Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава XIV. Жизнь и политика
В первой половине 1980-х гг. одной из примет общественно-политической жизни страны стали смерть и похороны одного за другим нескольких генеральных секретарей ЦК КПСС, Председателей Президиума Верховного Совета СССР. За 2,5 года ушли из жизни Л. И. Брежнев (ноябрь 1982 г.), Ю. В. Андропов (февраль 1984 г.), К. У. Черненко (март 1985 г.). Это свидетельствовало о кризисе геронтократии в формировании высшего партийного и государственного руководства. На этом фоне избрание Генеральным секретарем ЦК КПСС сравнительно молодого 55-летнего М. С. Горбачева, его короткая, энергичная речь после избрания была благожелательно встречена в стране. Апрельский (1985 г.) пленум ЦК КПСС. М. С. Горбачев выступает с программной речью, в которой провозглашает курс на перестройку и ускорение социально-экономического развития страны. Эффект велик. Всем казалось: пришел энергичный, знающий лидер, под руководством которого общество обретет новое дыхание. Несколько иной была картина в партийных организациях страны. Обычной чередой проходили собрания парторганизаций, пленумы партийных комитетов, на которых разрабатывались и утверждались мероприятия по осуществлению перестройки. В чем она должна состоять, полной ясности не было, и многие коммунисты рассуждали привычно: состоится XXVIII съезд КПСС, примет новую редакцию программы, как было объявлено, тогда станет ясна стратегия и тактика перестройки. А пока парторганизации, являясь ядром властно-распорядительных структур, жили обычной, привычной жизнью и заботами: занимались хозяйственными делами, контролировали выполнение планов. Вот, например, пленум Тюменского обкома КПСС 30 мая 1988 года. Заслушивается отчет о работе секретаря Надымского горкома партии В. Г. Удовенко и здесь же отчеты начальников Главтюмень-нефтегаза и Тюменьгазпрома В. И. Грайфера и Е. Н. Яковлева. В прениях по отчетам, в том числе и в выступлении первого секретаря обкома Г. П. Богомякова, речь идет о недостатках в хозяйственной работе, кадрах, захламленности городов и поселков, внедрении хозрасчета. И ни одного слова об общественно-политической обстановке в области, настроении людей. А ведь это за месяц до XIX партконференции. Впрочем, то же самое характерно для партийных конференций городов и районов области, XXI конференции областной парторганизации, проходивших в конце 1988 года. Между тем на слабую массово-политическую работу парторганизаций области было указано в постановлении ЦК КПСС от 30 июня 1986 г. «Об организаторской и политической работе Нижневартовского горкома партии по выполнению государственных планов и социалистических обязательств по добыче нефти». Правда, в постановлении парторганизации опять-таки были ориентированы на хозяйственную деятельность. Таким образом, между постановлением ЦК КПСС и пленумом Тюменского обкома два года ориентиры в работе оставались прежними. До 1988 г. каких-либо значимых общественно-политических движений, альтернативных КПСС и ВЛКСМ, в Тюменской области не существовало. Более того, продолжался численный рост комсомольцев и коммунистов. В 1986—1988 гг. Тюменская областная организация КПСС выросла на 16 тыс. членов и насчитывала более 164 тыс. человек, в том числе в Тюмени — 27,8 тыс., Сургуте — 15,8 тыс., Нижневартовске — 15,3 тыс., Нефтеюганске — 7,9 тыс., Ноябрьске — 7,9 тыс., Надыме — 6,3 тыс., Тобольске — 6,2 тыс., Ишиме — 5,7 тыс. членов. Значительные силы коммунистов были представлены в строительстве — 42 тыс., или 25,6% всего состава областной парторганизации, нефтяной промышленности — около 32 тыс. (19,8%), сельском хозяйстве — более 13 тыс. (8,1%), газовой промышленности — свыше 8 тыс. (4,9%), геологии — около 7 тыс. (4,3%). Они были объединены в 3596 первичных, 5315 цеховых парторганизациях, 5856 партгруппах. Их деятельность направляли областной, два окружных, девятнадцать городских, тридцать один районный комитеты. Областная парторганизация располагала «выборным активом» в 47 тыс. человек. Внешняя характеристика свидетельствовала о прочности позиций областной организации КПСС. Казалось, на ее пути нет серьезных проблем в осуществлении «руководящей и направляющей роли». Казалось, не вызывает опасений и будущее комсомольской организации области. Численность комсомольцев на 1 января 1987 г. составила более 312 тыс. членов. Однако подспудно в этих традиционных для политической системы страны организациях назревал кризис, особенно отчетливо проявившийся, начиная с 1989 года. Конкретным выражением его стали сокращение численности партийных организаций и приема новых членов, рост исключенных и вышедших из партии по собственному желанию, распад партийных структур. Если в 1986—1988 гг. областная организация КПСС выросла более чем на 16 тыс., то в 1989—первой половине 1991 гг. уменьшилась почти на 73 тыс. человек; прием во второй половине 80-х гг. сократился более чем в 38 раз, число вышедших из партии возросло со 100 человек в 1986 г. до 36,2 тыс. в 1990 году. Особенно много членов партии покидало ее в нефтегазодобывающих центрах. Так, в Ханты-Мансийском округе из КПСС вышло свыше 38% окружной организации, в том числе в Нижневартовске и Сургуте — 36,6%, Нефтеюганске — 37,6%, Нягани — 39,5%, Лангепасе — 41,7%, Урае — 51,4%, Радужном — 55,1%, Мегионе — 57,6 процента. В Ямало-Ненецком округе парторганизацию покинула треть списочного состава. Здесь опять-таки первенствовали нефтегазодобывающие центры: Надым — 35,5%, Новый Уренгой — 35,7%, Ноябрьск — 39,1 процента. В результате массового выхода из партии начался распад партийных структур, в первую очередь малочисленных организаций, особенно партийных групп, численность которых в первом полугодии 1991 г. сократилась в 7 раз. Партию покидали прежде всего рабочие. Среди вышедших в 1989 г. они составляли 72,8%, в 1990 г. — 54,3%, в первой половине 1991 г. — 41,1 процента. Численность рабочих в областной парторганизации снизилась с почти 50% в 1986 г. до 33% в 1990 году. Вместе с выходом из партии сокращается и прием в члены КПСС. В 1990 г. было принято около 260 человек. В 21 городской и районных организациях (41%) за год не сумели принять ни одного человека. Среди принятых удельный вес рабочих и крестьян снизился с 50% в 1989 г. до 34% в 1990 году. Практически прекратился прием молодежи. Процессы, проходившие в областной парторганизации, как и в КПСС в целом, были обусловлены рядом обстоятельств: негативными экономическими итогами первых лет перестройки, неспособностью «верхов» КПСС к самореформированию, догматизмом и идеологической нетерпимостью, господствовавшими во многих местных организациях. Критика КПСС прозвучала на митингах 1989—1990 гг. и в некоторых органах печати. Партийные комитеты оказались неготовыми ответить не только на критические заявления, но и решить внутренние разногласия. Так, заведующий отделом пропаганды и агитации обкома М. М. Метаков в статье, опубликованной в «Тюменской правде», обвинил первого секретаря Тюменского обкома Г. П. Богомякова в авторитарных методах руководства, зажиме внутрипартийной демократии, неспособности обеспечить эффективную деятельность областной парторганизации в условиях перестройки. Поднявшаяся после публикации статьи дискуссия привела в январе 1990 г. к отставке первого секретаря. Областную парторганизацию возглавило временное бюро под руководством одного из секретарей обкома В. В. Китаева. Справедливости ради заметим, что в партийной организации области на рубеже 80—90 гг. происходили определенные позитивные перемены. Впервые в практике работы партии на альтернативной основе были проведены выборы делегатов на XXVIII съезд. На альтернативной же основе XXII областная партконференция в апреле 1990 г. избрала первого секретаря обкома. Однако все эти изменения носили поверхностный характер и не меняли сути той линии, которую продолжала проводить КПСС, так и не сумевшая встать на реформаторские позиции. И когда в стране произошел августовский путч 1991 г., руководители партии коммунистов оказались среди тех, кто не нашел слов протеста против действий «переворотной команды». Август 1991 г. показал, насколько далек от реальности оказался лозунг «Народ и партия едины». Указом Президента России Б. Н. Ельцина деятельность КПСС была приостановлена. Несколько ранее, в октябре 1990 г., прекратил свое существование ВЛКСМ, в том числе и комсомольская организация Тюменской области. Начиная с 1986 г., численность комсомольской организации в области стала быстро сокращаться. К 1990 г. ее ряды покинули 96 тыс. членов —1/3 всего состава. В эти годы в 2,6 раза сократился прием в комсомол. В 1990 г. он не достиг и 2 тысяч. Среди оставшихся наблюдается массовый отказ от уплаты членских взносов. В 1987 г. руководители комсомольских организаций, используя денежные средства ВЛКСМ, начали заниматься коммерцией, организацией видеосалонов, в которых демонстрировались низкопробные боевики и порнофильмы. Не смогли обрести себя в новых условиях и профессиональные союзы области, которые долгие годы являлись придатком государства и крайне слабо отстаивали интересы трудящихся. После 1989 г. происходит распад единых профсоюзов, действовавших под эгидой ВЦСПС. В России образуется Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР), в которую вошел и ряд отраслевых профсоюзов Тюменской области. Кризис этих общественных организаций происходил в условиях заметного роста политической активности граждан страны. Конкретным выражением ее стало оформление народных фронтов, общественных движений, образование новых партий. К началу 1992 г. в Российской Федерации было зарегистрировано 25 партий и 820 общественных организаций. Возникают они в Тюмени и Тюменской области. В 1986—1989 гг. все больший размах приобретает экологическое движение, создаются объединения, нацеленные на возрождение языка, обычаев, культуры. В Ханты-Мансийском округе оно оформилось в ассоциацию «Спасение Югры», в Ямало-Ненецком — «Ямал — потомкам», в Тюмени — «Сыбыр». В 1989 г. образуются организации народного фронта в Тюмени, Сургуте, Нижневартовске, Надыме, Новом Уренгое и других городах, провозгласившие своей главной целью проведение реформ в стране. Многие из этих организаций стали вскоре основой для формирования отделений политических партий в регионе. В мае 1990 г. создается Демократическая партия России (ДПР). На ее учредительном съезде было