Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Геополитическое положение Республики Беларусь. Белорусско-российские отношения, создание Союза Беларуси и России





15.1. В социально-политической жизни Республики Беларусь можно выделить два основных периода:

1) период парламентской республики (1991-1994 гг.);

2) период президентской республики (с 1994 г.).

В 1991–1994 гг. Республика Беларусь представляла собой парламентскую республику. Функционирование государственной власти происходило на основе Конституции 1978 г. с принятыми поправками и дополнениями. Высшим органом законодательной власти являлся Верховный Совет. Ему принадлежало право принятия законов, ратификации международных договоров, контроль над всеми государственными, в том числе силовыми, структурами. Председатель Верховного Совета считался официальным главой государства. Верховный Совет формировал и осуществлял контроль за деятельностью Совета Министров, который был высшим органом исполнительной власти. Также Верховный Совет формировал состав центральных органов судебной власти: Верховного Суда, Высшего хозяйственного суда. Аналогичная система действовала в регионах: местные Советы депутатов формировали местные исполнительные комитеты и суды.

В общественно-политической жизни этого периода происходят следующие процессы:

- быстрое развитие периодической печати (наиболее массовыми изданиями становятся газеты "Народная газета", "Советская Белоруссия", "Республика", Звезда ");

- развитие многопартийности: до 1994 г. было официально зарегистрировано 29 политических партий и 7 общественно-политических движений (наиболее значимыми политически силами становятся: партия БНФ "Возрождение", Партия коммунистов Беларуси, Аграрная партия, Белорусская социал-демократическая партия); вместе с тем большинство партий имело небольшой численный состав, и они не оказывали никакого влияния на общественно-политическую жизнь;

- формирование и развитие различных общественных организаций;

- введение упрощенных форм выезда за границу;

- белоруссизация в различных сферах общественной жизни.

В течение 1992 – 1994 гг. Верховный Совет стал ареной жесткой политической борьбы различных группировок по вопросам экономической жизни, определения политического устройства государства, внешней политики. В этот период в парламенте сложились три основные политические блоки:

- "Консервативное" большинство, которое поддерживало правительство В. Кебича;

- "Демократическая" оппозиция БНФ и близкие к ней депутатские группы;

-"Центристская" группа во главе с Александром Лукашенко.
Председателем Верховного Совета в сентябре 1991 г. был избран Станислав Шушкевич. В своей политике он пытался лавировать между различными политическими группировками. Однако в результате он потерял доверие как со стороны проправительственных сил, так и оппозиции. С 1993 г. проявился конфликт между Шушкевичем и руководством Совета Министров. В январе 1994 г. Депутаты отозвали С. Шушкевича с должности Председателя Верховного Совета.

Основные разногласия между политическими силами развернулись по вопросу о принятии новой Конституции. Парламентское большинство и центристский блок отстаивали идею формирования президентской республики. Оппозиция БНФ настаивала на сохранении основ парламентской республики.

15 марта 1994 г. Верховный Совет Республики Беларусь принял новую Конституцию – Основной закон Республики Беларусь. Согласно Конституции, Беларусь провозглашалась унитарным демократическим социальным государством, которое обладает верховенством и полнотой власти на своей территории. В Конституции зафиксированы широкие гражданские и политические права и свободы граждан. Основной закон зафиксировал принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Вводилась должность президента, который провозглашался главой государства и главой исполнительной власти; ему предоставлялось право формирования правительства и контроля за основными государственными структурами. Вместе с тем сохранялись значительные права Верховного Совета, в том числе право утверждения правительства, формирования состава высших органов судебной власти, монополия на принятие государственных законов. Вводился новый высший орган судебной власти – Конституционный Суд, который формировался Верховным Советом. Выборы первого президента были назначены на 19 июня 1994 г.
Кандидатами на пост президента были выдвинуты шесть человек. Основными конкурентами считались премьер-министр В.Кебич и депутат А. Лукашенко. Широкую поддержку среди граждан нашла предвыборная программа А. Лукашенко. В ней акцент делался на преодоление экономического кризиса, социальную справедливость, борьбу с коррупцией, повышение жизненного уровня населения и т.д. Победителем первого тура выборов 19 июня стал А. Лукашенко, набравший 45% голосов. В. Кебича, хотя он и вышел во второй тур, поддержало только 17,4% избирателей. В следующем туре выборов, который состоялся 10 июля, около 80% избирателей первым Президентом Беларуси выбрали Александра Лукашенко.

20 июля 1994 г. состоялось вступление в должность президента А. Лукашенко. С этого времени начинается переход Республики Беларусь к президентской республике. По инициативе президента был сформирован новый Совет Министров, утвержденный Верховным Советом, во главе с Михаилом Чигирем. К началу 1995 г. было проведено реформирование системы исполнительной власти – создана подчиненная президенту сквозная вертикальная структура, которая включала исполнительные и распорядительные органы, как в центре, так и на местах, так называемая "вертикаль" – строго централизованная система государственного управления. В 1994 г. был также сформирован высший орган судебной власти - Конституционный Суд РБ.

 

15.2. Политика президента вызвала новое разграничение общественно-политических сил. В оппозицию перешли БНФ и близкие к ней политические группировки, а также часть бывшего парламентского большинства Верховного Совета во главе с М. Грибовым. Важным этапом борьбы между правительственными кругами и оппозицией стали парламентские выборы, назначенные на 14 мая 1995 г. Президент инициировал проведение в один день с парламентскими выборами республиканского референдума, который предусматривал 4 вопроса:

- О придании русскому языку статуса государственного наравне с белорусским;

- О введении новых государственных символов (флага и герба) Республики Беларусь;

- Об одобрение курса на экономическую интеграцию с Российской Федерацией;

- О внесении изменений в Конституцию, которые предусматривали возможность досрочного прекращения полномочий Верховного Совета, президента в случаях систематического или грубого нарушения Конституции. По всем четырем вопросам большинства граждан положительно ответили на вопросы референдума.

В январе 1996 г. начал деятельность избранный в мае – декабре 1995 г. Верховный Совет XIII созыва. В парламенте развернулась острая политическая борьба между сторонниками власти (фракция "Согласие") и сторонниками оппозиции, которая включала в себя представителей Партии коммунистов, Аграрной партии, Объединенной гражданской партии, Белорусский социал-демократической партии (Народная Громада) и др. В июне 1996 президент внес в Верховный Совет предложение о референдуме, главным вопросом которого должно было стать принятие новой редакции Конституции, согласно которой значительно усиливалась власть президента и исполнительных органов и уменьшалась власть парламента. Предусматривались также дополнительные вопросы:

- Перенесение национального праздника Дня независимости с 27 июля (день провозглашения суверенитета в 1990 г.) на 3 июля (день освобождения Минска от немецко-фашистских захватчиков в 1944 г.);

- Право свободной купли-продажи земли;

- Отмена смертной казни.

Подготовка к референдуму обусловила обострение политической конфронтации. Оппозиция в Верховном Совете, а также Конституционный Суд пытались обосновать незаконность данного референдума, а также организовать импичмент президенту в парламенте. В течение 1996 – 1999 гг. происходили демонстрации и стычки с милицией сторонников оппозиции. Накануне референдума оппозицию поддержали премьер-министр М. Чигирь и некоторые другие министры, которые подали в отставку. В данных условиях 24 ноября 1996 г. состоялся второй республиканский референдум. С 7,4 млн. человек, которые имели право в нем участвовать, проголосовало около 6,2 млн. человек. За принятие новой редакции Конституции с изменениями и дополнениями проголосовали около 70% граждан, внесенных в списки для голосования.

В соответствии с новой редакцией Конституции Беларусь превращалась в президентскую республику с широкими полномочиями главы государства. Президент является главой государства, назначает всех высших должностных лиц, формирует правительство, подписывает законы, вправе издания особых актов законодательного характера – декретов. Новая редакция Конституции также расширила права и полномочия Совета Министров. Во главе законодательной власти создавался двухпалатный парламент – Национальное собрание, состоящий из Палаты представителей (110 депутатов, избранных населением) и Совета Республики (64 депутата, из них по 8 избираются от каждой области и г. Минска и 8 назначаются президентом). Палата представителей готовит проекты законов и принимает их; Совет Республики утверждает и или отменяет эти законопроекты. Сохранилось права парламента утверждения или освобождения с должностей членов Совета министров. Изменяется порядок формирования Конституционного Суда: из числа 12 судей 6 назначаются президентом, 6 – Советом Республики.

В результате изменений в Конституции Верховный Совет был распущен. Из числа 110 его депутатов, которые поддержали результаты референдума, была сформирована Палата представителей. Оппозиция отказалась признавать результаты референдума.
После событий 1996 г. происходит последовательная стабилизация и централизация государственной власти. В результате выборов в Палату представителей II, III и IV-созыва в 2000, 2004 и 2008 гг. в состав парламента входили почти исключительно сторонники власти. В сентябре 2001 года президент А. Лукашенко был переизбран на второй срок в результате первого тура выборов. 17 октября 2004 года одновременно с парламентскими выборами проходил республиканский референдум об изменениях в Конституции, которые отменяли ограничение на право занятия одним лицом должности президента двумя сроками. Большинство граждан поддержали данные изменения. На выборах президента в марте 2006 г. в соответствии с новыми изменениями в Конституции А.Лукашенко в третий раз баллотировался на пост президента и одержал победу в первом туре выборов. Влияние оппозиции в общественно-политической жизни постепенно снижается.

Под руководством А. Лукашенко в этот период меняется несколько составов Совета министров, который возглавляли С. Линг (1997 – 2000), А. Ермошин (2000 – 2002), Г. Новицкий (2002 – 2004), С. Сидорский (с 2004 г.). Во главе Конституционного Суда с 1996 года находится Г. Василевич.

Таким образом, в общественно-политической жизни Республики Беларусь в 1990-2000-е гг. выделяются два этапа, связанные с функционированием парламентской и президентской республики. С середины 1990-х гг. наблюдается постепенная стабилизация и централизация государственно-политической власти в рамках развития институтов президентской республики на основе Конституции РБ с изменениями и дополнениями 1996 г.

 

15.3. Приоритетным направлением внешней политики выступает развитие сотрудничества с Российской Федерацией и странами СНГ. По соглашению о создании СНГ в декабре 1991 г. предусматривалось развитие равноправного и взаимовыгодного сотрудничества государств-участников в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарной и других областях. Официальным местом пребывания координационных органов СНГ был определен Минск. В Минске проходили заседания Совета глав государств-участников Содружества. 22 января 1993 г. на заседании Совета глав государств СНГ в Минске был обсужден и принят Устав СНГ. Регулярно в столице СНГ проходят заседания глав, правительств, министерств и ведомств стран Содружества. 3 1993 г., в соответствии с Уставом, в Минске располагался Исполнительный секретариат СНГ, с 1999 г. вместо него Исполнительный комитет СНГ. Этот международный орган разрабатывает проекты документов, содействует реализации совместных программ, организует деятельность более 20 органов отраслевого сотрудничества. Также в Минске находится Экономический суд СНГ, созданный в 1994 г., который рассматривает дела о толковании актов Содружества, признании и обеспечении социально-экономических прав граждан, проживающих на территории государств СНГ и т.д. С середины 1990-х гг. заметно активизируется сотрудничество с Россией в результате, принятого руководством государств курсу на взаимную межгосударственную интеграцию. В 1995 году президенты двух стран А. Лукашенко и Б. Ельцин подписали Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве сроком на 10 лет. В мае 1995 г. ликвидирована таможенная граница между двумя государствами. В дальнейшем был подписан ряд документов, направленных на углубление межгосударственной интеграции:

Договор о создании сообщества суверенных республик Беларуси и России (2 апреля 1996 г.);

Договор о Союзе Беларуси с Россией (2 апреля 1997 г.);

Декларация об объединении Беларуси с Россией в Союзном государстве. (25 декабря 1998 г.)

Договор о создании Союзного государства Беларуси и России (8 декабря 1999 г.).

По данным актов предусматривалось согласование позиций двух государств по международным вопросам, взаимодействие по сохранению безопасности, охране границ и борьбе с преступностью. Сохраняя атрибуты суверенитета, государства выходили на совместное строительство структур, которые имели общую законодательную базу. Были сформированы Высший Совет, Исполнительный комитет, Парламентское собрание, Таможенный комитет, Российско-Белорусский комиссия по научно-техническому сотрудничеству и некоторые другие совместные организации. Планировалось создание общей транспортной системы с едиными тарифами по перевозкам грузов и пассажиров, единой энергосистемы, научно-технического и информационного пространства, синхронизация экономических реформ, создание единой нормативно-правовой базы, унификация денежно-кредитных и бюджетных систем.

На практике интеграционные соглашения не всегда выполнялись. Главной причиной этого являются различные подходы к интеграции руководства государств. Белорусская сторона настаивает на равноправном союзе двух суверенных государств. Со стороны российских политических элит нередко звучали предложения вхождения Беларуси в состав России, или понижения статуса Беларуси в составе Союза. Проблемы возникают также в экономической сфере по таким вопросам как ликвидация таможенных барьеров, поставки российских энергоносителей и сырья в Беларусь и их дальнейший транзит и экспорт в Центральную и Западную Европу, создание единых условий для субъектов хозяйствования обеих стран и т.д.

В марте 1996 г. был подписан договор об углублении экономической интеграции четырех стран – России, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, к которым позднее присоединился Таджикистан (ЕврАзЭС). В 2003 г. создана организация региональной интеграции, в которую вошли Россия, Беларусь, Украина, Казахстан. Эти страны заявили о стремлении создать зону свободной торговли и подписали Соглашение о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП).

Важным направлением во внешней политике Республики Беларусь является установление взаимовыгодного сотрудничества со странами Европейского Союза. Однако во второй половине 1990-х – первой половине 2000-х гг. отношения между сторонами имели противоречивый характер вследствие негативной оценки участниками ЕС политической ситуации в Беларуси. С 2007-2008 гг. наблюдается заметное улучшение отношений. С 2009 г. Беларусь вместе с Украиной, Молдовой, Арменией и Азербайджаном была включена в реализацию программы "Восточное партнерство", направленную на углубление контактов стран Евросоюза с восточными соседями.
Беларусь активно сотрудничает со многими странами Азии, Африки и Латинской Америки. Особое тесное сотрудничество установлено с такими государствами как Китай, Индия, Иран, Сирия, Объединенные Арабские Эмираты, Венесуэла.
Активно развиваются международные связи Беларуси в экономической сфере, в таких областях как наука, культура. Приоритетными направлениями внешней политики выступают сотрудничества с Россией и странами СНГ, а также сближение со странами Европейского Союза.

 

 

Контрольные вопросы:

 

Темы докладов и рефератов:

1. Политические партии в РБ: история создания и деятельность.

2. Всебелорусские народные собрания 1996 и 2001 г.

3.Союз Беларуси и России: состояние и перспективы развития.

 

Date: 2015-12-13; view: 1075; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию