Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система учета затрат на производство при различных методах учета и калькулирования себестоимости продукции





Под методом учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции понимается совокупность приемов организации документирования и отражения производственных затрат, обеспечивающих определение фактической производственной себестоимости.

Применение того или иного метода учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции на предприятии зависит от особенностей организации производственного процесса, характера и номенклатуры вырабатываемой продукции, длительности производственного цикла, от наличия или отсутствия незавершенного производства и т.п.

Учет производственных затрат и калькулирование себестоимости продукции в зависимости от отраслевых особенностей производства могут осуществляться следующими методами:

- простой (однопередельный);

- попередельный;

- позаказный;

- нормативный.

Простой (однопередельный) метод учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции применяется в производствах, в которых вырабатывается или добывается, как правило, один или небольшое количество родственных видов продукции. Незавершенное производство либо отсутствует, либо имеет стабильные небольшие размеры, которые при калькулировании во внимание не принимаются. К таким производствам относятся отрасли добывающей промышленности и отрасли, вырабатывающие энергию.

Учет затрат на производство ведется на счете 20 "Основное производство", на который списываются все произведенные в отчетном периоде затраты по выработке (добыче) продукции. Аналитический учет на счете 20 ведется по статьям затрат. Счет 25 «Общепроизводственные расходы», как правило, не используется. Общехозяйственные расходы учитываются на счете 26 с целью организации контроля над управленческими расходами и их удельным весом в себестоимости продукции. В конце отчетного периода вся сумма общехозяйственных расходов списываются на счет 20. Себестоимость продукции определяется как общая сумма затрат, учтенных на счете 20 "Основное производство", а себестоимость единицы – путем деления затрат на количество выработанной (добытой) продукции.

Попередельный метод учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции применяется в производствах, в которых технологический процесс изготовления продукции состоит из ряда отдельных самостоятельных переделов (фаз, стадий производства). Как правило, этот метод применяется на тех предприятиях, на которых производится последовательная переработка исходного сырья до превращения его в готовую продукцию. В частности, этот метод применяется в металлургической, текстильной отраслях промышленности, кирпичном, кожевенном и других производствах.

Учет затрат на производство ведется по каждому переделу в отдельности на отдельном субсчете к счету 20 "Основное производство", а внутри – по видам продукции в разрезе статей затрат (Например, 20 1 передел, 20 2 передел и т.д.). По каждому переделу на счете 25 «Общепроизводственные расходы» учитываются расходы, которые списываются на продукцию данного передела:

Дебет 20 «Основное производство» 1 передел

Кредит 25 «Общепроизводственные расходы» 1 передел.

При передаче полуфабрикатов, изготовленных в одном переделе, в следующий передел определяется их себестоимость. При расчете себестоимости полуфабрикатов учитывается не только общая сумма затрат по переделу, но и остатки незавершенного производства на начало и конец отчетного периода. Сдача продукции из одного передела в другой оформляется бухгалтерской проводкой

Дебет 20 «Основное производство» 2 передел

Кредит 20 «Основное производство» 1 передел.

Общепроизводственные расходы учитываются на счете 26 и списываются в установленном порядке на продукцию последнего передела, т.е. на готовую продукцию или распределяются между видами продукции последнего передела пропорционально избранной базе распределения.

Себестоимость готовой продукции определяется по данным учета затрат последнего передела.

Позаказный метод учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции применяется, главным образом, в тех отраслях, в которых частичные продукты, т.е. детали, узлы обрабатываются одновременно и параллельно, а готовые изделия получаются путем механической сборки их отдельных частей. Этот метод применяется в машиностроительной, металлообрабатывающей и других аналогичных отраслях с индивидуальным и мелкосерийным характером производства, а также при производстве опытных, экспериментальных, ремонтных и других работ.


Учет затрат ведется по каждому отдельному заказу на отдельном субсчете к счету 20 "Основное производство", а внутри – по статьям затрат. Общепроизводственные расходы учитываются на счете 25, а общехозяйственные на счете 26. В конце отчетного периода счет 25 и 26 последовательно закрываются путем списания затрат и распределения их между заказами пропорционально установленной в учетной политике базе распределения.

После окончания выполнения заказа определяется его себестоимость, как сумма всех затрат, учтенных по данному заказу. В тех случаях, когда в состав заказа включены несколько однородных изделий, себестоимость единицы определяется путем деления общей суммы затрат по заказу на количество выпущенных изделий.

Все перечисленные методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции малооперативные и не позволяют использовать данные бухгалтерского учета для управления себестоимостью. Эти недостатки устраняются при нормативном методе учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.

Нормативный метод учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (нормативный учет) основывается на обособленном отражении в учете затрат по нормам, отклонений от норм затрат и изменений норм затрат. Расход материальных, трудовых и финансовых ресурсов в пределах норм осуществляется на основании заранее выписанных первичных документов (требований, лимитно-заборных карт, нарядов и т.д.), исходя из технологии изготовления продукции, а отклонения от норм расхода фиксируются путем выписки сигнальных документов.

Основными чертами нормативного учета являются:

- обязательное составление нормативных калькуляций на планируемую к выпуску продукцию;

- списание всех затрат на производство в пределах установленных норм и смет расходов;

- документальное оформление отклонений от норм затрат и обособленное отражение их в бухгалтерском учете;

- документальное оформление изменений норм затрат и обособленное отражение их в бухгалтерском учете;

- определение фактической себестоимости выпущенной продукции как алгебраической суммы трех слагаемых: затрат по нормам, отклонений от норм (+, -) и изменений норм затрат (+, -).

Учет затрат при нормативном методе ведется на счете 20 в разрезе позиций аналитического учета (объекты учета, статьи затрат) с выделением по каждой статье затрат расходов по норме, отклонения от норм (+,-), изменения норм (+,-). Учет общепроизводственных и общехозяйственных расходов ведется на счете 25 и 26 согласно номенклатуре этих затрат. Расходы в пределах смет списываются на нормативную себестоимость, а разница между сметной и фактической величиной расходов как отклонение относится на фактическую себестоимость. Распределение общепроизводственных и общехозяйственных расходов между видами продукции производится в общепринятом порядке пропорционально установленной базе распределения.

Применение нормативного метода учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции позволяет обеспечивать предварительный контроль за формированием себестоимости продукции и в оперативном порядке (в момент совершении операции) выявлять возникающие отклонения от норм и смет и устанавливать причины и виновников их возникновения.



ТЕМА 8. УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, РАСЧЕТНЫХ И КРЕДИТНЫХ ОПЕРАЦИЙ

 

1. Расчетные отношения, их виды и формы.

2. Учет денежных средств на расчетном счете и других счетах в банке

3. Учет кассовых операций и денежных средств в пути

4. Учет подотчетных сумм и расчетов с подотчетными лицами

5. Учет банковских кредитов и заемных средств

6. Учет хозяйственных операций, выраженных в иностранной валюте

7. Инвентаризация денежных средств и расчетов

 

1. Расчетные отношения, их виды и формы

Экономическая самостоятельность коммерческих организаций и наличие товарно-денежных отношений вызывают необходимость осуществления различного рода расчетов с юридическими лицами, с работниками, а также с собственными подразделениями и филиалами.

По сущности и целевой направленности расчеты можно классифицировать на расчеты по товарным и нетоварным операциям. К расчетам по товарным операциям относятся расчеты с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками за товары, работы, услуги. К расчетам по нетоварным операциям относятся расчеты с бюджетом по налогам и сборам, с внебюджетными фондами, расчеты с разными дебиторами и кредиторами.

Все расчеты можно разделить на две группы: денежные расчеты и неденежные расчеты. Основная часть расчетов осуществляется с помощью денежных средств. По способу осуществления денежные расчеты делятся на безналичные и наличные. Безналичные расчеты - это расчеты, в ходе осуществления которых денежные средства списываются со счета плательщика и переводятся на счет получателя средств. Наличные расчеты осуществляются с помощью наличных денежных средств. В настоящее время предельный размер расчетов наличными денежными средствами при осуществлении предпринимательской деятельности составляет 100 000 руб. в рамках одного договора.

Неденежные расчеты направлены на прекращение основного обязательства. К неденежным расчетам относятся расчеты по договору мены, расчеты векселями, расчеты путем взаимозачета встречных требований и другие.

Расчетные взаимоотношения организаций регулируются договорами, в которых наряду с прочими условиями оговаривается порядок осуществления расчетов.

Безналичные расчеты регулируются Гражданским Кодексом Российской Федерации, Положением Банка России от 03.10.2002 № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» и другими нормативными актами. В соответствии с ГК РФ (ст. 862) при осуществлении безналичных расчетов допускается использование следующих форм безналичных расчетов, которые определяются способом платежа и соответствующим ему документооборотом: расчеты платежными поручениями, расчеты по аккредитиву, расчеты чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом. В Положении Банка России № 2-П указано, что формы безналичных расчетов избираются клиентами банка самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами.


Платежное поручение – это распоряжение владельца счета (плательщика) банку о перечислении определенной суммы денежных средств со своего счета на счет получателя, открытый в этом или другом банке. Расчеты платежными поручениями являются самой распространенной формой безналичных расчетов: ими оплачиваются товары, работы, услуги, перечисляются налоги в бюджет и страховые взносы во внебюджетные фонды, удержания из заработной платы работников в пользу других юридических и физических лиц и т.д. Платежные поручения выписываются в нескольких экземплярах, регистрируется в Журнале регистрации платежных поручений и действительны в течение десяти дней со дня выписки. Печать и подписи ставятся только на первом экземпляре платежного поручения. Платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на расчетном счете. При наличии на счете денежных средств, достаточных для удовлетворения всех требований, предъявляемых к счету, списание производится в порядке поступления распоряжений клиентов и других документов на списание, т.е. в порядке календарной очередности. При отсутствии денежных средств на расчетном счете платежные поручения помещаются в картотеку и оплачиваются по мере поступления денежных средств в очередности, предусмотренной Гражданским Кодексом РФ (ст. 855).

Аккредитив ( лат. – «доверительный») – это письменное поручение плательщика банку (банк-эмитент) произвести платежи в пользу получателя средств или уполномочить на это банк получателя средств (исполняющий банк). Для открытия аккредитива плательщик предоставляет в свой банк (банк-эмитент) заявление с указанием условий аккредитива (вид аккредитива, сумма, сроки действия, наименование товара, товаросопроводительные документы, по предъявлению которых аккредитив может быть исполнен, и др.). Аккредитив предназначен для расчетов с одним получателем средств и используется только в иногородних расчетах. В отличие от авансового платежа, не предоставляющему покупателю никаких гарантий получения закупленного товара, аккредитивная форма расчетов, надежно обеспечивает поставщику получение выручки при условии соблюдения последним всех условий аккредитива. Аккредитивы бывают: отзывные и безотзывные, покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные).

Отзывной аккредитив – это аккредитив, который может быть изменен или отменен без согласия получателя средств. Безотзывной аккредитив может быть изменен или отменен только с согласия получателя средств.

Покрытый (депонированный) аккредитив предусматривает списание денежных средств банком-эмитентом со счета плательщика и их перечисление в исполняющий банк на специальный аккредитивный счет. При открытии покрытого аккредитива организация вместе с заявлением на открытие аккредитива предоставляет в свой банк платежное поручение на депонирование денежных средств. Непокрытый аккредитив не предусматривает перечисления средств в исполняющем банке на специальный аккредитивный счет и используется, если банк-эмитент и исполняющий банк имеют корреспондентские (договорные) отношения. В этом случае исполняющий банк имеет право списывать сумму аккредитива с имеющегося у него счета банка-эмитента.

В настоящее время удельный вес расчетов аккредитивами в структуре форм безналичных расчетов между российскими организациями относительно невелик. Это обусловлено главным недостатком аккредитивной формы расчетов – отвлечение средств из хозяйственного оборота на период действия аккредитива. Однако расчеты аккредитивами широко используются в международных расчетах при осуществлении экспортных операций.

