Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Попытки реформирования политической системы в годы перестройки
12.1. Завершение Великой Отечественной войны сопровождалось восстановлением тоталитарного политического режима в БССР. Главную роль в его укреплении играла партийная вертикаль власти; подчиненных органы государственной власти, которые действовали параллельно с партийными. Решения партийных организаций являлись обязательными не только для низших организаций партии, но и для всех государственных органов и общественных организаций. С 1952 г. ВКП (б) была переименована в Коммунистическую партию Советского Союза (КПСС), а КП (б) Б – в Коммунистическую партию Беларуси (КПБ). Происходил быстрый количественный рост рядов КПБ: с 48 тыс. человек в 1946 до 145 тыс. – в 1956 Быстрый рост партии определялся ее элитарным статусом: партийное членство являлось обязательным условием карьерного роста на государственной службе, а также источником некоторых социальных привилегий. Внутри партии укрепляется жесткий централизм, командно-иерархический принцип взаимоотношений между партийными организациями. Вместе с восстановлением партийных организаций после Великой Отечественной войны восстанавливается деятельность формальных органов власти – Советов и их исполнительных комитетов. Также происходило возрождение комсомола, профсоюзов и других официальных общественных организаций. В 1948 г. был создан Белорусский республиканский совет профсоюзов, а также его областные советы и отраслевые комитеты. Общественно-политическая жизнь второй половины 1940-х – начале 1950-х гг. характеризовалась безграничным возрастанием культа личности И. Сталина. Огромными тиражами выходили работы И. Сталина, создавались тысячи кружков по освоению биографии И. Сталина, проводились массовые собрания и митинги для чествования И. Сталина. П.К. Пономаренко (1938 – 1947); М.И. Гусаров (1947 – 1950); М.С. Патоличев (1950 – 1956). Все они до своего назначения на данные должности не имели никакого отношения к Беларуси. В то же время в этот период БССР начинает формально выступать как субъект международной политики. В 1945 г. БССР становится одной из стран-основательниц Организации Объединенных Наций (ООН). БССР была принята в эту организацию вместе с Украинской ССР в знак признания значительных людских и материальных потерь, понесенных Беларусью и Украиной в войне с фашизмом. В 1944 г. в правительстве БССР был создан Народный комиссариат (с 1946 г. Министерство) иностранных дел. Членство БССР в ООН открыло для нее перспективу присоединения к деятельности ряда специализированных международных учреждений: Всемирной организации здравоохранения, Международной организации труда, Организации Объединенных Наций по делам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и др., участии в программах ООН. БССР принимала участие в заключении мирных договоров со странами, которые воевали с СССР во Второй мировой войне. Она получала в 1946-1947 гг. материальную помощь по программе Администрации помощи и восстановления Объединенных Наций (ЮНРРА). Вместе с тем отсутствовало законодательное разграничение полномочий в внешнеполитической сфере между СССР и союзными республиками. Фактически вся международная деятельность правительства БССР строго контролировалась союзными органами власти. Отрицательное влияние на развитие международных контактов БССР имело начало "холодной войны" между СССР и западными державами во главе с США. Значительным событием общественно-политической жизни БССР второй половины 1940-х – начале 1950-х гг. было проведение массовой репатриации населения. В Беларусь, согласно международным соглашениям, возвращались бывшие военнопленные, лица, принудительно вывезенные на работу в Германию, бывшие коллаборационисты. Многие из них направлялись в спецлагерь НКВД и лагеря ГУЛАГ. По соглашению между правительствами БССР и Польши 1944 проводилось переселение лиц, которые декларировали себя поляками, с БССР в Польшу и лиц белорусской национальности - из Польши в БССР. В результате в течение 1944 – 1948 гг. с БССР в Польшу выехало 274 тыс. человек, а в БССР переселилось из Польши 36 тыс. Укрепление тоталитарного режима сопровождалось продолжением политики репрессий. Волна массовых репрессий прокатилась в БССР в 1944 – 1947 гг.: Она была направлена против бывших коллаборационистов, а также тех, кто подозревался, часто безосновательно, в сотрудничестве с германскими оккупантами в годы Великой Отечественной войны. В дальнейшем репрессии затронули разные слои населения, преимущественно крестьян, которых объявляли «кулаками», интеллигенцию, духовенство. На начало 1950-х гг. в системе ГУЛАГа находилось свыше 100 тыс. жителей Беларуси. Репрессии коснулись и многих руководящих работников. С конца 1940-х гг. проводилась официальная кампания борьбы с "космополитизмом", направленная, прежде всего, против интеллигенции. В стране царила атмосфера страха, подозрительности; массовым явлением стали доносы. Политика сталинского режима вызвала сопротивление со стороны различных слоев населения, особенно части крестьян и интеллигенции. Антиправительственные движение осуществлялись в двух формах: вооруженной и мирной. Вооруженные антиправительственные организации проводили диверсионные акции, осуществляли террористические акты против представителей власти, занимались антиправительственной пропагандой, временами вступали в вооруженные стычки с милицией. Некоторые из них поддерживали связь с разведками западных стран. Однако в результате действий органов государственной безопасности и милиции до середины 1950-х гг. вооруженные антиправительственные формирования были полностью устранены. Таким образом, вторая половина 1940-х – начало 1950-х гг. характеризовались укреплением тоталитарного режима в БССР. Усиливалась централизованная иерархическая партийно-государственная система власти, которая широко использовала политические репрессии и успешно подавляла антиправительственные движение. Вместе с тем в данный период БССР получает формальный статус субъекта международных отношений, начинает осуществлять в ограниченных масштабах внешнеполитическую деятельность. 12.2. В общественно-политической жизни БССР, как и в целом в СССР, со второй половине 1950-х наблюдается процесс постепенного смягчения тоталитарного режима, его эволюции в сторону авторитарного политического режима. 14–25 февраля 1956 г. состоялся ХХ съезд КПСС, который принял ряд решений, направленных на улучшение дел в промышленности, в сельском хозяйстве, науке и культуре. Большое внимание было уделено развитию демократии. На съезде был заявлен отход от только негативного отношения к Западу. Н.С. Хрущев высказался за сотрудничество с социал-демократией, за мирное сосуществование двух систем. На съезде прозвучала острая критика культа личности Сталина и осуждение репрессий. Вместе с тем основы существующего в СССР общественно-политического и социально-экономического строя, заложенные в период сталинизма, признавались соответствующими "принципом социализма"; считалось необходимым усовершенствовать этот образ путем преодоления "ошибок" сталинизма. В последний день съезда на закрытом заседании Хрущев выступил с докладом «О культе личности и его итогах». Доклад воспринят был неоднозначно (бурных аплодисментов не последовало). В июне 1957 г. на пленуме КПСС возникла оппозиция Хрущеву в руководстве. Она обвиняла его в авантюризме, подрыве авторитета КПСС, в попытках отрыва им армии от партии и т.д. Но Хрущев победил. Маленков, Булганин, Ворошилов, Молотов, Каганович, Шипилов были сняты со своих постов («антипартийная группа»). Во время "хрущевской оттепели" были проведены следующие преобразования в общественно-политической жизни: 1) Частичная реабилитация жертв сталинских репрессий. После ХХ съезда в Беларуси началась реабилитация жертв сталинских репрессий. С 1956 по 1962 г. в БССР реабилитировано 29012 человек. Среди них Кнорин, Гикало, Голодед, Криницкий, Уборевич, Шарангович и др. 2) Всеобщая амнистия политических заключенных, ликвидация ГУЛАГа, внесудебных карательных органов, прекращение массовых репрессий. 3) Расширение прав союзных республик: с 1957 г. вводилась самостоятельность республиканских органов власти в определении административно-территориального устройства, принятия гражданского, уголовного и процессуального кодексов. Май 1956 г. – постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР. В распоряжение республик передавались многие предприятия и организации, которые раньше подчинялись непосредственно союзным министерствам. Только в 1956 г. в распоряжение БССР было передано 356 таких предприятии, в 1957 – более 500. март 1957 г. – принят закон, по которому республики сами могли решать вопросы областного и краевого административно-территориального строительства. В 1956 г. впервые первым секретарем ЦК КПБ стал белорус К. Мазуров (1956-1965). 4) Некоторое расширение прав Советов: им передавались права направления финансовых средств на жилищное строительство, коммунальное хозяйство, социальную сферу за счет сверхплановых накоплений предприятий. В Советах появились комиссии по народному образованию, культурно-просветительской работы, здравоохранению, социальному обеспечению, жилищному строительству. Однако выборы в Советы по-прежнему имели формальный, безальтернативный характер. 5) Некоторое расширение прав профсоюзов: на крупных и средних предприятиях производственные совещания превращались в постоянно действующие под контролем профсоюзов; профсоюзы стали участвовать в распределении жилья, путевок. 6) Сокращение бюрократического аппарата, ограничение права на занятие высших партийных постов тремя терминами. 7) Административно-территориальная реформа 1962 (укрупнение областей) – в результате данной реформы в БССР была разделена на 6 областей: Минскую, Брестскую, Витебскую, Гомельскую, Гродненскую, Могилевскую. После 22 съезда КПСС (1962) в качестве официальной программы партии был провозглашен курс на построение коммунизма в СССР к 1980 году.
12.3. В результате государственного переворота 1964 г. Н. Хрущев был отстранен от власти. Генеральным секретарем ЦК КПСС вместо него стал Леонид Брежнев (1964-1982). После его смерти данную должность занимали Юрий Андропов (1982-1984) и Константин Черненко (1984-1985). В БССР в это время пост первого секретаря ЦК КПБ занимали П. Машеров (1965-1980), Т. Киселев (1980-1983), М. Слюньков (1983-1987). С его именем связывают нарастание застойных явлений. Роль партии постоянно растет, что нашло отражение в конституции СССР, принятой в 1977 г. (6-ая статья – положение о руководящей роли партии в обществе). В целом общественно-политическая жизнь второй половины 1960-х – первой половины 1980-х гг. продолжала традиции "хрущевской оттепели". Однако в то же время были отменены некоторые реформы предыдущего периода: сняты ограничения на право занятия высших партийных постов; замедлен процесс реабилитации жертв сталинских репрессий. Главным направлением власти являлось сохранение политической стабильности. В 1977 г. была принята новая Конституция СССР, а в 1978 г. в соответствии с ней новая Конституция БССР. По сравнению с предыдущими конституциями в них подчеркивалась особая руководящая роль КПСС-КПБ в общественно-политической жизни. В официальной идеологии в это время происходит переход от лозунгов о построении коммунизма к концепции "развитого социализма", которая подчеркивала достижения советского строя. В рамках данной концепции развивалась идея о формировании в рамках СССР новой общности – советского народа, который подменял собой постепенно прежние нации. Данная идея выступала обоснованием проводимой в БССР политики русификации. Вторая половина 1970-х – первая половина 1980-х гг. вошли в историю под названием «эпоха застоя», внешней чертой которого стала концентрация высшей государственной власти в СССР в руках группы престарелых партийных лидеров. Отличительными чертами этого периода являлись: - существенное разрастание партийно-государственного бюрократического аппарата, коррупция и протекционизм в рамках аппарата; - искусственный рост рядов партии (количество членов КПБ увеличилась за 1965-1986 гг. с 319 тыс. до 668 тыс. человек); - усиление формализма в работе партийно-государственного аппарата; - усиление контроля со стороны партийного аппарата за деятельностью Советов, профсоюзов, комсомола и других массовых общественных организаций; - широкая пропаганда с помощью СМИ "достижений советского строя", нарастание помпезности при проведении официальных мероприятий, создание в определенной степени культа руководителей партии, особенно Л. Брежнева. В течение второй половины 1970-х – первой половины 1980-х гг. прекратились массовые репрессии сталинского образца. В то же время незыблемой оставалась монополия на власть партийно-государственного руководства. Запрещалась любая оппозиция по отношению к власти: не разрешалась деятельность никаких политических и общественных организаций, инициатив, проведение собраний, кроме официальных и определенных властями; сохранялся жесткий цензурный контроль за всеми средствами массовой информации; продолжалась дискриминация прав религиозных организаций и верующих, ограничивались возможности выезда за границу и получения неофициальной информации общественно-политического характера. В данных условиях предусматривалась уголовная ответственность за проявления инакомыслия; широкие масштабы принял контроль со стороны органов госбезопасности. Хотя в то же время масштабы и степень политических репрессий существенно уменьшились по сравнению с периодом сталинизма. За антисоветскую деятельность в БССР в 1953-1985 гг. осуждено всего 137 человек. Международная политика БССР во второй половине 1950-х – первой половине 1980-х гг. продолжала оставаться в русле внешнеполитического курса СССР. В то же время возможности участия БССР в международной деятельности Советского Союза расширялись благодаря отказу советского руководства со второй половины 1950-х гг. от политики жесткой изоляции от остального мира, провозглашению принципа мирного сосуществования государств с противоположными общественными системами. В этот промежуток времени она принимала участие в работе почти 70 международных организаций и их органов. Для поддержания регулярных контактов с ними были созданы постоянные представительства БССР при ООН в Нью-Йорке (1958), Европейском отделении ООН в Женеве (1962), при ЮНЕСКО в Париже (1962), при международных организациях в Вене (1982). В 1974-1975 гг. БССР являлась непостоянным членом Совета Безопасности. Республика пять раз избиралась членом Экономического и Социального Совета ООН. Международная правосубъектность БССР была закреплена в Конституции 1978 г. Таким образом, в течение второй половины 1970-х – первой половины 1980-х гг. происходил процесс постепенной трансформации тоталитарного политического режима в БССР и СССР в авторитарно-бюрократический. Со второй половины 60-х гг. в общественной жизни стали нарастать и негативные процессы, связанные с еще более тесным сращиванием партийного и государственного аппарата, распространением коррупции. Надо было искать выход из сложившегося положения. В этот период несколько увеличивается автономия БССР в пределах СССР в экономических вопросах, расширяется ее международная деятельность при сохранении контроля со стороны союзных органов власти.
12.4 Период 1985-1991 гг. в БССР, как и в целом в СССР, отмечен проведением коренных социально-экономических и социально-политических преобразований, которые в итоге привели к ликвидации власти КПСС, распаду СССР и формированию независимого белорусского государства. Данный период вошел в историю под названием перестройки и совпадает по времени с периодом пребывания у власти в СССР последнего генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева. Проведение перестройки было вызвано обострением ряда социальных проблем: 1) Проблема государственно-политического устройства. В СССР сформировался авторитарно-бюрократический политический режим. Вся реальная власть принадлежала чиновникам партийно-государственного аппарата. В государстве были ограничены гражданские и практически отсутствовали политические права и свободы. 2) Социально-экономическая проблема: в условиях индустриализации были созданы новые развитые производительные силы. Дальнейшее их развитие требовало активного освоения результатов научно-технической революции. Производственные отношения, основанные на строго централизованной командно-административной системе управления экономикой, не отвечали этим потребностям, замедляли развитие технического прогресса. 3) Национальная проблема: по мере развития наций в условиях индустриального общества обострялись противоречия между имперской политикой союзного руководства и интересами отдельных республик и регионов в составе СССР. К середине 1980-х гг. происходит формирование сильных местных национальных элит (бюрократических, хозяйственных, научно-культурных), а потом соответствующих национальных движений, которые выступали за повышение самостоятельности национальных регионов в составе СССР или за создание независимых государств (прежде всего страны Балтии, Грузия). К середине 1980-х гг. эти проблемы обострились под влиянием ряда факторов: - падение темпов экономического роста в период "застоя"; - усиление "гонки вооружений" и финансовых затрат на военно-промышленный комплекс в условиях "холодной войны"; - затяжная война СССР в Афганистане 1979–1989 гг. В данных условиях партийно-государственные власти СССР во главе с М. Горбачевым начали осуществление ряда реформ, которые охватили различные сферы жизни общества. Осуществление перестройки прошло через три основных этапа: - увеличение финансирования перспективных отраслей экономики; - расширение хозяйственной самостоятельности предприятий путем введения хозрасчета и самофинансирование. Однако, несмотря на сохранение ежегодного роста объемов производства, существенного прогресса в экономической жизни в результате реализации данного курса не произошло. Это объясняется рядом причин, в том числе и Аварией на Чернобыльской АЭС 29 апреля 1986 года и связанными с ней огромными материальными потерями и расходами (радионуклидами загрязнено около 20% территории БССР, пришло в негодность около 300 тыс. га сельскохозяйственных угодий, значительная часть населения была выселена из загрязненной зоны); Второй этап перестройки охватывает 1987 – 1989 гг. Он характеризуется радикализацией социально-экономических реформ и началом проведения реформ в социально-политической области. Официальной целью данного этапа объявляется переход от авторитарной командно-административной системы к т.н. системе "Гуманного, демократического социализма". В социально-экономической области в этот период проводились следующие реформы: - введение элементов соучастия рабочих в управлении предприятий (право выборов трудовыми коллективами руководителей предприятий, отчетность администрации предприятий перед советами трудовых коллективов); - создание негосударственного сектора экономики в форме кооперации и аренды; - упрощение структуры управления экономикой; - расширение самостоятельности колхозов в сельском хозяйстве; - конверсия производства военно-промышленного комплекса. Однако введение элементов рыночной экономики проходило медленно. Сохранялся контроль министерств и ведомств над производством. В течение данного этапа сохранялся и даже несколько увеличился рост объемов промышленной и сельскохозяйственной продукции. Однако негативные факторы, которые имели место на первом этапе перестройки, сохранились и способствовали нарастанию хозяйственных трудностей. В июне 1988 г. руководители некоторых союзных республик предложили перейти на республиканский или региональный хозрасчет. На практике эти предложения привели к быстрому разрушению единого экономического пространства СССР. В социально-политической области в данный период происходит процесс демократизации. Ее началом стало провозглашение политики гласности на партконференции в июне 1988 г. Она включала в себя следующие элементы: - ограничение цензуры в средствах массовой информации, публикация ранее запрещенных произведений, появление критических материалов в прессе; - компания по осуждению преступлений сталинизма, проведение массовой реабилитации жертв сталинских репрессий; - легализация деятельности независимых от государственной власти общественных организаций, движений, гражданских инициатив. Руководство СССР во главе с М. Горбачевым стремилось использовать политику гласности для ограничения влияния той части партийно-государственного бюрократического аппарата, которая выступала против проведения в стране социально-экономических реформ, провозглашалась "тормозом перестройки". Партийно-государственное руководство БССР во главе с первым секретарем ЦК КПБ Я. Соколовым (1987 – 1990) в целом занимало более консервативные позиции по сравнению с союзным руководством и критически относилось к быстрым политическим преобразованиям. Вместе с тем в БССР, как и в целом в СССР, политика гласности привела к стремительному формированию гражданского общества: возникали гражданские инициативы, создавались круглые столы, дискуссионные и рабочие клубы, общественные организации. Наиболее значимыми темами для общественных дискуссий в это время становятся: преодоление последствий аварии на Чернобыльской АЭС и решение экологической проблемы; исследование преступлений сталинизма и реабилитация жертв сталинских репрессий (широкий резонанс вызвало обнаружение мест массовых расстрелов в урочище Куропаты около Минска в 1988 г.); развитие белорусского национального языка и культуры; сохранение историко-культурного наследия. Первоначально общественное движение развивался в русле поддержки политики перестройки. Однако постепенно его радикальная часть переходит в оппозицию к власти. Ее представители в июне 1989 создали Белорусский народный фронт (БНФ) с целью достижения национально-государственного суверенитета и углубления демократических преобразований в обществе. В июне 1989 г. было создано Общество белорусского языка, которое ставило своей задачей содействие всестороннему развитию белорусского языка во всех сферах жизни общества. Третий этап перестройки охватывает 1989-1991 гг., который можно охарактеризовать как кризис перестройки. В этот период в СССР начинается глубокий социально-экономический кризис. Его признаками стали: - Значительный спад объемов производства во всех отраслях экономики (за 1989-1991 гг. В целом по СССР падение национального дохода составила 33%); - Быстрый рост цен, инфляция; - Возрастание дефицита на основные товары (в 1990 г. вводится карточная система на продажу ряда продуктов); - Стремительный рост "теневой экономики", спекуляции. - Неумение бюрократического аппарата сочетать методы государственного регулирования экономики с механизмами рыночной экономики; - Распад традиционных хозяйственных связей; - Длительное падение цен на нефть и газ на мировом рынке. Углубление социально-экономического кризиса привело к подъему общественно-политического движения в СССР. В разных регионах страны происходят массовые выступления рабочих (забастовки, стачки), демонстрации, митинги, на которых звучали требования о недопустимости падения жизненного уровня населения. Постепенно данные выступления стали приобретать политический характер. Популярность политики М. Горбачева, которая была очень высокой в предыдущие годы, в 1989–1991 гг. стремительно уменьшалось. На развитие общественно-политического движения значительное влияние оказали успешные демократические революции 1989–1990 гг. в странах Центральной Европы. В марте 1990 г. III съезд народных депутатов принял поправку к конституции, согласно которой упразднялось привилегированное положение КПСС в системе государственной власти. На том же съезде была введена должность президента СССР, которую занял М. Горбачев. В данных условиях происходит быстрое нарастание влияния национальных движений в союзных и автономных республиках СССР; обостряются противоречия между союзными властями и республиканскими элитами. На протяжении 1990 г. все республики СССР принимают декларации о суверенитете, в которых требуют расширения своей самостоятельности. Партийное и государственное руководство БССР в 1990 – первой половине 1991 г. стремилась к расширению государственного суверенитета Беларуси, однако при сохранении СССР в обновленном виде. С 1990 г. происходят существенные в направлении демократизации общественно-политического строя. В марте – апреле 1990 г. прошли первые в истории БССР выборы в Верховный Совет на альтернативной основе. Верховный Совет БССР начал свою работу в июне 1990 г. в составе 360 депутатов. Большинство депутатов составляли сторонники правящего партийно-государственного аппарата. Около 100 депутатов образовали оппозиционный Демократический клуб, выступавший за ускорение реформ в экономической и политической жизни. Из его рядов 30 депутатов вошли в состав оппозиционных фракций БНФ. Председателем Верховного Совета был избран Николай Дементей. Одновременно при поддержке парламентского большинства был сформирован Совет министров во главе с Вячеславом Кебичем. В 1990 – первой половине 1991. происходят существенные преобразования в политической жизни БССР: - ликвидация цензуры в средствах массовой информации, появление новых массовых периодических изданий; - формирование многопартийности: возникают Объединенная демократическая партия Беларуси, Белорусская социал-демократическая Громада, Белорусская крестьянская партия, в партию превратилась БНФ и т.д.; - создание независимых профсоюзов и других общественных организаций; - падение авторитета КПСС, усиление антикоммунистических настроений в обществе (в 1990 КПСС-КПБ оставила 63 тыс. человек); - начало белоруссизации в различных сферах общественной жизни, образования, культуры в соответствии с Законом о языках 1990 года, согласно которому единственным государственным языком в БССР провозглашался белорусский. В первой половине 1991 г., в связи с экономическим кризисом и ухудшением жизненного уровня населения обостряется общественно-политическая ситуация. В апреле 1991 происходят массовые забастовки рабочих в различных городах Беларуси с требованиями улучшения материального положения. Постепенно к экономическим лозунгам присоединялись политические: демократизация общественно-политического строя, национализация имущества КПСС–КПБ. Забастовки закончились компромиссом. Таким образом, перестройка 1985 – 1991 гг. привела к существенным социально-экономическим и социально-политическим преобразованиям в БССР и СССР в целом. Однако просчеты в проведении реформирования, а также негативные внешнеэкономические факторы привели к глубокому системному кризису, потери власти КПСС-КПБ, распаду СССР и обретения государственной независимости Беларуси.
Контрольные вопросы: Темы докладов и рефератов: 1. П. М. Машеров: политический портрет. 2. Внешнеполитическая деятельность БССР в ООН. 3. Становление многопартийности в политической системе БССР.
Date: 2015-12-13; view: 1455; Нарушение авторских прав |