Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Воспитание в структуре целостного педагогического процесса
Сущность воспитания: воспитание в широком социальном смысле, в узком педагогическом значении. Различные трактовки понятия «воспитание». Особенности и движущие силы воспитания. Важнейшие закономерности и принципы воспитания. Роль и место воспитания в ряду факторов развития и социализации личности. Движущие силы воспитания: объективные внешние противоречия, объективные внутренние противоречия, субъективные противоречия. Функции воспитания: оценочная, диагностическая, организаторская, прогностическая, проективная. Концепции воспитания в современной России. Краткое содержание вопроса Закономерность – понятие близкое к закону; совокупность взаимосвязанных законов, обеспечивающих устойчивую тенденцию. Среди закономерностей воспитания выделяют следующие: 1. Закон соответствия воспитания и требований общества. 2. Закон единства целей, содержания, методов воспитания. 3. Закон единства воспитания, обучения и развития личности. 4. Закон воспитания в деятельности. 5. Закон активности воспитанника. 6. Закон единства воспитания и общения. 7. Закон воспитания в коллективе. Обобщение имеющихся в педагогической литературе исследований по данному вопросу позволяет выделить следующие закономерности процесса воспитания. 1. Воспитательный процесс достигает наибольшего эффекта, имеет наибольшую результативность, если в нем одновременно, взаимосвязанно находят отражение актуальные потребности и возможности общественного и индивидуально-личностного развития. 2. Чем целесообразнее организована деятельность воспитанников, чем разумнее строится их общение, тем эффективнее протекает воспитательный процесс. 3. Чем больше в организуемой деятельности воспитанников опора на предоставление им инициативы, самостоятельности, активности, ориентация на ситуацию успеха, тем воспитательный процесс имеет большую эффективность. 4. Чем целенаправленней в воспитательном процессе происходит целостное влияние на вербальные и сенсорно-двигательные процессы, лежащие в основе сознания, чувств и практических действий воспитанников, тем эффективнее гармоничность умственного, духовного и физического развития детей. 5. Чем в большей степени носят скрытый характер педагогические влияния воспитателя на воспитанников, тем эффективнее воспитательный процесс в целом. 6. Чем последовательнее осуществляются взаимные связи между целью, содержанием и методами воспитательного процесса, тем выше его результативность. На основе выявленных закономерностей вырабатываются принципы воспитания. Под принципом воспитания в педагогике принято понимать исходные положения, определяющие основные требования к процессу воспитания, его содержанию, формам и методам. Они указывают ведущие направления воспитательной деятельности, характеризуют особый стиль воспитания и помогают творчески подойти к воспитательному процессу. К основным можно отнести принципы: целенаправленности, целесообразности, культуросообразности, связи с жизнью, социализации, ценностных отношений, активности, опоры на положительное, опоры на успех, гуманизма, сочетания уважения и требовательности, дифференциации, целостности, системности, соответствия методов и содержания воспитания поставленным целям и задачам. Принципы воспитания. Среди множества принципов можно выделить три группы: 1. Первая группа принципов определяет требования к целям и содержанию воспитания: принцип гуманистической направленности воспитания, принцип направленности на освоение культуры, ценностей общества, норм поведения, принцип связи воспитания с жизнью. 2. Вторая группа принципов – собственно педагогические или методические: принцип воспитания в деятельности, принцип воспитания с опорой на положительное, принцип воспитания в коллективе и через коллектив, принцип единства требования и уважения к ребенку. 3. Третья группа принципов – социопсихологические: учет возрастных и индивидуальных особенностей, принцип единства требований школы, семьи, общественности. Современные принципы воспитания представляют собой совокупность бесспорных педагогических деклараций, направленных на определение гуманистических основ воспитания: · принцип гуманизации воспитания. Этот принцип провозглашает идею самоценности человека, идею активного человеколюбия: принимать ребенка таким, каким он есть, проявлять живой интерес к нему, принимать равным себе в духовном смысле; · принцип демократизации воспитания: провозглашение право на свободный выбор, защита личности каждого ребенка; · принцип педагогического оптимизма: опора на положительные качества ребенка, культивирование его достоинств, создание в процессе воспитания оптимистического климата; · принцип единства и целостности воспитательного процесса: единство педагогических позиций и воспитательного взаимодействия с ребенком, единство общего и индивидуального развития ребенка, единство основных направлений базовой культуры личности; · принцип целенаправленности воспитания: определение программы жизни детей; · принцип коллективного воспитания: коллектив является реальной средой и отражает модель отношений, существующих в обществе; · принцип «параллельного педагогического действия»: подчеркивает единство процессов индивидуализации и социализации, которые специально направляются воспитанием. Концепция воспитания в современной России определяется социально-экономическими, политическими, историко - культурными и педагогическими факторами. Для выработки концепции воспитания имеются следующие условия: 1. История отечественного образования в России. 2. Опыт зарубежной педагогики. 3. Социально-экономические и культурные условия в стране. Date: 2015-12-13; view: 1034; Нарушение авторских прав |