Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Деятельность как форма физкультурно-оздоровительной активности в стратегии формирования ФК личности





Рассмотрим некоторые позиции понятия деятельности от ее истоков, так как она имеет различные смысловые значения.

А.Н. Леонтьев (1984) определяет это понятие с точки зрения активности живых организмов, возникающих на основе их реагирования к окружающей среде с целью самоподдержания, более точно в биологических науках этот термин используется как жизнедеятельность.

Перейдя на деятельность человека, автор ввел в понятийный аппарат понятие жизнедеятельность человека и по структуре выделил следующие ее компоненты: потребности, мотивы, цели и условия их достижения. При чем заметим, что единство целей и условий жизнедеятельности человека представляет задача, а как следствие деятельность – действие – операции.

«О конкретной деятельности следует говорить тогда, когда относительно какой-либо его активности выделены именно ее потребности и мотивы при достаточно четких характеристиках их содержания. Мотив деятельности может сдвигаться, переходить на предмет (цель) действия. В результате этого действие превращается в деятельность человека. Именно этим путем возникают новое отношение к действительности. Этот составляет конкретно-психологическую основу, на которой возникают изменения ведущей деятельности человека и, следовательно, переход от одной стадии развития человека к другой» (Леонтьев А.Н., 1981).

В дополнение к этому заметим, что «формирование личности протекает в общественно-полезной деятельности. Через деятельность человек удовлетворяет свои потребности и передает опыт будущему поколению. Деятельностный подход к миру человека заключается в анализе специфических для данной личности преобразований наличной действительности» (Леонтьев А.Н., 1997).

Л.С. Выготский (1960) определяет это понятие через стимулы человека. Развивающаяся личность сама себе создает стимулы для развития, которые определяют его собственное поведение.

Следовательно, «деятельность» в понятийном аппарате педагогики предполагает определенную исследовательскую программу, связанную с выявлением существа деятельности человека как формы его активности. Это может выступать в качестве предпосылки исследования мира человека в его своеобразии» (Бернс Н., 1986).

«Это форма активного отношения к окружающему миру, которая предполагает его осознание, целесообразное изменение и преобразование в интересах личности и данного общества. Деятельность людей всегда целенаправленна и исходит от их потребностей, которые определяются общественными условиями жизни и уровнем индивидуального культурного развития человека (Амонашвили Ш.А., 1998, рис.3).

 

Рис. 3. Составные деятельности развития личности

«Эти категории взаимосвязаны с теорией возникновения ФК как вида деятельности человека, где главной причиной ее развития является труд, включая общественные потребности в физической подготовке людей» (Выдрин В.М., Николаев Ю.М., 1974).

Таким образом, личность интегрирует ценности ФК и самостоятельно определяет ее расширенное использование в жизнедеятельности.

Рассматривая понятие «деятельность в области ФК», мы имеем в виду наличие целеполагания на результат повышения уровня физической подготовленности, что может привести к позитивной личностной схеме поведения в жизнедеятельности. Эта схема имеет сложную структуру, так как она раскрывает психические процессы человека.

«О конкретной деятельности человека можно говорить только тогда, когда в его сознании выделены потребности и мотивы с достаточно четкими характеристиками ее целей. Потребности – это двигательная сила поведения всех живых организмов, в том числе и человека. Человек привык объяснять свои действия из своих потребностей, которые при этом отражаются в его сознании. Они стимулируют его деятельность, выступают в качестве причины поведения, избирательности в отношении к условиям окружающей среды» (Выготский Л.С., 1960).

В философском энциклопедическом словаре (1983) понятие «потребность» определяется как нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом.

В общем виде понятие «потребность» определяется как реакция общества (личности) на информацию об испытываемой нужде. Она является основным фактором поведения человека и его отношением к условиям в жизнедеятельности, которая является производными от понятия необходимость.

«Потребности определяют фундаментальные свойства личности и в конечном итоге определяют ее образ жизни. Потребность отражает состояние организма человека, психологические свойства личности, принадлежность к социальной группе» (Швырев В.С., 1990).


«Предмет потребности может быть материальным или идеальным, чувственно воспринимаемым или данный только в мысленном плане, который в психологии называют мотивом деятельности. Поэтому проблема человеческих потребностей и мотивов является исходной в теориях, которые объясняют активную творческую деятельность людей» (Шаров Ю.В., 1970).

Е.А. Донченко (1982) характеризует потребность человека в качестве субъекта его деятельности, связывая это характером поведения, который находит свое выражение в тех формах, в которых трансформирует его самосознание. При этом они, воздействуя на сферу эмоций, подвергаются трансформированию, что выражается в его поведении. Они подвержены преобразованию со стороны психики человека, приобретая при этом самостоятельность по отношению к объективным условиям жизни. Идеалы, убеждения, знания, логическое мышление складываются на основе определенных потребностей.

Потребности, как психологическое явление, Ю.В. Шаров (1982) рассматривает следующим образом:

– потребность есть определенный вид отношений организма, личности с окружающей средой;

– потребность как состояние организма характеризуется его психологическим напряжением и является основным побудителем к адаптации в окружающей среде.

Потребность, как состояние личной неудовлетворенности и напряжения позволяет представить ее как источник активности личности.

С другой стороны А.Г. Спиркин (1972) представляет потребность как интерес к какому-то предмету или состоянию, или явлению.

Интерес личности является субъективным выражением объективного существования потребностей, это осознанная потребность человека. Кроме того, через потребность проявляется отношение человека к условиям их удовлетворения.

Однако нельзя смешивать понятие интерес и мотив. Интерес можно рассматривать как естественное продолжение потребности, который стремиться к своему удовлетворению. Он отражает отношение к предмету удовлетворения, связи с ним. Следовательно, выявляется проблема между интересом и потребностью, т.е. проблема выбора предмета удовлетворения.

Н.В. Виденеев (1989), особое внимание в этом процессе уделяет ценностным ориентациям человека, которые являются в основном проекцией ценностей данной формы потребностей. В его теории поднята проблема иерархии потребностей личности, которая связана с выбором своего социального поведения. Потребности затрагивают интересы семьи, группы, коллектива, своего здоровья. Здесь отчетливо проявляется зависимость проблемы разумности с потребностями, связанные с поведением личности.

«Непременное условие удовлетворения потребностей – вооруженность человека соответствующими средствами, способами, знаниями, умениями. Отчасти они врожденные (в этом случае их называют способностями), но главным образом они приобретаются в процессе деятельности, индивидуального развития, включая присвоение опыта предшествующих поколений» (Виденеев Н.В., 1989)

Связывая теории потребностей с физической культурой, нельзя не отметить подтверждение Н.И. Пономарева (1988), что она как социальное явление, в которой переплетаются игровые и утилитарные начала, образует сложную картину деятельности человека, при этом дает выход на его физическое совершенство.

«Если эта потребность длительное время не удовлетворяется, то происходит физиологическая, умственная и психологическая деградация личности, что взаимосвязано с необходимостью свободного и всестороннего развития будущего специалиста» (Пономарев Н.И., 1988).

Поэтому одной из стратегических задач физического воспитания в вузе является формирование потребностей и мотивации к сохранению своего здоровья.







Date: 2015-12-13; view: 484; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию