каким предстает Зилов в восприятии других персо­нажей - его жены Галины, начальника Кушака, друзей Кузакова и Саяпина? Каким предстает Зилов в общении с официантом Димой? Най­дите в пьесе самохарактеристику героя.

4. В чем своеобразие композиции пьесы «Утиная охота»? Сколько действий в пьесе? Что происходит в первой картине первого действия? Как можно объяснить нарушение хронологической последовательности в пьесе? Назовите элементы композиции. Какова роль ретроспективных сцен-воспоминаний?

5. Как можно объяснить смысл названия пьесы? Как вы воспринима­ете образ Зилова? Можно ли трактовать образ Зилова как традиционный для русской литературы? Если «да», то каких героев русской литературы можно отнести к родословной Зилова?

6. Сопоставьте жизненные формулы вампиловского героя Димы из «Утиной охоты» и Егора Ясюнина из пьесы «Гнездо глухаря» В. Розова. Какие вы усматриваете аналогии?

7. Какова заключительная авторская ремарка в пьесе «Утиная охота»? Какие варианты дальнейшей судьбы Зилова «подсказывает» автор? На­пишите предполагаемое продолжение спектакля.

8. Как вы понимаете выражение «синдром Зилова»? О какой болезни
духа говорит поствампиловская драматургия (Розов В. «Гнездо глухаря». «Кабанчик», «Хозяин»; Петрушевская Л. «Чинзано», «Уроки музыки»)? Сопоставьте образы Степана Судакова и его зятя Егора Ясюнина из пье­сы «Гнездо глухаря» В. Розова с образами Зилова и официанта Димы из «Утиной охоты» А. Вампилова. Что в них общего?

 

Темы для курсовых работ, рефератов, докладов, сообщений

 

1. Напишите рецензию на одну из пьес А. Вампилова (по выбору).

2. Напишите реферат на тему «Дом как мир и мир как дом - сквозная метафора пьес А. Вампилова "Старший сын" и "Прошлым летом в Чулимске"».

3. Валентина и судьбы Шаманова и Пашки в пьесе А. Вампилова «Про ­ шлым летом в Чулимске». Взлеты и падения человеческой души в свете истины.

4. А. Вампилов - В. Распутин - Н. Рубцов. Творческие контакты. Типологические связи творчества.

5. Женские характеры и проблема авторского идеала в драматургии А. Вампилова («Прошлым летом в Чулимске»).

6. Традиции А.П. Чехова в драматургии А. Вампилова.

 

Литература

 

1. Бугров Б.С. Проблемы развития русской советской драматургии на современном этапе. - М., 1980.

2. Валъкенштейн В. Драматургия. - 5-е изд. - М., 1979.

3. Громова М.И. Русская современная драматургия: учебное пособие. - М., 2002.

4. Гушанская Е.М. Вампилов: очерк творчества. - Л., 1990.

5. Лакшин В. Душа живая //Октябрь. - 1981. - № 3.

6. К 60-летию Александра Вампилова //Звезда. - 1997. - № 8. - С. 120-145.

7. Овчаренко А. Драматургическая сага Александра Вампилова //Овчаренко А. Большая литература. - М., 1985. - С. 329 - 340.

8. Сахаров В.И. Обновляющийся мир: Театр Александра Вампилова. - М., 1990.

9. Стрельцова Е.И. А. Вампилов //Русская литература XX века: био­графический словарь. - М., 2002.

10.Сушков Б.Ф. Александр Вампилов. - М., 1989.

11.Тендитник Н.С. Александр Вампилов: Литературный портрет. -
Новосибирск, 1979.

12.Фролов В. Судьбы жанров драматургии. - М., 1979.

13.Хализев В.Е. Родовая принадлежность произведения //Введение
в литературоведение /под ред. Л.В. Чернец. - М., 2000. - С. 328-334.

 

Date: 2015-12-13; view: 1734; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию