Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Разработка в педагогики проблемы цели воспитания
Значение целей воспитания для разработки педагогической теории. Цели воспитания и их иерархия. Определение целей воспитания в различные периоды развития общества. Формирование всесторонне и гармонично развитой личности как основной цели воспитания. Реализация целевых установок в практической работе школы и учителя. Формирование базовой культуры личности как цели воспитания. Краткое содержание вопроса Целенаправленность - важнейшая характеристика процесса воспитания. Современная теория воспитания располагает достаточным количеством исследований, посвященных анализу целей воспитания. Однако в условиях "бездетной педагогики", подходившей к процессу воспитания с технократических позиций, т.е. предполагавшей существование однозначной связи между целями и средствами воспитания, педагогическое учение о целях воспитания не получило существенного развития. Пришедший ему на смену психологический подход побудил исследователей, руководствуясь той или иной психологической концепцией, выявлять психологическую структуру общих и частных целей воспитательной деятельности, строя своеобразные модели каждой отдельно взятой цели. Это привело к целевому плюрализму, а общая концепция целей воспитания оставалась неразработанной. В рамках социально-психологического подхода основное внимание уделяется социальному содержанию целей воспитания, они рассматриваются как нечто внешнее по отношению к процессу воспитания, не входящее в структуру взаимодействия воспитателя и воспитанников, а только побуждающее это взаимодействие. Необходимо заметить, что независимо от позиций исследователей к разработке вопроса о цели воспитания все они ориентируются на философское определение данной категории. В философской литературе цель определяется как "идеально, деятельностью мышления положенный результат, ради достижения которого предпринимаются те или иные действия или деятельность" Будучи единым и единственным теоретическим объектом, процесс воспитания характеризуется конечной целью - представлением об идеальном воспитаннике. Как указывают философы, идеал представляет собой некоторую конструкцию из горячо желаемых ценностей, вероятность осуществления которых невелика. Такая конструкция может быть намечена лишь схематически, поскольку является результатом заострения в воображении черт подлинной реальности. Таким образом, в определении цели воспитания главенствующую роль приобретает выбор системы ценностей. Различают ценности: трансцендентные (абсолютные - в рамках религий); социоцентрические (общечеловеческие; групповые - расовые, национальные, профессиональные); антропоцентрические (индивидуальные). В воспитании, основанном на трансцендентных ценностях, ориентация идет на высшее божественное существо. В воспитании, основанном на социоцентрических ценностях, осуществляется ориентация на социальные потребности. В воспитании, основанном на антропоцентрических ценностях, происходит возвышение индивидуальности в структуре человеческих ценностей. Базовыми ценностями являются самореализация, автономность, удовольствие, польза, искренность, индивидуальность. Необходимо отметить, что абсолютизация той или иной системы ценностей приводит в одном случае к уходу от реальной жизни (система трансцендентных ценностей), в другом случае - к постоянному духовному перенапряжению (система социоцентрических ценностей), в третьем случае - к угрозе превращения высшей ценности в эгоизм. Практика жизни и практика воспитания показывают, что только при взаимодополнительном (комплиментарном) восприятии противоположных друг другу систем ценностей возможен наиболее здравый подход в формировании содержания предполагаемого образа человека. В свою очередь, необходимо обратить внимание на то, что содержание целей воспитания характеризуется не самими ценностями как влияниями объективного мира, а суждениями о них. Значит, по своему содержанию цели воспитания - это социальные идеи, формулируемые обществом на определенном этапе его развития (активный строитель коммунизма, всесторонне и гармонически развитая личность, человек культуры). Они имеют, как уже отмечалось, отпечаток идеала. Однако социальное содержание - только одна сторона цели воспитания. Ведь цель воспитания - это представление не о самой ценности, а о личности воспитанника, который систему суждений о ценностях принял в качестве руководства для собственной жизнедеятельности. Следовательно, цель воспитания реальна, если ей придана психологическая форма. Наиболее признанным в психологическом подходе оказалась концепция направленности личности, развитая в работах Л.И.Божович. По ее мнению, целостная структура личности определяется прежде всего ее направленностью. Педагогический аспект этой концепции широко разработали Т.Е.Конникова, З.И.Васильева, З.М.Шилина, А.В.Зосимовский. Уточнение психологического понимания направленности личности и наполнение его социальным содержанием привело к обоснованию в педагогике понятия "позиция личности" как сложной системы ценностных отношений личности к окружающей действительности, другим людям, самому себе (С.Л.Рубинштейн, В.Н.Мясищев, Б.Г.Ананьев, В.С.Мерлин, Е.В.Бондаревская). Таким образом, цель воспитания как проект личности, основываясь на принципе персонализации, можно рассматривать в виде ценностного отношения воспитанника к действительности - "позиции личности", что можно, в свою очередь, принять за общую цель воспитания. Кроме этого в понятие "позиция личности" включаются только доступные для воспитанника отношения. Важно отметить то обстоятельство, что в процессе воспитания формирование ценностного отношения к области действительности происходит не обязательно в результате непосредственного соприкосновения к ней, а опосредуется в процессе взаимодействия с воспитателем (другими людьми) суждениями о социальной и личностной значимости (ценности) данного явления действительности. Так как "позиция личности" как общая цель воспитания рассматривается как система отношений, то следующим шагом в целеобразовании является выделение тех компонентов действительности, к которым формируются ценностные отношения, или иначе - частных целей воспитания. Date: 2015-12-13; view: 566; Нарушение авторских прав |