представлено 12 делегатов от Тюменской области. Одновременно с ДПР зарегистрирована социал-демократическая партия России (СДПР), региональные отделения которой образуются в Тюмени, Урае, Ханты-Мансийске, пос. Комсомольском. В ноябре 1990 г. образована Республиканская партия России (РПР), имеющая отделения в Тюмени и Ярково. Одновременно предпринимаются попытки восстановления партий коммунистической ориентации. В конце 1991 г. их образуется несколько: Российская партия левых сил, Народная партия свободной России, Российская коммунистическая рабочая партия и другие. Региональные отделения некоторых из них образуются и в Тюменской области. В октябре 1991 г. оформляется областная организация Демократической партии коммунистов России. В марте 1992 г. в Тюмени была учреждена областная организация Российской коммунистической рабочей партии (РКРП), которая вскоре начала издавать газету «Трудовая Тюмень». В конце 1992 г. в Российской Федерации восстанавливаются Коммунистическая партия России, а также Союз коммунистических партий. Восстановлены они и на территории области. В марте 1989 г. в стране проходили выборы депутатов съезда советов СССР. Они сопровождались острой предвыборной борьбой. На 2250 мест было зарегистрировано 5074 кандидата, в том числе 2195 по территориальным, 1967 по территориально-национальным избирательным округам, 912 от общественных организаций. По 11 округам Тюменской области было зарегистрировано около 30 кандидатов. На выборах 26 марта 1989 г. мандаты депутатов обрели 11 человек, среди которых аспирант госуниверситета С. Васильев, агроном М. Евтушков, преподаватель учебно-курсового комбината из Нижневартовска С. Селезнев, председатель Сургутского горсовета Ю. Неелов и другие. По-разному сложилась их депутатская работа. Часть тюменских депутатов сразу же встала на демократические позиции, другие поддерживали консервативные и антиреформаторские силы, третьи постоянно колебались. Еще более остро проходила предвыборная борьба в 1990 г. при выборах депутатов России и в местные советы. По избирательным округам было зарегистрировано от 2 до 15 кандидатов в депутаты, а по отдельным округам и больше. В Совет народных депутатов Российской Федерации от области избрано 20 человек. Отказ от жесткой регламентации сверху по регулированию депутатского корпуса привел к значительным изменениям его социального состава. В местных советах более чем в 2 раза уменьшилось представительство рабочих, меньше стало крестьян, тогда как возросло число служащих, в том числе преподавателей, юристов, журналистов. В то же время число коммунистов в советах осталось почти без изменений — около 40 процентов. После выборов в советах произошли определенные структурные изменения. Руководящим органом стал Президиум, который возглавлял председатель совета. В областном совете председателем был избран на альтернативной основе депутат Ю. К. Шафраник, возглавлявший до избрания объединение Когалымнефтегаз. Как и прежде, для руководства повседневной работой был избран исполком, председателем которого на альтернативной основе сессия облсовета избрала Л. Ю. Рокецкого. Одним из первых шагов советов нового созыва стала координация деятельности народных депутатов всех уровней. В мае 1990 г. Тюменским облсоветом была выработана программа сотрудничества депутатов. Она предусматривала совместную подготовку решений по всему комплексу вопросов социально-экономического развития Тюменской области, упорядочения и регулирования налоговой политики и представления области права распоряжения частью ресурсов региона в интересах населения. Решая текущие вопросы, облсовет и его комиссии с привлечением специалистов, ученых начали разработку программ, на основе которых городские, районные советы с учетом особенностей развития определяли основные направления своей деятельности. В общей сложности облсоветом было утверждено 23 целевых программы: программа дальнейшего развития нефтегазовой промышленности, нефтегазоперера-ботки и нефтегазохимии; программа технического перевооружения и конверсии ряда крупных предприятий области; программа строительства предприятий пищевой промышленности; программа приоритетного развития агропромышленного комплекса, которая включала 8 подпрограмм, в том числе по возрождению деревни, производству зерна, переработке сельхозпродукции, развертыванию сельскохозяйственного машиностроения и другие. Среди программ социального характера следует отметить программу занятости населения Тюменской области, программу «Здоровье», программу поддержки науки и высших учебных заведений. В областном, окружных советах правилом стали встречи руководителей с представителями общественных движений и партий, что позволяло иметь более объективную информацию о положении в области, нуждах граждан. С конца 1991 г., когда Верховный Совет России наделил Президента чрезвычайными полномочиями, учреждаются новые органы исполнительной власти: администрация краев, областей и республик. Их возглавили люди, назначаемые президентом, которые, в свою очередь, назначали глав городов и районов. Главой администрации Тюменской области с согласия облсовета был назначен Ю. К. Шафраник. После назначения Шафраника министром топливно-энергетического комплекса областную администрацию возглавил Л. Ю. Рокецкий. В ходе кадровых перемен председателем областного совета был избран В. И. Ульянов, председателем Ямало-Ненецкого окрсовета — А. И. Кузин, председателем Ханты-Мансийского окр-совета — В. А. Чурилов. В структуре власти области было учреждено также представительство президента. Первым представителем был назначен в конце 1991 г. С. Селезнев — бывший народный депутат СССР, председатель Нижневартовского горсовета. В 1993 г. его сменил на этом посту Г. А. Щербаков. Местные властно-распорядительные органы сделали попытку предотвратить спад экономики, обратив особое внимание на положение в топливно-энергетическом комплексе. К 1986 г. в Тюменской области добывалось 360 млн. тонн нефти, 381 млрд. кубометров газа, что составляло 2/3 объема в СССР. Неслучайно топливно-энергетический комплекс стал объектом повышенного внимания со стороны союзных и республиканских властей. В мае 1985 г. Тюменскую область посетил Председатель Совета Министров СССР Н. И. Рыжков, в сентябре того же года — Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев. Для нужд комплекса в 1986—1990 гг. была выделена весьма большая по тем временам сумма 82 млрд. руб., если ее сравнить с совокупными капиталовложениями на эти цели 1966—1985 гг. — 95 млрд. рублей. Осенью 1986 г. нефтяная промышленность Западной Сибири благодаря этому вышла на плановый уровень добычи сырья и стала его наращивать, достигнув максимума в 405,7 млн. тонн, в том числе предприятиями Тюменской области в 400 млн. тонн в 1988 году. Затем вновь начался спад. Добыча нефти в 1990 г. снизилась более чем на 40 млн. тонн, составив 358 млн. тонн. Причины нового кризиса в нефтяной промышленности, как и во всей экономике, были многообразны. Связаны они прежде всего с началом демонтажа командно-административной системы, который нарушил управляемость комплексом, привел к разрыву хозяйственных связей, резкому ухудшению материально-технического снабжения. В этих условиях решения, принимаемые союзными и республиканскими органами, становились все более половинчатыми, неэффективными, не выполнялись правительственными структурами. В 1989—1990 гг. состоялось 5 заседаний правительственной комиссии СССР по нефтяной и газовой промышленности Западной Сибири. На них было решено установить обоснованные цены на нефть и газ, увеличить долю валютных доходов от экспорта углеводородного сырья, улучшить обеспечение материально-техническими ресурсами, предоставить предприятиям реальную хозяйственную самостоятельность и право реализации по договорам части продукции. Однако эти решения остались в основном на бумаге. Между тем в течение двух десятилетий оптовая цена тонны сибирской нефти равнялась 23 руб., хотя ее себестоимость за эти годы возросла вчетверо. В октябре 1990 г. Совмин СССР принял решение о повышении оптовой цены до 65 руб. за тонну. За экспорт нефти и газа в капиталистические страны было предусмотрено отчисление 45%, в другие страны — 50% валютной выручки в распоряжение Миннефтепрома и концерна Газпром. За дополнительные поставки сырья отчисления в их пользу должны были составить 70 процентов. Однако повышение цен на нефть и газ с 1 января 1990 г. полностью ушло на покрытие цен на материалы и оборудование. Поэтому в марте 1991 г. нефтяники ставят вопрос о новом повышении цен на нефть и газ с последующей индексацией." Однако обращение нефтяников на этот счет к президенту М. С. Горбачеву и Председателю Совета Министров СССР В. С. Павлову осталось без удовлетворения. Правда, 28 января 1991 г. на заседании Совета Министров СССР был выработан новый пакет решений по преодолению кризиса в нефтегазовом комплексе, однако он также не был реализован. В 1991 г. предприятия нефтегазового комплекса переходят под юрисдикцию России. В области побывал и ознакомился с положением дел Президент РСФСР Б. Н. Ельцин. Результатом визита стал его Указ от 19 сентября 1991 г. «О развитии Тюменской области». Он предусматривал разработку программы развития Тюменской области и нефтегазового комплекса силами исполнительных органов областного и окружных советов с последующим представлением и утверждением ее Советом Министров России, учреждение Администрации по ее реализации, Международного научного и технологического центра для научного обеспечения программы. Указ предоставлял широкие права местным органам распоряжаться недрами, природными ресурсами и формировать бюджет области и округов. С 1992 г. предприятиям и организациям разрешено использовать 30% производимой продукции, нефти и газа — 10% ка поддержание уровня производства, его технического перевооружения и решение социальных проблем. Реализация Указа в полном объеме могла бы способствовать преодолению кризиса в развитии нефтегазового комплекса и других отраслей народного хозяйства области. Однако сохраняющийся диктат теперь уже российских правительственных структур обесценили Указ, сделали невозможным его выполнение в полном объеме. Достаточно отметить, что из предусмотренной в Указе 10-процентной квоты нефти, используемой на нужды области, в 1992 г. она составила лишь 1,3%, или 3,2 млн. тонн вместо 26 миллионов. Это не позволило осуществить программу модернизации материально-технической базы, социального развития нефтегазодобывающих районов, округов и области в целом. В результате продолжалось падение добычи нефти, объем которой в 1992 г. сократился до 262 млн. тонн вместо 358 млн. в 1990 году. В первой половине 1993 г. впервые в области отмечено падение добычи газа. Это стало характерным для всех отраслей хозяйства региона. В 1992 г. по основным видам продукции, за исключением добычи газа и деревообрабатывающих станков, производство упало: электроэнергии на 5,8%, аккумуляторов на 17,3%, тракторных прицепов на 61,1%, сборного железобетона на 30,6 процента. В целом объемы промышленного производства снизились почти на 15 процентов. На 11,3% меньше произведено товаров народного потребления, на 2% — сельскохозяйственной продукции. 13 Между тем в середине 80-х гг. объемы производства постоянно возрастали. В 1986—1988 гг. на 15% увеличились объемы промышленной продукции, на 28% — жилой фонд. В 1986 г. из недр области ежедневно добывалось более 1 млн. тонн нефти, свыше 1,5 млрд. кубометров природного газа. Однако это были последние достижения уходящей в прошлое командно-административной системы управления. Жизнь все острее ставила вопрос о переходе на новые экономические отношения и формы хозяйствования. В то же время перестроечные мероприятия со стороны центра носили на протяжении всей второй половины 80-х гг. спонтанный, случайный характер. Наиболее значительными из них стали кооперативное движение и переход к арендным отношениям. Массовое образование кооперативов началось в Тюменской области, как и в целом по стране, после 1987 года. В 1988—1990 гг. было образовано несколько сот кооперативов. Численность работающих в них увеличилась с 1,4 до 120 тыс. человек. По масштабам кооперативного движения Тюменская область в 1990 г. занимала 6 место в России, тогда как Алтайский край — 38, Кемеровская область — 42, Омская — 58 место. Большая часть кооперативов образовывалась на базе структурных подразделений предприятий, прежде всего в строительстве. Кооперативы получали на условиях аренды здания, сооружения, оборудование, механизмы. Это имело и отрицательные последствия, так как кооперативы не были заинтересованы в развитии, обновлении, техническом совершенствовании производства, сколько-нибудь значительных инвестициях. В результате арендуемое имущество эксплуатировалось на износ, ради получения высоких прибылей. Заинтересованы в этом были и руководители многих предприятий, которые одновременно становились членами кооперативов, отдавая им приоритет в снабжении, закупая их продукцию по завышенным ценам. Такая кооперация нанесла серьезный ущерб госпредприятиям области, в которых отдельные производственные подразделения были поставлены на грань развала. К началу 90-х гг. многие кооперативы подобного рода прекратили существование. К 1992 г. в строительных кооперативах было занято около 12 тыс. человек (5% всех работающих). Их вклад в сооружение жилья не превышал 1 процента. В то же время ряд кооперативов — строительный «Тюменец», проектно-строи-тельный «Сибирь-90», транспортный «Фургон», «Стройдеталь», «Автокомфорт» смогли обеспечить достаточно широкие масштабы производства, располагали солидной материально-технической базой. В конце 1980—начале 90-х гг. вместе с кооперативным движением получает определенное развитие аренда, однако широкого распространения в промышленности она не получила. К началу 1993 г. в области на аренде работало 38 предприятий. К сентябрю того же года их осталось всего 18. В нефтегазовой промышленности на уровне крупных производственных подразделений аренда не получила распространения. В этой отрасли на аренду перешло лишь НГДУ Черногорнефть объединения Нижневартовскнефтегаз. Для развития аренды не было законодательной базы, поэтому она была вытеснена другими формами хозяйствования, позволяющими человеку стать собственником. В 1990—1991 гг. в законодательство страны были внесены изменения, которые закрепляли многообразие форм собственности. Приняты были акты, нормативы и законы, регулирующие процедуры образования индивидуально-частных и малых предприятий, товариществ и акционерных обществ. Был также провозглашен курс на демонополизацию производства и приватизацию предприятий. В соответствии с этим было ликвидировано большинство главков, в том числе Главтюменьнефтегаз и Тюменьгазпром. Первый был преобразован в ассоциацию Тюменьнефтегаз, которая объединила в своем составе 10 производственных объединений по добыче нефти и газа из 11. В ассоциацию отказалось войти объединение Ноябрьскнефтегаз. Ассоциация и объединение стали членами корпорации Роснефтегаз, учрежденной вместо ликвидированного Миннефтепрома. В свою очередь на базе Мингазпрома по инициативе его руководства возник концерн Газпром, который включил в свой состав все предприятия отрасли, а также фонды на материалы, оборудование, ресурсы, став их монопольным распорядителем. В свою очередь, на месте Тюменьгазпрома возник одноименный концерн, а затем производственное объединение Запсибгазпромстрой, включившее в свой состав предприятия по обустройству газовых месторождений и объединений Тюменьгазификация со всеми структурными подразделениями. В масштабах области возникло еще одно гигантское монопольное объединение. В конце 1991—начале 1992 г. усилиями местных и федеральных органов власти в области осуществлена работа по разграничению собственности: большая часть ее была отнесена к федеральной (это бывшая союзная и большая часть республиканской собственности, в том числе все основные предприятия нефтегазового комплекса); меньшая ее часть получила статус областной и муниципальной собственности. Это позволило начать ее приватизацию. Осуществлялась она фондами Госкомимущества по планам, утвержденным советами и администрациями районов, городов, округов, области. В первую очередь осуществлялась приватизация предприятий, находящихся на аренде с правом выкупа, а также предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания. К концу 1992 г. было продано 50 промышленных предприятий, 12 из которых частично или полностью приватизированы. Общая стоимость этих предприятий составила около 2 млрд. рублей. В сфере торговли и общественного питания за год было приватизировано свыше 140 предприятий. Одновременно расширяется самостоятельность предприятий, сохраняющих государственный статус. В 1992 г. свыше 1000 предприятий торговли и общественного питания получили юридическую самостоятельность и открыли расчетные счета, в бытовом обслуживании — 286 ателье и мастерских. Однако доля приватизированных предприятий в общем объеме производимой продукции была невелика. К началу 1993 г. ее удельный вес в промышленности составлял немногим более 1%, в строительстве — 2%, торговле и общественном питании — 2,9%, в бытовом обслуживании удельный вес приватизированных и частных предприятий был выше, составив около 20% общего объема услуг. На рубеже 1992—1993 гг. начали приватизироваться крупные объекты федеральной собственности, в том числе нефтегазовой промышленности. Население получило приватизационные чеки, на которые стало возможным приобретать акции предприятий как в области, так и за ее пределами. К сентябрю 1993 г., с учетом данных 1992 г., было приватизировано 1288 предприятий. Основной формой передачи собственности стало акционирование предприятий. В качестве акционеров выступали коллективы предприятий, государственные и частные организации, банки, инвестиционные фонды. Исключительно важное значение приобрело акционирование предприятий нефтегазового комплекса области. К октябрю 1993 г. в нефтяной промышленности функционировало 3 государственных нефтегазодобывающих объединения, 10 акционерных обществ и акционерная компания ♦Магма». В январе 1993 г. распоряжением Президента Б. Н. Ельцина был определен порядок акционирования на предприятиях концерна Газпром. При этом предусматривалось, что 5,2% акций будут распространяться среди малочисленных народов Ямало-Ненецкого округа, работников его бюджетных организаций, обеспечивающих освоение газоконденсатных месторождений. 28,7% акций намечалось передать населению других регионов, где размещены газодобывающие и газотранспортные пред приятия концерна Газпром. В целом по области из.числа акционированных и приватизированных предприятий 42% приходилось на долю федеральной, 18% областной и 40% муниципальной форм собственности. Общая выручка от приватизации превысила 16 млрд. рублей. Из них 44% перечислены в местные, окружные и областной бюджеты. К концу 1993 г. в области уже более половины предприятий составляли новые предпринимательские структуры. Вместе с преобразованием промышленности и сферы соцкультбыта осуществлялось реформирование сельскохозяйственного производства, хотя оно началось и несколько позже. В конце 1980-х гг. на предприятиях АПК Тюменской области получает достаточно широкое распространение аренда. В 1988 г. в колхозах и совхозах на арендном подряде работало около 10% всех занятых, а к концу 1990 г. — уже 20,6 процента. В этом отношении область в регионе уступала лишь Алтайскому краю и Новосибирской области. В последующие годы арендные отноше ния на селе стали сокращаться. На смену им приходят новые формы хозяйствования. Поворотным пунктом в этом направлении стал Указ Президента России Б. Н. Ельцина от 27 декабря 1991 г. «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР». В соответствии с ним провозглашался курс на создание фермерских хозяйств, акционерных и других предприятий. Для оказания помощи фермерам в области создается отделение Российской ассоциации крестьянских хозяйств и сельхозкооперативов (АККОР). В 1992 г. образуются первые фермерские хозяйства, а к октябрю 1993 г. по области их было зарегистрировано 4776. В самом начале это го процесса фермерами нередко становились специалисты, руководители хозяйств, а также городские жители. В Сургутском районе, например, среди фермеров не было ни одного сельчанина. Некоторые фермеры стали объединяться в мини-кооперативы, ассоциации, чтобы легче и эффективнее хозяйствовать. Ассоциация «Луч» из Ниж-нетавдинского района объединила 8 фермерских хозяйств, которые достаточно ус пешно занимались выращиванием зерна, получив в 1992 г. урожай в 40 центнеров с каждого из 590 гектаров. Достаточно хороших результатов достигли члены ассоциации «Рязанское» под руководством Г. Рязанова в выращивании картофеля, обеспе чив урожайность в 400 центнеров с гектара. Положение ряда фермерских хозяйств в области начало ухудшаться после либерализации цен. Стоимость обустройства среднего крестьянского хозяйства поднялась с 50 млн. руб. в 1992 г. до 200 млн. руб. в 1993 г., тогда как средний размер денежного кредита в расчете на фермерское хозяйство не превышал 200 тыс. рублей. Местные власти к весне 1992 г. помогли фермерам приобрести 27 тракторов и автомобилей, более 280 тонн горючего, на льготных условиях предоставили кредиты, но это не решало проблемы в целом. В результате из 80 зарегистрированных в Голышма-новском районе фермеров к весне 1992 г. продолжали свою работу не более трети. Весьма слабой оказалась материально-техническая база новых хозяев. К началу 1993 г. на 100 фермерских хозяйств приходилось всего 48 тракторов, 17 автомоби лей, 20 плугов, 14 сеялок, 8 зерноуборочных комбайнов. Естественно, что и отдача фермерских хозяйств в производстве продукции была незначительна, составляя на рубеже 1992— 1993 гг. 1% по зерну, 0,7% по картофелю, 0,3% по молоку, 0,2% по мясу. Нелегкий процесс преобразований проходит в это время в колхозах и совхозах области. К октябрю 1993 г. 93% из них перерегистрировались: треть (около 100 хозяйств) сохранила свой прежний статус, остальные были преобразованы в акционерные общества открытого типа (4), товарищества с ограниченной ответственностью и акционерные общества закрытого типа (80), сельхозкооперативы (88). 16 хозяйств были приобретены в качестве подсобных хозяйств предприятиями, в основном нефтегазового комплекса. На базе ряда хозяйств оформилось 35 крестьянских ассоциаций. Вместе с преобразованием традиционных форм собственности в области формируются и другие структуры рыночного типа. 1991—1992 гг. характерны массовым образованием коммерческих банков. Среди первых был образован Запсибкомбанк, ставший одним из крупнейших в России. Всего в Тюменской области было создано около 70 банков и их филиалов. По их числу город Тюмень занял второе место в России. Осенью 1990 г. начала функционировать первая в области Тюменская товарно-фондовая биржа, в 1991 г. образуются Сургутская товарно-сырьевая, Нижневартовская нефтяная, Ноябрьская товарно-сырьевая, Тюменская аграрно-сырьевая биржи. Они способствовали установлению разрушенных связей между производителями и потребителями. Либерализация цен и установление прямых связей между предприятиями привели к тому, что биржи самоликвидировались или были преобразованы в торговые дома. К концу 1993 г. функционировала лишь товарно-фондовая биржа в Тюмени. Частный бизнес, предпринимательство в разных формах все активнее утверждают себя в таких сферах деятельности, как страховое дело, туризм, торговля, бытовое обслуживание. Настойчиво искали выход из кризисной ситуации руководители и коллективы предприятий, особенно нефтегазового комплекса. Их усилия направлены на поиски дополнительных инвестиций в производство. В Ханты-Мансийском округе в начале 1992 г. организуется народная нефтяная инвестиционно-промышленная евроазиатская корпорация (НИПЕК) с уставным капиталом в 3 млрд. рублей. Цель корпорации: финансирование добычи, транспортировки, переработки нефти и газа, отраслевого машиностроения. Объединение Юганскнефтегаз вместе с мощными предприятиями Куйбышевнефтеоргсинтез, Самаранефтепродукт и другими партнерами в середине 1992 г. учредили акционерную компанию ЮКОС, объединившую предприятия по добыче, переработке, поставке потребителю нефти. С целью привлечения инвестиций администрация Ханты-Мансийского округа стала практиковать проведение международных тендеров на доразведку и разработку нефтегазовых месторождений округа. На первом из них в августе 1993 г. право на доразведку и эксплуатацию в течение 25 лет Айяун-Тайлаковского участка приобрела тюменская холдинговая компания «Роза мира», Южно-Кумынского — объединение Сургутнефтегаз. За право пользования недрами они перечислили администрации округа 700 млн. рублей. На состоявшийся вскоре второй тендер были выставлены уже 7 нефтяных и 2 газовых месторождения, на право разработки которых претендовали 13 отечественных и ряд зарубежных инвесторов. Почти все участки обрели новых владельцев. Существенные выгоды получали геологи, предложив по месторождениям пакеты геологической информации на сумму около 160 млн. рублей. Предприятия устанавливали прямые связи и деловое сотрудничество с иностранными нефтяными, газовыми, машиностроительными и строительными компаниями. Объединение Варьеганнефтегаз одним из первых создало совместное предприятие с фирмой из Техаса «Файбро Энерджи» для разработки нефтяных месторождений. Объединение Юганскнефтегаз наладило взаимовыгодное сотрудничество с коллегами из Канады по извлечению нефти из низкодебитных месторождений, которую при использовании отечественной техники и технологии добыть невозможно. Производственное объединение Надымгазпром совместно с североамериканской ТНК «Амако», при участии администрации Ямало-Ненецкого округа разработали проект «Ямал» по освоению Бованенковского, Новопортовского, Ростовецкого и других газовых и газоконденсатных месторождений. Геологи объединений Пур-нефтегазгеология создали два совместных предприятия с фирмой «Бэнтон» для проведения геологоразведочных работ на Северо-Губкинском месторождении и комплекс по переработке древесины для строительных нужд. Это тем более важно, учитывая, что геологи Тюмени получили право на разработку месторождений и добычу углеводородного сырья с правом его переработки и реализации в России и странах СНГ. Расширяются масштабы 20-летнего сотрудничества газовиков Тюмени с германской фирмой «Рургаз». Объединение Запсибгазпромстрой совместно с этой фирмой выполняет крупный проект важнейшего социально-экономического значения по газификации южных районов Тюменской области. Сотрудничество с рядом зарубежных партнеров наладил Тобольский нефтехимкомплекс. В целом по области к концу 1993 г. с зарубежными партнерами было подписано свыше 40 различного рода соглашений. Однако общая ситуация в экономике области остается неблагоприятной. В 1993 г. снизились темпы выпуска промышленной продукции, сократились объемы производства предприятиями концерна Газпром, большинством предприятий корпорации Роснефтегаз, акционерного общества Роснефтегазстрой. Спад коснулся большинства отраслей промышленности: из 150 важнейших изделий снижено производство 110, в том числе по таким видам продукции, как синтетические смолы, пластмассы, деловая древесина, пиломатериалы, деревянные дома заводского изготовления, сборные железобетонные конструкции, цемент. В результате за 9 месяцев 1993 г. потребители не получили от тюменских предприятий продукции на 5 млрд. рублей. Среди множества причин главная — это непомерный рост цен. За 9 месяцев 1993 г. прибыль в промышленности и на транспорте области выросла в 9,3 и 12,7 раза, оптовые цены в промышленности и транспортные тарифы — соответственно в 10,9 и 14,4 раза. В результате сумма убытков по области превысила 34 млрд. рублей. Подлинным несчастьем стали неплатежи предприятий за поставляемую продукцию, особенно из стран СНГ. В целом просроченная задолженность предприятиям области составляла около 984 млрд. рублей, 85% которой приходилось на предприятия нефтегазового комплекса. Отсутствие средств не позволяло приобретать сырье и материалы, машины и оборудование, своевременно платить зарплату. Отрицательное воздействие оказывал на экономику области и непомерный налоговый гнет, составляющий от 70 до 85% от прибыли. По этим причинам, а также в связи с трудностями сбыта продукции, в 1992—1993 гг. имели место остановки производства в производственных объединениях Сургутнефтегаз, Ноябрьскнефтегаз, Ураинефтегаз, на Ишимском машиностроительном заводе, заводе автотракторного электрооборудования в Тюмени и других. Сложности в экономике усиливали социальную напряженность в области, приводили к выступлениям забастовочного характера. В связи с ростом цен на товары и услуги увеличились расходы населения. В течение 1992 г. стоимость набора из 19 продуктов питания возросла по Ямало-Ненецкому округу в 23, Ханты-Мансийскому округу и югу области — в 22 раза. Многократно выросли цены на услуги, упал покупательский спрос. За год продажа мяса и птицы сократилась на 25%, рыбы — на 27%, яиц — на 32%, кондитерских изделий — на 13 процентов. В связи с этим властно-распорядительные органы области изыскали возможность повышать зарплату низкооплачиваемым категориям населения. В августе 1993 г. средняя оплата труда в области была самой высокой в Западной Сибири. Серьезной проблемой в 90-е гг. становится безработица. В 1990 г.—первом квартале 1993 г. ежемесячно высвобождалось по 2,5 тыс. человек, в июле—сентябре 1993 г. — уже по 14 тысяч. При этом, если в начале года на одного соискателя работы приходилось 5 вакансий, то к концу года менее одной. По области к ноябрю 1993 г. служба занятости зарегистрировала около 12 тыс. человек, ищущих работу, из них 7 тыс. получили статус безработных. Среди них 86% составляли женщины. Все большие масштабы приобретала скрытая безработица, особенно на моторном и электромеханическом заводах в Тюмени, на предприятиях Ишима, где на 1 вакансию приходилось 25 соискателей. Такая же картина складывается на предприятиях лесной промышленности, в строительстве, в том числе в центрах нефтегазодобычи. Осенью 1993 г. каждый четвертый труженик крупнейшего в России объединения Нижневартовскнефтегаз был отправлен в отпуск без содержания или должен был трудиться по сокращенной рабочей неделе. Такая ситуация была свойственна многим предприятиям Надыма, Нового Уренгоя. Неплатежи, угроза безработицы привели к крупнейшей забастовке работников газовой промышленности Надыма в декабре 1993 года. Бастующие выдвинули экономические требования. В пожарном порядке конфликт в очередной раз был улажен, однако его коренные причины остаются. Таким образом, реформирование экономики области пока не привело к заметным положительным изменениям. Скорее наоборот, ситуация продолжает ухудшаться, спад производства, особенно по основным видам продукции, остановить не удалось. Тюменская область располагает огромными сырьевыми, природными, трудовыми ресурсами для преодоления кризиса, однако выход из него возможен только при условии успеха реформ в целом по России. Date: 2015-12-13; view: 635; Нарушение авторских прав |