Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образование и просвещение. • Реформы в области начального образования





 

2.1. Либеральные реформы. Потребности экономического развития страны, рост городского населения, возникновение новых средств сообщения и связи, задачи создания армии нового типа требовали расширения системы народного образования. Большое влияние на разработку реформ в области просвещения оказало демократическое общественное движение, выступавшее за ликвидацию сословности школы.

Реформы в области начального образования. В июне 1864 г. было утверждено «Положение о начальных народных училищах», предоставившее общественным учреждениям и частным лицам право открывать начальные школы (с разрешения властей). Это способствовало расширению школьной сети при сохранении в руках правительства общего руководства учебным делом. Программа начального образования включала преподавание чтения, письма, арифметики, Закона Божьего и церковного пения.

В результате проведенных реформ в России сложилось несколько типов начальных школ.

– Министерство народного просвещения открывало государственные («министерские») школы.

Земские школы существовали на средства земств, они отличались демократическими традициями и вскоре стали основным звеном начального образования. В 1864–1874 гг. было открыто около 10 тыс. земских школ.

– Широкое распространение получили поощряемые правительством церковно-приходские школы, воспитывавшие подрастающее поколение в духе религиозности.

Деревенские «школы грамоты» создавались по инициативе крестьян и существовали на их средства, но зачастую оказывались под влиянием церковно-приходских школ. Преподавали в этих школах учителя из грамотных крестьян.

Частные школы не получили широкого распространения.

– Важную роль в распространении грамотности и знаний среди непривилегированных слоев населения сыграли воскресные школы для взрослых.

Развитие среднего образования регламентировалось утвержденным в ноябре 1864 г. «Уставом гимназий и прогимназий». Устав провозглашал принцип бессословности среднего образования, но устанавливал высокую плату за обучение. В соответствии с уставом семиклассные гимназии разделялись на классические и реальные. Для изучения начального курса классической гимназии создавались четырехклассные прогимназии. Классические гимназии давали образование, в основу которого было положено изучение древних языков (латинского и греческого) и математики (считалось, что эти предметы дисциплинируют ум, развивают способность делать обобщения и анализировать). Такие гимназии готовили учащихся к поступлению в университеты. В реальных гимназиях за счет сокращения курса гуманитарных предметов был увеличен объем преподавания естественнонаучных и технических дисциплин; выпускники реальных гимназий могли поступать в высшие технические учебные заведения.

В области среднего образования были также созданы военные, духовные и коммерческие училища.

• Значительные изменения произошли в области высшего образования. Во второй половине XIX в. в Российской империи было открыто 4 новых университета – в Одессе, Варшаве, Томске (первый в Сибири), Гельсингфорсе – и 30 высших специальных учебных заведений: сельскохозяйственных, горных, лесных и т. п.

В 1863 г. был утвержден самый либеральный в истории Российской империи университетский устав. В соответствии с этим уставом в полтора раза увеличивалось число штатных профессоров, вводились новые дисциплины и создавались новые кафедры; университетам предоставлялась широкая автономия (право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы), разрешалось иметь собственную цензуру, выписывать из-за рубежа книги, журналы и газеты, которые не подлежали проверке на таможне.

• Важное значение имело развитие женского образования.

– Помимо существовавшего для дворянок в рамках системы среднего женского образования «института благородных девиц» создавались бессословные женские училища (с 1862 г. – женские гимназии). Для девочек устанавливалась сокращенная программа обучения, доступ в университеты для них был закрыт. Для подготовки учительниц в женских гимназиях разрешалось открывать дополнительный 8-й класс.

– Под давлением общественности в Москве, Петербурге, Казани и Киеве были созданы высшие женские курсы, в том числе медицинские, естественнонаучные, физико-математические и историко-филологические. Высшая женская школа не поощрялась государством и существовала в основном на частные пожертвования и за счет платы за обучение.

2.2. Реакционные меры в области просвещения. Поворот к реакции начался уже в конце 60-х гг., после покушения Д. В. Каракозова на Александра II. Политика Александра III в области образования носила уже открыто реакционный характер.


• Новое правительство стремилось придать начальной школе более клерикальный (церковный) характер. В 1884 г. по инициативе министра народного просвещения И. Д. Делянова церковно-приходские школы и школы «грамоты» были переданы в ведение Синода. При этом число церковно-приходских школ возрастало и достигло более чем 30 тыс., что расширило возможности крестьян обучиться грамоте.

• Еще раньше реакция отразилась на состоянии средней школы.

– Уже при Александре II усилиями публициста и общественного деятеля М. Н. Каткова и министра просвещения Д. А. Толстого были приняты уставы 1871 и 1872 гг. В уставах была доведена до абсурда концепция классического образования, которую сам император считал важным средством борьбы «с нигилистическим настроением молодежи». Реальные гимназии были заменены шестиклассными реальными училищами. И в классических гимназиях, и в реальных училищах было изъято естествознание, уменьшено количество учебных часов, отводимых на изучение русского языка, истории, географии и современных иностранных языков – предметов, по мнению Каткова, приводивших к «верхоглядству», «толчению воды» и «нигилизму». Взамен в гимназиях в несколько раз увеличивался курс древних языков и математики, не дававших простора «разным умствованиям», но «приучавших ум к усвоению знаний и точных понятий». В училищах возрос объем практических дисциплин – черчения и т. п., естествознание должно было теперь преподаваться «не научно», а «технологически».

Повышение платы за обучение ограничивало прием в средние учебные заведения детей из малоимущих слоев населения. Усиливалось наблюдение за гимназистами как в стенах гимназии, так и вне ее.

– В царствование Александра III циркуляры Делянова 1882 и 1884 гг. предусматривали ужесточение дисциплинарных взысканий, усиливали роль классных наставников. В 1887 г. был опубликован так называемый циркуляр о «кухаркиных детях», запрещавший принимать в гимназии представителей «низших классов» – «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». Реальные училища были преобразованы в технические школы, выпускники которых не имели права поступать в высшие учебные заведения без экзаменов.

• Политическая реакция затронула и высшую школу. Университетский устав 1884 г. ликвидировал автономию университетов, полновластными хозяевами которых стали попечители учебных округов. Был усилен надзор за поведением студентов, а для его облегчения вновь вводилась форменная студенческая одежда. В несколько раз повысили плату за обучение. Из университетов были уволены известные прогрессивные профессора, а их место заняли «политически благонадежные» лица.

В 1882–1883 гг. было закрыто большинство высших женских курсов.

2.3. Внешкольное просвещение. Возросшие духовные потребности всех слоев населения и усиление демократического движения обусловили развитие внешкольного просвещения.

Расширению сети культурно-просветительных учреждений в значительной степени способствовала деятельность земских учреждений, которые организовывали общедоступные народные библиотеки и читальни, просветительные общества и комитеты грамотности. В 1862 г. в Румянцевском музее была создана Московская публичная библиотека, в 1872 г. Москве была подарена библиотека А. Д. Черткова, возникли крупные научные библиотеки Политехнического (1872) и Исторического (1873) музеев. В 80-е гг. в 50 губерниях Европейской России действовало около 3 тыс. читален-библиотек при земских школах и государственных учебных заведениях и более 500 публичных библиотек.


Большую популярность получили выставки. Художественные, исторические, промышленные музеи и картинные галереи создавались (в основном на частные средства) не только в столицах, но и в губернских городах.

• Существенные изменения произошли в области книжного дела. В начале 90-х гг. в стране действовало около 1000 типографий. Издательства Ф. Ф. Павленкова и И. Д. Сытина большими тиражами выпускали учебники, научные и научно-популярные книги, а также дешевые книги для народа, в том числе и сочинения классиков русской литературы – Пушкина, Гоголя, Толстого. В конце XIX в. Россия заняла третье место в мире (после Германии и Франции) по количеству наименований выпускаемой литературы.

• Значительно возросла роль периодической печати. Число периодических изданий за пореформенные годы XIX в. увеличилось со 114 до 900. Среди них были ведомственные, научные, общественноисторические, политические, церковные издания, особой популярностью пользовались «толстые» литературно-художественные журналы. Во много раз увеличился выпуск центральных и провинциальных газет.

2.4. Цензура.

• В декабре 1855 г. был упразднен печально знаменитый Бутурлинский комитет, а в апреле 1865 г. были утверждены «Временные правила по делам печати». В соответствии с ними от предварительной цензуры освобождались оригинальные сочинения объемом не менее 10 печатных листов и переводные объемом не менее 20 листов. Центральные периодические издания могли освобождаться от предварительной цензуры по усмотрению министра внутренних дел.

На провинциальную печать и массовую литературу для народа меры по ослаблению цензуры не распространялись. Продолжала действовать духовная цензура Святейшего Синода Русской православной церкви.

Но даже и эти незначительные уступки способствовали распространению знаний в России.

• Сразу же после воцарения Александра III был издан ряд законов и постановлений, ужесточавших меры административного воздействия на печать. Утвержденные в 1882 г. новые «Временные правила о печати» устанавливали строгий административный надзор за газетами и журналами; усиливалась «карательная цензура», а в 1883–1884 гг. были закрыты все радикальные и многие либеральные периодические издания.

2.5. Общие итоги.

• Сложившаяся в результате проведенных реформ и контрреформ система образования не соответствовала потребностям страны: образование по-прежнему не было всеобщим, обязательным и бессословным. Особенно остро ощущался недостаток начальных и средних школ.


• Тем не менее по сравнению с предшествующим периодом уровень грамотности населения существенно возрос: согласно переписи 1897 г., удельный вес грамотных среди россиян составлял 21 %, в то время как до реформ среди государственных крестьян грамотных было не более 5–7 %, а среди крепостных – 1–2 %. Важный шаг вперед был сделан в области женского образования.

Наука

3.1. Естествознание и техника. Как и в предшествующий период, наиболее значительным был прогресс в области естественных и технических наук, что объясняется их связью с потребностями промышленного производства, армии, сельского хозяйства.

• Большой вклад в развитие географии и этнографии внесли выдающиеся русские путешественники Н. Н. Миклухо-Маклай, Н. М. Пржевальский, П. П. Семенов-Тян-Шанский, исследовавшие земли Центральной и Юго-Восточной Азии, Уссурийского края, Австралии. А. П. Карпинский основал русскую геологическую школу.

• Мировое признание получили исследования русских математиков (П. Л. Чебышева, А. М. Ляпунова, С. В. Ковалевской), физиков (А. Г. Столетова, А. С. Попова, П. Н. Лебедева) и техников. 25 апреля 1895 г. Попов продемонстрировал первый в мире радиоприемник. Электротехник П. Н. Яблочков создал дуговую лампочку, а А. Н. Лодыгин изобрел лампу накаливания. Возможность создания летательных аппаратов исследовали «Л. Ф. Можайский, Н. Е. Жуковский, К. Э. Циолковский.

• «Золотым веком» русской химии называют 60-е – начало 70-х гг.: Д. И. Менделеев создал Периодическую систему химических элементов; Н. Н. Зинин и А. М. Бутлеров заложили основы современной органической химии.

• Выдающимися успехами было отмечено развитие биологических и медицинских наук. Русский биолог К. А. Тимирязев исследовал явление фотосинтеза и доказал применимость закона сохранения энергии к органическому миру. В. О. Ковалевский стал основателем эволюционной палеонтологии. Создатель русской физиологической школы И. М. Сеченов внес большой вклад в развитие микробиологии, патологии, анатомии и хирургии. И. И. Мечников основал первую в России бактериологическую станцию. Величайшим авторитетом в области физиологии был признан И. П. Павлов, создавший учение о высшей нервной деятельности, современные представления о процессах пищеварения и кровообращения. Крупный вклад в развитие отечественной медицины внес профессор Медико-хирургической академии С. П. Боткин.

• Дальнейшее развитие получила агрономическая наука. В. В. Докучаев создал современное генетическое почвоведение.

3.2. Гуманитарные науки. Бурные общественно-политические процессы и рост национального самосознания способствовали интенсивному развитию гуманитарных наук.

Исторические науки. На вторую половину столетия приходится расцвет научной деятельности выдающихся русских историков С. М. Соловьева и В. О. Ключевского, авторов обобщающих исследований по истории России. Ключевский один из первых нарушил господствовавшую в русской историографии традицию периодизации истории России по царствованиям.

В трудах историков демократического направления (А. П. Щапова, Н. И. Костомарова, В. И. Семевского) получила развитие история «низших сословий». В. И. Герье, Н. И. Кареев, П. Г. Виноградов и О. М. Бодянский занимались изучением всеобщей истории.

• Дальнейшее развитие языкознания, литературоведения и фольклористики связано в этот период с именами В. И. Даля, Ф. И. Буслаева,

В. Ф. Миллера, Я. К. Грота, А. А. Шахматова. Миллер заложил основы исторической школы в фольклористике, внес большой вклад в изучение русского былинного эпоса. Шахматов положил начало историческому изучению русского языка, ему принадлежат классические труды по критическому изучению текстов русских летописей.

• Значительное развитие получила русская философия, представленная различными направлениями.

Н. Г. Чернышевский, Н. А Добролюбов, Д. И. Писарев, Г. В. Плеханов отстаивали в своих трудах материалистические традиции.

– Им противостояли философы-«идеалисты», среди которых были религиозные мыслители П. Д. Юркевич, В. С. Соловьев, Н. Ф. Федоров, К. Н. Леонтьев, В. В. Розанов.

В советской исторической науке было принято считать, что прогресс отечественной философской мысли связан исключительно с развитием материализма и особенно с распространением в России марксизма. Идеалистическая философия провозглашалась консервативной, отвлекающей от революционной борьбы и потому лишенной какого бы то ни было положительного начала.

3.3. Популяризации научных знаний, обмену опытом и научному прогрессу способствовали научные общества, которые были созданы почти во всех отраслях науки, и съезды специалистов (естествоиспытателей, врачей, археологов). В 70-х гг. в России действовало более 20 научных обществ: Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии, Общество русских врачей, Русское техническое общество, при всех российских университетах были созданы физико-математические общества. Отделения Русского технического, Географического и других обществ были созданы в Поволжье, на Урале, в Сибири и Средней Азии, на Кавказе и на Украине.

Литература

4.1. Основные особенности. Как и в предшествующий период, русская литература занимала особое положение в духовной культуре.

Ведущую роль играла литература, которая не только выполняла художественно-эстетические, нравственно-этические и воспитательные функции, но и выражала формировавшиеся социально-политические, философские и религиозные идеи, влияла на их распространение; оказывала огромное воздействие на развитие театра, живописи, музыки, формирование мировоззрения подрастающего поколения.

• Активизация общественного движения и распространение революционно-демократических идей обусловили усиление в 60—70-х гг. демократических тенденций в литературе и публицистике. Распространению демократических идей способствовали журналы «Современник», «Отечественные записки» и «Русское слово». Наиболее ярко эта тенденция проявилась в творчестве Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина.

4.2. Стилевые направления. Ведущим направлением в литературе пореформенной России был реализм, для которого характерно правдивое отражение действительности, критика ее негативных сторон, в первую очередь социальной, живой отклик на социально-политические события, глубокий психологизм (произведения Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, И. А. Бунина, А. Н. Островского, очерковые циклы Н. Г. Помяловского, В. А. Слепцова, Н. В. Успенского, В. Г. Короленко).

Острая критическая направленность обусловила часто встречающуюся характеристику литературы пореформенной России как литературы критического реализма. Однако значительная часть литературного наследия выдающихся писателей того времени выходит за рамки данного направления.

4.3. Проза. На вторую половину XIX в. приходится расцвет творчества выдающихся писателей-прозаиков.

• Целую эпоху в истории России отразил в своем творчестве Л. Н. Толстой (повести «Детство», «Отрочество», «Юность»; «Севастопольские рассказы»; русская национальная эпопея «Война и мир»).

Ф. М. Достоевский в своих произведениях («Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» и др.) поднимал религиозно-этические, философские и нравственные проблемы, развивал тему «маленького человека», затрагивая социальные контрасты российского общества.

• Мастер классического реалистического романа И. С. Тургенев отразил в своих произведениях идейные искания русской интеллигенции 50—70-х гг. («Отцы и дети», «Дворянское гнездо», «Рудин»).

• Развитие драматургии связано с творчеством А. 77. Островского и А. 77. Чехова.

М. Е. Салтыков-Щедрин стал одним из крупнейших мастеров сатирического жанра.

• Широкую известность приобрели выдающиеся писатели 77. С. Лесков, 77. А. Гончаров, А. Печерский ( 71. И. Мельников), И. А. Бунин и др.

4.4. Поэзия.

• Выдающимся поэтом-реалистом пореформенной России является Н. А. Некрасов («Кому на Руси жить хорошо», «Плач детей»).

• На 60-е годы приходится завершающий этап творчества выдающегося русского поэта Ф. И. Тютчева, мастера психологической и пейзажной лирики. Лирическая поэзия А. А. Фета, названного Достоевским «первым лириком новой Европы», отличается тонким психологизмом, отражением мимолетных настроений человеческой души.

4.5. Многонациональный характер российской литературы. Во второй половине XIX в. достигло своего расцвета и творчество национальных писателей и поэтов, развивавшееся в тесном взаимодействии с русской литературой. Среди них украинцы И. Франко, Л. Украинка, П. Мирный; белорусы Я. Купала, Я. Колос, Ф. Богушевич; латыш Я. Райнис; литовец 70. Жемайте; эстонец Э. Вильде; грузины Г. Чавчавадзе и А. Церетели и мн. др.







Date: 2015-12-13; view: 747; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.018 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию