Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нарушениями интеллекта в России





 

История оказания помощи детям с нарушениями интеллектуального развития, их воспитания и обучения распадается на три больших периода: до Октябрьской революции, в СССР и в настоящее время. Каждый из выделенных периодов отличается конкретными подходами и направлениями. До Октябрьской революции общественность в лице передовых мыслителей, философов, педагогов и медиков высказывалась за осуществление мероприятий по призрению, лечению и воспитанию слабоумных. Особо значимыми были взгляды А.И.Герцена, В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского, Н. А. Добролюбова.

Именно Н.А. Добролюбов раскрыл положение «малоспособных», призывал проявлять терпимость к ним. В статье «Учение с медленным пониманием», опубликованной в 1858 г. в «Журнале для воспитателей», он писал: «Ни одному разряду учеников не приходится в наших школах так плохо, как тем вялым тугопонимающим мальчикам, которых учителя называют бездарными, бестолковыми.... А между тем они-то заслуживают самого тщательного внимания и попечения со стороны воспитателя». Можно считать, что данная статья одна из первых в истории отечественной олигофренопедагогики.

В 1954 г. в Риге доктор Ф. Пляц открыл лечебно-педагогическое заведение для малоспособных, слабоумных и идиотов. В дальнейшем оно преобразовано в пансионат для эпилептиков и слабоумных. Обучение и воспитание детей в данном заведении проводилось по системе Э. Сегена.

Не оправдала себя система военных прогимназий, в которые попадали дети с задержанным развитием. Как отмечает X.С. Замский, «среди отстающих детей, видимо, были и умственно отсталые дети». И хотя часто в работах И.А. Сикорского, Д.И. Азбукина эти прогимназии называются первыми вспомогательными школами России, с этим согласиться нельзя, так как прогимназии не были предназначены для обучения «малоспособных».

Количество детей с умственной отсталостью из года в год увеличивалось, но особых попыток в организации помощи, обучения и воспитания не предпринималось, а если и были попытки, то они осуществлялись по линии частной инициативы и благотворительности.

Огромную роль в развитии олигофренопедагогики сыграли врачи-психиатры (В.И. Яковенко, И.Г. Игнатьева, П.И. Ковалевский), которые среди детей с приобретенными психозами выделили умственно отсталых.

Следует отметить деятельность супругов И.В. и Е.X. Маляревских. Они открыли в Петербурге в 1882 г. учреждение для аномальных детей, именовавшееся «Врачебно-воспитательное заведение доктора И.В. Маляревского». Учреждение было частным, платным, обслуживались дети с различными формами аномалий: умственно отсталые, эпилептики, психически больные, с нарушениями поведения, социально опасные и др. Учреждение имело свою структуру, цели и задачи и успешно оказывало медицинскую и педагогическую помощь. Во врачебном отделении оказывалась медицинская помощь; в воспитательном – проводилось обучение по методу Э. Сегена и Е.X. Маляревской; в кабинете по типу современных медико-педагогических консультаций проводился амбулаторный прием детей, велось их обследование, давались рекомендации по обучению, лечению. Большое внимание уделялось урокам рисования, лепки, гимнастики, музыки. Воспитанник мог пребывать в учреждении от нескольких месяцев до пяти лет. Со временем в учреждение стали поступать дети со всех концов России. Систему работы данного учреждения И.В. Маляревский раскрыл в издаваемом им журнале «Медико-педагогический вестник». Опыт работы этого заведения лег в основу организации учреждений для этой категории детей.

Важную роль в истории воспитания и обучения умственно отсталых в России сыграл Второй съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию (С.-Петербург, 1895 – 1896, декабрь-январь). Это был первый съезд дефектологов (так считают многие). Именно программа XII секции этого съезда была проектом системы обучения слабоумных. Выступали многие деятели медицины Я.А. Боткин, А.В. Кожевников, С.А. Корсаков, Г.И. Россолимо и др. Для современной дефектологии большой интерес представляет выступление Г.И. Россолимо. Он предложил решить следующие задачи: выяснить необходимые условия призрения, создать предпосылки обучения и воспитания умственно отсталых детей; разработать необходимые врачебно-педагогические приемы, способствующие включению ребенка в трудовые процессы; создать необходимые программы образования.

Необходимо также вспомнить деятельность Е.К. Грачевой, А.С. Грибоедова, В.П. Кащенко, М.П. Постовской, Г.Я. Трошина. Именно эти дефектологи создали оригинальные труды по проблеме воспитания и обучения слабоумных (Е.К. Грачева. Беседы с сестрами-нянями о воспитании и развитии детей идиотов и эпилептиков. 1902; Г.Я. Трошин. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей. 1915).


Вопрос о создании вспомогательных школ решался на Первом Всероссийском съезде по вопросам народного образования (13. 12. 1913. 03. 01. 1914). Он считается вторым съездом дефектологов. На съезде было утверждено положение о вспомогательных школах, т.к. они уже действовали в Москве, Вологде, Нижнем Новгороде, Саратове, Харькове, Ростове-на-Дону. Было предложено открывать сельские вспомогательные школы. В резолюции съезда нашли отражения многие вопросы деятельности вспомогательной школы: о создании соответствующего типа учреждений для умственно отсталых детей; подготовке педагогического и врачебного персонала для вспомогательной школы; регистрации дефективных детей в начальной школе.

Огромная роль в возникновении и организации помощи глубоко умственно отсталым детям принадлежит Е.К. Грачевой (1866 1934). Благотворительная деятельность имела большое значение в возникновении учреждений для умственно отсталых детей. Именно Е.К. Грачевой принадлежат начинания в этой благородной миссии. Привлекая многих видных деятелей к участию в благотворительной деятельности, Е.К. Грачевой удалось создать первые в России приюты для детей идиотов и эпилептиков (1895 г. в Петербурге, на Белозерской; 1902 г. в Курской губернии; 1905 г. в Москве; 1907 г. в Вятке). Книга «Беседы с сестрами-нянями о воспитании и развитии детей инвалидов и эпилептиков» явилась первым учебным пособием о воспитании детей с нарушениями интеллектуального развития.

В.П.Кащенко (1870 1943) был одним из активных участников организации системы обучения и воспитания аномальных детей. Его мировоззрение формировалось в процессе посещения революционных кружков. Как и некоторых членов студенческих кружков, его исключают из университета, высылают из Москвы. Закончить университет В.П. Кащенко сумел только 1897 г. в Киеве. В.П. Кащенко принимает участие в революции 1905 года, его лишают права работать в государственных учреждениях. В 1908 г. он открывает школу-санаторий для аномальных детей в Москве, на Погодинской улице. Школа-санаторий для дефективных детей доктора В.П. Кащенко в то время была первым лечебно-воспитательным учреждением, где путем лечения (оздоровления), воспитания и обучения корригировались недостатки развития детей, их готовили к полезной жизни, труду. Это был один из первых научно-методических центров по вопросам обучения и воспитания детей с различными нарушениями ЦНС.

В разработку основ олигофренопедагогики значимый вклад внес А.Н. Граборов (1885 1949). В 1915 г. в Петербурге он открыл частную школу-пансионат, которая в дальнейшем стала считаться центральной вспомогательной школой. Этот период был очень важным в развитии помощи, обучения и воспитания умственно отсталых детей, однако Министерство народного просвещения не включало вспомогательные школы в систему государственного образования.

После Октябрьской революции 1917 г. учреждения для детей с интеллектуальными нарушениями передаются в Народный комиссариат просвещения. Начинается создание государственной системы народного образования. Вырабатываются пути борьбы с безграмотностью, беспризорностью, дефективностью. Значимым событием в дефектологии становится Первый Всероссийский съезд представителей медико-санитарных отделов Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов (15. 05. 1918). На съезде основным вопросом был вопрос о борьбе с детской дефективностью, изучении ее природы, создании научных дефектологических центров. Организуется Институт дефективного детства, который должен был изучать, исследовать детскую дефективность, готовить кадры для обучения и воспитания таких детей.


Новые подходы к воспитанию аномальных детей, принципы заботы о них рассматривались на Первом Всероссийском съезде деятелей по охране детства (февраль 1919 г.). Тематика съезда была в основном направлена на социальное обеспечение охраны детства. Интерес вызвали доклады А.Н. Граборова и А.С. Грибоедова. Они касались проблемы семейного и общественного воспитания, врачебно-педагогической работы в детских домах. Не всегда отделы образования выполняли решения съездов. Но работники вспомогательных школ по большей части ответственно относились к выполнению своих обязанностей. Москва становится центром дальнейшего преобразования системы вспомогательного обучения.

В.П. Кащенко передает свою школу Наркомпросу, создается Дом изучения ребенка, в дальнейшем Медико-педагогическая клиника (станция), научно-методический центр Наркомпроса в области изучения дефективности.

Значимыми в дефектологии считаются 1919 1920 годы, т.к. в этот период много было сделано в социальном обеспечении воспитанников детских учреждений, совершенствовании учебно-воспитательного процесса. Итоги этой работы Первый Всероссийский съезд деятелей по борьбе с детской дефективностью, беспризорностью и преступностью (июнь июль 1920 г.). На съезд было представлено 83 доклада, в числе которых были выступления А.Н. Граборова, А.С. Грибоедова, В.П. Кащенко, М.П. Постовской, С.Я. Рабинович.

В 1920 г. в Москве при Наркомпросе открылись институты по подготовке учителей-дефектологов. В 1923 г. эти институты объединяются в один, а в 1925 г. преобразуются в дефектологическое отделение педагогического факультета Московского государственного университета.

Улучшается качество работы вспомогательных школ, особенно в Москве и Петрограде. Создаются новые учебные планы, программы. Особое значение придается «психической ортопедии», осуществляющей коррекцию недостатков психического развития. В учебном плане появились такие предметы, как физическая культура, рисование, пение, ручной труд.

Для олигофренопедагогики, ее дальнейшего развития большое значение имел Второй съезд социально-правовой охраны несовершеннолетних (СПОН). На нем выступил талантливый ученый-психолог Л.С. Выготский (1896 1934), который сумел раскрыть сущность, природу дефективности, социальную значимость помощи аномальным детям. После Второго съезда СПОН наметился заметный подъем в деятельности вспомогательной школы. Значительный вклад в это дело внесли Д.И. Азбукин (1883 1953) и Л.В. Занков (1901 1977). Во вспомогательных школах особое место занимают трудовое обучение и воспитание. Появляется распоряжение «Об отборе детей во вспомогательные детские учреждения».


Вопросы диагностики отставания в развитии в дальнейшем разрабатывались в трудах Г.М. Дульнева, А.Р. Лурия. Теоретически обосновал науку об особенностях развития аномального ребенка, закономерностях его обучения и воспитания Л.С. Выготский. В дальнейшем выдвинутые им положения развивались, уточнялись и углублялись в многочисленных исследованиях психологов, физиологов, медиков, дефектологов (Т.А. Власова, М.Ф. Гнездилов, И.И. Данюшевский, Г.М. Дульнев, М.И. Кузьмицкая, Н.Ф. Кузьмина-Сыромятникова, Е.М. Мастюкова, Н.Г. Морозова, М.С. Певзнер, Б.И. Пинский, Г.Е. Сухарева, Ж.И. Шиф). Ряд ученых и сегодня продолжают свою плодотворную деятельность. Среди них В.И. Лубовский, В.Г. Петрова, М.Н. Перова, С.Д. Забрамная.

Начиная с 1966 г. в олигофренопедагогике значительно активизировалась работа по разработке методик преподавания в специальных школах отдельных учебных предметов (А.К. Аксенова, И.М. Бгажнокова, В.В. Воронкова, И.А. Грошенков, А.А. Дмитриев, Е.А. Ковалев, Т.М. Лифанова, С.Л. Мирский, В.М. Мозговой, Н.П. Павлова, Б.П. Пузанов, Е.А. Стребелева, В.В. Эк и др.).







Date: 2015-12-13; view: 874; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию