Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Новый этап в развитии белорусской художественной культуры. Переосмысление исторического прошлого и современности в произведениях литературы и изобразительного искусства
16.1. 3 лета 1990 года, когда в СССР был объявлен переход к рынку, началась также трансформация экономической системы Беларуси. В октябре 1990 г. Верховный Совет БССР принял постановление "О переходе БССР к рыночной экономике" и утвердил программу перехода к рынку, разработанную Советом Министров Беларуси, на 1990-1992 гг. Программа предусматривала следующие меры: - разгосударствление, приватизация собственности на средства производства; развитие предпринимательства и конкуренции; - создание системы государственного регулирования экономикой с помощью экономических методов через деятельность банковской системы, налоговую систему, госзаказы, механизм ценообразования и т.д. - либерализация цен: планировалось поэтапное введение свободного ценообразования с сохранением государственного контроля за ценами только на примерно 90 групп товаров первой необходимости; - создание рыночной инфраструктуры и механизма ее действия – бирж, банков, рынков средств производства, рабочей силы, жилья, товаров и т.д.; - социальная защита населения в условиях рыночной экономики. Сразу после утверждения программы Верховный Совет БССР принял ряд законов по ее реализации. Было введено равноправие частной, коллективной и государственной форм собственности; при сохранении монополии государства на земельную собственность. Создавался Национальный банк, задачами которого были определены регулирование денежного оборота, координация кредитно-денежной сферы, поддержка и развитие кредитных институтов. После распада СССР в 1992 г. в Беларуси была введена самостоятельная валюта - белорусский рубль. Программа перехода к рыночной экономике была направлена прежде всего на выход хозяйства из кризиса. Однако это не удалось. В 1991 – 1995 гг. экономика Беларуси переживала глубокий системный кризис. Его основными проявлениями были: - спад производства в основных отраслях хозяйства: в течение 1991 – 1995 гг. валовой внутренний продукт сократился на 35% (в том числе производство промышленной продукции на 39%, сельскохозяйственной – на 26%); - резкое сокращение инвестиций в основной капитал (за 1991 – 1995 гг. На 61%); - гиперинфляция и обвальный рост цен (ежемесячно цены росли примерно на 30%); - падение жизненного уровня населения: в 1991 – 1995 гг. реальная заработная плата в результате инфляции снизилась почти наполовину; в 1995 за чертой минимального потребительского бюджета оказалось более 60% населения Беларуси; - рост безработицы; - рост внешней задолженности: официальная внешняя задолженность в 1991 – 1995 гг. возросла почти в 4 раза и составляла половину валового внутреннего продукта. Основные причины социально-экономического кризиса: - изменение условий государственного существования Беларуси, которая со "сборочного цеха" СССР превратилась в самостоятельное государство и распад традиционных экономических связей (результатом становится недопоставка сырья, материалов, комплектовочного и т.д.); - проблема сбыта промышленной продукции (продукция белорусской индустрии поставлялась прежде всего на российский рынок, где в это время также наблюдается сильный кризис и отсутствует необходимый спрос); ъ - подорожание в связи с переходом к рынку материальных ресурсов, в первую очередь энергоносителей; - кризис неплатежей и рост бартера; - низкая конкурентоспособность продукции белорусского производства, что делало сложной возможность выхода на новые рынки; в результате импорт значительно превышал экспорт; - изменение условий хозяйствования, переход к рыночным механизмам; В условиях кризиса происходило постепенное изменение структуры собственности в экономике Беларуси. Возникает частный сектор экономики, прежде всего в средней и мелкой промышленности, торговле, сфере обслуживания. Происходит разгосударствление и акционирование ряда предприятий. Был создан ряд государственных и коммерческих банков. В 1996 – 1998 гг. начинается оживление в экономике Беларуси. Так, в 1996 г. имел место прирост ВВП – на 3%, производства промышленной продукции – на 4%, сельскохозяйственного производства – на 2%. Таким образом, началось постепенное преодоление последствий экономического кризиса. Во второй половине 1990-х гг. была усилена роль государственных органов регулирования экономикой, усилен контроль за процессами ценообразования, разгосударствления и приватизации. Однако в 1998-2000 гг. происходит замедление темпов роста, которое было вызвано, прежде всего, финансовым кризисом в России, зависимость от которой белорусской экономики оставалась высокой. В целом в течение 1996-2000 гг. валовой внутренний продукт увеличился на 36%, продукция промышленности – на 65%, инвестиции в основной капитал – на 34%, розничный товарооборот более чем в два раза. - неэффективность сельского хозяйства; - убыточность 1.3 промышленных предприятий; - высокая инфляция; - низкий уровень оплаты труда рабочих, служащих, бюджетников. В 2001 г. начался новый этап трансформации экономики Беларуси. Происходит переход к использованию преимущественно экономических методов государственного регулирования и рыночных механизмов хозяйствования при проведении преобразований в экономике. Проводится стимулирование предпринимательской активности, упрощение процесса регистрации предпринимательских структур и т.д. - наращивание экспорта товаров и услуг; - развитие агропромышленного комплекса и связанных с ним отраслей; - активизация инвестиционной и инновационной деятельности; - развитие жилищного строительства. В 2000-2008 гг. происходит непрерывный экономический рост в различных отраслях народного хозяйства. Только в 2009 г. под влиянием мирового финансово-экономического кризиса наблюдались застойные явления в экономике. Причинами экономического роста 2000-2008 гг. являются: - мировой экономический подъем; - особые торгово-экономические отношения с Россией (в условиях экономического роста в России значительно возрастают экспортные поставки белорусского промышленной продукции в Россию); - повышение доходности топливно-энергетического комплекса: в течение периода происходит рост цен на энергоносители (в первую очередь нефть и газ); низкие цены на поставку российских энергоносителей и значительное повышение цен на мировом рынке способствовали возрастанию ВВП за счет реэкспорта нефти, нефтепродуктов и калийных солей. Характерной чертой экономической системы Республики Беларусь является сохранение главенствующей роли государства в системе собственности (на долю государственных предприятий и организаций приходится около 75% ВВП). Приватизация происходит путем продажи и акционирования отдельных предприятий. В сельском хозяйстве в основном сохранены крупные государственные хозяйства, развивающиеся на базе прежних колхозов и совхозов. С 2005 г. сельское хозяйство получило значительные бюджетные средства в рамках программы по строительству агрогородков и т.д. Республика Беларусь поддерживает обширные внешнеэкономические связи. Внешнеторговый товарооборот Беларуси превышает ее валовой внутренний продукт. В 2008 г. экспорт товаров и услуг из Беларуси составил 33 млрд. долларов, импорт – 39,2 млрд. Основными предметами экспорта являются нефтепродукты, калийные удобрения, грузовые автомобили, тракторы, дорожно-строительная и коммунальная техника, химические волокна, телевизоры, холодильники, молочная продукция. Импорт составляют преимущественно топливно-энергетические ресурсы, металлы, машины и оборудование. В течение 2000-х гг. в условиях быстрого роста цен на энергоносители в структуре экспорта существенно увеличилась доля нефтепродуктов (в течение 2002 – 2006 гг. она возросла в 5 раз и достигла 16,4% ВВП). Основным торговым партнером Беларуси является Россия. В 2008 г. на долю России приходилось 32% экспорта, импорта – 59,8%. Вместе с тем усилия властей на проведение многовекторной внешнеэкономической политики привели к некоторому уменьшению удельного веса России в структуре внешней торговли (в 2004 г. в Россию направлялось 47% экспортной продукции и ввозилось 68,2% импорта). В импорте из России главную роль имеют энергоресурсы (нефть и газ), что составляет значительную долю в формировании отрицательного внешнеторгового сальдо Беларуси. С 2006 наблюдается процесс постепенного повышения цен на российские энергоносители и ограничение возможностей их реэкспорта в другие страны. В 2010 г. состоялись первые поставки нефти из Венесуэлы. Важными внешнеэкономическими партнерами Беларуси в Европе являются также Украина, Германия, Литва, Латвия, Нидерланды, Польша, Великобритания. Развиваются внешнеэкономические связи со странами дальнего зарубежья (Китай, Индия, Иран, Венесуэла, Вьетнам, Сирия и т.д.). Развитие внешнеэкономических связей предполагает также создание совместных и иностранных предприятий, что способствует привлечению иностранных инвестиций, применению прогрессивных технологий, повышению конкурентоспособности продукции белорусских предприятий на мировом рынке. В 2002 г. в Республике Беларусь было зарегистрировано 2415 предприятий с иностранными инвестициями, из них совместных – 1140, иностранных – 942 предприятия. Наибольшее количество совместных и иностранных предприятий было создано с Россией, Польшей, Германией, США. Таким образом, социально-экономическое развитие Республики Беларусь в 1990 –2000-е гг. характеризуется переходом от командно-административной системы к регулируемой рыночной экономике. Республика Беларусь в основном сохранила экономический потенциал советского периода. На современном этапе осуществляется политика, направленная на интеграцию Беларуси в мировую экономику при сохранении экономической независимости. 16.2. В начале 90-х годов ХХ века проводимая реформа заключалась в переходе от административно-командной экономики к рыночной, стимулирующей функцией которой выступает конкуренция, которая поощряет внедрение достижений научно-технического прогресса и позволяет: q снижать затраты на производство единицы продукции; q повышать качество выпускаемых товаров; q расширять ассортимент производимой продукции; q освобождаться от экономически слабых предприятий. Необходимость перехода к рыночной экономике была обусловлена не только внутренними причинами, связанными с созданием эффективного производства в стране, но и внешними, предполагающими включение экономики Республики Беларусь в мировую, которая функционировала на основе рынка. При этом следует иметь в виду, что условия этого перехода были двоякие – с одной стороны, благоприятные: v высокий интеллектуальный и профессиональный потенциал населения Республики Беларусь; v развитая наука; v достаточно высокий уровень развития системы общего и профессионального образования; v выгодное геополитическое положение страны; v оптимальный размер страны, который создавал возможность более эффективного управления; v бесконфликтные отношения между основными социальными группами в стране (отсутствие национальных и религиозных конфликтов); v природный фактор в стране – скорее способствующий развитию экономики, чем препятствующий этому • Неблагоприятные условия, осложняющие проведение экономических реформ: Ø распад Советского Союза и разрушение сложившихся экономических связей между производителями и поставщиками продукции,; Ø экономический кризис 1992 – 1994 годов, связанный с либерализацией цен, который привел к резкому снижению валового национального продукта, обесцениванию сбережений населения в результате гиперинфляции (почти 40 % в месяц). Экономическая платформа Республики Беларусь формировалась под влиянием передовых мировых идеологий (либерализма, консерватизма, социал-демократизма). Главные вопросы, которые необходимо было решить сначала на теоретическом уровне, а затем на практике, были следующие: На какой форме собственности будет создаваться новая экономика? Какова должна быть степень присутствия государства в экономической жизни общества? • характерные черты белорусской модели экономики: 1. Плюрализм форм собственности, определяющий смешанный характер экономики. В ст. 13 Конституции Республики Беларусь зафиксирована возможность существования собственности в виде государственной и частной, им гарантируются равная защита и равные условия деятельности. Государство оставляет за собой право на недра, воды, леса и земли сельскохозяйственного назначения. 2. Постепенные и умеренные темпы приватизации. Приватизация рассматривается не как самоцель, а как средство найти заинтересованного инвестора, создать эффективного собственника, который сможет обеспечить долгосрочное развитие предприятия и будет решать социальные проблемы работников этих предприятий. Причем, стабильно и прибыльно работающие государственные предприятия не будут переходить в частную собственность. 3. Значительная степень участия государства в обеспечении эффективного функционирования экономики (ст. 13). Социально ориентированная экономика – это экономика, которая производит достаточное количество товаров по ценам, доступным широким слоям населения, в том числе и малоимущим, удовлетворяя их потребности на современном уровне. • Создание такой экономики становится возможным: • при развитом секторе экономики, производящем предметы потребления (сектор В); • развитии в экономике цивилизованной конкуренции, которая заставляет производителей снижать издержки производства и создавать предпосылки для низких цен, делая товары доступными для широких слоев населения, в том числе и с низкими доходами. Для этого оно принимает антимонопольное законодательство, препятствуя появлению монополий; • социальной защите нуждающихся слоев общества для обеспечения необходимого уровня их покупательной способности. Программы помощи социальным группам с низкими доходами разделяются на две категории: программы, повышающие доход данных групп населения (государственные пособия, льготы); программы, ликвидирующие причину их низких доходов; • организации помощи безработным; • поддержке отечественных предпринимателей (введение таможенных квот, государственные субсидии и займы слабым предприятиям). Главная задача – формирование экономической системы с эффективными рыночными механизмами с целью удовлетворения разнообразных потребностей населения и достойного вхождения в мировое хозяйство на конкурентных началах. Социогуманитарная часть государственной идеологии Республики Беларусь представляет собой комплекс идей и принципов, лежащих в основе политики, направленной на развитие социальной (социальная политика) и духовной сфер общества, где создаются условия для развития человека. Белорусское государство как социальное государство реализует программы по развитию здравоохранения, образования, организации трудовой занятости, социальной защите нетрудоспособных и нуждающихся граждан. Деятельность государства по развитию системы образования, которая строится на следующих принципах: • Принципе равенства, согласно которому граждане Республики Беларусь вне зависимости от социального положения и места жительства имеют равные возможности его получения. Это обеспечивается развитием дошкольного, школьного, профессионально-технического и высшего образования.. • Принципе справедливости, в соответствии с которым государство стремится оказывать помощь в получении образования тем социальным группам, которые по ряду причин оказываются в неравных условиях с другими слоями общества: выпускникам сельских школ, инвалидам, сиротам, населению территорий, пострадавших от аварии на ЧАЭС. Государство стремится развивать специальное профессиональное образования в тесной увязке с потребностями рынка труда. В Послании Президента белорусскому народу и Национальному собранию 29 апреля 2008 года было подчеркнуто, что учебные заведения должны постоянно взаимодействовать с основным заказчиком на подготовку кадров – экономикой. Данное требование предполагает включение системы образования в рынок труда в республике, где оно должно предоставлять качественные образовательные услуги, выпуская нужных специалистов соответствующего профиля для различных сфер общества. В основе развития здравоохранения в республике лежат следующие принципы - сохранение и укрепление здоровья нации, повышение продолжительности жизни населения: • Сохранение приоритетности государственной системы здравоохранения, так называемой, бесплатной медицины. • Одновременно стоит задача формирования рынка медицинских услуг, постепенного расширения системы платной медицины, создания предпосылок для постепенного перехода к медицинскому страхованию. • Укрепление материально-технической базы медицины. В настоящее время в республике происходит оснащение медицинских учреждений самым современным оборудованием, внедрение прогрессивных методик и технологий лечения. • Усиление профилактической направленности учреждений здравоохранения. С 2008 года в республике проводится всеобщая диспансеризация населения. • Формирование у граждан высокой культуры охраны здоровья. Государство исходит из того, что различные проблемы здоровья лишь отчасти связаны с состоянием медицины в стране. Приоритеты государственной политики в сфере социальной защиты населения: Деятельность государства в области социальной защиты населения имеет прямое отношение к распределительным отношениям между различными социальными слоями общества по поводу получения ими необходимых жизненных благ. При этом государство реализует следующие функции: 1. Стимулирующей функции, согласно которой распределение жизненных благ осуществляется пропорционально трудовому вкладу каждого работника. Поэтому распределение по труду остается одним из главных источников доходов в Республике Беларусь для основной массы населения. 2. Гарантирующей функции, в соответствии с которой большое значение приобретает деятельность государства по перераспределению национального дохода, направленного на потребление, через систему социального обеспечения, а также путем расширения объема жизненных благ. Значительная доля государственного бюджета выделяется на выплату пенсий, стипендий, пособий. При этом в современных условиях государство стремится изменить деятельность в сфере социальной защиты Важное значение имеет политика государства в сфере трудовойзанятости, поскольку все трудоспособное население страны распадается на две группы: занятых в общественном производстве и не занятых в нем из-за отсутствия вакантных мест, загруженности домашним хозяйством, увольнения с предыдущего места работы в связи с его модернизацией и по другим причинам. Государство стремится в максимальной степени обеспечить занятость населения и реализует в этой связи определенную систему мер, в частности, проводит политику по созданию новых рабочих мест, организации на различных уровнях центров занятости, которые регистрируют безработных, оказывают им помощь в поиске вакансий, повышении квалификации, приобретении новых профессий. 16.3. Демократизация общественной жизни, провозглашение суверенитета Беларуси оказали сильное влияние на содержание и направления развития культуры и науки. Национальный суверенитет невозможен без его национально-культурного наполнения. У истоков национально-культурного возрождения Беларуси стали общественные объединения историко-культурного направления “Толока” в Минске, “Походня” в Гродно и др. В 1989 г. состоялся учредительный съезд Товарищества белорусского языка им. Ф. Скорины, которое возглавил поэт Нил Гилевич. 27 января 1990 г. был принят Закон “О языках в Беларуси”, по которому белорусский язык приобрел статус государственного. Закон обеспечивал право пользоваться русским языком как языком межнациональных отношений, а также создавал условия для развития всех национальных языков, которыми пользовалось население Беларуси. В соответствии с законом в 1991 г. правительство Беларуси приняло Государственную программу развития белорусского языка и языков других национальностей, проживающих в республике. Программа расширяла сферы применения белорусского языка в государственных структурах, на производстве, в учебных заведениях. Это способствовало определенным сдвигам, но в связи с долгим отрывом от своих духовных и исторических традиций белорусский язык тяжело входил в повседневную жизнь. Некоторая часть общества категорически требовала оставить государственные функции и за русским языком. К 1995 г. ему был возвращен статус государственного наравне с белорусским. На культурно-национальное возрождение направлена деятельность Белорусского фонда культуры, Национального научно-просветительского центра им. Ф. Скорины, Международной ассоциации белорусистов. Широкую известность получило “Згуртаванне беларусаў свету “Бацькаўшчына”, которое в июле 1993 г. провело в Минске I съезд белорусов мира. 16.4. В постсоветский период в сложном положении оказалась наука. Экономический кризис добавил проблемы дефицита государственного бюджета, привел к незаинтересованности в развитии науки со стороны экономического сектора, безразличия общества к своему интеллектуальному наследию. Источником падения престижа науки стала динамика расходов на ее потребности. В результате сокращения спроса на исследования и разработки объем научно-технических работ за 1990-1992 гг. сократился на 40%. Экономическая ситуация заставляла ориентироваться на кратковременные проекты, использовать уже опробованные идеи. Отметим, что научно-технические кадры оказались в числе самых социально незащищенных профессиональных групп. Так, количество людей, занятых сугубо научно-технической деятельностью, сократилось со 107 тыс. человек в 1990 г. до 39 тыс. в 1995 г. Особенно пострадала отраслевая и академическая наука. Понимая всю важность науки для обеспечения прогресса государства, Верховный Совет Республики Беларусь в 1993–1996 гг. принял ряд законов об основах государственной научно-технической политики и научной деятельности. Были созданы Государственное патентное ведомство, Высшая аттестационная комиссия, Комитет по науке и технологиям (теперь Государственный комитет по науке и технологиям). Более активная в последние годы поддержка со стороны государства позволила преодолеть кризисные тенденции в развитии науки. В Беларуси действует широкая сеть учреждений науки и научного обслуживания. В 1996 г. среди научных организаций насчитывалось 138 независимых научно-исследовательских, 54 конструкторских и 20 проектно-конструкторских организации. Центром развития науки является Национальная академия наук Беларуси. С 1997 г. в 38 научно исследовательских институтах, 5 научных и инженерных центрах и других подразделениях академии работало 4533 научных сотрудника, среди которых 457 докторов и 2069 кандидатов наук. Белорусская наука постепенно интегрируется в международное сообщество. С 1993 г. Национальная академия наук Беларуси выступает членом Международной рады научных союзов, а с 1998 г. она сотрудничает с ЮНЕСКО в области научных исследований. Дальнейшее улучшение управления наукой, научному обеспечению решения хозяйственных задач содействует Декрет Президента Республики Беларусь «О повышении роли науки и реформировании Национальной академии наук Беларуси» (октябрь 2001 г.). На рубеже ХХ – ХХІ вв. произошли значительные изменения в системе образования Республики Беларусь. Появились новые негосударственные учреждения, которые действующим законодательством обязаны обеспечить ученикам и студентам такой же высокий уровень образования, как и в государственных учебных заведениях, но в отличие от последних поддерживаются за средства учеников, студентов и их родителей, а так же за счет добровольных пожертвований предприятий, учреждений, частных лиц. В то же самое время, государственным учебным заведениям разрешено было готовить специалистов на платной основе, оказывать другие платные услуги ученикам, студентам и населению, создавать внебюджетные фонды и использовать их для усиления материально-технической базы учебных учреждений. В Республике Беларусь была создана сеть специальных средних учреждений – гимназии и лицеи, деятельность которых направлена на обеспечение глубоких и твердых знаний учеников в области гуманитарных, физико-математических, естественных, технических и других дисциплин. Созданы также колледжы, которые являются средне специальными учебными заведениями. В системе образования имеются и так званые высшие колледжы, которые занимают промежуточное положение между высшими и средними специальными учреждениями. Первой ступенью в системе образования выступают дошкольные учреждения. Когда в 1995 г. ими обеспечивалось около 59% детей дошкольного возраста, то в 2000 г. это число увеличилось до 70 %. На начало 2012 г. эти показатели достигли 90%. В республике практикуется обучение детей с шестилетнего возраста по программах 1-го класса средней школы. В последнее время начали создаваться семейные детские садики, садики на кооперативной основе, санаторного типа, вечерние и прогулочные, выходного дня, центры развития детства и др. Проводится реформа общеобразовательной школы. В соответствии с законом Республики Беларусь об образовании 11-летняя школа была переведена на 12-летний термин обучения, однако в дальнейшем школа вновь вернулось к 11-летнему сроку обучения. На конкурсной основе создаются новые и более качественные учебники по социально-гуманитарным дисциплинам и в первую очередь по истории и предмету «Человек. Общество. Государство». Вместо 5-бальной системы оценивания знаний школьников вводится 10-бальная. Изучается курс основ информатики и вычислительной техники. В начале 2001/2002 учебного года в Республике Беларусь работало 4718 общеобразовательных школ (1488, 9 тыс. учеников), из них 12 частных (1,0 тыс. учеников), а также 100 гимназий (81,8 тыс. учеников), 25 лицеев (11, 2 тыс. учеников), 6 учебных комплексов: школа (гимназия) – колледж (2,1 тыс. учеников). Профессионально-технические училища проводят подготовку кадров массовых профессий на основе базовой школы (в них большинство учащихся одновременно получают и общее среднее образование) и на основе средней общеобразовательной школы. Существует широкая сеть профессионально-технических училищ разного профиля. В начале 2001/2002 учебного года работало 248 профессионально-технических училищ, где насчитывалось 138,6 тыс. учащихся, из которых 5100 не получали среднего образования. Ежегодно профессионально-технические училища Беларуси аыпускают больше 50 тыс. квалифицированных рабочих. В 90-х годах расширилась сеть высших учебных заведений. Система государственного высшего образования Беларуси объединила 44 университета и академии. Если в 1995/1996 учебном году работало 39 высших учебных заведений с 174,2 тыс. студентов, то в 2001/2002 учебном году количество заведений увеличилось до 44, а студентов – до 260 тыс. человек. Кроме того, возникло 20 негосударственных высших учебных заведений, обучение в которых было платным. Не смотря на то, что испытание временем из них выдержало только 12, но количество студентов увеличилось с 23, 2 до 41,8 тыс. человек, однако, альтернативность форм высшего образования является фактом на современном этапе. За десятилетие количество студентов в Беларуси выросло с 190 тыс. до 300 тыс. человек. В 2004 г. студентом стал почти каждый 2-й выпускник средней школы. По количеству студентов в расчете на 10 тыс. населения Беларусь вышла на среднеевропейский уровень (300 человек), что являлось самым высоким показателем в сравнении с предыдущими годами. Ежегодно высшие учебные заведения Беларуси выпускают около 40 тыс. специалистов. В 90-е гг. многие государственные учебные заведения, которые ранее назывались институтами, были превращены в академии и университеты. Белорусский политехнический институт был превращен в Белорусскую государственную политехническую академию (сегодня данное заведение имеет название «Белорусский национальный технический университет»), Минский радиотехнический институт стал Белорусским государственным университетом информатики и радиоэлектроники. Были открыты Академия управления при Президенте Республики Беларусь, медицинский институт в Гомеле и т.д. Развивается интеграция высших учебных заведений с научными учреждениями и производством. Создано более 127 филиалов кафедр высших научных заведений, 53 учебно-научно-производственных комплекса, 21 научно-производственная лаборатория в производственных объединениях и академических институтах. В соответствии с Законом Республики Беларусь об образовании осуществляется поступательный переход до двухступенчатой системы подготовки специалистов высшей квалификации с общим 6-летним термином обучения. Первой ступенью этой системы будет бакалавриат в з 4-5 летним термином обучения и степенью бакалавра в определенной сфере трудовой деятельности, второй ступенью – магистратура с 1-2 годами обучения и степенью магистра. 16.5. Белорусскаякультура в 90-е гг. пополнилась значительным количеством произведений литературы, искусства. Громкий резонанс в культурной жизни получила постановка в 1995 г. балета «Страсти» («Рагнеда»), А. Мдивани и В. Елизарьева. Авторы постановки получили Государственную премию Республики Беларусь (1996) и премию Международной ассоциации танца под эгидой ЮНЕСКО (1996). Репертуар Национального академического театра оперы и балета Республики Беларусь обогатили оперы «Князь Новогрудский» (либрета В. Ипатовой по пьесе Л. Прокопчика, музыка А. Бондаренки, постановка С. Штейна), «Мастер и Маргарита» Е. Глебова, «Визит дамы» и «Юбилей» А. Кортеса. К художественному пониманию реальных исторических событий были направлены современные постановки Национального академического театра имени Я. Купалы «Князь Витовт» А. Дудорева, «Звон – не молитва», «Крик на хуторе», или «Страсти по Овдею» У. Бутромеева, «Соломея» С. Соловьева и т.д. Традиционным стало проведение музыкальных фестивалей «Музыкальное Полесье», «Музыка Несвижа», Международного фестиваля органной музыка в Полоцке, «Минская весна», белорусской песни и поэзии в Молодечно, «Золотой шлягер» в Могилеве и т.д. Особенной популярностью пользуется международный фестиваль «Славянский базар» в Витебске. В белорусской литературе 90-х гг. ярко проявилось стремление отхода от чрезмерно идеологизированного искусства, и возрос интерес к прошлым литературным эпохам, модернизму и постмодернизму. Современная белорусская литература – это «сплав» традиций и поиска новых путей. Новое поколение литераторов с удовольствием используют в своем творчестве различные жанровые и стилевые формы зарубежной литературы, такие как, детективно-приключенческие и фантастические произведения: «Латвийский детектив» А. Глобуса (1991), «Сценарий смерти» М. Климковича (1991) и т.д. Белорусские писатели начинают работать в жанре абсурда (Э. Медведев). В жанре постмодернизма работают З. Вишнев, В. Гапеева и др. Когда раньше вся литературная жизнь страны была сконцентрирована в Союзе писателей, то сейчас литературные объединения имеются почти при каждом высшем учебном заведении. Как и раньше, у белорусских писателей большое притяжение к прошлому родной земли, традиции исторического романа продолжают В. Игнатова, Л. Дайнеко, Вл. Орлов. Литература отмечалась большим спросом на новые этические и эстетические ценности. Повышенным вниманием к социальной стороне реальности, желанием открывать моральные язвы общества выделяются многие произведения современной тематики. Открыто заявленная общественная поэзия, высокое гуманистическое звучание характерно для многих произведений В. Быкова, Н. Гилевича, Я. Брыля, И. Пташникова и др. В художественном искусстве значительно увеличились неформальные тенденции. Открылись негосударственные галереи «Арт-творчество», «Вита-ново», «Верхний город» и т.д. Появились неофициальные творческие объединения. Традиционно высоким профессионализмом отличается белорусская школа графики, в том числе работы В. Шаранговича, Ю. Герасименко-Жизневского, Р. Сустатова и т.д. Широкую известность получили художники М. Селещук и А. Ксендзов.
Контрольные вопросы:
Темы докладов и рефератов: 1. Национально-культурное возрождение в Республике Беларусь: достижения и противоречия. 2.Конфессиональная ситуация в Республике Беларусь. 3. Социальная политика на современном этапе. 4. Создание и деятельность Белорусского фонда культуры. 5. Реформа общеобразовательной школы в Республике Беларусь. 6.Предпринимательство в Республике Беларусь. 7. Фермерство в Беларуси. 8. Рыночные реформы в Беларуси: направления и проблемы. 9. Проблемы агропромышленного комплекса республики и пути их решения.
Date: 2015-12-13; view: 1242; Нарушение авторских прав |