Чек это ценная бумага, которая содержит распоряжение чекодателя банку произвести платежи указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является лицо, которое выписало чек, чекодержателем – лицо, которое является владельцем чека. В роли плательщика выступает банк, в котором находятся денежные средства чекодателя и который производит платеж по предъявленному чеку. Средства для оплаты чеков депонируются по заявлению владельца счета (чекодателя) в соответствии с банковскими правилами. В настоящее время эта форма расчетов за товары (работы, услуги) широкого распространения не имеет.

Расчеты по инкассо – это банковская операция, при которой банк (банк-эмитент) по поручению и за счет клиента осуществляет действия по получению денежных средств от плательщика на основании денежных, товарных или расчетных документов. Банк-эмитент для выполнения поручения может привлекать другой банк (исполняющий банк). При расчетах по инкассо банк не принимает на себя платежные обязательства, а только является посредником при передаче документов и осуществлении платежа. Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований и инкассовых поручений.

Платежное требование является расчетным документом, который содержит требования кредитора (получателя средств) к должнику (плательщику средств) об уплате определенной денежной суммы через банк. Платежное требование выписывается поставщиком и сдается в банк на инкассо по реестру. Оплата платежных требований может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке). Если используется платежное требование с акцептом, то оно передается плательщику для акцепта, срок которого устанавливается в договоре, но не может быть менее пяти дней. Плательщик может отказаться от акцепта полностью или частично по основаниям, предусмотренным в договоре.

Инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения (в бесспорном порядке).Инкассовое поручение составляется по установленной форме и применяется, если бесспорный порядок взыскания установлен соответствующими законами, для взыскания по исполнительным документам, а также в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору.

В условиях использования новых информационных технологий дальнейшее развитие получают иные формы расчетов: расчеты с использованием систем «Клиент-Банк», расчеты банковскими картами, расчеты через коммуникационные системы перевода платежей (по электронной связи, через телеграфно-телетайпную связь, через международные телекоммуникации и т.д.).

 

2. Учет денежных средств на расчетном счете и других счетах в банке

Предприятия независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков, в которых могут открываться различные виды счетов: текущие, расчетные, бюджетные, валютные и другие. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для совершения расчетов, связанных с предпринимательской деятельностью, открываются расчетные счета. Для открытия расчетного счета организация представляет в банк следующие документы:

- заявление на открытие расчетного счета;

- учредительные документы;

- свидетельство о государственной регистрации юридического лица;

- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

- карточка с образцами подписей и оттиска печати;

- документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке.

Об открытии расчетного счета организация должна сообщить в налоговый орган в течение семи рабочих дней. Между банком и предприятием заключается договор банковского счета на условиях, согласованных сторонами.

Расчетный счет, который открывается предприятию в банке, называется лицевым и состоит из двадцати знаков. Номер счета должен проставляться во всех платежных документах, которыми оформляются операции. С расчетного счета банком оплачиваются обязательства, расходы и поручения организации, проводимые в порядке безналичных расчетов, а также выдаются наличные средства на оплату труда и текущие хозяйственные нужды. Платежи с расчетного счета производятся с согласия плательщика за исключением ряда случаев. Денежные средства, поступающие в адрес организации в безналичной и в наличной форме, зачисляются на расчетный счет. Операции по расчетному счету оформляются унифицированными формами первичной учетной документации, которые приведены в Положении Банка России от 03.10.2002 № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации».

Прием наличных денежных средств для зачисления на расчетный счет организации осуществляется банком на основании объявлений на взнос наличными или препроводительных ведомостей. Объявление на взнос наличными выписывается при внесении наличных денежных средств непосредственно в кассу банка. В нем указывается источник вносимых средств (выручка от продажи продукции, депонированная заработная плата и т.д.). Препроводительная ведомость является документом, который фиксирует инкассацию денежных средств в банк. Выдача наличных денежных средств с расчетного счета производится банком на основании денежных чеков. Денежный чек является приказом организации банку на выдачу наличных денежных средств в сумме, указанной в чеке.

Все записи по расчетному счету ведутся на основании выписок банка из расчетного счета и приложенных к ним документов. Выписка банка является копией лицевого счета предприятия и отражает движение денежных средств на расчетном счете. Полученная в банке выписка из расчетного счета проверяется работником бухгалтерии и является основанием для записей в бухгалтерские учетные регистры.

Синтетический учет денежных средств на расчетном счете в бухгалтерии организации ведется на активном счете 51 «Расчетные счета». Если у предприятия имеется несколько расчетных счетов, то к счету 51 «Расчетные счета» открываются соответствующие субсчета. Поступление денежных средств на расчетный счет отражается по дебету счета 51 «Расчетные счета», списание – по кредиту этого счета.

При поступлении денежных средств на расчетный счет делаются бухгалтерские записи:

 

Дебет счета 51 «Расчетные счета»

Кредит счетов 50 «Касса», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.

 

Списание денежных средств с расчетного счета отражается следующим образом:

 

Дебет счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.

Кредит счета 51 «Расчетные счета».

 

Для учета движения денежных средств в иностранной валюте организациям открываются валютные счета в уполномоченных банках. Порядок открытия валютного счета аналогичен порядку открытия расчетного счета. Синтетический учет денежных средств на валютном счете в бухгалтерии организации ведется на активном счете 52 «Валютные счета».

Для обобщения информации о наличии и движении денежных средств при расчетах чеками, аккредитивами, банковскими картами и иными платежными документами (кроме векселей), а также денежных средств, находящихся на текущих, особых и иных специальных счетах в банке, используется счет 55 «Специальные счета в банках». К нему могут быть открыты субсчета: 55/1 «Аккредитивы», 55/2 «Чековые книжки», 55/3 «Депозитные счета» и др.

Счет 55/1 используется для учета расчетов с использованием покрытого аккредитива. В данном случае денежные средства списываются с расчетного счета плательщика (покупателя) и депонируются для платежей получателю средств (поставщику). Исполнение аккредитива (оплата поставщику) осуществляется, если получатель средств (поставщик) представил в исполняющий банк документы, подтверждающие выполнение всех условий аккредитива.

При открытии депонированного аккредитива для расчетов с поставщиками делается запись:

 

Дебет счета 55/1 «Аккредитивы»

Кредит счета 51 «Расчетные счета».

 

Открытие аккредитива за счет банковского кредита отражается следующим образом:

 

Дебет счета 55/1 «Аккредитивы»

Кредит счетов 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».

 

При списании с аккредитива денежных средств в пользу поставщика на основании документов об отгрузке делается бухгалтерская запись:

 

Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Кредит счета 55/1 «Аккредитивы».

 

Остаток неиспользованного аккредитива зачисляется на расчетный счет:

 

Дебет счета 51 «Расчетные счета»

Кредит счета 55/1 «Аккредитивы».

Непокрытый аккредитив на счете 55/1 не учитывается: для его учета предназначен забалансовый счет 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные». Открытие непокрытого аккредитива отражается по дебету счета 009, использование – по кредиту счета 009.

Депонирование средств при выдаче чековой книжки отражается по дебету счета 55/2 «Чековые книжки», а списание сумм по мере выписки выданных чеков – по кредиту счета 55/2 «Чековые книжки».

Организация может разместить свободные денежные средства для получения дополнительного дохода в банковские и другие вклады. При перечислении денежных средств с расчетного счета на депозитный счет в банке делается запись:

 

Дебет счета 55/3 «Депозитные счета»

Кредит счета 51 «Расчетные счета».

 

Начисленные проценты по депозитному вкладу учитываются в составе прочих доходов:

 

Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы».

 

Банки могут осуществлять эмиссию (выпуск) банковских карт для юридических и физических лиц. Основным нормативным документом, регулирующим выпуск и использование банковских платежных карт, является Положение Банка России от 24.12.2004 № 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт». Для юридических лиц это быстрый и удобный способ расчетов по оплате командировочных расходов, товаров, работ, услуг на территории РФ и за рубежом. Юридическим лицам на основе заключенного договора могут выдаваться расчетные и кредитные корпоративные банковские карты. С помощью этих карт можно оплатить текущие расходы и получить наличные денежные средства. Учет корпоративных банковских карт ведется на счете 55, субсчет «Специальный карточный счет». При перечислении денежных средств с расчетного счета на специальный карточный счет делается запись:

 

Дебет счета 55, субсчет «Специальный карточный счет»

Кредит счета 51 «Расчетные счета».

 

Средства, которые списаны со счета 55, субсчет «Специальный карточный счет», считаются выданными под отчет держателю корпоративной карты:

 

Дебет счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами»

Кредит счета 55, субсчет «Специальный карточный счет».

 

После предоставления подотчетным лицом авансового отчета списание подотчетных сумм отражается по дебету соответствующих счетов. Суммы вознаграждения, начисленные банку за открытие и обслуживание специального карточного счета, отражаются записью:

 

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы»

Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

 

3. Учет кассовых операций и денежных средств в пути

Кассовые операции – это операции, связанные с поступлением и выплатой денежных средств непосредственно из кассы предприятия. Ведение кассовых операций регулируется Письмом Банка России от 14.10.1996 № 18 «Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации». Для расчета наличными денежными средствами и хранения денежных документов предприятие должно иметь кассу.

Касса является обособленным участком бухгалтерии, возглавляемым кассиром, с которым заключается договор о полной материальной ответственности за сохранность денежных средств. Размер наличных денежных средств в кассе организации ограничивается лимитом, который устанавливается обслуживающим банком по согласованию с руководителем организации ежегодно. Для установления лимита кассы организация представляет в банк расчет по установленной форме. При наличии у организации нескольких счетов в различных банках организация направляет в другие банки уведомление об установленном ей лимите кассы. Всю наличность сверх лимита предприятие должно сдавать в банк для зачисления на расчетный счет. Сверхлимитные денежные средства могут храниться в кассе только в дни выплаты заработной платы в течение трех рабочих дней, включая день получения денег в банке.

Основанием для отражения в бухгалтерском учете движения наличных денежных средств служат первичные документы. В настоящее время действуют унифицированные формы первичной учетной документации по учету кассовых операций, утвержденные Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88:

1. Приходный кассовый ордер (форма № КО-1) – применяется для оформления поступления наличных денег в кассу организации.

1. Расходный кассовый ордер (форма № КО-2) – применяется для оформления выдачи наличных денег из кассы организации.

2. Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов (форма № КО-3) – применяется для регистрации бухгалтерией приходных и расходных кассовых ордеров или заменяющих их документов.

3. Кассовая книга (форма № КО-4) – применяется для учета поступлений и выдачи наличных денег организации из кассы.

4. Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (форма № КО-5) – применяется для учета денег, выданных кассиром из кассы организации другим кассирам или доверенному лицу (раздатчику), а также учета возврата наличных денег и кассовых документов по произведенным операциям.

Все операции по поступлению и выдаче денежных средств из кассы отражаются в Кассовой книге, которая составляется на основании приходных и расходных кассовых документов. Книга должна быть прошнурована, пронумерована и скреплена печатью организации. На последней странице кассовой книги указывается количество пронумерованных страниц, ставятся подписи руководителя и главного бухгалтера. Записи в кассовой книге ведутся в двух экземплярах. Кассовую книгу можно вести автоматизированным способом.

Учет кассовых операций ведется на активном денежном счете 50 «Касса». По дебету счета 50 «Касса» отражается поступление денежных средств, по кредиту – их выбытие. К счету 50 «Касса» могут быть открыты субсчета: 50/1 «Касса организации», 50/2 «Операционная касса», 50/3 «Денежные документы».

Поступление денежных средств в кассу организации отражается бухгалтерскими записями:

 

Дебет счета 50 «Касса»

Кредит счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.

 

Выбытие денежных средств из кассы отражается на бухгалтерских счетах следующим образом:

 

Дебет счетов 51 «Расчетные счета», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.

Кредит счета 50 «Касса».

 

На отдельном субсчете к счету 50 «Касса» учитываются денежные документы, к которым относятся почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, оплаченные железнодорожные билеты, авиабилеты, путевки в дома отдыха и санатории и др. Денежные документы учитываются в сумме фактических затрат на их приобретение. Например, приобретение подотчетным лицом почтовых марок согласно авансовому отчету отражается записью:

 

Дебет счета 50 «Касса», субсчет 3 «Денежные документы»

Кредит счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

 

Списание почтовых марок на обработку почтовой документации учитывается следующим образом:

 

Дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы»

Кредит счета 50 «Касса», субсчет 3 «Денежные документы».

 

Аналитический учет денежных документов ведется по их видам в Книге движения денежных документов.

 

В финансово-хозяйственной деятельности организации может возникнуть разрыв во времени между снятием денег с одного денежного счета и зачислением их на другой денежный счет. В этом случае используется активный счет 57 «Переводы в пути». На этом счете могут учитываться:

- денежные средства, внесенные в кассу почтового отделения или в вечернюю кассу банка для зачисления на расчетный счет;

- денежные средства, переданные инкассаторам для зачисления на расчетный счет;

- денежные средства, перечисленные с расчетного счета на валютный счет организации для покупки иностранной валюты, если данная операция занимает более одного дня.

Например, сдача денежных средств из кассы организации инкассатору по препроводительной ведомости отражается записью:

 

Дебет счета 57 «Переводы в пути»

Кредит счета 50 «Касса».

 

При зачислении денежных средств на расчетный счет организации делается запись:

 

Дебет счет 51 «Расчетные счета»

Кредит счет 57 «Переводы в пути».

 

 

4. Учет подотчетных сумм и расчетов с подотчетными лицами

В процессе финансово-хозяйственной деятельности у организаций возникает необходимость приобретения материальных ценностей, а также различных работ и услуг не только по безналичному расчету, но и за наличные денежные средства. Для оплаты указанных расходов, в том числе расходов на служебные командировки, работникам выдаются наличные денежные средства из кассы организации под отчет.

Подотчетные лица – это работники организации, которым выдаются в подотчет наличные денежные средства из кассы на административно-хозяйственные расходы. Для проведения расчетов с подотчетными лицами приказом (распоряжением) руководителя утверждаются список работников организации, которым могут выдаваться под отчет наличные денежные средства, размеры сумм и сроки, на которые выдаются наличные денежные средства под отчет, а также целевое назначение денежных средств, выдаваемых под отчет.

При расчетах с подотчетными лицами должны соблюдаться следующие условия: кассир выдает денежные средства под отчет на основании приказа (распоряжения) руководителя или заявления работника с разрешительной надписью руководителя, а также командировочного удостоверения; выдача денежных средств под отчет производится при условии полного отчета работника по ранее выданному авансу; при не возврате в срок подотчетных сумм работодатель может удержать их из заработной платы работника. Для организации расчетов с подотчетными лицами приказом руководителя должны быть утверждены:

- список лиц, которым могут выдаваться денежные средства под отчет на хозяйственные расходы;

- сроки, на которые выдаются денежные средства по отчет;

- целевое назначение денежных средств, выдаваемых под отчет;

- размер денежных средств, выдаваемых под отчет.

Денежные средства в подотчет выдаются по расходным кассовым ордерам. По полученным и израсходованным денежным средствам подотчетные лица составляют авансовый отчет (форма № АО-1) с приложением к нему оправдательных документов. Авансовый отчет представляется в бухгалтерию не позднее трех дней по истечении срока, на который выданы денежные средства, или со дня возвращения из командировки. После проверки авансовый отчет утверждается руководителем и принимается к учету. Неиспользованная сумма аванса сдается в кассу по приходному кассовому ордеру, перерасход денежных средств выдается из кассы по расходному кассовому ордеру.

Учет расчетов с подотчетными лицами ведется на активном счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Счет предназначен для обобщения информации о расчетах с работниками по суммам, выданным им под отчет на административно-хозяйственные расходы, в том числе на расходы, связанные со служебными командировками. По дебету счета отражаются выдача денежных средств под отчет и возмещение подотчетному лицу перерасхода денежных средств, по кредиту счета - использование подотчетных сумм согласно авансовому отчету и возврат неиспользованных подотчетных сумм. Аналитический учет по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» ведется по каждой сумме, выданной под отчет.

Выдача денежных средств под отчет из кассы организации и возмещение подотчетному лицу перерасхода денежных средств отражается записью:

 

Дебет счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами»

Кредит счета 50 «Касса».

 

Приобретение товарно-материальных ценностей через подотчетное лицо оформляется следующим образом:

Дебет счетов 08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы», 41 «Товары», 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и др.

Кредит счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

 

Оплата подотчетным лицом расходов, связанных с текущей деятельностью организации отражается записью:

Дебет счетов 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»

Кредит счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

При направлении работника в командировку следует руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749 «Положение об особенностях направления работников в служебные командировки». В соответствиисо статьей 166 Трудового Кодекса РФслужебная командировка– это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Направление работника в командировку оформляется унифицированными формами первичной учетной документации, которые утверждены Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».

Перед началом служебной командировки работнику выдается денежный аванс, для определения размеров которого в бухгалтерии составляется смета командировочных расходов. Работнику возмещаются фактически произведенные и документально подтвержденные расходы, связанные с командировками, к которым относятся:

- расходы по проезду, включая страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплата услуг по оформлению проездных документов и предоставлению в поездах постельных принадлежностей;

- расходы по найму жилого помещения;

- дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного проживания (суточные);

- иные расходы, произведенные работником с разрешения руководителя организации.

Размеры расходов на командировки (в том числе суточных) определяются коллективным договором или локальным нормативным актом. В соответствии со статьей 167 ТК РФ за весь период нахождения работника в командировке за ним сохраняется средний заработок.

После возвращения из командировки работник предоставляет в бухгалтерию следующие документы: командировочное удостоверение, авансовый отчет, служебное задание и отчет о проделанной работе. В бухгалтерии проверяется наличие оправдательных документов, которые подтверждают командировочные расходы (проездные документы, документы о найме жилого помещения и т.д.) и осуществляется их сверка с данными, отраженными в авансовом отчете.

Списание расходов по командировке, связанной с управленческими нуждами организации, отражается записью:

 

Дебет счетов 26 «Общехозяйственные расходы», 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»

Кредит счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

 

Списание расходов по командировке, связанной с приобретением товарно-материальных ценностей, оформляется следующим образом:

 

Дебет счетов 08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы», 41 «Товары», 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»

Кредит счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

 

В настоящее время предельный норматив суточных, которые не включаются в доход командированного работника, и не облагаются налогом на доходы физических лиц, составляет сумму 700 рублей за каждый день нахождения в командировке на территории Российской Федерации.

5. Учет банковских кредитов и заемных средств

Организации в своей деятельности могут пользоваться заемными средствами для покрытия текущих затрат и капитальных вложений по договорам займа и кредита. Учет кредитов и займов регулируется Гражданским Кодексом РФ и Положением по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008), утв. Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 107н. Займы могут предоставлять юридические и физические лица, кредиты – только организации, имеющие лицензию Центрального Банка РФ на данный вид деятельности.

Расчеты по кредитам и займам учитываются на пассивных счетах 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».

Получение кредитов и займов в денежной форме отражается записью:

 

Дебет счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета»

Кредит счетов 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».

 

Возврат кредитов и займов отражается следующим образом:

 

Дебет счетов 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»

Кредит счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета».

 

Проценты по полученным кредитам и займам учитываются на тех же счетах, что и выданные кредиты и займы, но обособленно, т.е. на отдельных субсчетах к счетам 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам». Проценты, начисленные по кредитам и займам, признаются прочими расходами и отражаются записью:

 

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы»

Кредит счетов 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», субсчет «Проценты по кредитам (займам)».

 

Исключение составляет учет процентов по кредитам и займам, полученным на приобретение и/или строительство инвестиционного актива. Под инвестиционным активом понимается объект имущества организации, подготовка которого к предполагаемому использованию требует значительного времени и существенных расходов на приобретение, сооружение и (или) изготовление. Проценты по кредитам и займам, полученным на приобретение и/или строительство инвестиционного актива, включаются в стоимость инвестиционного актива. Проценты прекращают включаться в стоимость инвестиционного актива с первого числа месяца, следующего за месяцем прекращения приобретения, сооружения и (или) изготовления инвестиционного актива. Начисление процентов по кредитам (займам), непосредственно связанным с приобретением, сооружением и (или) изготовлением инвестиционного актива, отражается записью:

 

Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»

Кредит счетов 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», субсчет «Проценты по кредитам (займам)».

 

После принятия к учету инвестиционного актива в качестве объекта основных средств или нематериальных активов начисление процентов по кредитам (займам) оформляется записью:

 

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы»

Кредит счетов 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», субсчет «Проценты по кредитам (займам)».

 

6. Учет хозяйственных операций, выраженных в иностранной валюте

В хозяйственной деятельности организации используют денежные средства и совершают сделки не только в российских рублях, но и в иностранной валюте. Это обусловлено тем, что организации могут экспортировать за рубеж товары и услуги, а также приобретать их за рубежом для реализации на территории Российской Федерации. В этих случаях возникает необходимость вести учет валютных операций и ценностей, а также соблюдать положения валютного законодательства.

Основным нормативным документом, регулирующим осуществление валютных операций в Российской Федерации, является Федеральный закон от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Организации, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, могут получать выручку в иностранной валюте за проданные товары, приобретать валюту на внутреннем валютном рынке, получать кредиты и займы в иностранной валюте, а также могут использовать валюту для оплаты иностранным партнерам по контрактам, выдавать наличную иностранную валюту на командировочные расходы, погашать кредиты и займы, полученные в иностранной валюте, и т.д.

При учете расчетных операций, осуществляемых в иностранной валюте, следует руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006), утв. Приказом Минфина РФ от 27.11.2006 №154н. Данное положение устанавливает особенности формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации об активах и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте.

В Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, не предусмотрены специальные счета для учета операций в иностранной валюте. Для учета операций в иностранной валюте к любым счетам бухгалтерского учета, где учитываются данные операции, могут открываться счета второго порядка. Исключение составляет активный денежный счет 52 «Валютные счета», который предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в иностранной валюте на валютных счетах предприятия, открытых в кредитных организациях на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Валютные счета открываются организациям в уполномоченных банках. Количество валютных счетов, которые могут иметь организации, законодательно не ограничено. Порядок совершения и оформления операций по валютным счетам регулируется Центральным Банком РФ. После заключения договора банковского счета организации открываются транзитный и текущий валютные счета. Для этого к счету 52 «Валютные счета» открываются субсчета 52/1 «Транзитный валютный счет» и 52/2 «Текущий валютный счет». Первичным документом, на основании которого зачисляется или списывается иностранная валюта, является заявление на перевод. Все поступающие в адрес организации валютные средства зачисляются на транзитный валютный счет, а затем перечисляются на текущий валютный счет. С текущего валютного счета организация может использовать иностранную валюту на различные цели: оплата контрактов с иностранными партнерами, погашение кредитов и займов, оплата командировочных расходов, продажа валюты и другие цели, разрешенные законодательством. Все производимые операции по валютному счету отражаются в выписках из валютного счета. Поступление денежных средств на валютный счет отражается записью:

 

Дебет счета 52 «Валютные счета»

Кредит счетов 50 «Касса», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.

 

Списание денежных средств с валютного счета отражается следующим образом:

 

Дебет счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.

Кредит счета 52 «Валютные счета».

 

Если организация осуществляет операции с наличной иностранной валютой, то к счету 50 «Касса» можно открыть соответствующие субсчета для учета каждого вида валюты. Наличная иностранная валюта может использоваться организацией только для оплаты заграничных командировок. Работнику, направляемому в командировку за границу, кроме расходов по проезду, найму жилого помещения и суточных дополнительно возмещаются следующие расходы:

- расходы по оформлению загранпаспорта, визы и других выездных документов;

- обязательные консульские и аэродромные сборы;

- сборы за право въезда или транзита автомобильного транспорта;

- расходы на оформление обязательной медицинской страховки;

- иные обязательные платежи или сборы.

Сумма выплаты работнику суточных в иностранной валюте при направлении в командировку за пределы территории Российской Федерации, а также размеры по найму жилого помещения, подтвержденные соответствующими документами, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом. Для обособленного учета расчетов с работниками по загранкомандировкам к счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» следует открыть субсчет «Расчеты с подотчетными лицами в иностранной валюте». В настоящее время предельный норматив суточных, которые не включаются в доход командированного работника, и не облагаются налогом на доходы физических лиц, составляет сумму 2 500 рублей за каждый день нахождения в заграничной командировке.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется в валюте Российской Федерации – рублях. Поэтому стоимость активов и обязательств, выраженная в иностранной валюте, для отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности подлежит пересчету в рубли. Пересчет стоимости актива или обязательства, выраженной в иностранной валюте, в рубли производится по официальному курсу этой иностранной валюты к рублю, устанавливаемому Центральным банком Российской Федерации.

Пересчет стоимости денежных знаков в кассе организации, средств на банковских счетах, средств в расчетах и т.д., выраженной в иностранной валюте, в рубли должен производиться на дату совершения операции в иностранной валюте, а также на отчетную дату. Пересчет стоимости денежных знаков в кассе организации и средств на банковских счетах, выраженной в иностранной валюте, может производиться, кроме того, по мере изменения курса.

Стоимость вложений во внеоборотные активы (основные средства, нематериальные активы, др.), материально-производственных запасов и других активов, а также средства полученных и выданных авансов пересчитываются в рубли только один раз – на дату принятия их к учету.

В связи с изменением курса рубля к иностранным валютам между рублевыми эквивалентами активов и обязательств, оцениваемых в иностранной валюте на определенные отчетные даты, образуются курсовые разницы: положительные или отрицательные. Курсовые разницы учитываются на счете 91 «Прочие доходы и расходы»: положительные – по кредиту счета 91, субсчет 1 «Прочие доходы», отрицательные – по дебету счета 91, субсчет 2 «Прочие расходы». В случае повышения курса рубля по отношению к иностранной валюте на счетах активов возникают положительные курсовые разницы, а на счетах обязательств – отрицательные курсовые разницы. В случае понижения курса рубля по отношению к иностранной валюте на счетах активов возникают отрицательные курсовые разницы, а на счетах обязательств – положительные курсовые разницы.

 

Например, при отражении положительной курсовой разницы на валютном счете делается запись:

 

Дебет счета 52 «Валютные счета»

Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы».

 

При отражении отрицательной курсовой разницы на валютном счете делается запись:

 

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы»

Кредит счета 52 «Валютные счета».

 

Курсовая разница, связанная с расчетами с учредителями по вкладам в уставный капитал организации, подлежит зачислению в добавочный капитал данной организации: положительная курсовая разница отражается по дебету счета 75 «Расчеты с учредителями» и по кредиту счета 83 «Добавочный капитал», субсчет «Курсовые разницы по вкладам в уставный капитал», отрицательная курсовая разница – по кредиту счета 83 «Добавочный капитал», субсчет «Курсовые разницы по вкладам в уставный капитал» и по дебету счета 75 «Расчеты с учредителями».

7. Инвентаризация денежных средств и расчетов

При инвентаризации денежных средств и расчетов следует руководствоваться Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина Российской Федерации от 13.06.1995 № 49. Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Проведение инвентаризации возлагается на постоянно действующую инвентаризационную комиссию, в которую входят представители администрации и различных служб предприятия.

По результатам инвентаризации составляются акты по форме № инв-15 «Акт инвентаризации наличных денежных средств» и по форме № инв-16 «Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности». При обнаружении излишков или недостач в актах указываются их сумма и обстоятельства возникновения. Акты оформляются в двух экземплярах, один из которых направляется в бухгалтерию.

Выявленные излишки денежных средств в кассе приходуются и включаются в состав прочих доходов:

 

Дебет счета 50 «Касса»

Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы».

 

Выявленная недостача денежных средств в кассе отражается записью:

 

Дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Кредит счета 50 «Касса».

 

Отнесение суммы недостачи на виновное лицо оформляется записью:

 

Дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»

Кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

 

Удержание из заработной платы виновного лица суммы недостачи отражается записью:

 

Дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Кредит счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба».

 

Если виновное лицо вносит сумму недостачи в кассу организации, то делается запись:

 

Дебет счета 50 «Касса»

Кредит счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба».

 

Списание недостачи денежных средств в кассе, если судом отказано в ее взыскании с виновного лица, учитывается следующим образом:

 

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы»

Кредит счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба».

 

Инвентаризация денежных средств, находящихся в банках на расчетном, валютном и специальных счетах, производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах, по данным бухгалтерии организации с данными выписок банков.

Инвентаризация расчетов заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета. Основная цель инвентаризации расчетов – выявление наличия дебиторской задолженности организации для сопоставления с данными бухгалтерского учета и проверка полноты отражения в учете кредиторской задолженности (в том числе кредитов и займов). При инвентаризации расчетов проверяются расчеты с банками, с бюджетом и внебюджетными фондами, с покупателями и заказчиками, с поставщиками и подрядчиками, с работниками, в том числе с подотчетными лицами, с другими дебиторами и кредиторами. Целесообразно проводить ежеквартальную инвентаризацию расчетов, прежде всего, с покупателями и поставщиками. Результаты инвентаризации расчетов с контрагентами и персоналом отражаются в Акте инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. № инв-17). Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором инвентаризация закончена, а результаты годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском балансе.


ТЕМА 9. УЧЕТ ДОЛГОСРОЧНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ, ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ

 

1. Понятие, оценка и учет долгосрочных инвестиций.

2. Понятие, классификация и оценка основных средств.

3. Учет поступления основных средств. Организация аналитического учета основных средств.

4. Учет амортизации основных средств.

5. Учет ремонтов основных средств.

6. Учет выбытия основных средств.

7. Учет операций по аренде основных средств.

8. Инвентаризация основных средств и отражение в учете ее результатов.

9. Особенности учета нематериальных активов

1. Понятие, оценка и учет долгосрочных инвестиций

Долгосрочными инвестициями являются затраты организации, связанные с созданием и приобретением внеоборотных активов. Вложения во внеоборотные активы – активы, используемые в деятельности организации более 12 месяцев, приносящие экономические выгоды организации и не предназначены для продажи. В состав внеоборотных активов включаются основные средства, доходные вложения в материальные ценности, нематериальные активы и другие долгосрочные активы.

Долгосрочные инвестиции подразделяются на затраты, связанные:

- с приобретением земельных участков;

- с приобретением объектов природопользования;

- с созданием и приобретением объектов основных средств;

- с созданием и приобретением объектов нематериальных активов;

Для учета долгосрочных инвестиций в Плане счетов предусмотрен счет 08 «Вложения во внеоборотные активы», счет активный, калькуляционный. По дебету счета учитываются затраты, связанные с приобретением (созданием) внеоборотных активов.

Приобретение у поставщика объекта основных средств, не требующего монтажа, оформляется бухгалтерской записью:

Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» по цене договора без НДС

Дебет счета 19 «НДС по приобретенным ценностям» на сумму налога на добавленную стоимость

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на общую сумму по расчетным документам.

Аналогично учитываются все расходы, связанные с доставкой, погрузкой, разгрузкой.

Объект вводится в эксплуатацию по первоначальной стоимости на основании акта приемки-передачи:

Дебет счета 01«Основные средства»

Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»

Таким образом, первоначальная стоимость объектов основных средств отражается по дебету счета 01 «Основные средства» путем списания фактически произведенных затрат с кредита счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». Сальдо на счете 08 показывает сумму затрат по незаконченным строительством или не сданным в эксплуатацию объектам.

По мере ввода в эксплуатацию объектов основных средств, сумма НДС, учтенная на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» предъявляется к вычету из бюджета:

Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»

Кредит счета 19 «НДС по приобретенным ценностям».

При приобретении оборудования, требующего монтажа, в бухгалтерском учете предварительно используется счет 07 «Оборудование к установке». Счет активный, по дебету счета отражаются фактические затраты по приобретению объектов, требующих монтажа, по кредиту счета отражается стоимость сданного в монтаж оборудования.

Приобретение оборудования, требующего монтажа, до передачи в монтаж оформляется бухгалтерской записью:

Дебет счета 07 «Оборудование к установке» по стоимости договора без НДС

Дебет счета 19 «НДС по приобретенным ценностям» на сумму налога на добавленную стоимость

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на общую сумму по расчетным документам.

Сдача объекта в монтаж оформляется бухгалтерской записью:

Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»

Кредит счета 07 «Оборудование к установке».

Монтаж может быть осуществлен хозяйственным или подрядным способом.

При хозяйственном способе все затраты на проведение монтажа учитываются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в корреспонденции с кредитом различных счетов: 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страховании и обеспечению» и другие, выбор которых определяется характером затрат.

При проведении монтажа подрядным способом в бухгалтерском учете на основании договора с подрядной организацией оформляется бухгалтерская запись:

Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» на сумму договора без НДС

Дебет счета 19 «НДС по приобретенным ценностям» на сумму НДС

Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» на общую сумму по расчетным документам.

Объект вводится в эксплуатацию на основании акта выполненных работ по первоначальной стоимости:

Дебет счета 01«Основные средства»

Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».

 

2. Понятие, классификация и оценка основных средств

Порядок учета основных средств регламентирован Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденный Приказом МФ РФ №26н от 30.03.2001 г. и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Министерства финансов РФ №91 от 13.10.2003 г.

Основные средства - это средства труда, используемые при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг либо для управления организацией свыше 12 месяцев и переносящие свою стоимость на вновь созданный продукт (работы, услуги), постепенно, по мере износа, не меняя своей материально-вещественной структуры.

Для организации бухгалтерского учета основных средств и определения их состава и структуры необходима их научно-обоснованная классификация. В соответствии с типовой классификацией основных средств, установленной Общероссийским классификатором основных фондов, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 г. №359 и Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 г. №1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы», основные средства подразделяются:

1) по принадлежности к отрасли: промышленности; строительства; сельского хозяйства; торговли и общественного питания и т.д.;

2) по видам: здания; сооружения; рабочие и силовые машины и оборудование; измерительные и регулирующие приборы и устройства; транспортные средства; инструмент; вычислительная техника; производственный инвентарь и хозяйственный инвентарь принадлежности; рабочий, продуктивный и племенной скот; многолетние насаждения; земельные участки; объекты природопользования; внутрихозяйственные дороги; капитальные вложения в коренное улучшение земель; капитальные вложения в арендованные основные средства; прочие ОС.

3) по направленности использования: производственные - объекты, использование которых направлено на систематическое получение прибыли, как основной цели деятельности организации; непроизводственные - объекты, не участвующие в производственном процессе, а используются для удовлетворения личных нужд работников предприятия (ЖКХ, объекты культуры, здравоохранения, находящиеся на балансе предприятия и т.п.);

4) по степени использования: находящиеся в эксплуатации; в запасе; в стадии достройки, дооборудования или частичной ликвидации; на консервации, в ремонте;

5) по принадлежности: принадлежащие организации на праве собственности (в том числе, сданные в аренду); полученные организацией в аренду; находящиеся у организации в оперативном управлении или хозяйственном ведении.

В бухгалтерском учете основные средства оцениваются по первоначальной, восстановительной и остаточной стоимости.

Первоначальная стоимость объектов основных средств — стоимость, по которой основные средства принимаются к бухгалтерскому учету. Она не меняется в течение всего срока эксплуатации объекта, за исключением случаев предусмотренных законодательством.

Изменение первоначальной стоимости основных средств возможно:

- при переоценке основных средств;

- при реконструкции и модернизации.

При изменении первоначальной стоимости формируется восстановительная стоимость основного средства.

Остаточная стоимость объекта основных средств определяется расчетным путем как первоначальная (восстановительная стоимость) за минусом сумм начисленной амортизации основных средств.

 

3. Учет поступления основных средств. Организация аналитического учета основных средств

Основные средства принимаются к учету по первоначальной стоимости, величина которой зависит от способа их поступления:

- приобретение, сооружение и изготовление основных средств;

- поступление основных средств в качестве вклада в уставный капитал организации;

- получение основных средств по договору дарения (безвозмездно);

- прочие.

Синтетический учет основных средств ведется на активном инвентарном счете 01 «Основные средства». Сальдо счета 01 «Основные средства» отражает первоначальную (восстановительную) стоимость основных средств организации, обороты по дебету - поступление, по кредиту - выбытие объектов основных средств по первоначальной стоимости.

В сумму фактических затрат, связанных с приобретением объектов основных







Date: 2015-12-13; view: 519; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.181 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию