Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Начало перестройки. Попытки реформирования экономики БССР на основе хозрасчета





13.1. Развязанная гитлеровской Германией война нанесла Беларуси велизарные людские и материальные траты, на общем уровне развития экономики республика была откинута к 1928 году. Требовались большие усилия всего народа, чтобы поднять республику с руин. Особенностью данного периода является взаимопомощь и объединение ресурсов всех советских республик.

На осуществление данной цели выделялись значительные средства из союзного бюджета. Для восстановления старых и строительства новых промышленных предприятий из разных регионов СССР в БССР направлялись необходимое оборудование, сырье, квалифицированные рабочие кадры. Источники промышленного строительства во второй половине 1940-х – начале 1950-х гг. были те же, что и в 1930-е гг. (перетягивание средств из сельского хозяйства, принудительные внутренние займы, доходы от "лагерной экономики", жесткая эксплуатация рабочих). В рассматриваемый период появился новый источник средств на развитие промышленности – репарации из стран, потерпевших поражение во Второй мировой войне. Репарации взимались в трех формах:

- промышленное оборудование;

- товарные поставки продукции;

- работа военнопленных и интернированных.

Возрождение народного хозяйства в БССР предполагалось завершить на протяжении четвертого пятилетнего плана (1946-1950). Акцент был сделан на ускоренном обновлении энергетики и развитии машиностроительства, создании таких отраслей промышленности, которых раньше не существовало: автомобиле- и тракторостроение и т.д. Был построен Минский автомобильный завод (МАЗ), первые автомобили-самосвалы были выпущены в 1947 г. Тракторный завод начал строиться в 1946 г., первые трактора «Беларусь» сошли с конвейера в 1953 г. В строительстве этих гигантов принимала участие вся страна. Но смещение в бок тяжелой промышленности привело к тому, что в упадке остались традиционные для Беларуси лёгкая, пищевая отрасли, производство строительных материалов.

В результате к концу четвертой пятилетки (1950 г.) объем производства промышленной продукции увеличился на 15% по сравнению с 1940 г. Были полностью восстановлены топливно-энергетическая база промышленности и транспортная система.
Послевоенное восстановление экономики сопровождалось тяжелым материальным положением трудящихся. Заработная плата была низкой; широко внедрялась Стахановская система; тяжелыми были жилищные условия рабочих. К 1947 г. существовало карточная система распределения продуктов. К концу 1940-х гг. действовала уголовная ответственность за самовольный уход с предприятий, прогулы, опоздания на работу, что каралось до 5-8 лет лишения свободы в ГУЛАГе. С конца 1940-х гг. наблюдается некоторое повышение заработной платы и пенсий, снижение цен, определенное улучшение жилищных условий. Однако реальная заработная плата рабочих в начале 1950-х гг. оставалась низкой по сравнению с довоенным уровнем.
сельское хозяйство.

В сельском хозяйстве БССР послевоенного периода существовали определенные региональные различия: В восточной части была полностью восстановлена ​​колхозно-совхозного система; в западной – до конца 1940-х гг. преобладали индивидуальные крестьянские хозяйства. После окончания Великой Отечественной войны происходило постепенное восстановление сельского хозяйства. Однако происходило гораздо медленнее, чем в промышленности. По состоянию на 1950 посевные площади по сравнению с довоенным уровнем составили 94,3%, поголовье крупного рогатого скота – 96,5%, лошадей – 62%, свиней – 64,4%, овец – 55%. На низком уровне находились урожайность, производительность скота. Причинами медленного развития сельского хозяйства являлись:

- значительный недостаток техники, рабочей скота, а также квалифицированных рабочих кадров в колхозах и совхозах;

- низкая материальная помощь со стороны государства;

- проведение в больших объемах обязательных поставок сельскохозяйственной продукции государству по заниженным закупочным ценам;

- отсутствие материальной заинтересованности в результатах труда со стороны колхозников, которые в основной массе работали бесплатно.
Социально-экономическое и правовое положение колхозников в рассматриваемый период характеризовалась чрезвычайно низким уровнем оплаты труда, отсутствием паспортов. пенсионного обеспечения, социального страхования;

В данных условиях фактически единственным источником существования колхозников становилось подсобное хозяйство. Однако личные хозяйства должны были выполнять обязательные поставки государству определенного количества молока, мяса, яиц и другой сельскохозяйственной продукции, а также были обложены большими денежными налогами. Невыполнение поставок и неуплата налогов наказывались большими штрафами. В результате многие семьи колхозников находились в состоянии полуголодное существование.

 

13.2. В промышленности БССР, как и СССР в целом, единой формой собственности в течение всего рассматриваемого периода являлась государственная, управление которой осуществлялось централизованно, в рамках командно-административной системы. В то же время во второй половине 1950-х – первой половине 1970-х гг. несколько раз проводились реформы, направленные на совершенствование данной системы.

В 1957 г. была сделана попытка перехода от отраслевого к территориальному управлению промышленностью. Были упразднены созданные во времена сталинизма большинство общесоюзных министерств, которые управляли отдельными отраслями промышленности, а вместо них в крупных административных районах созданы советы народного хозяйства (совнархозы). В Беларуси был образован Совет народного хозяйства БССР. Это привело к увеличению хозяйственной самостоятельности БССР в пределах СССР.

Однако вместе с тем государственные ведомства продолжали мелочно контролировать процесс производства и распределения промышленной продукции, определять в рамках государственного плана почти все показатели выпускаемой продукции. Такая чрезмерная централизация привела к ухудшению экономической ситуации в 1962 – 1965 гг., что отразилось в снижении темпов роста промышленной продукции, производительности труда, рентабельности предприятий, росте цен на товары массового потребления. Данная ситуация в значительной степени обусловила отстранение от власти Н. Хрущева.

Новое политическое руководство приступило к осуществлению экономической реформы 1965 г., которая получила название косыгинской (от имени председателя министров СССР А. Косыгина). Она предусматривала следующие мероприятия:

- изменение системы планирования в промышленности: если раньше промышленные предприятия были обязаны выполнять свыше 100 определенных государственными учреждениями плановых показателей, то в результате реформы только 8 (в первую очередь объем реализованной продукции), а остальные показатели предприятия могли планировать самостоятельно;

- введение хозяйственного расчета: предприятиям разрешалось право свободно распоряжаться частью прибыли, создавать денежные фонды для развития производства, материального поощрения и социальной сферы;

- изменения в организации управления промышленностью: были ликвидированы совнархозы и восстановлены общесоюзные министерства по отраслям промышленности.

Косыгинская экономическая реформа расширила хозяйственную самостоятельность промышленных предприятий. Она привела к значительному увеличению темпов роста объемов промышленной продукции во второй половине 1960-х - первой половине 1970-х гг. Однако к середине 1970-х гг. в осуществление реформы были введены многочисленные корректировки, поправки, дополнения, в результате которых произошло в значительной степени обращение к дореформенной сверхцентрализованной системе управления экономикой. В результате с конца 1970-х гг. наблюдается заметное снижение темпов роста объемов промышленного производства.

Во второй половине 1950-х – первой половине 1970-х гг. наблюдаются значительные сдвиги в развитии сельского хозяйства БССР. После смерти И. Сталина в 1953 году партийно-государственные власти приняли курс на сбалансированное развитие промышленности и сельского хозяйства. А потому в данных условиях в 1950-е гг. были проведены мероприятия, направленные на поднятие уровня сельского хозяйства:

- увеличение капиталовложений в сельское хозяйство;

- повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию в 2-5 раз;

- снижение обязательных поставок сельскохозяйственной продукции со стороны колхозов;

- отмена обязательных поставок и денежного налога с личных хозяйств колхозников;

- ликвидация машинно-тракторных станций и передача сельскохозяйственной техники колхозам;

- улучшение материального и юридического положения колхозников: в 1956 введена обязательная заработная плата в колхозах; с 1956 г. колхозникам стали выдавать паспорта.

Данные мероприятия привели к положительным сдвигам в сельском хозяйстве: в 1960 г. валовой сбор зерна в БССР увеличился по сравнению с 1953 г. на 47%, мясомолочной продукции – на 70%, выросла урожайность сельскохозяйственных культур, возросло количество сельскохозяйственной техники, началось проведение химизации и мелиорации.

Однако в первой половине 1960-х гг. наблюдалось замедление темпов роста объемов сельскохозяйственного производства; по отдельным секторам производства даже происходило некоторое снижение объемов. Это было вызвано рядом факторов:

- снижение цен на продовольственное сырье на мировом рынке;

- чрезмерная централизация управления сельским хозяйством;

- введение ограничений на содержание домашнего скота в подсобных личных хозяйствах.

В соответствии с экономической реформой 1965 г. был проведен ряд мероприятий, направленных на ускорение развития аграрного сектора:

- изменение системы заготовок сельскохозяйственной продукции: введение твердого неизменного плана заготовок на пять лет вперед для каждого колхоза, совхоза, района, области, республики (ранее планы доводились только на один год, в течение которого не раз повышались);

- повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию в 1,5-2 раза;

- снятие ограничений на содержание домашнего скота в подсобных личных хозяйствах;

- укрепление материально-технической базы колхозов и совхозов: поставка большого количества техники, списание части долгов.

- введение гарантированной денежной оплаты труда колхозников, пенсионного и социального обеспечения, профсоюзов.

13.3. На рубеже 1970 – 1980-х гг. в экономике БССР, как и СССР в целом, наблюдается возрастание проблем, что приводит к ситуации "застоя". Она характеризовалась следующими чертами:

- снижение темпов экономического роста (в СССР в целом в первой половине 1980-х гг. Оно составило 3,6%, в БССР – 5% в год);

- рост цен на товары и услуги;

- рост дефицита предметов массового потребления.

В этих условиях происходило замедление роста реальных доходов населения, некоторое снижение продолжительности жизни, распространились хищения, коррупция, скрытая безработица, "теневая экономика". Рост привилегий партийно-государственной бюрократии в данных условиях приводил к нарастанию социальной напряженности.
Основные причины возникновения "застоя" в экономике:

- возрастание неконкурентоспособности продукции советского производства на мировом рынке в условиях медленного освоения достижений научно-технической революции;

- неэффективность командно-административной системы управления в условиях развитой индустриальной экономики;

- большие затраты на развитие военно-промышленного комплекса, "гонка вооружений" в условиях "холодной войны";

- значительное падение цен на нефть и газ на мировом рынке в первой половине 1980-х гг.

Таким образом, в течение второй половины 1950-х – первой половины 1980-х гг. произошли существенные изменения в социально-экономической жизни БССР. Беларусь превратилась в индустриально-аграрную республику. Завершилась индустриализация, быстрыми темпами развивались различные отрасли экономики, началось использование в производстве достижений научно-технической революции. Экономический рост сопровождался повышением материального уровня жизни населения, усилением государственного регулирования социального развития. Вместе с тем к середине 1980-х гг. стало заметным нарастание экономических трудностей, что было вызвано прежде всего исчерпанием ресурсов командно-административной системы для обеспечения стабильного экономического роста.

13.4. Поиски путей реформирования экономики в республике в первую очередь связывали усовершенствованием планового управления и повышением самостоятельности предприятий (1986), с переходом от централизованной, командной системы к демократической, основанной на экономичных методах, на оптимальном совмещении планового централизованного управления с самоуправлением предприятий (1987). Этот промежуточный путь партийно-государственное управление Беларуси увидело для себя в переводе отраслей народного хозяйства на полный хозрасчёт и самофинансирование, что означало ослабление диктата центра. В число первых на хозрасчет, самофинансирование перешли в 1987 г. белорусская железная дорога, 30 предприятий союзного подчинения и т.д., на долю таких предприятий приходилось уже около 20 % промышленной продукции. Все они улучшили производственные показатели, однако решающих сдвигов не произошло. Первые результаты работы предприятий, которые были переведены на самофинансирование, не давали основ для оптимизма. В 1987 г. они увеличили объем продукции на 2,9 %, в тот момент как на обычной системе – на 5,2 %.

Положение в социальной сфере постоянно находилось в прямой зависимости от экономического положения и той политики, которую проводят органы власти. В Беларуси во второй половине 80-х гг. продолжался экономический рост. Национальный доход республики увеличился, повысились и доходы населения. Почти 2 млн. человек улучшили свои жилищные условия. Главным достижением этих лет явилось начало переориентирования экономики на социальную сферу. Впервые за многие годы производство предметов потребления (группа «Б») начало опережать производство средств производства (группа «А»). Формировались реальные возможности подчинить производство интересам и потребностям рабочего класса.

Однако в условиях незаконченности перехода от командного управления до экономичного, чередования старых и новых форм управления, коренного перелома в переводе экономики на качественно новый уровень, который соответствовал бы достижениям развитых стран мира, не произошло.

Это вызвано рядом причин:

1) неконкретностью экономической реформы и путей ее осуществления;

2) трудностями, которые возникли на пути конверсии военного производственного комплекса;

3) инертное мышление людей, которые были заняты производственным процессом;

4) усиление инфляционных процессов;

5) необходимостью ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, которая нанесла республике неизмеримый урон. Ее экономический урон оценивается в 10 годовых республиканских бюджетов, а результаты для здоровья людей вообще непредсказуемые. Радиоактивными нуклидами заражена 1/5 часть всей территории Беларуси, на которой проживает более 2 млн. человек. Для переселения жителей с зоны повышенной радиации до середины 1990-х были построены 173 поселка. Тысячи квартир переданы переселенцам в городах. На все это потребовались десятки миллионов рублей.

На социальное положение непосредственное влияние оказывает экология. Из-за загрязнения ядовитыми веществами атмосферы, водных источников и почвы, экономическое положение в 80-х гг. все больше усложняется. С этой целью, в 1989 г. была разработана программа оздоровления окружающей среды. Однако успех в решении этой проблемы зависит в первую очередь от того, как быстро экономика сможет выйти их кризиса, и насколько каждый житель республики пропитается ответственностью за сохранение окружающей среды.

На границе 80-90-х начался спад производства, рост цен, вырос уровень инфляции. Уровень жизни большей части населения значительно снизился, а многие оказались за чертой бедности.

Таким образом, все программы второй половины 80-х гг. закончились провалом. Старые формы управления оказались нарушенными, а новые, которые соответствовали бы потребностям свободного развития экономики, не сложились. Необходим был решающий поворот к рыночной экономике. Но до конца 1990 г. республика не имела законов, необходимых для проведения рыночной экономической реформы. Вначале 90-х гг. Верховный Совет принял череду законов, направленных на перестройку экономики: «Об аренде», «О собственности» («О приватизации»), «О фермерском хозяйстве» и т.д. Данная реформа являлась только поиском выхода из сложившейся сложной экономической ситуации. В 1991 г. была принята программа по стабилизации экономики, которая должна была предотвратить разрушение экономики республики. Однако меры, которые намечались, правительству реализовать не удалось. Кризисное положение усугублялось, вместе с этим усложнялись условия перехода к рынку.

Контрольные вопросы:

Темы докладов и рефератов:

1. Экономические реформы 1956 и 1965 г. и их результаты.

2. Аграрная политика в БССР на этапе «перестройки» (1985 – 1991).

3. Поиск путей перехода к рыночной экономике.

4. Межнациональные отношения во время «перестройки».

Date: 2015-12-13; view: 1159; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию