Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Попытки реформирования политической системы в годы перестройки





12.1. Завершение Великой Отечественной войны сопровождалось восстановлением тоталитарного политического режима в БССР. Главную роль в его укреплении играла партийная вертикаль власти; подчиненных органы государственной власти, которые действовали параллельно с партийными. Решения партийных организаций являлись обязательными не только для низших организаций партии, но и для всех государственных органов и общественных организаций. С 1952 г. ВКП (б) была переименована в Коммунистическую партию Советского Союза (КПСС), а КП (б) Б – в Коммунистическую партию Беларуси (КПБ). Происходил быстрый количественный рост рядов КПБ: с 48 тыс. человек в 1946 до 145 тыс. – в 1956 Быстрый рост партии определялся ее элитарным статусом: партийное членство являлось обязательным условием карьерного роста на государственной службе, а также источником некоторых социальных привилегий. Внутри партии укрепляется жесткий централизм, командно-иерархический принцип взаимоотношений между партийными организациями. Вместе с восстановлением партийных организаций после Великой Отечественной войны восстанавливается деятельность формальных органов власти – Советов и их исполнительных комитетов. Также происходило возрождение комсомола, профсоюзов и других официальных общественных организаций. В 1948 г. был создан Белорусский республиканский совет профсоюзов, а также его областные советы и отраслевые комитеты. Общественно-политическая жизнь второй половины 1940-х – начале 1950-х гг. характеризовалась безграничным возрастанием культа личности И. Сталина. Огромными тиражами выходили работы И. Сталина, создавались тысячи кружков по освоению биографии И. Сталина, проводились массовые собрания и митинги для чествования И. Сталина.
Партийно-государственные власти в БССР в рассматриваемый период жестко контролировались в своей деятельности союзным руководством. Оно осуществляло назначение на главные руководящие посты в республике. При этом предпочтение отдавалось кадрам из других союзных республик. Первыми секретарями ЦК КПБ этого периода являлись:

П.К. Пономаренко (1938 1947); М.И. Гусаров (1947 1950); М.С. Патоличев (1950 1956).

Все они до своего назначения на данные должности не имели никакого отношения к Беларуси. В то же время в этот период БССР начинает формально выступать как субъект международной политики. В 1945 г. БССР становится одной из стран-основательниц Организации Объединенных Наций (ООН). БССР была принята в эту организацию вместе с Украинской ССР в знак признания значительных людских и материальных потерь, понесенных Беларусью и Украиной в войне с фашизмом. В 1944 г. в правительстве БССР был создан Народный комиссариат (с 1946 г. Министерство) иностранных дел. Членство БССР в ООН открыло для нее перспективу присоединения к деятельности ряда специализированных международных учреждений: Всемирной организации здравоохранения, Международной организации труда, Организации Объединенных Наций по делам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и др., участии в программах ООН. БССР принимала участие в заключении мирных договоров со странами, которые воевали с СССР во Второй мировой войне. Она получала в 1946-1947 гг. материальную помощь по программе Администрации помощи и восстановления Объединенных Наций (ЮНРРА). Вместе с тем отсутствовало законодательное разграничение полномочий в внешнеполитической сфере между СССР и союзными республиками. Фактически вся международная деятельность правительства БССР строго контролировалась союзными органами власти. Отрицательное влияние на развитие международных контактов БССР имело начало "холодной войны" между СССР и западными державами во главе с США.

Значительным событием общественно-политической жизни БССР второй половины 1940-х – начале 1950-х гг. было проведение массовой репатриации населения. В Беларусь, согласно международным соглашениям, возвращались бывшие военнопленные, лица, принудительно вывезенные на работу в Германию, бывшие коллаборационисты. Многие из них направлялись в спецлагерь НКВД и лагеря ГУЛАГ. По соглашению между правительствами БССР и Польши 1944 проводилось переселение лиц, которые декларировали себя поляками, с БССР в Польшу и лиц белорусской национальности - из Польши в БССР. В результате в течение 1944 – 1948 гг. с БССР в Польшу выехало 274 тыс. человек, а в БССР переселилось из Польши 36 тыс.

Укрепление тоталитарного режима сопровождалось продолжением политики репрессий. Волна массовых репрессий прокатилась в БССР в 1944 1947 гг.: Она была направлена ​​против бывших коллаборационистов, а также тех, кто подозревался, часто безосновательно, в сотрудничестве с германскими оккупантами в годы Великой Отечественной войны. В дальнейшем репрессии затронули разные слои населения, преимущественно крестьян, которых объявляли «кулаками», интеллигенцию, духовенство. На начало 1950-х гг. в системе ГУЛАГа находилось свыше 100 тыс. жителей Беларуси. Репрессии коснулись и многих руководящих работников. С конца 1940-х гг. проводилась официальная кампания борьбы с "космополитизмом", направленная, прежде всего, против интеллигенции. В стране царила атмосфера страха, подозрительности; массовым явлением стали доносы.


Политика сталинского режима вызвала сопротивление со стороны различных слоев населения, особенно части крестьян и интеллигенции. Антиправительственные движение осуществлялись в двух формах: вооруженной и мирной. Вооруженные антиправительственные организации проводили диверсионные акции, осуществляли террористические акты против представителей власти, занимались антиправительственной пропагандой, временами вступали в вооруженные стычки с милицией. Некоторые из них поддерживали связь с разведками западных стран. Однако в результате действий органов государственной безопасности и милиции до середины 1950-х гг. вооруженные антиправительственные формирования были полностью устранены.
В то же время во второй половине 1940-х – начале 1950-х гг. на территории Беларуси действовали подпольные организации, которые ориентировались на мирные формы борьбы со сталинским режимом. Они создавались почти исключительно представителями студенческой и учащейся молодежи. В 1946 – 1947 гг. действовали подпольные организации в Барановичах, Бресте, Слониме, Ганцевичах, которые объединял Центр белорусского освободительного движения. В 1946 – 1947 гг. среди учащихся педагогических училищ Глубокого и Постав существовала подпольная организация Союз белорусских патриотов: в 1947 г. в Минске, Молодеченской и Пинской областях действовала группа "Свободная Беларусь" и др. Данные организации, выступали за создание независимого белорусского государства, развитие белорусского языка и культуры, демократизацию общественно-политической жизни. Они проводили антиправительственную пропаганду среди населения, преимущественно молодежи, однако, при этом осуждали вооруженные методы борьбы. К началу 1950-х гг. все подпольные организации были вскрыты органами госбезопасности, а их участники осуждены на большие сроки лишения свободы в лагерях ГУЛАГ.

Таким образом, вторая половина 1940-х – начало 1950-х гг. характеризовались укреплением тоталитарного режима в БССР. Усиливалась централизованная иерархическая партийно-государственная система власти, которая широко использовала политические репрессии и успешно подавляла антиправительственные движение. Вместе с тем в данный период БССР получает формальный статус субъекта международных отношений, начинает осуществлять в ограниченных масштабах внешнеполитическую деятельность.

12.2. В общественно-политической жизни БССР, как и в целом в СССР, со второй половине 1950-х наблюдается процесс постепенного смягчения тоталитарного режима, его эволюции в сторону авторитарного политического режима.


14–25 февраля 1956 г. состоялся ХХ съезд КПСС, который принял ряд решений, направленных на улучшение дел в промышленности, в сельском хозяйстве, науке и культуре. Большое внимание было уделено развитию демократии. На съезде был заявлен отход от только негативного отношения к Западу. Н.С. Хрущев высказался за сотрудничество с социал-демократией, за мирное сосуществование двух систем. На съезде прозвучала острая критика культа личности Сталина и осуждение репрессий. Вместе с тем основы существующего в СССР общественно-политического и социально-экономического строя, заложенные в период сталинизма, признавались соответствующими "принципом социализма"; считалось необходимым усовершенствовать этот образ путем преодоления "ошибок" сталинизма. В последний день съезда на закрытом заседании Хрущев выступил с докладом «О культе личности и его итогах». Доклад воспринят был неоднозначно (бурных аплодисментов не последовало).

В июне 1957 г. на пленуме КПСС возникла оппозиция Хрущеву в руководстве. Она обвиняла его в авантюризме, подрыве авторитета КПСС, в попытках отрыва им армии от партии и т.д. Но Хрущев победил. Маленков, Булганин, Ворошилов, Молотов, Каганович, Шипилов были сняты со своих постов («антипартийная группа»).

Во время "хрущевской оттепели" были проведены следующие преобразования в общественно-политической жизни:

1) Частичная реабилитация жертв сталинских репрессий. После ХХ съезда в Беларуси началась реабилитация жертв сталинских репрессий. С 1956 по 1962 г. в БССР реабилитировано 29012 человек. Среди них Кнорин, Гикало, Голодед, Криницкий, Уборевич, Шарангович и др.

2) Всеобщая амнистия политических заключенных, ликвидация ГУЛАГа, внесудебных карательных органов, прекращение массовых репрессий.

3) Расширение прав союзных республик: с 1957 г. вводилась самостоятельность республиканских органов власти в определении административно-территориального устройства, принятия гражданского, уголовного и процессуального кодексов. Май 1956 г. – постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР. В распоряжение республик передавались многие предприятия и организации, которые раньше подчинялись непосредственно союзным министерствам. Только в 1956 г. в распоряжение БССР было передано 356 таких предприятии, в 1957 – более 500. март 1957 г. – принят закон, по которому республики сами могли решать вопросы областного и краевого административно-территориального строительства. В 1956 г. впервые первым секретарем ЦК КПБ стал белорус К. Мазуров (1956-1965).

4) Некоторое расширение прав Советов: им передавались права направления финансовых средств на жилищное строительство, коммунальное хозяйство, социальную сферу за счет сверхплановых накоплений предприятий. В Советах появились комиссии по народному образованию, культурно-просветительской работы, здравоохранению, социальному обеспечению, жилищному строительству. Однако выборы в Советы по-прежнему имели формальный, безальтернативный характер.


5) Некоторое расширение прав профсоюзов: на крупных и средних предприятиях производственные совещания превращались в постоянно действующие под контролем профсоюзов; профсоюзы стали участвовать в распределении жилья, путевок.

6) Сокращение бюрократического аппарата, ограничение права на занятие высших партийных постов тремя терминами.

7) Административно-территориальная реформа 1962 (укрупнение областей) – в результате данной реформы в БССР была разделена на 6 областей: Минскую, Брестскую, Витебскую, Гомельскую, Гродненскую, Могилевскую.

После 22 съезда КПСС (1962) в качестве официальной программы партии был провозглашен курс на построение коммунизма в СССР к 1980 году.

 

12.3. В результате государственного переворота 1964 г. Н. Хрущев был отстранен от власти. Генеральным секретарем ЦК КПСС вместо него стал Леонид Брежнев (1964-1982). После его смерти данную должность занимали Юрий Андропов (1982-1984) и Константин Черненко (1984-1985). В БССР в это время пост первого секретаря ЦК КПБ занимали П. Машеров (1965-1980), Т. Киселев (1980-1983), М. Слюньков (1983-1987).

С его именем связывают нарастание застойных явлений. Роль партии постоянно растет, что нашло отражение в конституции СССР, принятой в 1977 г. (6-ая статья – положение о руководящей роли партии в обществе).

В целом общественно-политическая жизнь второй половины 1960-х – первой половины 1980-х гг. продолжала традиции "хрущевской оттепели". Однако в то же время были отменены некоторые реформы предыдущего периода: сняты ограничения на право занятия высших партийных постов; замедлен процесс реабилитации жертв сталинских репрессий. Главным направлением власти являлось сохранение политической стабильности.

В 1977 г. была принята новая Конституция СССР, а в 1978 г. в соответствии с ней новая Конституция БССР. По сравнению с предыдущими конституциями в них подчеркивалась особая руководящая роль КПСС-КПБ в общественно-политической жизни. В официальной идеологии в это время происходит переход от лозунгов о построении коммунизма к концепции "развитого социализма", которая подчеркивала достижения советского строя. В рамках данной концепции развивалась идея о формировании в рамках СССР новой общности – советского народа, который подменял собой постепенно прежние нации. Данная идея выступала обоснованием проводимой в БССР политики русификации.

Вторая половина 1970-х – первая половина 1980-х гг. вошли в историю под названием «эпоха застоя», внешней чертой которого стала концентрация высшей государственной власти в СССР в руках группы престарелых партийных лидеров.

Отличительными чертами этого периода являлись:

- существенное разрастание партийно-государственного бюрократического аппарата, коррупция и протекционизм в рамках аппарата;

- искусственный рост рядов партии (количество членов КПБ увеличилась за 1965-1986 гг. с 319 тыс. до 668 тыс. человек);

- усиление формализма в работе партийно-государственного аппарата;

- усиление контроля со стороны партийного аппарата за деятельностью Советов, профсоюзов, комсомола и других массовых общественных организаций;

- широкая пропаганда с помощью СМИ "достижений советского строя", нарастание помпезности при проведении официальных мероприятий, создание в определенной степени культа руководителей партии, особенно Л. Брежнева.

В течение второй половины 1970-х – первой половины 1980-х гг. прекратились массовые репрессии сталинского образца. В то же время незыблемой оставалась монополия на власть партийно-государственного руководства. Запрещалась любая оппозиция по отношению к власти: не разрешалась деятельность никаких политических и общественных организаций, инициатив, проведение собраний, кроме официальных и определенных властями; сохранялся жесткий цензурный контроль за всеми средствами массовой информации; продолжалась дискриминация прав религиозных организаций и верующих, ограничивались возможности выезда за границу и получения неофициальной информации общественно-политического характера. В данных условиях предусматривалась уголовная ответственность за проявления инакомыслия; широкие масштабы принял контроль со стороны органов госбезопасности. Хотя в то же время масштабы и степень политических репрессий существенно уменьшились по сравнению с периодом сталинизма. За антисоветскую деятельность в БССР в 1953-1985 гг. осуждено всего 137 человек.

Международная политика БССР во второй половине 1950-х – первой половине 1980-х гг. продолжала оставаться в русле внешнеполитического курса СССР. В то же время возможности участия БССР в международной деятельности Советского Союза расширялись благодаря отказу советского руководства со второй половины 1950-х гг. от политики жесткой изоляции от остального мира, провозглашению принципа мирного сосуществования государств с противоположными общественными системами. В этот промежуток времени она принимала участие в работе почти 70 международных организаций и их органов. Для поддержания регулярных контактов с ними были созданы постоянные представительства БССР при ООН в Нью-Йорке (1958), Европейском отделении ООН в Женеве (1962), при ЮНЕСКО в Париже (1962), при международных организациях в Вене (1982). В 1974-1975 гг. БССР являлась непостоянным членом Совета Безопасности. Республика пять раз избиралась членом Экономического и Социального Совета ООН. Международная правосубъектность БССР была закреплена в Конституции 1978 г.

Таким образом, в течение второй половины 1970-х – первой половины 1980-х гг. происходил процесс постепенной трансформации тоталитарного политического режима в БССР и СССР в авторитарно-бюрократический. Со второй половины 60-х гг. в общественной жизни стали нарастать и негативные процессы, связанные с еще более тесным сращиванием партийного и государственного аппарата, распространением коррупции. Надо было искать выход из сложившегося положения. В этот период несколько увеличивается автономия БССР в пределах СССР в экономических вопросах, расширяется ее международная деятельность при сохранении контроля со стороны союзных органов власти.

 

12.4 Период 1985-1991 гг. в БССР, как и в целом в СССР, отмечен проведением коренных социально-экономических и социально-политических преобразований, которые в итоге привели к ликвидации власти КПСС, распаду СССР и формированию независимого белорусского государства. Данный период вошел в историю под названием перестройки и совпадает по времени с периодом пребывания у власти в СССР последнего генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева. Проведение перестройки было вызвано обострением ряда социальных проблем:

1) Проблема государственно-политического устройства. В СССР сформировался авторитарно-бюрократический политический режим. Вся реальная власть принадлежала чиновникам партийно-государственного аппарата. В государстве были ограничены гражданские и практически отсутствовали политические права и свободы.

2) Социально-экономическая проблема: в условиях индустриализации были созданы новые развитые производительные силы. Дальнейшее их развитие требовало активного освоения результатов научно-технической революции. Производственные отношения, основанные на строго централизованной командно-административной системе управления экономикой, не отвечали этим потребностям, замедляли развитие технического прогресса.

3) Национальная проблема: по мере развития наций в условиях индустриального общества обострялись противоречия между имперской политикой союзного руководства и интересами отдельных республик и регионов в составе СССР. К середине 1980-х гг. происходит формирование сильных местных национальных элит (бюрократических, хозяйственных, научно-культурных), а потом соответствующих национальных движений, которые выступали за повышение самостоятельности национальных регионов в составе СССР или за создание независимых государств (прежде всего страны Балтии, Грузия).

К середине 1980-х гг. эти проблемы обострились под влиянием ряда факторов:

- падение темпов экономического роста в период "застоя";

- усиление "гонки вооружений" и финансовых затрат на военно-промышленный комплекс в условиях "холодной войны";

- затяжная война СССР в Афганистане 1979–1989 гг.

В данных условиях партийно-государственные власти СССР во главе с М. Горбачевым начали осуществление ряда реформ, которые охватили различные сферы жизни общества. Осуществление перестройки прошло через три основных этапа:
Первый этап охватывает 1985 – 1987 гг. Для него характерно проведение реформ, направленных на частичное усовершенствование существующей социально-экономической системы без коренных преобразований и при сохранении монополии партийно-государственного руководства в политической жизни. Данный этап перестройки определялся как "курс на ускорение социально-экономического развития", концепция которого была одобрена на апрельском пленуме ЦК КПСС 1985 г. и ХХVII съезде КПСС 1986 г. Ее главной задачей провозглашалась техническая модернизация экономики на основе достижений научно-технической революции, особенно в области машиностроения. На основе данной концепции были проведены следующие преобразования:

- увеличение финансирования перспективных отраслей экономики;

- расширение хозяйственной самостоятельности предприятий путем введения хозрасчета и самофинансирование.

Однако, несмотря на сохранение ежегодного роста объемов производства, существенного прогресса в экономической жизни в результате реализации данного курса не произошло. Это объясняется рядом причин, в том числе и Аварией на Чернобыльской АЭС 29 апреля 1986 года и связанными с ней огромными материальными потерями и расходами (радионуклидами загрязнено около 20% территории БССР, пришло в негодность около 300 тыс. га сельскохозяйственных угодий, значительная часть населения была выселена из загрязненной зоны);

Второй этап перестройки охватывает 1987 – 1989 гг. Он характеризуется радикализацией социально-экономических реформ и началом проведения реформ в социально-политической области. Официальной целью данного этапа объявляется переход от авторитарной командно-административной системы к т.н. системе "Гуманного, демократического социализма".

В социально-экономической области в этот период проводились следующие реформы:
- введение элементов рыночной экономики в системе товарообмена государственных предприятий;
- укрепление хозяйственного расчета, самофинансирования и самоуправления предприятий (предприятия получили возможность самостоятельно определять численность работников, уровень заработной платы, выбирать экономических партнеров);

- введение элементов соучастия рабочих в управлении предприятий (право выборов трудовыми коллективами руководителей предприятий, отчетность администрации предприятий перед советами трудовых коллективов);

- создание негосударственного сектора экономики в форме кооперации и аренды;

- упрощение структуры управления экономикой;

- расширение самостоятельности колхозов в сельском хозяйстве;

- конверсия производства военно-промышленного комплекса.

Однако введение элементов рыночной экономики проходило медленно. Сохранялся контроль министерств и ведомств над производством. В течение данного этапа сохранялся и даже несколько увеличился рост объемов промышленной и сельскохозяйственной продукции. Однако негативные факторы, которые имели место на первом этапе перестройки, сохранились и способствовали нарастанию хозяйственных трудностей.

В июне 1988 г. руководители некоторых союзных республик предложили перейти на республиканский или региональный хозрасчет. На практике эти предложения привели к быстрому разрушению единого экономического пространства СССР.

В социально-политической области в данный период происходит процесс демократизации. Ее началом стало провозглашение политики гласности на партконференции в июне 1988 г. Она включала в себя следующие элементы:

- ограничение цензуры в средствах массовой информации, публикация ранее запрещенных произведений, появление критических материалов в прессе;

- компания по осуждению преступлений сталинизма, проведение массовой реабилитации жертв сталинских репрессий;

- легализация деятельности независимых от государственной власти общественных организаций, движений, гражданских инициатив.

Руководство СССР во главе с М. Горбачевым стремилось использовать политику гласности для ограничения влияния той части партийно-государственного бюрократического аппарата, которая выступала против проведения в стране социально-экономических реформ, провозглашалась "тормозом перестройки".
В то же время была объявлена ​​реформа системы политической власти. В конце 1988 г. внесены поправки в Конституцию СССР, в соответствии с которыми высшим органом законодательной власти становился съезд народных депутатов СССР, который формировал Верховный Совет СССР. Тогда же был принят новый избирательный закон, согласно которому предусматривались свободные выборы во все органы представительной власти на альтернативной основе. В марте 1989 г. состоялись выборы в I съезд народных депутатов СССР, 60 депутатов которого были избраны от БССР. Расширяются властные функции Советов и их исполнительных комитетов; они постепенно освобождаются из-под опеки партийных органов.

Партийно-государственное руководство БССР во главе с первым секретарем ЦК КПБ Я. Соколовым (1987 – 1990) в целом занимало более консервативные позиции по сравнению с союзным руководством и критически относилось к быстрым политическим преобразованиям. Вместе с тем в БССР, как и в целом в СССР, политика гласности привела к стремительному формированию гражданского общества: возникали гражданские инициативы, создавались круглые столы, дискуссионные и рабочие клубы, общественные организации. Наиболее значимыми темами для общественных дискуссий в это время становятся: преодоление последствий аварии на Чернобыльской АЭС и решение экологической проблемы; исследование преступлений сталинизма и реабилитация жертв сталинских репрессий (широкий резонанс вызвало обнаружение мест массовых расстрелов в урочище Куропаты около Минска в 1988 г.); развитие белорусского национального языка и культуры; сохранение историко-культурного наследия.

Первоначально общественное движение развивался в русле поддержки политики перестройки. Однако постепенно его радикальная часть переходит в оппозицию к власти. Ее представители в июне 1989 создали Белорусский народный фронт (БНФ) с целью достижения национально-государственного суверенитета и углубления демократических преобразований в обществе. В июне 1989 г. было создано Общество белорусского языка, которое ставило своей задачей содействие всестороннему развитию белорусского языка во всех сферах жизни общества.

Третий этап перестройки охватывает 1989-1991 гг., который можно охарактеризовать как кризис перестройки. В этот период в СССР начинается глубокий социально-экономический кризис. Его признаками стали:

- Значительный спад объемов производства во всех отраслях экономики (за 1989-1991 гг. В целом по СССР падение национального дохода составила 33%);

- Быстрый рост цен, инфляция;

- Возрастание дефицита на основные товары (в 1990 г. вводится карточная система на продажу ряда продуктов);

- Стремительный рост "теневой экономики", спекуляции.
Причинами кризиса стали:

- Неумение бюрократического аппарата сочетать методы государственного регулирования экономики с механизмами рыночной экономики;

- Распад традиционных хозяйственных связей;

- Длительное падение цен на нефть и газ на мировом рынке.

Углубление социально-экономического кризиса привело к подъему общественно-политического движения в СССР. В разных регионах страны происходят массовые выступления рабочих (забастовки, стачки), демонстрации, митинги, на которых звучали требования о недопустимости падения жизненного уровня населения. Постепенно данные выступления стали приобретать политический характер. Популярность политики М. Горбачева, которая была очень высокой в ​​предыдущие годы, в 1989–1991 гг. стремительно уменьшалось. На развитие общественно-политического движения значительное влияние оказали успешные демократические революции 1989–1990 гг. в странах Центральной Европы. В марте 1990 г. III съезд народных депутатов принял поправку к конституции, согласно которой упразднялось привилегированное положение КПСС в системе государственной власти. На том же съезде была введена должность президента СССР, которую занял М. Горбачев.

В данных условиях происходит быстрое нарастание влияния национальных движений в союзных и автономных республиках СССР; обостряются противоречия между союзными властями и республиканскими элитами. На протяжении 1990 г. все республики СССР принимают декларации о суверенитете, в которых требуют расширения своей самостоятельности. Партийное и государственное руководство БССР в 1990 – первой половине 1991 г. стремилась к расширению государственного суверенитета Беларуси, однако при сохранении СССР в обновленном виде. С 1990 г. происходят существенные в направлении демократизации общественно-политического строя. В марте – апреле 1990 г. прошли первые в истории БССР выборы в Верховный Совет на альтернативной основе. Верховный Совет БССР начал свою работу в июне 1990 г. в составе 360 депутатов. Большинство депутатов составляли сторонники правящего партийно-государственного аппарата. Около 100 депутатов образовали оппозиционный Демократический клуб, выступавший за ускорение реформ в экономической и политической жизни. Из его рядов 30 депутатов вошли в состав оппозиционных фракций БНФ. Председателем Верховного Совета был избран Николай Дементей. Одновременно при поддержке парламентского большинства был сформирован Совет министров во главе с Вячеславом Кебичем.

В 1990 – первой половине 1991. происходят существенные преобразования в политической жизни БССР:

- ликвидация цензуры в средствах массовой информации, появление новых массовых периодических изданий;

- формирование многопартийности: возникают Объединенная демократическая партия Беларуси, Белорусская социал-демократическая Громада, Белорусская крестьянская партия, в партию превратилась БНФ и т.д.;

- создание независимых профсоюзов и других общественных организаций;

- падение авторитета КПСС, усиление антикоммунистических настроений в обществе (в 1990 КПСС-КПБ оставила 63 тыс. человек);

- начало белоруссизации в различных сферах общественной жизни, образования, культуры в соответствии с Законом о языках 1990 года, согласно которому единственным государственным языком в БССР провозглашался белорусский.

В первой половине 1991 г., в связи с экономическим кризисом и ухудшением жизненного уровня населения обостряется общественно-политическая ситуация. В апреле 1991 происходят массовые забастовки рабочих в различных городах Беларуси с требованиями улучшения материального положения. Постепенно к экономическим лозунгам присоединялись политические: демократизация общественно-политического строя, национализация имущества КПСС–КПБ. Забастовки закончились компромиссом.
К середине 1991 г. СССР находился в состоянии глубокого системного кризиса. Правительство М. Горбачева обнаружило неспособность решения социально-экономических и социально-политических проблем. В этих условиях, представители высшего партийно-государственного аппарата 19-21 августа 1991 г. сделали попытку государственного переворота, объявили об отставке М. Горбачева и введении чрезвычайного положения; ими был образован в Москве орган – Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). Эти события вошли в историю под названием августовский путч. Однако руководство РСФСР во главе президентом Б. Ельциным и демократические силы России решительно выступили против ГКЧП. В результате 21 августа путч был ликвидирован. Подавление путча привело к революционным преобразованиям политической системы: была отменена деятельность КПСС и национализирована вся ее имущество; советские республики объявили о государственной независимости, произошел распад СССР. Правительство М. Горбачева потеряло всякую власть и в декабре 1991 г. прекратило свое существование.

Таким образом, перестройка 1985 – 1991 гг. привела к существенным социально-экономическим и социально-политическим преобразованиям в БССР и СССР в целом. Однако просчеты в проведении реформирования, а также негативные внешнеэкономические факторы привели к глубокому системному кризису, потери власти КПСС-КПБ, распаду СССР и обретения государственной независимости Беларуси.

 

Контрольные вопросы:

Темы докладов и рефератов:

1. П. М. Машеров: политический портрет.

2. Внешнеполитическая деятельность БССР в ООН.

3. Становление многопартийности в политической системе БССР.

 







Date: 2015-12-13; view: 1455; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.027 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию