Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учет аренды у арендодателя 1 page





Объект, сданный в краткосрочную аренду, с баланса арендодателя не списывается и на баланс арендатора не принимается. Арендодатель делает отметку в инвентарной карточке объекта, отражая первоначальную стоимость этого объекта на субсчете «Основные средства, переданные в аренду». Копия инвентарной карточки объекта передается арендатору вместе с актом о приеме-передаче основных средств.

Организация (в зависимости от установленного ею критерия существенности) имеет право самостоятельного признания доходов от сдачи объектов в аренду: в составе доходов от обычных видов деятельности либо в составе прочих доходов. Если предметом деятельности организации является предоставление за плату своих активов по договору аренды, то арендная плата признается выручкой и учитывается в составе доходов от обычных видов деятельности на счете 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка». Если же у организации предоставление имущества в аренду не является предметом деятельности, поступления арендной платы являются прочими доходами и учитываются на счете 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы».

Поскольку имущество, переданное в аренду, числится на балансе арендодателя, то, по общему правилу, амортизацию по этим объектам должен начислять арендодатель.

Отражение сумм начисленной амортизации зависит от принятого предприятием порядка учета доходов:

1) если для арендодателя предоставление имущества в аренду является предметом деятельности, суммы начисленной амортизации признаются расходами по обычным видам деятельности и учитываются на производственных счетах 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» в корреспонденции с кредитом счета 02 «Амортизация основных средств»;

2) если арендодатель учитывает доходы от сдачи имущества в аренду в составе прочих доходов, то суммы начисленной амортизации по объектам, переданным в аренду, отражаются на счете 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы» в корреспонденции со счетом 02 «Амортизация основных средств».



Начисление причитающейся арендной платы арендодатель отражает по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в корреспонденции со счетом 90 «Продажи» или 91 «Прочие доходы и расходы».

Таблица 9.3

Корреспонденция счетов по основным хозяйственным операциям по учету основных средств, сданных в аренду арендодателем

№ п/п   Содержание хозяйственных операций Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
Переданы основные средства в аренду 01, субсчет «Основные средства, переданные в аренду» 01, субсчет «Собственные основные средства»
Начислена арендная плата за отчетный период или 91
Начислен НДС по аренд­ной плате или 91
Поступила арендная плата от арендатора
Начислена амортизация по объектам, сданным в аренду 20, 23,25,26 или 91

Учет обычной аренды у арендатора

Арендатор, принимая объект по договору аренды, не становится его собственником, а потому учитывает арендуемое имущество на забалансо­вом счете 001 «Арендованные основные средства» по договорной стоимо­сти. Аналитический учет таких объектов арендатор осуществляет по ко­пиям инвентарных карточек, полученных от арендодателя.

В сроки, установленные договором аренды, и на основании счета (счета-фактуры) арендодателя арендатором производится начисление арендной платы. Арендная плата включается в состав расходов по обыч­ным видам деятельности с отражением по дебету счетов учета производ­ственных затрат (23, 25, 26, 20 и др.) в корреспонденции с кредитом счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». При использовании арендуемых объектов для целей, не связанных с производством и реализа­цией товаров (работ, услуг), начисленная арендная плата относится в де­бет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы».

Таблица 9.4

Корреспонденция счетов по основным хозяйственным операциям по учету арендованных основных средств у арендатора

№ п/п Содержание хозяйственных операций Корреспонденция счетов Сумма, руб.    
Дебет Кредит
Получен в аренду объект основных средств производственного назначения в оценке, указанной в договоре -
Принят к оплате счет (счет-фактура) арендодателя по арендным платежам за текущий месяц: а) арендная плата б) НДС Итого по счету (счету-фактуре)     25,26 (20, 23) 19         20000 3600 23600
Предъявлен бюджету НДС по акцепто­ванному счету-фактуре
Перечислена с расчетного счета арендо­дателю арендная плата
По окончании срока аренды возвращен арендодателю объект основных средств -

Учет финансовой аренды (лизинговых операций)

Бухгалтерский учет операций по договору лизинга ведется у лизингодателя и лизингополучателя в соответствии с порядком, установленным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.12.1997 г. № 15 «Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга».



А. Бухгалтерский учет у лизингодателя

Затраты лизингодателя (лизинговой компании), связанные с приобретением имущества, подлежащего предоставлению лизингополучателю по договору лизинга, отражаются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 4 «Приобретение объектов основных средств» в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Сформированная на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» первоначальная стоимость объектов основных средств, приобретенных для передачи лизингополучателю по договору лизинга, списывается с этого счета в дебет счета 03 «Доходные вложения в материальные ценности», субсчет «Имущество для передачи в лизинг».

Счет 03 «Доходные вложения в материальные ценности» активный, инвентарный. По дебету этого счета отражается принятие к учету приобретенных (поступивших) лизингодателем объектов основных средств для предоставления их лизингополучателю, а по кредиту - выбытие (продажа, списание, частичная ликвидация, безвозмездная передача и др.).

Отражение в учете хозяйственных операций по передаче основных средств лизингополучателю зависит от того, у кого на балансе по условиям договора лизинга должны учитываться объекты, переданные в лизинг. Корреспонденция счетов по основным хозяйственным операциям по договору финансовой аренды (лизинга) у лизингодателя представлена в таблице 10.7.

Так, если по условиям договора лизинга объекты, переданные в лизинг, продолжают учитываться на балансе лизингодателя, производится запись по субсчетам счета 03 «Доходные вложения в материальные ценности».

Если же по условиям договора лизинга объекты, переданные в лизинг, учитываются на балансе лизингополучателя, то операции по передаче этих объектов представляют собой их выбытие. По завершении процедуры передачи имущества лизингодатель стоимость этого имущества в оценке, указанной в договоре лизинга, учитывает на забалансовом счете 011 «Основные средства, сданные в аренду». Данный счет закрывается после окончания действия срока договора лизинга. Суммы лизинговых платежей, учтенные на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Задолженность по лизинговым платежам», списываются по мере их погашения (оплаты) лизингополучателем. Одновременно производится списание арендного дохода на сумму поступившего платежа.


Таблица 9.5

Корреспонденция счетов по основным хозяйственным операциям

по договору финансовой аренды (лизинга) у лизингодателя

№ п/п Содержание хозяйственных операций Лизинговое имущество учитывается
На балансе лизингодателя На балансе лизингополучателя
Корреспонденция счетов Корреспонденция счетов
Дебет Кредит Дебет Кредит
А. Приобретение и оприходование лизингового имущества Приняты к учету (акцептованы) счета поставщиков за приобретенное имущество для передачи в лизинг и расходы, связанные с приобретением этого имущества     08/4         08/4    
Принято к учету (оприходовано) лизинговое имущество 03, субсчет «Имущество для передачи в лизинг» 08/4 03, субсчет «Имущество для передачи в лизинг» 08/4
  3а Б. Передача лизингового имущества лизингополучателю Передано имущество лизингополучателю   Одновременно 03, субсчет «Имущество, переданное в лизинг»     - 03, субсчет «Имущество для передачи в лизинг»   - 03, субсчет «Выбытие материальных ценностей»   03, субсчет «Имущество для передачи в лизинг» -
Отражена дебиторская задолженность по лизинговым платежам согласно договору лизинга - - 76, субсчет «Задолжен- ность по лизинговым платежам» 03, субсчет «Выбытие материаль- ных ценностей»
Списывается сумма разницы между общей суммой лизинговых платежей и стоимостью имущества, переданного в лизинг - - 03, субсчет «Выбытие материальных ценностей» 98/1
В. Получение лизинговых платежей и списание затрат лизингодателя Предъявлен счет (счет-фактура) лизингополучателю на уплату лизинговых платежей         90/1 - -
Зачислены на расчетный счет в банке лизинговые платежи, поступившие от лизингополучателя Одновременно: списывается арендный доход лизингодателя в части, приходящейся на сумму лизингового платежа             98/1 76, субсчет «Задолженность по лизинговым платежам» 90/1
Списываются затраты лизингодателя по осуществлению лизинговойдеятельности 90/2 90/2
Г.Возврат имущества лизингодателю Возвращено и принято на учет лизинговое имущество     Одновременно     - 03, субсчет «Имущество, переданное в лизинг»   -     - 76, субсчет «Задолженность по лизинговым платежам»  

В тех случаях, когда по условиям договора лизинга лизинговое имущество учитывается на балансе лизингодателя, хозяйственные операции по осуществлению лизинговой деятельности (учет затрат, предъявление лизингополучателю счетов по лизинговым платежам) отражаются в бухгалтерском учете в общеустановленном порядке, который рассматривается в других главах настоящего пособия.

Стоимость возвращенного имущества на балансе лизингодателя отражается в оценке по остаточной стоимости. Если же возвращаемое имущество полностью амортизировано, т.е. его остаточная стоимость равна нулю, то оно приходуется на счет 03 «Доходные вложения в материальные ценности» по условной оценке 1 рубль.

Б. Бухгалтерский учет у лизингополучателя

Лизинговое имущество, поступившее лизингополучателю, в зави­симости от условий договора может учиты­ваться либо на балансе лизингодателя, либо на балансе лизингополуча­теля. В первом случае стоимость поступившего имущества учитывается на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства». Во вто­ром случае стоимость полученного от лизингодателя имущества прини­мается на баланс лизингополучателя. Начисление лизингополучателем лизинговых платежей, причитаю­щихся лизингодателю за отчетный период, также зависит от того, на чьем балансе учитывается лизинговое имущество. Бухгалтерские записи по этим операциям представлены в таблице 10.8.

Начисление амортизационных отчислений производится лизингопо­лучателем в случае, если лизинговое имущество учитывается на ба­лансе этой же организации и отражается в учете в общеустановленном по­рядке.

Согласно действующему законодательству предприятие-лизинго­получатель имеет право выкупить у лизингодателя лизинговое имущество либо по истечении срока действия договора лизинга, либо до истечения этого срока.

 


Таблица 9.6

Корреспонденция счетов по основным хозяйственным операциям

по договору финансовой аренды (лизинга) у лизингополучателя

№ п/п Содержание хозяйственных операций   Лизинговое имущество учитывается
На балансе лизингодателя На балансе лизингополучателя
Корреспонденция счетов Корреспонденция счетов
Дебет Кредит Дебет Кредит
А. Поступление лизингового имущества. Приняты к учету основные средства, поступившие по договору лизинга       08, субсчет «Приобретение объектов основных средств по договору лизинга»     76, субсчет «Арендные обязательства»
Введено в эксплуатацию лизинговое имущество     01, субсчет «Арендованное имущество» 08, субсчет «Приобретение объектов ос­новных средств по договору ли­зинга»
Б. Начисление и перечис­ление лизинговых плате­жей лизингополучателем Начислены причитающиеся лизингодателю лизинговые платежи за отчетный период   25, 26 (20, 23)     76, субсчет «Задолженность по лизинговым платежам»     76, субсчет «Арендные обязательства»     76, субсчет «Задолженность по лизинговым платежам»
Перечислены лизингодателю лизинговые платежи за отчетный период 76, субсчет «Задолженность по лизинговым платежам» 51 «Расчетные счета» 76, субсчет «Задолженность по лизинговым платежам» 51 «Расчетные счета»
Начислены амортизационные отчисления по лизинговому имуществу     25,26 (20,23) 02, субсчет «Амортизация лизингового имущества»
В. Возврат лизингового имущества лизингодателю по истечении срока дейст­вия договора лизинга Возвращено лизинговое имущество (при условии погашения всей суммы лизинговых платежей)     -         91/2    
Г. Выкуп лизингового имущества по истечении срока действия договора лизинга Выкуплено лизинговое имущество     -     01,субсчет «Собственные основные средства» 01, субсчет «Арендованное имущество»
  Одновременно 01,субсчет «Собственные основные средства» 02, субсчет «Амортизация собственных основных средств» 02, субсчет «Амортизация арендованного имущества» 02, субсчет «Амортизация собственных основных средств»

8. Инвентаризация основных средств и отражение в учете ее результатов

При проведении инвентаризации основных средств инвентаризаци­онная комиссия производит осмотр объектов и заносит в инвентаризаци­онную опись (унифицированная форма № ИНВ-1) наименование, назна­чение, инвентарный номер, сведения о фактическом наличии и другие данные об объекте, предусмотренные описью.

Инвентаризационные описи составляются в одном экземпляре от­дельно по каждому материально ответственному лицу, на которое распро­страняется материальная ответственность за сохранность основных средств. Оформленные соответствующим образом инвентаризационные описи передаются в бухгалтерию.

В случае выявления расхождений между данными бухгалтерского учета и данными описей работник бухгалтерии составляет сличительную ведомость (унифицированная форма № ИНВ-18).

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием основных средств и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке.

Неучтенные объекты основных средств (излишнее имущество) приходуются по текущей рыночной стоимости:

Дебет счета 01 «Основные средства»

Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие до­ходы».

Остаточная стоимость недостающих основных средств списывается в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» с кредита счета 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств».

Недостача основных средств относится на виновника (материально – ответственное лицо), возмещается им в размере рыночной стоимости объекта и отражается в бухгалтерском учете следующим образом:

- дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» и кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» – в размере остаточной стоимости;

- дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» и кредит счета 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц и балансовой стоимостью по недостачам» - на разницу между остаточной стоимостью недостающего объекта и суммой, подлежащей погашению.

Если виновные лица не установлены или судом отказано во взыскании с материально-ответственных лиц, сумма недостачи списывается согласно приказу руководителя организации на расходы организации и отражается бухгалтерской проводкой:

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 2 «Прочие расходы» Кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

В бухгалтерском учете организации указанные операции отражаются записями:

Таблица 9.7

№ п/п Содержание хозяйственных операций Корреспонденция счетов Сумма, руб.
Дебет Кредит
Акт инвентаризации. Списывается первоначальная стоимость копировальной машины 01, субсчет «Выбытие основных средств»        
Расчет бухгалтерии. Списывается сумма начисленной амортизации 01, субсчет «Выбытие основных средств»    
Расчет бухгалтерии. Отражается остаточная стоимость недостающей копировальной машины 01, субсчет «Выбытие основных средств»    
4. Расчет бухгалтерии. Отражена задолженность материально ответственного лица: - в сумме остаточной стоимости - в сумме разницы между рыночной и остаточной стоимостью копировальной машины     73/2         98/4      
5. Приходный кассовый ордер. Внесена в кассу виновным лицом сумма задолженности по недостаче            
6. Справка бухгалтерии. Списываются доходы будущих периодов на доходы отчетного периода         91/1    

9. Особенности учета нематериальных активов

Нематериальные активы – объекты, обладающие стоимостной оценкой, способные приносить организации экономические выгоды, используемые при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг либо в целях управления) в течение срока превышающего 12 месяцев, но не обладающие материально-вещественной структурой.

ПБУ 14/2007 определяет условия, которым одновременно должен удовлетворять объект, принимаемый в качестве нематериального актива. К ним относятся:

а) объект способен приносить организации экономические выгоды в будущем, в частности, объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для использования в деятельности, направленной на достижение целей создания некоммерческой организации (в том числе в предпринимательской деятельности, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации);

б) организация имеет право на получение экономических выгод, которые данный объект способен приносить в будущем (в том числе организация имеет надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование самого актива и права данной организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации - патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, документы, подтверждающие переход исключительного права без договора и т.п.), а также имеются ограничения доступа иных лиц к таким экономическим выгодам (далее - контроль над объектом);

в) возможность выделения или отделения (идентификации) объекта от других активов;

г) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

д) организацией не предполагается продажа объекта в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

е) фактическая (первоначальная) стоимость объекта может быть достоверно определена;

ж) отсутствие у объекта материально-вещественной формы.

При соблюдении вышеуказанных условий, к нематериальным активам могут быть отнесены произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин; изобретения; полезные модели; селекционные достижения; секреты производства (ноу-хау); товарные знаки и знаки обслуживания.
В составе нематериальных активов учитывается также деловая репутация, возникшая в связи с приобретением предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части).
Нематериальными активами не являются: расходы, связанные с образованием юридического лица (организационные расходы); интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификация и способность к труду.

Единицей бухгалтерского учета нематериальных активов является инвентарный объект. Инвентарным объектом нематериальных активов признается совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации либо в ином установленном законом порядке, предназначенных для выполнения определенных самостоятельных функций. В качестве инвентарного объекта нематериальных активов также может признаваться сложный объект, включающий несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильм, иное аудиовизуальное произведение, театрально-зрелищное представление, мультимедийный продукт, единая технология).

Нематериальный актив принимается к бухгалтерскому учету по фактической (первоначальной) стоимости, определенной по состоянию на дату принятия его к бухгалтерскому учету.

Фактической (первоначальной) стоимостью нематериальных активов признается сумма, исчисленная в денежном выражении, равная величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности, уплаченная или начисленная организацией при приобретении, создании актива и приведении его в состояние, пригодное для использования в запланированных целях.

Стоимость нематериальных активов, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации. Изменение фактической (первоначальной) стоимости нематериальных активов, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях переоценки и обесценения нематериальных активов.

Для аналитического учета нематериальных активов на каждый инвентарный объект оформляется «Карточка учета нематериальных активов» (унифицированная форма НМА-1).

Формы первичных документов по движению нематериальных активов, отсутствующие в действующем законодательстве, должны быть разработаны организацией и утверждены в учетной политике организации.

Все расходы, связанные с поступлением нематериальных активов, учитываются на отдельном субсчете 5, открываемом к счету 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет «Приобретение нематериальных активов». При принятии объектов нематериальных активов к бухгалтерскому учету фактические затраты, учтенные на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет «Приобретение нематериальных активов», списываются на счет 04 «Нематериальные активы». Аналитический учет по счету 04 «Нематериальные активы» ведется по отдельным инвентарным объектам.

Приобретаемая деловая репутация, как специфический объект, подлежит учету в следующем порядке:

Положительную деловую репутацию организации следует рассматривать как надбавку к цене, уплачиваемую покупателем в ожидании будущих экономических выгод в связи с приобретенными неидентифицируемыми активами, и учитывать в составе нематериальных активов в качестве отдельного инвентарного объекта.

Отрицательную деловую репутацию организации следует рассматривать как скидку с цены, предоставляемую покупателю в связи с отсутствием факторов наличия стабильных покупателей, репутации качества, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления и учитывать в составе доходов.

Стоимость нематериальных активов погашается посредством начисления амортизации в течение срока их полезного использования. По нематериальным активам с неопределенным сроком полезного использования амортизация не начисляется.

По нематериальным активам некоммерческих организаций амортизация не начисляется.

Срок полезного использования нематериальных активов ежегодно проверяется организацией на необходимость его уточнения. В случае существенного изменения продолжительности периода, в течение которого организация предполагает использовать активы, срок их полезного использования подлежит уточнению. Возникшие в связи с этим корректировки отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности как изменения в оценочных значениях

Определение срока полезного использования нематериальных активов производится исходя из:

· срока действия исключительных прав организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации и периода контроля над активом;

· ожидаемого срока использования актива, в течение которого организация предполагает получать экономические выгоды (доход) (или использовать в деятельности, направленной на достижение целей создания некоммерческой организации).

Срок полезного использования нематериальных активов не может превышать срок деятельности организации.

Определение ежемесячной суммы амортизации нематериальных активов производится одним из следующих способов:

· при линейном способе - исходя из фактической (первоначальной) стоимости или текущей рыночной стоимости (в случае переоценки) нематериального актива равномерно в течение срока полезного использования этого актива;

· при способе уменьшаемого остатка - исходя из остаточной стоимости (фактической (первоначальной) стоимости или текущей рыночной стоимости (в случае переоценки) за минусом начисленной амортизации) нематериального актива на начало месяца, умноженной на дробь, в числителе которой - установленный организацией коэффициент - не выше 3), а в знаменателе – оставшийся срок полезного использования в месяцах;

· при способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) исходя из натурального показателя объема продукции (работ) за месяц и соотношения фактической (первоначальной) стоимости нематериального актива и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования нематериального актива.






Date: 2015-12-13; view: 152; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.017 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию