Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Мотивация, ценностные ориентации и социальные установки как фактор спортивной деятельности
Политика в области развития ФК и спорта предусматривает прежде всего воздействие на индивидуальные интересы и поведение людей и осуществляется по следующим основным направлениям: – формирование понимания у людей необходимости включения в образ жизни ФК и спорта и поддержки стремления к этому, в том числе путем повышения степени их информированности и уровня знаний по вопросам ФК и спорта и здоровому образу жизни; – создание соответствующих мотиваций и установок на регулярные занятия физической культурой и спортом/сохранение и укрепление своего, здоровья, на выработке умений и навыков здорового образа жизни. Отношение человека к спортивной деятельности существенно определяется моти вами и мотивацией этой деятельности. Польские авторы (Е. Василевский и Е. Геблевич) предложили генезис основных мотивов спортивной деятельности: вступительный период – потребность в движениях; период систематических физических упражнений – преобладают мотивы личной гигиены и здоровья, а также эмоциональные переживания, связанные с занятиями и общением с членами спортивной группы; период спортивной тренировки на уровне квалификационного спорта характеризуется мотивами стремления к совершенству и к улучшению социального положения; в период ослабления интереса и снижения спортивного уровня под влиянием возраста, профессии, семьи основными мотивами, поддерживающими спортивную активность, являются витальность, сохранение функций жизнедеятельности, валеологические и ювеналогические мотивы, то есть мотивы сохранения и укрепления здоровья и сохранения жизненной энергии, продления молодости. Известный социолог спорта Г.С. Кеньон предложил принятую многими исследователями группировку мотивов и ценностных ориентации, которые подразделялись на: эстетические; социальные; катарсис; здоровье и физическое совершенство; переживание и риск; аскетические, связанные со стремлением и умением переносить и преодолевать трудности. И. Масак по-своему группировал мотивы как эмоциональные, учеба и знания; черты личности; самосовершенствование. Эдвард Муррей предложил в основу классификации мотивации четыре теоретических подхода: когнитивный, гедонистический, инстинктивный и потребностный. Когнитивная теория мотивации исходит из того, что человек предварительно обдумывает и планирует всю свою деятельность на основе имеющихся знаний и теорий. Гедонистическая теория полагает, что наивысшей целью для человека является получение удовольствия и счастья и стремление избежать боли и неудовлетворенности. Теория инстинктов, подкрепленная работами Р. Эванса, ведущую роль отводит скорее врожденным, а не социально приобретенным механизмам поведения. Доркас С. Ватт предложил четыре уровня для создания теоретической модели мотивации: биологический, психологический, социальный и усиливающий. К первым трем отнесены жизненная сила или энергия, борьба за выживание, жажда победы. Вторичным, усиливающим источником мотивации выступают награды в спортивной деятельности: внешние – признание, чествование, призы, деньги и т.д.; внутреннее – чувство самоудовлетворения, благосостояния. Награды могут иметь контролирующий аспект, поскольку их получение связано с выполнением определенного контрольного норматива, например, завоевание первого места и опережение прочих участников состязания. Наградам свойственен и информационный аспект, так как они полагаются за определенное качественное исполнение какого-то действия, имеющего сложную комплексную структуру. Следовательно, награда информирует исполнителя об успешности действий, повышает чувство уверенности в себе, что положительно влияет на внутреннюю мотивацию деятельности. В практике социологических, педагогических и психологических исследований выявлены разнообразные мотивы спортивной деятельности: - здоровье, улучшение здоровья; - положительные эмоциональные переживания; - увлекательность самого спорта, любовь к самому спорту; - формирование двигательных навыков; - развитие морально-волевых качеств; - возможность саморазвития; - самоутверждение, общественное признание, успех; - формирование красивой фигуры; - самозащита; - коллективизм, чувство долга, ответственности перед товарищами; - эстетические моменты спортивной деятельности; - возможность быть в коллективе и в привлекательной социальной среде; - желание добиться высших достижений, стать чемпионом; - высокооплачиваемый профессиональный труд спортсмена и др. У каждого человека и в разных условиях, при различных обстоятельствах формируются, реализуются разнообразные мотивы спортивной деятельности. Их учет и использование для плодотворной учебно-тренировочной и воспитательной работы являются непременным условием социально-педагогического воздействия тренера, менеджера, руководителя спортивного коллектива. Ценностные ориентации человека несут в себе информацию об усвоении им ценностей общества, группы в соответствии с индивидуальными потребностями, с особенностями сознания. Явления и понятия «ценностные ориентации» и «социальные установки» относительно близки одно к другому. В ценностях воплощено придаваемое людьми значение предметов и явлений социальной среды. Ценности являются социально приобретенными элементами структуры личности, выступают как фиксированные, устойчивые представления о желаемом. Ценности существуют независимо от конкретной личности как элементы культуры и становятся элементами духовной структуры личности, важными регуляторами поведения лишь в той мере, насколько осваиваются ценности данной культуры. Каждый тип культуры, каждая эпоха, этнос, нация, группа имеют свою специфическую систему ценностей. Ценностные ориентации (Ц.О.) – направленность личности на конкретные виды социальных ценностей. Это – регуляторы социального поведения, фиксированная в психике индивида и социально обусловленная общая направленность на цели и на средства деятельности в определенных сферах, в частности в спорте. Ц.О. выступают относительно пассивными характеристиками личности. Социальная установка связана с непосредственной готовностью к конкретной деятельности. Ценности индивидов отражают культурные стандарты общества, группы, образуют сферу социальной мотивации. Потребности являются компонентом ценностного отношения и по содержанию могут совпадать с ценностями, но они не тождественны. Социальная установка к спорту, например, может быть связана с ориентацией на многие ценности. В то же время определенная ценностная ориентация (например, на славу, деньги и т.д.) вызывает разную социальную установку в поведенческом плане в зависимости от возможности реализации ценностной ориентации в конкретной деятельности. Ценности и Ц.О. влияют на выбор целей деятельности. Так конкретная цель в спорте – рекорд, титул чемпиона – служит для одних средством достижения социального признания, для других – признаком формирования прекрасно развитых физических качеств, для третьих – средством познания мира. С возрастом происходит изменение Ц.О. и мотивации спортивной деятельности. Исследования сотрудников сектора социологии ВНИИФК (В.А. Пономарчук, Г.В. Дивина, В.А. Винник и др.) показали, что подростки 12–17 лет преимущественно сориентированы на развлечения, больше, нежели молодежь 18–25 лет. Современных школьников-спортсменов отличает от их сверстников более узкий круг интересов с ориентацией главным образом на пассивное потребление ценностей культуры (просмотр развлекательных телепередач, чтение детективов). Сужение круга интересов подростков на спортивной деятельности формирует у них сильную мотивацию и такое сужение круга интересов приводит к нравственным потерям. Отмечена склонность к нормам двойной и корпоративной морали, стремление переложить ответственность на другого за принятие решений, требующих нравственного выбора. Уже через 2–3 года занятий в спортшколах в реакции на нарушение правил «честной игры» подросток-спортсмен в полтора раза чаще занимает безразличную позицию, чем остальные школьники. С течением времени, к 16–18 годам, т.е. после того, как подросток прожил в спорте несколько лет, довольно резко снижается роль гедонистических мотивов. Для спортсменов ведущими становятся мотивы, связанные со стремлением воспитать волевые качества, с развитием физических качеств, необходимых для достижения высокого спортивного результата. Одновременно втрое возрастают престижные мотивы, а также резко возрастает доля спортсменов, которые видели в занятиях спортом средство решения проблем, лежащих вне его (спорта) сферы. Среди спортсменов высокого класса до 50–55% контингента не имели на будущее ясных планов. Социальный инфантилизм нередко культивируется тренерами. Так, авторитарный стиль руководства, подчас дающий сиюминутный быстрый успех, глубоко травмирует личность спортсмена. А ведь такого стиля придерживаются 60–80% тренеров, которые искренне считали, что залог успеха спортсмена – в точном, бездумном выполнении указаний тренера. Выявлено, что потребительское отношение к жизни – не редкость среди тренеров. Каждый третий из них, по данным социологических опросов, указал, что готов оставить свою работу ради такой работы, которая в первую очередь решила бы материальные и хозяйственные проблемы, обеспечила бы его бытовые запросы. Подход тренера к спортсмену как средству достижения собственного успеха – один из факторов, отрицательно влияющих на нравственность и личность спортсмена. Для спортсменов характерна ориентация, прежде всего на мнение микрогруппы (команды) и спортивной корпорации. Негативные тенденции в ценностных ориентациях спортсменов во многом обусловлены социально-психологической атмосферой, которую вынужден культивировать тренер, целевая установка профессиональной деятельности которого – производство спортивно-технического результата. Среди спортсменов каждый пятый считает, что в спорте цель оправдывает средства. 29,7% допускают для себя возможность ради достижения победы команды в состязаниях нарушить правила соревнований, правила «честной игры». В ситуации, не имеющей отношения к спорту, только менее 25% опрошенных спортсменов не допускали для себя возможности решиться на нечестный поступок. В духовной сфере спортсменов преобладают нормы группового поведения. У спортсменов в силу обособленности в процессе тренировок, сборов, соревнований наблюдалось одностороннее предпочтение круга общения. Определенная эгоистичность контингента спортсменов, неумение их полноценно общаться во время досуга и культурно организовать его, ориентированность на ценности спортивной микрогруппы (команды) в социальном плане немногим выше в нравственном отношении, чем чисто эгоистическая направленность. Групповая мораль, по сути дела, является выражением группового эгоизма (В.А. Пономарчук). Негативные последствия сужения интересов лишь на спортивной деятельности и успехах в личной физической подготовленности зачастую приводят к девиантному поведению молодых, но не преуспевших спортсменов. Все эти социологические факты выдвигают перед спортивным менеджментом, в первую очередь тренерами, социопедагогическое требование нравственного гражданственного воспитания спортсменов в духе высокой нравственности и социальной ответственности, требование успешной социализации юных спортсменов и создания организационно-педагогических условий, обеспечивающих положительные ценностные ориентации и социальные установки при занятиях, спортом. Понятие «установка» многозначно. По определению Г.В. Ольпорта (1935), это состояние умственной и нервной готовности, которое осуществляет направляющее влияние на реакцию индивида и в отношении всех объектов и ситуаций, с которыми он имеет дело. Установка – это возникающая самостоятельная реакция в силу актуальной потребности и актуальной обстановки (Д.Н. Узнадзе, И.П. Бжалава, А.С. Прангишвили). Социальная установка (по английски – аттитюд, attitude – позиция в отношении к какому-либо объекту) – это отношение индивида к ценностям социальной природы, которое интерпретируется значительно шире и с успехом применяется для определения степени готовности отношения к отдельным видам социальной деятельности. В том числе и к спорту (Л. Баум, Б. Шелленберг, Х. Вайнрот X. Краузе и др.). Социальная установка выражает готовность к спортивной деятельности, определяет систематичность занятий, служит необходимым условием достижения хороших результатов. Социальная установка содержит 3 основных компонента (Д. Катц, В.А. Ядов, Р.Б. Алдерман и др.): когнитивный – взгляды, ценностные ориентации, убеждения; эмоциональный – переживания, эмоциональные аспекты деятельности; поведенческий – готовность или тенденция действовать в определенном направлении. Для выявления места спорта среди других видов деятельности прежде всего измеряется поведенческий компонент, интенсивность готовности заниматься спортом. Когнитивный аспект установки к спорту выясняется изучением ценностных ориентации. В ориентациях на разные аспекты функционального содержания спортивной деятельности раскрывается и эмоциональный компонент общей социальной установки к спорту. Ценностные ориентации и социальные установки зависят от содержания и характера полученной и освоенной индивидом информации. В связи с этим высока формирующая и воспитывающая ценности и установки информационно-образовательная система сообщения человеку сведений о физической культуре, спорте, о здоровом образе жизни. В этом ряду значительное место отводится средствам коммуникации и массовой информации. Обучение населения здоровому образу жизни, физкультурной грамотности должно осуществляться с помощью информационных программ, специально адаптированных к различным социально-демографическим группам населения. Рекомендуемая литература. 1. Алферова И.А. Компетентностный подход в физическом воспитании студентов специальных медицинских групп / И.А. Алферова. – Краснодар, Кубанс.гос.ун.-т, 2011. 2. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и каждого / В.К. Бальсевич. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 208 с. 2. 3. Бутенко Б.И. Новое в понимании здоровья //Теория и практика ФК, 1988. №7. 4. Васильева О.С. Здоровье как предмет междисциплинарного исследования: подходы и проблемы / Прикладная психология. № 5. М., 2001. 5. Иванюшкин А.Я. Здоровье и болезнь в системе ценностных ориентаций человека // Вестник АМН СССР. 1982. Т. 45. №4. 6. Купчинов, Р.И. Физическое воспитание: учеб. пособие для студ. подготовительных учеб.-тренировочных групп учреждений, обеспечивающих получение высш. образования / Р.И. Купчинов. – Минск: ТетраСистемс, 2006. – 352 с3. 7. Курс лекций по физической культуре: Учебное пособие/О.Л. Трещева, А.И. Муллер, Е.Б. Штучная, Е.Н. Мироненко/под ред.О.Л. Трещевой: Омский гос.ун.-т путей сообщения. Омск, 2006. 8. Лотоненко, А.В.. Молодежь и физическая культура / А.В. Лотоненко, Е.А. Стеблецов. – М.: «Физкультура, образование и наука», 1996. – 317 с4. Лукьяненко, В.П. Физическая культура: основы знаний: учеб. пособие / В.П. Лукьяненко. – М.: Советский спорт. – 2003. – 224 с. 5. 9. Пономаренко В.А. Отношение менеджеров к своему здоровью как к фактору профессиональной деятельности. URL: http: // WWW. hr- journal.ru. 10.Скрипко, А.Д. Технологии физического воспитания / А.Д. Скрипко. – Минск: ИСЗ, 2003. – 284 с. 6. Тексты лекций по курсу «Физическое воспитание» для студентов I – IV курсов всех специальностей / В.А. Коледа, В.А. Медведев, В.З. Марченко. Часть 1. – Гомель, 1993. – 56 с. 7. 11.Стрелецкая Е.П. Адаптивная среда в системе дополнительного образования детей: теория и технология организации адаптивной оздоровительно-образовательной среды / Монография Е.П. Стрелецкая; Воронеж, Гос. пед. ун-т. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2005. 12.Теория и методики физического воспитания: учебник для студентов фак. физ. культуры пед. ин–тов по спец. 03.03 «Физ. культура» / Б.А. Ашмарин, [и др.]; под ред. Б.А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990. – 287 с. 8. 13.Физическая культура студента: учебник / М.Я. Виленский [и др.]; под ред. В.И. Ильинича. – М.: Гардарики, 2002. – 448 с. 9. Физическая культура: типовая учебная программа для высших учебных заведений / сост.: В.А. Коледа [и др.]. – Минск: РИВШ БГУ, 2008. – 49 с. Физическая культура: курс лекций / В.А. Коледа [и др.]; под общ. ред. В.М. Киселева. – Минск: БГУ, 2007. – 195 с11. 14.Физическая культура: учеб. пособие / В.А. Коледа; под общ. ред. В.А. Коледы. – Минск: БГУ, 2005. – 211 с. 12. 15.Физическая культура: учеб. пособие для студ. вузов / В.А. Переверзев, Е.С. Григорович, К.Ю. Романов; под ред. Е.С. Григоровича, В.А. Переверзева. – Минск: Вышэйшая школа, 2008. – 223 с13. 16.Физическое воспитание студенток: учеб. пособие / В.М. Михаленя [и др.]; под ред. В.М. Михалени. – Минск: Дизайн ПРО, 1998. – 128 с. 14. 17.Фурманов, А.Г. Оздоровительная физическая культура: учебник / А.Г. Фурманов, Т.В. Юспа. – Минск, 2004. – 526 с. 18. Юшкевич Т.П. Образование и здоровье. ANALYTIC–SERIAL / Т.П. Юшкевич, А.А. Гужаловский // Фiзiчная культура i здароўе. – 2000. – № 4. – С. 120–123.
Date: 2015-12-13; view: 771; Нарушение авторских прав |