Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учет аренды у арендодателя 3 page





Фактической себестоимостью материалов, приобретенных за плату,признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

В соответствии с п.6 ПБУ 5/01 и п.68 Методических указаний к фактическим затратам на приобретение материалов относятся:

- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материалов;

- таможенные пошлины;

- не возмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы материалов;

- транспортно-заготовительные расходы;

- затраты по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях;

- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материалов.

Данный перечень фактических затрат по приобретению материалов является открытым. Не включаются в фактические затраты на приобретение материалов общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением материалов.

В Методических указаниях дано определение транспортно-заготовительных расходов. Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) - это затраты организации, непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материалов в организацию.

Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Фактическая себестоимость материалов при их изготовлении самой организацией определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством данных материалов. Учет и формирование затрат на производство материалов осуществляется организацией в порядке, установленном для определения себестоимости соответствующих видов продукции.

Фактическая себестоимость материалов, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации,определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации. В случае, если расходы по доставке (транспортно-заготовительные расходы) берет на себя принимающая сторона, то фактическая себестоимость материалов увеличивается на сумму произведенных расходов.



Фактическая себестоимость материалов, полученных организацией по договору дарения или безвозмездно, а также остающихся от выбытия основных средств и другого имущества, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету.

При этом под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов.

Фактической себестоимостью материалов, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных активов. Если такую стоимость установить невозможно, то стоимость приобретенных товарно-материальных ценностей должна определяется исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные запасы.

В фактическую себестоимость материалов внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, полученных организацией по договору дарения или безвозмездно, а также остающихся от выбытия основных средств и другого имущества, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, включаются также фактические затраты организации на доставку материалов и приведение их в состояние, пригодное для использования.

Материалы, не принадлежащие организации, но находящиеся в ее пользовании или распоряжении в соответствии с условиями договора, принимаются к учету в оценке, предусмотренной в договоре.

Оценка материалов, стоимость которых при приобретении определена в иностранной валюте, производится в рублях путем пересчета суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату принятия запасов к бухгалтерскому учету.

При большой номенклатуре используемых материалов невозможно вести текущий учет по фактической себестоимости. Поэтому в соответствии с п.80 Методических указаний в текущем учете (в аналитическом бухгалтерском учете и местах хранения материалов) разрешается применять условные учетные цены.

В качестве учетных цен на материалы разрешено применять:

- договорные цены,

- фактическую себестоимость материалов по данным предыдущего месяца или отчетного периода (отчетного года),

- планово-расчетные цены,

- среднюю цену группы.

Конкретный вариант должен быть зафиксирован в учетной политике предприятия.

Важным аспектом учета материалов является определение фактической себестоимости списания материалов в производство.



В соответствии с ПБУ 5/01 фактическая себестоимость израсходованных материалов может быть произведена одним из следующих способов:

- по себестоимости каждой единицы,

- по средней себестоимости,

- по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО).

Единичный учет (метод фактических цен) - является абсолютно точным методом учета движения материалов. Учетной ценой в этом случае является фактическая цена закупки. На каждую партию материала, поступающую на предприятие, заводится инвентарная карточка. На каждую единицу прикрепляется инвентарный номер, служащий для однозначной идентификации данного материала. В момент отпуска материала бухгалтер делает отметку в специальном учетном регистре о том, какой инвентарный номер и с какого подразделения (склада) отпущен в производство. При этом точно известна стоимость материала, перенесшего свою стоимость на готовую продукцию. При отсутствии автоматизированных систем учета и непрерывном увеличении инвентарных карточек, этот метод является очень трудоемким.

При оценке материалов по средней себестоимости, она определяется по каждой группе (виду) материалов как частное от деления общей стоимости группы (вида) материалов на их количество. Указанные количество и стоимость складываются соответственно из стоимости и количества по остатку на начало месяца и по материалам, поступившим в течение месяца.

Метод ФИФО предполагает списание материалов в оценке, соответствующей порядку их поступления. Согласно п.19 ПБУ 5/01 оценка по себестоимости первых по времени приобретения материалов основывается на допущении, что материалы используются в течение месяца и иного периода в последовательности их приобретения то есть, первыми поступающие в производство, должны быть оценены по себестоимости первых по времени приобретений с учетом себестоимости материалов, числящихся на начало месяца.

Пример.

Таблица 12.1

Расчет стоимости израсходованных материалов

различными методами

Дата приобретения материалов Количество, ед. Цена за единицу, руб. Стоимость, всего, руб.
Остаток на начало периода (1 марта)
Приход 2 марта
Приход 5 марта
Приход 20 марта
Всего поступило -
Израсходовано материалов за март - 1 – 435 2 - 455 3 – 465
Остаток на конец периода (31 марта) - 1 – 150 2 – 130 3 - 120

 

При оценке материалов по себестоимости каждой единицы:

Допустим, что в производство были отпущены все материалы, находящиеся в остатке на начало месяца, все материалы первой поставки, 10 единиц материалов второй поставки и все материалы третьей поставки.

1. Фактическая себестоимость израсходованных материалов

5 ед. х 13 руб. + 10 ед. х 10 руб. + 10 ед. х 15 руб. + 10 ед. х 12 руб=435 руб.

2. Стоимость остатка материалов на конец месяца

10 ед. х 15 руб. = 150 руб.

При оценке материалов по методу средней себестоимости:

1. Средняя себестоимость единицы материалов

(65 руб. + 520 руб.) / (5 ед. + 40 ед.) = 13 руб.

2. Стоимость израсходованных материалов

35 ед. х 13 руб. = 455 руб.

3. Стоимость остатка материалов на конец месяца

10 ед. х 13 руб. = 130 руб.

При оценке материалов по методу ФИФО:

1. Стоимость израсходованных материалов

5 ед. х 13 руб. + 10 ед. х 10 руб. + 20 ед. х 15 руб. = 465 руб.

2. Стоимость остатка материалов на конец месяца

10 ед. х 12 руб. = 120 руб.

 

В бухгалтерском балансе материалы отражаются по стоимости, определяемой исходя из используемых способов оценки. Материально-производственные запасы, которые морально устарели, полностью или частично потеряли свои первоначальные качества, либо текущая рыночная стоимость которых снизилась, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного периода за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей. Резерв под снижение стоимости материальных ценностей образуется за счет финансовых результатов организации на величину разницы между текущей рыночной стоимостью и фактической себестоимостью материально-производственных запасов, если последняя выше текущей рыночной стоимости.

 

3. Учет приобретения материалов и расчетов при их приобретении

Бухгалтерский учет приобретения материалов может осуществляться одним из двух вариантов, оговоренных в учетной политике организации:

I вариант. Без использования счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

II вариант. С использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»;

I вариант: Учет материалов по учетным ценам ведется на счете 10 «Материалы». ТЗР (или отклонения, разницы) отражаются обособленно на субсчете «ТЗР» к счету 10 «Материалы».

Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям отражается на активном счете 19 «НДС по приобретенным ценностям».

Стоимость поступивших от поставщиков материалов по покупным ценам с налогом на добавленную стоимость отражаются по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

При оплате счетов поставщиков за поставленные материалы составляется бухгалтерская проводка:

Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Кредит счета 51 «Расчетные счета».

 

II вариант: По дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» отражается покупная стоимость материалов, по которым в организацию поступили расчетные документы поставщиков. ТЗР также относятся в дебет счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». В бухгалтерском учете делаются следующие записи:

Дебет счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

При этом запись по дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» производится независимо от того, когда материалы поступили в организацию – до или после получения расчетных документов поставщика.

Сумма налога на добавленную стоимость отражается по дебету счета 19 «НДС по приобретенным ценностям».

 
 

По кредиту счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» отражается учетная стоимость фактически поступивших и оприходованных материалов в корреспонденции со счетом 10 «Материалы».

Разница между фактической себестоимостью поступивших материалов и их стоимостью по учетным ценам списывается на счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Если учетная цена материалов превысила их фактическую себестоимость (экономия), на сумму превышения в учете делается запись по дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и кредиту счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Если учетная цена материалов оказалась меньше их фактической себестоимости (перерасход), в учете делается запись по дебету счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» и кредиту счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».

Остаток на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» на конец месяца показывает наличие материалов в пути.

При отпуске материалов в производство или по иным направлениям расхода составляют следующие бухгалтерские проводки:

Дебет счета 20 «Основное производство» (25,26 т.д.)

Кредит счета 10 «Материалы» - на стоимость материалов по учетным ценам

Приходящиеся на отпущенные материалы отклонения списывают на те же производственные счета, что и сами материалы:

Дебет счета 20 «Основное производство» (25,26 и т.д.)

Кредит счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

 

4. Аналитический учет материалов на складе и в бухгалтерии

Для хранения материалов на предприятиях используются склады. Для обеспечения контроля за сохранностью материальных ценностей важное значение имеет организация складского учета. С этой целью приказом руководителя каждому складу присваивается постоянный номер, который в последствии указывается на всех документах, относящихся к операциям данного склада. К местам хранения материальных запасов, как правило, прикрепляются ярлыки, а на ячейках (ящиках) делаются надписи (например, на приклеенных листках бумаги или бирках) с указанием наименования материала, его отличительных признаков (марка, артикул, размер, сорт и т.п.), номенклатурного номера, единицы измерения и цены.

Прием, хранение, отпуск и учет материальных запасов по каждому складу возлагаются на соответствующих должностных лиц (заведующий складом, кладовщик и др.), которые несут материальную ответственность за правильный прием, отпуск, учет и сохранность вверенных им запасов, а также за правильное и своевременное оформление операций по приему и отпуску товарно-материальных ценностей.

Порядок учета материалов на складах и в бухгалтерии зависит от метода учета материалов.

Существуют следующие варианты учета материалов на складе:

- оперативно-бухгалтерский (сальдовый) метод;

- количественно-суммовой метод;

- с использованием оборотных ведомостей.

Наиболее рациональным и часто применяемым является оперативно-бухгалтерский (сальдовый) метод учета материалов. Использование данного метода позволяет обеспечить: своевременный и достоверный количественный учет материалов на складах материально-ответственными лицами; систематический контроль работниками бухгалтерии за точным и своевременным документированием операций по движению материалов и ведению складского их учета; своевременное и точное отражение операций по движению материалов в бухгалтерии в денежном выражении; систематическую проверку соответствия данных бухгалтерского учета материалов со складским.

Оперативно-бухгалтерский (сальдовый) метод применяется, как правило, для снижения трудоемкости учетных процедур и увеличения оперативности их выполнения при наличии большой номенклатуры используемых ценностей.

При оперативно-бухгалтерском (сальдовом) методе учета материалов на складах ведется только количественно-сортовой учет движения материалов. Осуществляется он на карточках складского учета материалов (форма N М-17). Карточки открываются на каждый номенклатурный номер материала. Номенклатурный номер материала – это присвоенный каждому виду материала код, однозначно его идентифицирующий. Карточки передаются работнику склада под расписку в реестре как бланки строгой отчетности. В складской картотеке карточки размещаются в порядке номенклатурных номеров. По мере поступления на склад материалов кладовщик выписывает приходный ордер или заменяющий его документ и регистрирует его в карточке складского учета материалов. На основании расходных документов в карточке регистрируется расход материалов. Остаток в карточке выводится после каждой записи. В конце месяца в карточках выводятся итоги оборотов по приходу и расходу и остаток.

По истечении календарного года на карточках складского учета выводятся остатки на 1 января следующего года, которые переносятся во вновь открытые карточки на следующий год, а карточки истекшего года закрываются брошюруются (подшиваются) и сдаются в архив организации.

При оперативно-бухгалтерском (сальдовом) методе учета материалов в бухгалтерии учет движения материалов ведется в разрезе групп, субсчетов и балансовых счетов материалов только в денежном выражении.

Сотрудник, ведущий бухгалтерский учет материалов по данному складу, принимает первичные учетные документы от материально ответственных лиц, проверяет их, сверяет с документами каждую запись в карточках складского учета и подтверждает это своей подписью непосредственно на карточках. Одновременно проверяет правильность выведения остатков.

В конце месяца работник склада или бухгалтерии переносит количественные остатки на первое число месяца по каждому номенклатурному номеру в ведомость учета остатков материалов на складе (сальдовая книга – форма N М-14), которая, как правило, открывается на год. В бухгалтерии проставляются учетные цены, выводятся итоги по отдельным учетным группам материалов и в целом по складу. Сальдовая книга сверяется с ведомостью движения материалов, которая ведется в бухгалтерии, а данные по всем складам с итогами по счету 10 «Материалы».

Другим методом учета материалов является количественно-суммовой. Данный метод является более предпочтительным в случае необходимости существенного усиления контроля сохранности и движения материальных ценностей, территориальной удаленности и иных условий, определяющих сложности оперативного получения бухгалтерией информации со складов.

При количественно-суммовом методе учета материалов в бухгалтерии ведется картотека количественно-суммового учета материалов. В бухгалтерии возможны два варианта учета материалов. При первом варианте в бухгалтерии открывают на каждый вид и сорт материалов карточки аналитического учета, в которых записывают на основании первичных документов операции по поступлению и расходу материалов. Эти карточки отличаются от карточек складского учета лишь тем, что учет материалов в них ведут не только в натуральном, но и в денежном выражении. По окончании месяца по итоговым данным всех карточек составляют сортовые количественно-суммовые оборотные ведомости учета и сверяют их с оборотами и с остатками на соответствующих синтетических счетах и данным карточек складского учета.

При втором варианте все приходные и расходные документы группируются по номенклатурным номерам и в конце месяца подсчитанные по документам итоговые данные о поступлении и расходе каждого вида материалов записывают в оборотные ведомости. Оборотные ведомости составляются в натуральном и денежном выражении по каждому складу отдельно в разрезе соответствующих счетов и субсчетов. В этом случае трудоемкость учета значительно уменьшается, поскольку отпадает необходимость ведения карточек аналитического учета. Но и при этом варианте учет остается громоздким, так как в оборотную ведомость приходится записывать сотни, а иногда и тысячи номенклатурных номеров материалов.

При небольшой номенклатуре материалов и небольших оборотах разрешается на всех или на отдельных складах организации и подразделений вместо карточек складского учета вести месячные материальные отчеты.

При использовании месячных материальных отчетов в бухгалтерии не ведут карточки количественно – суммового учета, а ведут оборотные ведомости количественно – суммового учета, составляемые непосредственно на основании документов в натуральном и денежном выражении.

В месячном материальном отчете отражаются данные, которые имеются в карточках складского учета, остаток материалов на начало месяца, приход и расход за месяц и остаток на конец месяца.

В месячных материальных отчетах обычно отражаются материалы, по которым имелось движение (приход или расход) в данном месяце. В этом случае на начало каждого квартала составляется сальдовая ведомость по всей номенклатуре материалов данного склада.

В материальных отчетах указывается также сумма по приходу, расходу и остаткам материальных ценностей. Сумма заполняется (таксировка) бухгалтерской службой организации или специалистом, осуществляющим бухгалтерскую функцию, или заведующим складом (кладовщиком).

Материальные отчеты с приложением всех первичных документов представляются в бухгалтерскую службу организации в установленные в организации сроки. Перечень складов, на которых ведутся месячные материальные отчеты, форма отчета, порядок его составления, представления и проверки определяются решением руководителя организации по представлению главного бухгалтера.

 

5. Учет отпуска материалов в производство. Определение фактической себестоимости израсходованных материалов

Расход материалов на производство включает затраты предприятия:

1) на производство выпускаемой продукции основных цехов;

2) на производство продукции вспомогательных цехов;

3) на содержание и ремонт оборудования и других основных средств;

4) на общецеховые и общехозяйственные цели;

5) на исправление производственного брака.

Все использованные материалы списываются с кредита счета 10 «Материалы» в дебет соответствующих счетов (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве» и др.) в оценке по их фактической себестоимости. Если в текущем учете материалы оцениваются на предприятии по учетным ценам, израсходованные материалы списываются сначала в оценке по учетным ценам, а затем относящиеся к ним транспортно-заготовительные расходы (отклонения стоимости от учетных цен). Для определения суммы ТЗР (отклонений), подлежащей списанию, определяется средний процент ТЗР (отклонений стоимости материалов от учетных цен), сложившийся за месяц.

 

Счет 10 «Материалы»   Счет 10 «ТЗР»
Дебет Кредит   Дебет Кредит  
Сн 40000     Сн 6400  
     
Об. 120000 Об. 133000   Об. 12800 Об. 15960
Ск 27000     Ск 3240  

 

Таблица 12.2

Расчет ТЗР (отклонений)

Показатель Стоимость материалов по учетным ценам, руб. Сумма ТЗР (отклонений), руб. Фактическая себестоимость, руб.
Остаток материалов на начало месяца 40 000 6 400 46 400
Поступило материалов за месяц 120 000 12 800 132 800
Итого 160 000 19 200 179 200
Процент ТЗР (отклонений) 19200 х 100% /160 000 = 12 %
Отпущено материалов: - на изготовление изделия А - на изготовление изделия Б - на содержание и ремонт оборудования - на общецеховые нужды - на общехозяйственные нужды   60 000   50 000   10 000   5 000     8 000   7 200   6 000   1 200         67 200   56 000   11 200   5 600     8 960
Остаток материалов на конец месяца 27 000 3 240 30 240

 

Сумма ТЗР (отклонений фактической себестоимости материалов от стоимости их по учетным ценам), относящаяся к материалам, использованным в отчетном периоде, списывается с кредита счета 10 субсчет «ТЗР» (счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей») в дебет тех же счетов, на которые были списаны израсходованные материалы.

Пример.

I вариант. Без использования счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Таблица 12.3

№ п/п Содержание хозяйственной операции Корреспонденц-ия счетов Сумма, Руб.
Дебет Кредит
Акцептован счет поставщика за материалы: - покупная стоимость материалов - НДС            
Акцептован счет транспортной организации за доставку материалов: - стоимость доставки - НДС     10/ТЗР        
Акцептован счет поставщика за материалы: - покупная стоимость материалов - НДС - транспортные расходы по перевозке - НДС по расходам на перевозку     10/ТЗР        
Перечислено с расчетного счета поставщикам за материалы и их доставку            
Отпущены со склада в производство материалы по учетным ценам: - на изготовление изделия А - на изготовление изделия Б - на содержание и ремонт оборудования - вспомогательному производству - на общехозяйственные нужды     20/А 20/Б        
Произведено списание ТЗР по направлениям использования: - на изготовление изделия А - на изготовление изделия Б - на содержание и ремонт оборудования - вспомогательному производству - на общехозяйственные нужды (см. расчет в таблице 12.2)     20/А 20/Б     10/ТЗР 10/ТЗР 10/ТЗР 10/ТЗР 10/ТЗР    
Предъявлен бюджету НДС по приобретенным материалам      

 

II вариант. С использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Таблица 12.4

№ п/п Содержание хозяйственной операции Корреспонденц-ия счетов Сумма, Руб.
Дебет Кредит
Акцептован счет поставщика за материалы: - покупная стоимость материалов - НДС            
Акцептован счет транспортной организации за доставку материалов: - стоимость доставки - НДС            
Акцептован счет поставщика за материалы: - покупная стоимость материалов - НДС - транспортные расходы по перевозке - НДС по расходам на перевозку            
Перечислено с расчетного счета поставщикам за материалы и их доставку            
Оприходованы поступившие материалы по учетным (покупным) ценам      
Списаны отклонения (ТЗР) фактической себестоимости материалов от учетных цен            
Отпущены со склада в производство материалы по учетным ценам: - на изготовление изделия А - на изготовление изделия Б - на содержание и ремонт оборудования - вспомогательному производству - на общехозяйственные нужды     20/А 20/Б        
Произведено списание отклонений (ТЗР) фактической себестоимости материалов от учетных цен по направлениям использования: - на изготовление изделия А - на изготовление изделия Б - на содержание и ремонт оборудования - вспомогательному производству - на общехозяйственные нужды (см. расчет в таблице 12.2)     20/А 20/Б        
Предъявлен бюджету НДС по приобретенным материалам      

 






Date: 2015-12-13; view: 107; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.022 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию