Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Массовая культура. Во второй половине XIX в
Во второй половине XIX в. с развитием грамотности среди широких слоев населения начала складываться массовая культура. В произведениях В. В. Крестовникова (ныне экранизированные «Петербургские трущобы»), А К. Михайлова (Шеллера) развивался жанр популярной «легкой», развлекательной литературы. Народный книжный рынок был заполнен дешевыми и в значительной степени лубочными изданиями. Некоторые из них издавались созданным по инициативе Л. Н. Толстого обществом «Посредник», которым руководил И. Д. Сытин, и содержали адаптацию (в том числе в форме лубка) «высокой» литературы. Но большая их часть представляла собой произведения типа «Приключения аглинского милорда Георга», упомянутое Некрасовым, который надеялся, что крестьянин вскоре «не милорда глупого – Белинского и Гоголя с базара понесет». Выводы 1. Значительно расширилась система образования, сформировались зачатки бессословного образования; в социальном составе образованных людей заметно усилился разночинный слой. Тем не менее, несмотря на достигнутые успехи, система образования по-прежнему не соответствовала потребностям времени, в области просвещения Российская империя заметно отставала от стран Западной Европы. 2. В результате значительного ускорения темпов развития, под воздействием нужд индустриализации отечественная наука вышла на уровень мирового признания. 3. Развитие искусства. Неразрывная связь российской культурной жизни XIX в. с общественно-политическими процессами обусловила социальную заостренность искусства, повысила его нравственно-этическую, философскую и политическую значимость. • Под влиянием общественного движения во второй половине XIX в. господствующее положение в отечественном искусстве занял реализм. Реалистическое искусство было максимально приближено к повседневной жизни, его отличительной чертой стало умение показать «типические черты жизненных явлений», многие произведения имели не только реалистический, но и критический характер. • Тесная связь искусства с общественно-политической жизнью, резкая критическая направленность обусловили зарождение в культуре пореформенной России элементов нигилистического отношения к эстетическим ценностям. Наиболее радикально настроенные представители революционно-демократических кругов интеллигенции (Д. И. Писарев и др.) видели искусство лишь реалистическим. • В то же время начали зарождаться получившие развитие в конце столетия тенденции перехода от простого воспроизведения картин окружающей жизни к ее преображению художественными средствами в произведениях российских писателей и художников. 4. Общие итоги. • Демократизация стала доминирующей тенденцией в развитии всех областей отечественной культуры. Она оказала влияние как на тематику, методы и принципы художественного творчества, так и на социальный состав представителей творческой интеллигенции. Выросли не только культурные запросы народа, но и возможности их удовлетворения. Сформировалась широкая духовная оппозиция существовавшему режиму. • Формирование единой многонациональной российской культуры. Сократился (хотя по-прежнему оставался значительным) разрыв в уровне культурной жизни центра и провинции; расширилась сфера духовной жизни всех социальных слоев российского общества; музеи, картинные галереи, выставки, библиотеки стали неотъемлемой частью культурной жизни значительной части российского общества, а не только его социальной верхушки. Творчество многих русских писателей и поэтов, художников-передвижников, композиторов «Могучей кучки» впитало в себя многовековые традиции народной культуры, стало достоянием всего русского народа. Никогда еще профессиональное искусство не было так тесно связано с народным творчеством. Таким образом, окончательно утвердилась тенденция формирования единой многонациональной российской культуры. Однако дальнейшее развитие данной тенденции требовало радикальных изменений в области государственной национальной политики и политики в сфере просвещения. • Углубление социокультурного раскола общества обусловило обострение его духовного кризиса, для преодоления которого необходимы были радикальные политические и социально-экономические преобразования. • Пореформенная Россия характеризовалась необычайно насыщенной культурной жизнью. Расцвет практически всех областей русской культуры позволил ей занять выдающееся место в общемировой культуре. Вопросы и задания 1. Какое влияние на развитие отечественной культуры оказала общественно-политическая жизнь пореформенной России? 2. Известный русский биолог К. А. Тимирязев писал, что во второй половине XIX в. «русская наука заявила свою равноправность, а порою и превосходство». Прокомментируйте его слова. 3. Назовите характерные черты русского реализма. Согласны ли вы с мнением, что искусство должно быть «орудием реализма»? Обоснуйте свой ответ. 4. В чем заключается сущность конфликта между Академией художеств и передвижниками? Почему передвижники оказали большое влияние на всю художественную жизнь России? 5. Что объединяет творчество передвижников и композиторов «Могучей кучки»? 6. Расскажите об известных вам меценатах. Какую роль они сыграли в развитии русской культуры? Литература Взаимосвязь искусств в художественном развитии России второй половины XIX в. М., 1982. Сарабьянов Д. В. История русского искусства второй половины XIX в. М., 1989. Корнилов А. А. Курс истории России XIX века. М., 1993. Лекция 31. Художественные процессы в русской культуре второй половины XIX в. М., 1984. Шульгин В. С., Кошман Л. В., Зезина М. Р. Культура России XIX–XX вв. М., 1996. Гл. 8–9. Date: 2015-12-13; view: 1306; Нарушение авторских прав |