Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Формирование ФК личности как компонента профессиональной готовности студентов к профессиональной деятельности
Физическая культура как социальный феномен выполняет ряд важных общественных, социально-значимых функций. Познавательная функция ФК тесно связана с приобщением личности к профессионально-трудовым, общественно-политическим, общекультурным видам деятельности. Социализирующая функция ФК обусловлена процессами усвоения ценностей здорового образа жизни, включая нормы поведения, которые присущи современному обществу. Нормативно-регулятивная функция ФК вызвана общественной потребностью в социально-культурной ориентации молодежи к физкультурно-оздоровительной деятельности на основе народных обычаев, традиций. Коммуникативная функция ФК обусловлена потребностями человека в общении, во взаимном обмене социокультурными ценностями, которые связаны с опытом жизнедеятельности. Ретроспективная функция ФК состоит в том, что через ее структурные компоненты из поколения к поколению людей передаются накопленные социально-значимые ценности культуры, включая традиции и образцы жизни, которые проверенны историческим опытом. Созидательно-преобразовательная функция ФК выступает в качестве социокультурного фактора общества, который взаимосвязан с процессами активной деятельности человека. Функция гуманизации ФК проявляется через спортивно-оздоровительную деятельность людей в условиях профессионального труда, где используются ее ценностный потенциал.
Рис. 1. Основные компоненты структуры физической
Кроме этого физическую культуру рассматривают как научно-обоснованную концепцию, которая включает личностный рост в повышении уровня физического развития личности, дополняя это понятие, категорией физическая культура личности. Его можно характеризовать с точки зрения личностного осмысления ценности ФК и ее использования в жизнедеятельности. Весьма ценно высказывание В.М. Выдрина (1974, 1984) о том, что регуляция поведения человеческих индивидов означает не только формирование здоровой психики людей, но и их физического облика (рис.1). В данной области свойственны процессы познания, ценностные ориентации к сохранению здоровья, создание и закрепление этих ценностей в специфической форме, присущей именно физической культуре. Заметим, что физическая культура личности рассматривается М.Я. Виленским (2001) в иной парадигме (рис.1). Мотивационно-ценностные ориентации, которые в своей основе влияют на активно-положительное отношение к физической активности, у автора являются центральным компонентом. Эта категория рассматривается как сформированная потребность в физическом совершенствовании через систему знаний и убеждений, которые способствуют познавательной и практической деятельности личности. Компонент убеждения рассмотрен в рамках реального процесса жизнедеятельности таким образом, чтобы проверенные личным опытом мотивы к занятиям физической культурой стали в будущем социально-профессиональным поведением. Человеку необходима личная аксиологическая прямая, смыслом которой становится организация труда и отдыха. Ценностные ориентации человека к использованию средств ФК, проходя через фильтр его самосознания, дифференцируются либо на уровне его значения в повседневной жизни, либо переходят на уровень личностного смысла. Далее, следуя через условия опыта, они разделяются как подтвержденные и неподтвержденные.
Рис. 2. Структура категории физического совершенства человека
Итак, развитие личности – есть развитие ее деятельности и этот процесс самодвижущийся. Ядром этого процесса являются отношения, складывающиеся в процессе деятельности личности, которые формируют ее физическую и духовную сферу. Между тем, уровень сформированности ФК личности можно оценить как совокупность объективных и субъективных показателей в физкультурно-оздоровительной деятельности человека по мере ее освоения, которые могут свидетельствовать о системе личностных отношений к ней (рис.2). Однако система личностных потребностей человека к повышению уровня его культуры в сфере физического совершенствования представляется как мера ее освоения в обществе. Это тесно связано с его самовоспитанием и готовностью к современному рынку труда. Кроме того, физическая культура является наиболее гибкой формой для развития волевых качеств человека, которые проявляются в его характере и в будущем в профессиональной деятельности. В связи с этим вводится в понятийный аппарат теории ФК понятие физическое совершенство. Оно рассматривается с точки зрения личностного достижения человека в жизнедеятельности (рис.2). В его основе выступают уровень здоровья, включая психофизиологические и физические возможности личности. Следует отметить, что физическое совершенство сугубо индивидуально. Оно определяется тем, насколько процесс психофизиологических и физических изменений в организме открыт для вступления в трудовую деятельность и соответствует его морфофункциональным, социально-психологическим особенностям. Можно заключить, что как феномен целостный и социальный физическая культура личности интегрирует в себе многокачественные, неоднородные элементы, пронизывающие все сферы деятельности человека. Отсюда возникают проблемы, которые имеют существенное значение для оптимизации учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию в вузе. Поэтому формирование ФК личности в вузе создает необходимость актуализировать процессы самопознания, самоорганизации в избранных видах и формах физкультурно-спортивной деятельности.
Date: 2015-12-13; view: 604; Нарушение авторских прав |